Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока ИЗО в 4 классе. Родная история и искусство

Конспект урока по изобразительному искусству «Родная история и искусство. Изучаем работы мастеров. М. Кугач "Дед и внук"».
Описание материала: Предлагаю вам конспект урока изобразительного искусства в 4-ом классе. Он будет полезен учителям начальных классов при изучении темы «Картина М. Кугача "Дед и внук"». Продуктом деятельности детей на уроке станет совместный "Альбом Славы".
Конспект урока изобразительного искусства «Родная история и искусство. Изучаем работы мастеров. М. Кугач "Дед и внук"».
Провела студентка группы ПНК-31: Кечина Д. С.
Место проведения: 4«Д» класс

Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели урока:
• Познакомить с картиной М. Кугача "Дед и внук".
• Воспитывать патриотизм и чувство гордости у детей в процессе формирования представлений о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне.
• Узнать, что такое фотография.
• Закрепить умения работать с картоном, ножницами, цветной бумагой, клеем.
• Закрепить умение составлять композицию
• Развивать творческое мышление.
• Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству
Ход урока
1)Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Учитель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Диана Сергеевна. Сегодня урок изобразительного искусства у вас проведу я.
Проверьте готовность к уроку.

2) Этап актуализации знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии

Учитель: Ребята, сядьте ровно, спинка прямая. Послушайте меня внимательно.

Была самая короткая ночь в году. Люди мирно спали. И вдруг:
— Война! Война!
22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Напали словно воры, словно разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей либо убить, либо сделать своими слугами и рабами. Началась Великая Отечественная война. Ребята, сколько она продолжалась?
Дети: - 4 года. С 1941 по 1945
Учитель: Правильно. Прогремели великие битвы: Московская, Сталинградская, битва на Курской дуге. 250 дней не сдавался врагу героический Севастополь. В страшной блокаде держался мужественный Ленинград. Ребята, кто из вас знает, сколько дней продлилась блокада Ленинграда?
Дети: - 900 дней

Учитель:Советские люди делали всё, чтобы остановить фашистов. Даже в самые тяжёлые дни они твёрдо верили: «Враг будет разбит! Победа будет за нами!»
И вот пришёл день, когда наступление захватчиков было остановлено. Советские армии погнали фашистов с родной земли.

Чудеса героизма и храбрости проявили наши люди, защищая от фашистов родную землю. В этом году наша страна будет отмечать 70 годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Герои. Герои... Подвиги. Подвиги... Их было тысячи, десятки и сотни тысяч. С помощью чего люди увековечивают подвиги своих героев?
Дети: - монументы, мемориальные доски, стихотворения, рассказы, картины.

Учитель: Правильно. Ребята, многие художники обращались в своем творчестве к теме Великой Отечественной войны. В своих картинах одни рассказывали о страшных потерях, другие – о нечеловеческой сущности фашизма, третьи – о жизни в осажденных врагом городах. Как вы думаете, какие основные цвета в своих картинах использовали художники, чтобы рассказать нам об этих сюжетах?
Дети: красный. черный, белый

Учитель:Правильно. Великая Отечественная Война - это огромная душевная рана в человеческих
сердцах. Именно поэтому художники для того ,чтобы передать нам всю сущность войны, использует такие суровые нагнетающие цвета.
3)Этап выявления места и причины затруднения.
Учитель:Итак, путь к Победе был тяжелым и долгим. Она досталась ценой огромных жертв и материальных потерь. Но война закончилась. И появились новые картины, показывающие нам другую сторону Победы. Ребята, закройте глаза и внимательно послушайте меня. Представьте : по разбитой сельской дороге, держась за руки, идут двое: искалеченный войной слепой дед и маленький, очень похожий на него, серьезный ребенок – внук. Жизнь продолжается, несмотря на потери и невзгоды. Представили? (Задаю нескольким детям вопрос: В какой цветовой гамме представилась тебе твоя картина?)
Учитель:Ребята, такая картина уже существует, и сейчас мы с ней познакомимся. Откройте глазки и посмотрите на слайд. Перед собой вы видите картину Михаила Юрьевича Кугача «Дед и внук».

4) Этап построения проекта выхода из затруднения.
Учитель:Михаил Юрьевич Кугач - заслуженный художник Российской Федерации. Родился Родился 2 января 1939 года в Москве.

Живёт Михаил Юрьевич постоянно в деревне, так же как до недавнего времени жили его отец -художник Кугач Юрий Петрович и его мама — художница Ольга Григорьевна Светличная. Несколько лет назад Михаил Юрьевич был избран действительным членом Российской Академии художеств, но порывать с родными местами не собирается.

— Вот говорят: русская идея, —рассказывает Михаил Юрьевич — А идея заключается в том, чтобы жить среди народа и впитывать в себя его идею. Художник должен уметь косить сено, ловить рыбу, ходить на охоту, заготавливать дрова на зиму, быть неприметным. Но именно тогда ему легче будет впитывать в себя эту идею. Её и выражает художник.
Сколько душевной теплоты и внимания к миру в работах М.Ю.Кугача. По его картинам можно судить о нынешней жизни русского человека. Этот замечательный художник — настоящий сын своего народа с его радостями, бедами и несчастьями, с его православной душой.
Рассмотрите картину и расскажите, какие чувства у вас вызывает данное произведение?
Дети: радость за то, что настало мирное время и грусть, потому что война оставила неизгладимый след в душе
Учитель:Определите жанр данного произведения.
Дети: портрет, бытовой
Учитель:Какие цвета использовал Михаил Кугач, чтобы создать оптимистическое настроение?
Дети: желтый, зеленый, голубой и т.д.
Учитель:Молодцы!
- Ребята, после войны сохранились письма от солдат, которые трогают сердца, написано множество портретов, с помощью которых мы можем знать своих героев в лицо. А что еще нам помогает запечатлять людей и хранить их в своей памяти?
Дети: фотография
-Правильно. А что такое фотография?
Дети: изображение, полученное с помощью камеры
Учитель:Ребята, фотография – это изображение, полученное посредством камеры и сохраненное на светоустойчивом материале. Полученные изображения фиксируются благодаря физическим и химическим процессам, получаемых с помощью света. Первая светостойкая копия на стекле была сделана французом Жозефом Нисефором Ньепсом в 1822 году. Правда, к нашему времени она, к сожалению, не сохранилась. Поэтому самой первой в истории долговечной фотографией принято считать снимок «вид из окна» всё того же Ньепса, но полученный уже четырьмя годами позже.

Ребята, наша с вами сегодняшняя творческая работа, а так же домашнее задание будут связаны с фотографией.

5) Этап реализации построенного проекта
Ребята, сейчас я каждому из вас раздам по 1 листу, на котором будет фотография и отрывок из биографии героя Великой Отечественной Войны. Сегодня мы с вами будем составлять «Альбом Славы». Итак, откройте свои рабочие тетради на странице 30-31 и рассмотрите предложенные автором композиции. Давайте определимся с формой, размером и конструкцией нашего «Альбома Славы».
-Ребята, вы большие молодцы. А теперь давайте отдохнем.
Физкультминутка

6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
-Ребята, какой формы будет наш будущий альбом?
-Каким будет размер?
-Приступим к работе. Ребята, фотографию обрежьте по контуру. Биографию можете вырезать и приклеить, а можете переписать от руки. Для своей странички вы можете использовать материал рабочей тетради со страницы 69.
-Определитесь с композицией своей страницы Альбома Славы. После того, как вы определились, можете приклеить фотографию и биографию героя.
7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Хожу по рядам, помогаю, у кого не получается, подсказываю.

8) Этап включения в систему знаний и повторения
Вопросы: Что такое фотография?
-С картиной какого художника мы сегодня познакомились?
-Как называется его произведение?
-Какую годовщину Победы мы празднуем в этом году?
9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Ребята, вы все очень постарались и сделали очень красивые странички для будущего «Альбома Славы». Прошу вас дома подобрать материалы о старшем поколении вашей семьи с фотографиями для того, чтобы мы сделали «Альбом Славы » ваших семей. Спасибо за работу!
Результаты работы


Рекомендуем посмотреть:

Дидактическая игра по ИЗО для детей от 9 лет Конспект занятия по ИЗО по теме: Зима для учащихся начального звена Внеклассное занятие по ИЗО к 8 марта в 4 классе. Конспект Занятие по декоративно-прикладному творчеству в начальной школе. Гжель

Похожие статьи:

Конспект урока ИЗО в 4 классе по теме «Все народы скорбят о погибших борцах и воспевают их»

Участник №64 творческого конкурса для детей и педагогов «70-летию Великой Победы посвящается»
Конспект урока по математике, 2 класс. Учимся решать уравнения
Опубликовано: 632 дня назад (19 марта 2015)
Просмотров: 2314
+4
Голосов: 4
Мария Александровна Лангер # 19 марта 2015 в 17:38 +1
Очень хороший урок, молодец!Важная и нужная работа
Диана Сергеевна Кечина # 20 марта 2015 в 18:27 0
Спасибо Вам за отзыв, Мария Александровна!
Татьяна Викторовна Бацких # 19 марта 2015 в 19:12 +1
Здравствуйте. Ознакомилась с конспектом вашего урока. Да очень важный и полезный материал для детей, к тому же интересно подобранная информация поможет воспитать в детях чувство патриотизма!
Диана Сергеевна Кечина # 20 марта 2015 в 18:29 0
Здравствуйте. Огромное спасибо, Татьяна Викторовна!
Валерий Григорьевич Вершинин # 19 марта 2015 в 21:00 +1
Уважаемая Диана Сергеевна! Вы не сможете в одном уроке выполнить то, что заявлено. Цель могла быть такой: знакомство с картиной М. Кугача....., а задачи: развивать то-то, учить тому-то, воспитывать патриотизм и чувство благодарности героям ВОВ. Вот и посмотреть с детьми, как написана картина. Тут столько благодарной работы, которая разовьет и мысли, и речь, и внимание. Учащиеся самостоятельно или с вашей подсказкой увидели бы звезду героя, подумали, кем он мог быть на войне, почему ослеп. Как он идёт, как его с гордостью ведёт внук, как деревья к ним наклонены в приветствии, цвет неба и т.д. Мне так жалко, что вы упустили такой важный воспитательный и развивающий момент: умение видеть, размышлять и сопереживать! А фотографии могли бы стать целью другого урока со своими задачами.
Диана Сергеевна Кечина # 20 марта 2015 в 18:25 0
Уважаемый Валерий Григорьевич! Я очень благодарна Вам за замечания. Обязательно учту их в своей будущей работе как педагога. Исправить цель и задачи в своей работе, к сожалению, не могу. Работу с фотографией на данном уроке мне поставил учитель, у которого я проводила урок как практикантка. Насчет всего остального могу сказать только то, что я еще учусь и надеюсь, что следующие уроки я буду проводить намного лучше, чем этот, и не упущу из виду такие важные детали. Спасибо Вам за отзыв!