Конкурсы для педагогов и детей

Из опыта работы учителя начальных классов. Формирование универсальных учебных действий как основы образовательного и воспитательного процесса

Формирование у младших школьников универсальных учебных действий как основы образовательного и воспитательного процесса
Из опыта работы.
Автор: Плотникова Елена Альбертовна, учитель начальных классов школы-интерната №15 ОАО "РЖД" г. Челябинска
Современному человеку жизненно необходимы не только конкретные предметные знания и навыки, но и «умение учиться». Это умение является ключевой компетенцией, задаваемой новыми государственными стандартами второго поколения.
«Умение учиться» является основой для повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования других компетенций, формирования целостной картины мира. Его можно рассматривать как универсальную способность человека, а значит, это умение можно формировать так же, как и универсальное учебное действие. На наш взгляд, именно формирование универсальных учебных действий (УУД), выступающих основой образовательного и воспитательного процесса, способствует развитию личности.
Хочется поделиться опытом работы по формированию у младших школьников одного из важных на сегодняшний день УУД – умения извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами.
В нашем классе имеется комплект словарей: орфографический; толковый; этимологический; словарь синонимов и антонимов; словообразовательный; фразеологический; словарь иностранных слов. Эти книги стоят на открытой полке, легкодоступны. Дети поощряются к активному использованию словарей при работе с текстами на уроках и при выполнении домашнего задания, при подготовке к сочинению, изложению. Отрадно видеть как ребята, встретив непонятные слова и выражения в книгах и журналах, спешат к заветной полке со словарями, как помогают друг другу в поисках ответа, как бережно относятся к этим книгам.
Создали мы и свой «рукописный» словарь настроений. За основу взяли материалы, предложенные когда-то в журнале «Начальная школа». Мы их дополняем и корректируем, систематизируем в зависимости от потребностей. Этот словарь мы широко используем на уроках и во внеклассной работе. Он помогает нам определить и точным словом обозначить свое настроение, душевное состояние друзей, родных и близких людей, героев литературных произведений, чувства авторов, их отношение к героям и описываемым ситуациям. Чтобы выбрать подходящее слово, ученик может полистать наш «Словарь» (печатный или электронный вариант), найти нужные слова на табличке-опоре, которые вывешены на доске или проецируются на экран.
Таким образом, наш «Словарь настроений» исправно служит обогащению активного словарного запаса школьников, а также способствует формированию важного коммуникативного УУД - умения доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.
После усвоения детьми лексического значения слова, проводится большая работа по его запоминанию, грамотному употреблению в речи. Для этого специально разрабатывается система упражнений, используется набор опорных карточек – табличек, с которыми мы работаем и на уроках литературного чтения, и на уроках по изучению основ светской этики, и на различных этапах уроков русского языка. Например, на минутке чистописания при отработке наклона или правильного соединения букв и т.п., при закреплении или повторении каких-либо тем.
Рассмотрим для примера слова, характеризующие состояние радости:
«Бодрое, великолепное, весёлое, восторженное, восхитительное, довольное, жизнерадостное, жизнеутверждающее, забавное, задорное, замечательное, игривое, лёгкое, ликующее, лукавое, лучезарное, лучистое, насмешливое, оживлённое, озорное, оптимистичное, победное, праздничное, прекрасное, прелестное, приподнятое, приятное, радостное, счастливое, торжественное, торжествующее, хорошее, чудесное, чУдное, шаловливое, шутливое.»
Для работы можно предлагать весь список слов или только его часть по усмотрению учителя.
К этому набору слов можно составить огромное множество заданий по различным разделам русского языка:
1. Орфография:
• Выпишите слова с безударными гласными, проверяемыми ударением, укажите проверочное слово.
• Выпишите слова с непроизносимыми согласными, объясните их написание.
• Выпишите слова с «опасными» сочетаниями (жи, же, ча, чу)
• Сгруппируйте слова по орфограммам.
Продолжите ряд слов:
Жизнерадостное, прекрасное, праздничное, …
Жизнеутверждающее, лучезарное

2. Морфемика:
• Выпишите двусложные слова, разберите их по составу.
• Укажите слова, подходящие к данной схеме:

• Выпишите группы однокоренных слов.
• Образуйте от данных слов родственные имена существительные (или глаголы, или наречия) и т. д.
3. Фонетика и графика:
• Выпишите слова, в которых звуков меньше, чем букв.
• Подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
• Двумя чертами подчеркните буквы, являющиеся «мягкими командирами» (по Эльконину Д.Б.).
• Подчеркните буквы, произношение которых расходится с написанием и т.п.
4. Лексика:
• Объясните значение слова:
а) самостоятельное толкование, б) с помощью толкового словаря, в) с помощью этимологического словаря.
• Из предложенного списка слов выберите слова близкие по значению (синонимы).
• Подберите антонимы.
• Напишите мини-сочинение по данному началу, опишите чувства и состояние героев, используя данные слова:
Детям предложен текст:
«Я проснулся от какого-то шума. Из гостиной доносились быстрые шаги, приглушённые голоса родителей и чей-то давно известный приятный грудной голос. Это же бабушка приехала! …»
Слова, характеризующие чувства:
восторг
восхищение
ликование
радость
счастье
умиротворение
удовлетворение
удовольствие

Слова, характеризующие состояние,настроение:
бодрое
восторженное
восхитительное
замечательное
приподнятое праздничное
отличное
радостное
чудесное

• Укажите слова, описывающие состояние восторга, радости от какого-либо достижения; предчувствия праздника; беззаботности и т.д.
• Расскажите о чувствах, состоянии героя текста:
« …Я остался со своим светлячком, глядел на него, глядел и никак не мог наглядеться: какой он зелёный, словно в сказке, и как он, хоть и близко, на ладони, а светит, словно издалека… И я не мог ровно дышать, и чуть-чуть кололо в носу, как будто хотелось плакать.
И я долго так сидел, очень долго. И никого не было вокруг. И я забыл про всех на белом свете». (В.Драгунский)

Сначала каждый ребенок выполняет это задание самостоятельно, записывая нужные слова на индивидуальной доске, затем обсуждает с соседом, внося коррективы, после этого идет обсуждение в группе из 4 -5 человек, окончательный вариант одной из групп заслушивается, рецензируется одноклассниками и учителем.
Необходимо поддерживать и поощрять стремление детей выйти за рамки предложенного учителем списка слов, когда они вспоминают подходящие слова или отыскивают их в словаре, а так же нужно приучать ребят все спорные вопросы разрешать цивилизованно, находить аргументы в словарях.
• - Как вы понимаете выражение «задохнулся от возмущения»?
- Подберите из словаря настроений слова, характеризующие это состояние. (Негодование, недовольство, недоумение, возмущение, досада, злость, гнев, ярость).
- При каких обстоятельствах может возникнуть такое состояние?
• И, наконец, можно предложить детям придумать и инсценировать ситуацию, в которой герой задохнулся от возмущения.
Безусловно, такая работа доставляет удовольствие и детям, и учителю, поскольку у детей появляется возможность для творчества, самовыражения.
Таким образом, нам удаётся расширить активный словарный запас, сформировать орфографическую грамотность, способствовать развитию устной и письменной монологической речи учащихся.
Такая работа обогащает не только словарный запас младших школьников, она будит их мысль, воображение, побуждает к творчеству, к активному усвоению знаний и умений. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
В заключении хочется отметить, что универсальные учебные действия, имеющие надпредметный характер, являются основой образовательного и воспитательного процесса и служат опорой для формирования предметных знаний, умений, навыков и компетенций.

Рекомендуем посмотреть:

Формирование универсальный учебных действий на уроках математики с помощью "кейс- метода" Конструктор частично-поисковых заданий по химии: задания на анализ и синтез Конструктор частично-поисковых заданий по химии: задания на сравнение Развитие познавательного интереса у младших школьников
Участник №232 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 апреля по 15 июля 2015 года
Игры для детей в летнем оздоровительном лагере
Опубликовано: 509 дней назад (14 июля 2015)
Просмотров: 1154
+31
Голосов: 31
Валерий Григорьевич Вершинин # 14 июля 2015 в 16:14 +1
Здравствуйте, Елена Альбертовна! От восхищения в голове сумбур. " В зобу дыханье спёрло"! Итак, по порядку. Замечательно, что есть столько словарей в классе, что дети могут к ним подойти. Как говорила знакомая, учитель русского языка: " Пусть всё найдут в классе, на стене, и напишут правильно, чем будут сомневаться и ошибаться". В вашем случае - это, действительно,- самообучение, добывание знаний. Очень порадовал "Словарь настроений". Взрослому необходим такой словарь, а маленькому ребёнку - тем более! Расширение, обогащение словарного запаса, развитие памяти. А сколько упражнений со словами: важных, нужных, которые потом выплывут при написании сочинения! Понравилось упражнение, найти слово по схеме! Здорово! Не повторить: А-А, Б-Б, а подумать и соотнести. Это требует хорошего знания, умения проанализировать! Каждое упражнение работает на главную цель. В общем, здорово, грамотно, без суеты, ответственно! Молодец,Елена Альбертовна! Голосую с большим удовольствием! С вашего разрешения беру себе в закладки.
Лилия Данировна Зиннурова # 14 июля 2015 в 16:17 +2
Добрый вечер Елена Альбертовна! Ознакомилась с Вашим обобщением опыта работы по теме: "Формирование универсальных учебных действий как основы образовательного и воспитательного процесса". Статья интересная. Многие учителя русского языка возьмут ее к себе в закладки. Обратите внимание на оформление материала на сайте http://ped-kopilka.ru/sertifikaty/kak-sozdat-blog.html Мой голос №2
Надежда Павловна Панфилова # 14 июля 2015 в 16:40 +2
Здравствуйте, Елена Альбертовна! Пользуясь словарём настроения, опишу свои чувства и состояние после прочтения Вашей статьи: радости, восхищения, удовольствия, восторга, а ещё благодарности за очень важную и актуальную информацию. С вашего разрешения, работу отправила в закладки. Примите мой голос.
Ольга Васильевна Яковлева # 14 июля 2015 в 17:17 +3
Здравствуйте, Елена Альбертовна. Публикация грамотная, нужная, ценная, интересная. Замечательно, что дети самостоятельно добывают знания, в свободном доступе различные словари. Мне очень понравился Ваш опыт работы: создание "Словаря настроения". Он у Вас прекрасно работает на получение результата. Я думаю, статья пригодится многим. Творческих успехов! голос
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 14 июля 2015 в 19:57 +1
Благодарю вас за приглашение! Материал однозначно будет востребован. С большим интересом познакомилась с опытом вашей работы. Успехов вам и способных учеников!+1
С уважением, Т.Н.
Раиса Владимировна Коломыцева # 14 июля 2015 в 20:37 +1
Добрый вечер, Елена Альбертовна! Детям очень важно, какими способами и методами преподносят знания, думаю, что ваша методика доступна и благоразумна и ученики с восторгом поглощают и осваивают русский язык, голосую!
Светлана Анатольевна Савостьянова # 14 июля 2015 в 20:51 +2
Елена Альбертовна, спасибо за приглашение. Познакомилась с Вашей статьёй «Формирование у младших школьников универсальных учебных действий как основы образовательного и воспитательного процесса». Интересная статья, написана живым языком. Голосую. +1!
Вера Валерьевна Ляпина # 14 июля 2015 в 21:19 +1
Опыт неоценим!Умение извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами- необходимо в современном мире. Вы показали на своих примерах, как вы этому учите. Спасибо. Материал будет востребован всеми, работающими по ФГОСам. Голос!
Надежда Евгеньевна Скорых # 14 июля 2015 в 21:21 +1
Добрый вечер, Елена Альбертовна! Познакомилась с Вашей статьей. Вы верно отметили, что в профессиональную жизнь педагога входит понятие "универсальные учебные действия" (УУД), которые отражают владение учеником определенными культурно значимыми способами построения деятельности, общения, мышления и оценки. Вы на правильном пути формирования УУД у младших школьников как основы умения учиться. Образ будущего образования, создаваемый Стандартом, несомненно, привлекателен. В нем четко прослеживаются черты выпускника завтрашней школы. Этот выпускник обладает не только запасом знаний, но и позиций, компетенциями, готов к постоянному обновлению и даже преобразованию своего знания. Для педагога - это ценность и честь вырастить человека, обладающего такими качествами и способностями. Спасибо за Ваш полезный труд! Голос №9
Алла Ивановна Ефимова # 14 июля 2015 в 21:27 0
Добрый вечер Елена Альбертовна! Ознакомилась с Вашим обобщением опыта работы по теме: "Формирование универсальных учебных действий как основы образовательного и воспитательного процесса". Статья интересная. Многие учителя русского языка возьмут ее к себе в закладки. Голос.
Татьяна Александровна Толстикова # 14 июля 2015 в 22:00 +1
Елена Альберта, спасибо, что делитесь таким интересным опытом. Полностью согласна с коллегами, такая работа обязательно даст положительный результат. Успехов Вам! Голосую.
Надежда Васильевна Быкова # 15 июля 2015 в 08:58 0
Здравствуйте, Елена Альбертовна.С интересом прочла вашу статью. Публикация нужная, грамотная, ценная, которую можно применять в своей работе. Спасибо! Творческих успехов Вам! +1 голос.
Ольга Николаевна Францева # 15 июля 2015 в 13:03 +2
Доброго времени суток, Елена Альбертовна!
Вы опубликовали прекрасный материал, который затрагивает очень актуальные и важные моменты, которые касаются формирования универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС.
Спасибо за Ваш труд и предоставленный опыт, который, несомненно, будет полезен коллегам.
Желаю Вам дальнейших творческих успехов и удачи в конкурсе! С удовольствие голосую!
Наталья Константиновна Клочкова # 15 июля 2015 в 17:09 +5
Елена Альбертовна, здравствуйте! Ознакомилась с Вашей статьей и с Вашего позволения хочу предложить ее учителям нашей школы. Очень интересная статья. Голосую.
Светлана Николаевна Матвеева # 16 июля 2015 в 01:03 +5
Уважаемая, Елена Альбертовна! Огромное спасибо Вам за приглашение! Познакомилась с Вашим материалом "Формирование у младших школьников универсальных учебных действий как основы образовательного и воспитательного процесса", как говорится "на одном дыхании". Вы - умничка! Здорово, что делитесь своим личным опытом. Столько много делаете интересных, полезных и нужных дел. Примите мой голос! Творческих Вам успехов!
Ирина Юрьевна Ручина # 16 июля 2015 в 18:25 +5
Елена Альбертовна, спасибо за приглашение. С большим интересом познакомилась с вашей разработкой. Материал однозначно будет востребован, мне понравился. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Светлана Васильевна Новоселова # 18 июля 2015 в 07:14 +4
Здравствуйте, Елена Альбертовна. Публикация грамотная, нужная, ценная, интересная. Замечательно, что дети самостоятельно добывают знания, в свободном доступе различные словари. Мне очень понравился Ваш опыт работы: создание "Словаря настроения". Он у Вас прекрасно работает на получение результата. Я думаю, статья пригодится многим. Творческих успехов! голос №18
Ирина Николаевна Ступченко # 18 июля 2015 в 15:50 +4
С удовольствием собираю такие статьи в папку самообразования. Ведь не зря говорят "Век живи - век учмсь". Не всегда сам догодаешься о таком, а здесь готовая работа. Прекрасная работа! Словари нужны любые, и Ваш особенно. Спасибо и голос!
Светлана Владимировна Иванова # 18 июля 2015 в 20:09 +3
Здравствуйте, Елена Альбертовна! Спасибо за приглашение. С большим интересом прочитала Вашу статью "Формирование у младших школьников универсальных учебных действий как основы образовательного и воспитательного процесса". Читается легко, написана доступным языком. Безусловно, Ваш материал будет востребован коллегами. Спасибо, что делитесь своим опытом. Примите голос.
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 19 июля 2015 в 22:01 +2
Добрый вечер Елена Альбертовна! Спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей статьей "Формирование у младших школьников универсальных учебных действий как основы образовательного и воспитательного процесса". Прекрасный материал, который затрагивает очень актуальные и важные моменты, которые касаются формирования универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС. Спасибо, что делитесь своим опытом. Желаю дальнейших творческих успехов. Примите мой голос.
Мария Юрьевна Жиличкина # 20 июля 2015 в 12:32 0
Здравствуйте, Елена Альбертовна! Вы затронули очень важную тему формирования универсальных учебных действий, компетенции, которая пригодится каждому ученику в жизни и обучении. Ваш практический материал будет востребован коллегами, ведь Ваша система работы обогащает не только словарный запас младших школьников, она будит их мысль, воображение, побуждает к творчеству, к активному усвоению знаний и умений. С удовольствием отдаю Вам голос и желаю успехов!
Зинаида Аркадьевна Старцева # 20 июля 2015 в 18:04 0
Доброго времени суток, Елена Альбертовна. Не могла пройти мимо вашей замечательной работы "Формирование у младших школьников универсальных учебных действий как основы образовательного и воспитательного процесса" Восхищена! Благодарю Вас за то, что делитесь таким ценным опытом работы. Практический материал, представленный Вами особенно актуален в наши дни. Вы способствуете развитию Души ребёнка, умению чувствовать и понимать себя и окружающих. Обогащаете словарь детей многочисленными эпитетами, которые создают атмосферу радости, успешности, как на уроке, так и в жизни. С удовольствием отдаю Вам свой голос №23. Желаю дальнейших творческих успехов!
Светлана Романовна Костромитина # 21 июля 2015 в 21:32 0
Здравствуйте, Елена Альбертовна! Спасибо за приглашение. С большим интересом прочитала Вашу статью "Формирование у младших школьников универсальных учебных действий как основы образовательного и воспитательного процесса" На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться.Задача современного учителя научить учеников добывать знания. Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. Ваш материал интересен и актуален!Примите голос!! Желаю Вам дальнейших творческих успехов
Валентина Сергеевна Вешкина # 8 ноября 2015 в 05:52 0
Здравствуйте, Елена Альбертовна! Хочу сказать спасибо за представленную возможность познакомиться с Вашим опытом работы со словом в начальных классах. Конечно, введение ФГОС второго поколения многих учителей страшит новыми понятиями, определениями, качествами. Вы, рассказывая о формировании УУД по самостоятельному поиску информации, показываете замечательные идеи работы со словарями. Как психолог, хочу отдельно похвалить "словарь настроения", который не только расширяет словарный запас детей, но привлекает их внимание к состоянию души себя или другого человека, учит точно передавать внутренние волнения, делает людей ближе и понятнее друг другу! Примите голос и пожелания успеха!