Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Учебно-методический комплект по ознакомлению детей с каслинским литьём

Учебно-методический комплект по ознакомлению детей с каслинским литьём
Автор: Лебедева Елена Николаевна, педагог дополнительного образования
Место работы: Филиал МАДОУ №38 "Ёлочка" - детский сад №23 "Солнечный город", г. Серов
Поддержка интереса и ценностно-деятельностного отношения детей к декоративно-прикладному искусству Урала на основе ознакомления с Каслинским литьём
Пояснительная записка к учебно-методическому комплекту
Народное творчество уральских мастеров окружает ребёнка в повседневной жизни, несёт в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные для восприятия детей дошкольного возраста. Проживая на Урале, ребёнок видит, наблюдает все элементы уральских промыслов в повседневной жизни: ювелирные изделия уральских камнерезов, нижнетагильские подносы, карталинские ковры, оренбургские пуховые платки, отдельные элементы чугунного литья решёток и заборов каслинских литейщиков, Богдановический фарфор и др.

Все перечисленные культурные ценности родного края обеспечивают решение задач формирования нравственно-духовных основ личности ребёнка дошкольного возраста, погружение ребёнка в мир культуры малой родины, введение в духовную атмосферу родного края, обогащение его внутреннего мира. И чем богаче опыт ребёнка, по мнению Льва Выготского, тем больше материал, которым располагает его воображение.

Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей.
Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам, придумывать сказки.

Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Изделия народных промыслов помогут понять и почувствовать, что человек – часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребёнка.

В узорах орнамента ограды, полочки, тарелки соблюдается определённый ритм, симметрия, соразмерность. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.

Русское народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, народной музыкой. Следовательно, ознакомление с промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием.

Данная методическая разработка – не подготовка будущих мастеров литья, а приобщение дошкольника к истокам народного искусства, предоставление ребёнку условий для возможности - усвоив некоторые навыки, составить узор, вылепить коня, почувствовать радость творчества.

Цель: Сформировать у ребенка интерес к культурному наследию Уральской земли через ознакомление с художественно-эстетическим образом каслинского литья.
Задачи:
Воспитывать у ребенка:
- эмоциональную реакцию на произведение искусства, сопереживание изображенному, способность выразить чувства словами;
- положительные эмоции в процессе приобщения к краеведческому материалу;
- чувство восхищения достижениями человечества;
- чувство гордости от осознания принадлежности к носителям традиций и культуры своего края;
Формировать у ребенка:
- чувственный образ исследуемого предмета, объекта;
- нравственные основы чувства патриотизма как общечеловеческой ценности – любви к родному краю, людям, населяющим его;
- эстетический вкус, умение не только видеть, но и понимать произведения искусства, использовать средства выразительности при воплощении замысла;
- умение использовать различные материалы с учетом присущих им художественных свойств, выбирать средства, соответствующие замыслу, экспериментировать с материалами и средствами изображения;
- умение следовать групповым правилам взаимодействия со взрослыми и другими детьми в ситуации совместной художественно-творческой деятельности; разделять радость успеха или неудачу;
- навыки создания малой скульптуры конструктивным и пластическим способом.
Развивать у ребенка:
- отзывчивость и эстетическое восприятие рукотворного мира;
- эмоционально-эстетические чувства, нравственно-эстетические суждения, основы эстетического вкуса, чуткости к красоте произведения, на основе предоставления самостоятельного выбора ребенком изобразительно-выразительных средств, усвоенных в процессе познания произведений;
- интерес к культурному наследию земли Уральской, чувство сопричастности, желание сохранять и передавать традиции, обычаи народов Урала;
- творческое воображение;
- умение последовательно планировать свою деятельность;
- умение ориентироваться в трехмерном пространстве;
- умение координировать движения рук в соответствии с характером создаваемого образа;
- умение составлять композиции в процессе декоративного рисования, развивать глазомер, сформировать представления о симметрии (ограда);
- умение анализировать сложные формы; соотносить отдельные части объектов с основными сенсорными эталонами; соотносить части предмета по величине, местополо¬жению;
- представления о родном крае как части России; об истории зарождения и развития своего края; о людях, прославивших свой край в истории его становления; промышленных центрах, истории; о символике своего края (герб); о знаменитых людях своего края, о городах своего края;
- умение практического применения информации об исторических событиях в разных видах деятельности (речевой, изобразительной, конструктивной, игровой и др.).
Организация образовательного процесса по теме «Каслинское художественное литьё»
Таблица

Практический, наглядный материал:
Демонстрационный материал:
Слайд-фильм «Народные промыслы Урала».
Видеозапись «Кружево танца»
Слайд-фильм о природе Урала по временам года «Моя родина – Россия»
Фотографии изделий каслинского художественного чугунного литья
Практический материал:
- Система занятий (познавательная и изобразительная деятельность).
- художественное слово
- материал в помощь воспитателю
- в родительский уголок
- наглядный материал к занятиям
- диагностический инструментарий
Рабочая тетрадь по художественно-творческому развитию детей 5-7 лет на примерах каслинского литья
Дидактические игры:
«Составь эскиз ограды», «Найди отгадку», «Лото», «Узнай по фрагменту», «Составь орнамент», «Парочки», «Разрезные картинки», «Отгадай загадку»
образцы детских работ, фотографии различных видов деятельности с детьми в соответствии с содержанием образования

Литература:
1. Галайбо Н. Каслинское литьё. – «Наше наследие», 1990, №2.
2. Каслинское художественное литьё. – Буклет Свердловского музея изобразительных искусств
3. Мурзина Н.Я., Кряжева Н.Г. «Екатеринбург – мой любимый город». Книга для чтения. 5-7 класс. –
Екатеринбург, «Сократ», 1998.
4. Павловский Б. Касли. – Свердловск, 1957.
5. Павловский Б. Художественный металл Урала 18-19 вв. – Свердловск, 1982.
6. Различные детские энциклопедии с материалом по добыче полезных ископаемых и производству металлов.

Рекомендуем посмотреть:

От дошкольного к школьному образованию. Особенности организации образовательного процесса в начально ФГОС в ДОУ Дошкольное образование детей: что ждать от нового стандарта Ливанов: нагрузка на воспитателей детсадов возросла
Задания для детей 5-7 лет по художественно-эстетическому развитию. Тема: «Каслинское литьё» | Занятие по лего - конструированию и ИЗО в старшей группе. Конспект
Опубликовано: 98 дней назад (21 января 2024)
Просмотров: 132
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!