Конкурсы для педагогов и детей

Занятие по декоративно-прикладному творчеству в начальной школе. Гжель

Занятие по декоративно-прикладному творчеству. Гжель
Цель: актуализировать знания учащихся о росписи «Гжель»; научить рисовать элементы росписи «Гжель», формировать понятия об орнаменте.
Задачи:
• обучающие
1. Познакомить детей с росписью «Гжель»
2. Познакомить детей с наследием русского народного искусства и его традициям.
3. Учить детей составлять план действий, правильно распределять время для работы.

• Развивающие
1. Развивать у детей кругозор и формировать представления о роли искусства в жизни общества.
2. Развивать у детей образное мышления, творческую фантазию и воображение.

• Воспитывающие
1. Воспитывать творческую личность, духовно богатую, внутренне свободную, способную строить жизнь, достойную человека, умеющего в этом мире быть счастливым;
2. Воспитывать такие качества личности как доброту, отзывчивость, трудолюбие, любовь к родному краю.
3. Воспитание учащихся в гармонии с окружающим миром, с родной природой, открытие красоты мира
Оборудование: слайды, посуда и статуэтки с росписью «Гжель», схемы орнаментов, на доске слова «гончар», «фарфор», «кобальт», «палитра», «эскиз».

I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!

II. Вводная часть
Учитель:
- Отгадайте загадки:
1.Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит-плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это-…(птица)
2.Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зелёной выйдет к свету,
Растёт, цветёт всё лето.
Коровам без неё-беда:
Она их главная еда. (цветы, трава).
Учитель: Правильно, ребята! Птицы, травка, цветы, завитки-главные элементы росписи, о которой мы сегодня узнаем на занятии.

III. Основная часть.
- Сегодня мы с вами познакомимся c русским народным творчеством и называется оно ГЖЕЛЬ.
В полусотне вёрст на восток от стольного княжьего города Москвы тянулись дремучие леса, и среди лесов, на суглинистых нечернозёмных угодьях стояла Гжельская волость. Славилась она не пирогами и коврами, а поделками местных мастеров. Жили здесь мастера гончарного дела.
Учитель: -Кто такие гончары?
(мастера, которые изготавливают изделия из глины)
Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины подвергались обжигу в печи при высокой температуре.
И вот собрались однажды они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство своё показать, всех людей порадовать да край свой прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду, какой свет не видывал.
Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке- курочка красуется. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его. Третий мастер подивился такой красоте, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная сахарница получилась.
Стали думать да гадать как бы такую красоту украсить?
Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое небо с белыми облаками, вдали синий лес, синяя гладь рек и озёр, а над ними белый туман стелется. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава…
Полюбилась нарядная посуда людям, и стали её ласково называть «Нежно-голубое чудо-сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нём внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду (показ посуды с росписью «гжель») Физминутка
Раз – руки вверх махнули
И при том вздохнули.
Два-три – нагнулись, пол достали
А четыре – прямо встали.
Воздух сильно мы вдыхаем,
При наклонах выдыхаем.
Но колени гнуть не нужно.
Чтобы руки не устали,
Мы на пояс их поставим.
Прыгаем как мячики,
Девочки и мальчики
Сегодня объединение «Гжель»- современное предприятие, в состав которого входит 6 производств с персоналом, состоящим из 1500 высококвалифицированных рабочих.
Гжель-это вазы, статуэтки, игрушки камины, люстры и многие другие фарфоровые изделия. Продукты «Гжели» пользуются огромной популярностью в России и за её пределами.
Русский живописец Б.М. Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чаши цветут «колдовскими синими цветами». И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне- исключительно гжельская традиция, которой не найдёшь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного тёмно-синего цвета. Но оттенки появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-чёрным.
Давайте попробуем на нашей палитре получить как можно больше оттенков синего цвета.
(пользуемся синей краской только одного цвета)
Так как гжельские мастера расписывали свои изделия цветами, листьями, завитками, птицами
Давайте попробуем также красиво нанести свой узор (эскиз) на бумагу. Сначала вы подумайте, что изобразите на своих изделиях.
(Учитель показывает на доске приёмы и технику мазков, работу кистью) Дети пробуют сделать свои эскизы


Физминутка:
Реснички опускаются...
Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем.
Мы спокойно отдыхаем.
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко... ровно... глубоко...
Наши руки отдыхают...
Ноги тоже отдыхают.
Отдыхают, засыпают.
Отдыхают, засыпают.
Шея не напряжена
И расслаблена...
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляются.
Все чудесно расслабляются.
Дышится легко... ровно... глубоко...
(Пауза.)
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!

- А сейчас, когда вы продумали, какой узор будете наносить на свои изделия, можете приступать к работе. Не торопитесь, работайте спокойно.
(Звучит спокойная музыка.)


IV. Заключительная часть. (выставка работ)

- Ребята, понравилось ли вам наше занятие?
- Что нового вы узнали?
- Возникли ли у вас трудности?
- Спасибо за работу.

Рекомендуем посмотреть:

Художественная деятельность для школьников Конспект урока ИЗО в 4 классе. Родная история и искусство Беседа о творчестве художников-анималистов в начальной школе Конспект занятия ИЗО в изостудии

Похожие статьи:

Методическая разработка занятия по декоративно-прикладному творчеству для младших школьников

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству. Золотая хохлома | Внеклассное занятие в начальной школе. Зимующие птицы
Опубликовано: 633 дня назад (16 марта 2015)
Просмотров: 1722
+2
Голосов: 2
Виктория Сергеевна Селюкова # 16 марта 2015 в 20:23 +1
Насыщенное и познавательное занятие! Очень порадовали сами ребята, сразу видно, что Вам удалось их заинтересовать! Успехов в работе Вам!
Надежда Владимировна Останина # 16 марта 2015 в 20:25 0
Спасибо)
Мадина Закариевна Губайдуллина # 16 марта 2015 в 20:34 +1
очень интересное занятие!!! хорошо структурировано. вам явно удалось заинтересовать детей.
Надежда Владимировна Останина # 16 марта 2015 в 21:11 0
Спасибо!
Вероника Владимировна Латышева # 23 марта 2015 в 17:27 +1
Очень познавательное занятие. Ребятам было интересно, речь учителя богатая образная, дети словно в сказке побывали. Конечно им захотелось проявить себя в творчестве и работы у них получились тоже замечательные.
Спасибо Вам,творческих успехов.
Надежда Владимировна Останина # 30 марта 2015 в 21:43 0
Спасибо)