Конкурсы для педагогов и детей

Организация профориентационной работы в школе

Модель организации профориентационной работы в образовательной организации
Автор публикации: Реброва Елена Анатольевна, заместитель директора по УВР СОШ № 3 г. Рыбинск, Ярославская область
Назначение материала: Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. В связи с этим, в школе больше внимания уделяется проведению профориентационной работы среди обучающихся и их родителей. Планируя работу в этом направлении, необходимо учитывать возрастные особенности категорий учащихся, а все мероприятия подчинять формированию у школьников ценностного отношения к труду, смысла подготовки к приобретению профессии, исходя из персональных возможностей и способностей, а также с учетом требований рынка труда. Представленная статья будет интересна педагогическим работникам образовательных учреждений, курирующим направление профориентационной работы.
Описание: предлагаю вашему вниманию опыт профориентационной работе в средней общеобразовательной школе

В жизни каждого человека наступает
время, когда он должен сделать выбор: или
он будет заниматься тем, к чему лежит
его душа, или позволит решать за себя
другим.
Крис Уайднер

На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями. Вместе с тем, обучая и воспитывая подрастающее поколение, мы должны подготовить его к созидательной деятельности. Чтобы завтра их труд приносил радость и удовлетворение и был во благо окружающим, нам необходимо помочь сегодняшним школьникам в выборе профессии. И здесь очень важна профессиональная ориентация, представляющая собой систему подготовки молодежи к свободному, сознательному выбору жизненного пути, основанному на знании индивидуальных особенностей личности и потребностей рынка труда региона. Очень часто возникают противоречия, связанные с профессиональным самоопределением учащихся. Это противоречия между их склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы; их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест; склонностью и представлениями о престиже профессии; желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе; несоответствием здоровья, характера, привычек требованиям, предъявляемым профессией и др.
Планируя профориентационную работу в школе, мы ставим перед собой цель: помочь школьнику выбрать именно ту профессию, в которой требования предъявляемые к работающему, совпали с его личностными качествами и возможностями. Идеальный вариант: построить эту работу так, чтобы каждый выпускник, вчерашний школьник, четко отвечал на важнейшие вопросы: «кто Я?», «чего Я хочу?», «что Я могу?».
Каждая школа строит свою систему профориентационной работы, согласно общей образовательной программе школы, ее целям и задачам, при этом учитывая все новые возникающие запросы общества. Соответственно, каждая школа строит удобную для себя работающую систему.
Профориентационная работа в муниципальной образовательной организации средней общеобразовательной школе № 3 г. Рыбинска строится на взаимодействии администрации школы, классных руководителей, родителей и социальных партнеров: муниципального образовательного учреждения межшкольный учебный комбинат (учебно-производственный комплекс), средних специальных учебных заведений города (техникумов и колледжей), учебного центра ПАО «НПО «Сатурн». Решение данной задачи осуществляется в различных видах деятельности учащихся: познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой. С этой целью ежегодно составляется план работы по профориентации - дорожная карта организации профориентационной работы в СОШ № 3 на учебный год, основными пунктами которой являются:
• создание нормативно-правового обеспечения мероприятий, направленных на организацию профессиональной ориентации учащихся;
• работа с педагогическим коллективом;
• работа с родителями учащихся;
• информационное, организационно-кадровое и психолого-педагогическое обеспечение профессинальной ориентации учащихся.
Реализуя перечисленные направления, на протяжении последних 15 лет, в СОШ № 3 школьным педагогом-психологом ведется курс предпрофильной подготовки учащихся «Мой выбор» (34 ч), составляющими которого стали:
• профессиональная диагностика - изучение способностей, склонностей и интересов учащихся;
• профориентационное консультирование учащихся и их родителей по вопросам выбора будущей профессии;
• развивающие занятия по профессиональной ориентации.
А свое начало этот курс берет на индивидуальных и групповых развивающих занятиях «Исследование готовности учащихся к выбору профессии» (5-6 классы), «Изучение личностных особенностей и способностей учащихся» (7-8 классы).
С 2010 года в школе имеется опыт проведения циклов классных часов для учащихся начальных классов: «Мир моих интересов», «Все работы хороши – выбирай на вкус», «Профессии наших родителей», «Моя мечта о будущей профессии», «Труд на радость себе и людям», разработанных в методическом объединении учителей начальных классов. Гостями таких классных часов не раз были и выпускники школы прошлых лет, которые уже состоялись в своих профессиях, и родители сегодняшних школьников - люди интересных и редких профессий.
Традиционно тандем учителей информатики и изобразительного искусства предлагает школьникам конкурсы рисунков «Радуга профессий» (1-4 классы), «Замечательные профессии» (5-7 классы) и компьютерных презентаций «Иллюстрации к профессии» (8-9 классы). Сохраняя конкурсные работы воспитанников и просматривая их время от времени, интересно наблюдать, как трансформируются представления школьников о профессиях, какой отпечаток накладывает на них современная экономика.
Методическое объединение учителей русского языка и литературы нашей школы вовлекает ребят 8-9 классов в «мир размышлений» о будущей профессии, предлагая написать семейное сочинение «Профессии нашей семьи». Фрагменты самых интересных работ попадают на страницы школьной газеты «Мариинка». И это также стало уже традиционным.
Не забываемые впечатления остаются у учащихся от обучающих экскурсий на предприятия города, организуемых школьным методическим объединением учителей естественных дисциплин.
Говоря о профориентационной работе в нашей школе, нельзя не упомянуть о тех многочисленных обзорах новинок методической литературы по профориентации и выставок книг под лозунгом «Человек и профессии», представленных за последние годы библиотекарем школы.
И этот перечень образвательно-воспитательных событий, формирующих профессиональное самоопределение школьников, можно продолжать и продолжать.
Кроме того, огромную помощь и поддержку в реализации основных направлений профориентационной работы, мы имеем в форме мероприятий, проводимых по плану Департамента образования города и ИОЦ. Активность участия наших учеников в предлагаемых конференциях, конкурсах, чемпионатах подтверждается многочисленными грамотами, дипломами и сертификатами.
Вместе с накопленным опытом организации профориентационной работы, в нашей школе есть отдельные трудности. Так педагогический и ученический коллектив СОШ № 3 уже на протяжении последних трех учебных лет ждет учителя технологии для мальчиков, который на своих уроках не только даст им знания о различных видах труда, но и привьет специальные навыки, разовьет творческие способности, создаст ситуации, когда каждый сможет попробовать себя в труде.

Согласно И.Кону, профессиональное самоопределение человека начинается еще в детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и проигрывает связанные с ним поведения. Заканчивается оно в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека. Как видите, в течение всего периода самоопределения подрастающий человек находится в поле зрения образовательной организации, и отчасти нашей заслугой будет, если наш выпускник никогда не задаст себе вопрос «Правильно ли я поступил?», «Ту ли профессию выбрал?».

Рекомендуем посмотреть:

Уходить ли из школы после 9 класса? Профориентация на уроках географии Внеклассное мероприятие по профориентации для воспитанников 6 класса специальной (коррекционной) шко Конкурсно - игровая программа в начальной школе. Весёлые поварята

Похожие статьи:

Классный час в 5-6 классе по профориентационной работе с элементами игры

Опросник профессиональных предпочтений

О наиболее популярных профессиях для школьников

Занятие по психологии, 10-11 класс. Профессии

Занятия по психологии для 11 класса. Тема: Профориентация

Проблемы ребенка с ОВЗ | Методическая разработка классного часа по профориентации с презентацией, 8-9 класс
Опубликовано: 185 дней назад (2 июня 2016)
Просмотров: 1152
+1
Голосов: 1
Сидорова Зоя Григорьевна # 6 июня 2016 в 20:47 +1
Елена Анатольевна!
Ваша статья "Модель организации профориентационной работы в образовательной организации" заслуживает внимания. Она несомненно расширит представление педагогов о подобного рода работе. Публикация актуальна, интересна, правильно оформлена.
Спасибо за интересный материал.
Удачи!
Голос!
Зоя.
Елена Анатольевна Реброва # 7 июня 2016 в 08:17 0
Зоя Григорьевна! Большое спасибо.