Конкурсы для педагогов и детей

Формирование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой форме

Инновационный опыт работы
Формирование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой форме
В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих нарушения речи различной степени тяжести. Что в свою очередь не может не вызывать опасений, как у специалистов, так и у воспитателей. Речь детей-логопатов характеризуется неправильным произношением звуков: пропусками, искажениями, заменами. Такие нарушения звукопроизношения у детей могут быть обусловлены несформированностью фонематического слуха.
Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывают родители и воспитатели. В детском саду перед педагогом стоят задачи: воспитание у детей чистого, ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание хорошей дикции, воспитание выразительности детской речи.
Актуальность реализации данного проекта обусловлена поиском путей совершенствования условий и содержания воспитания звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста, с учетом тенденций развития всей системы непрерывного образования, современной научной и научно-методической литературы, предполагающей единство содержания и методов подготовки детей к обучению родному языку на уровне детского сада и начальной школы.
Практическая значимость исследования заключается в следующем: определены условия для эффективного использования методических приёмов по формированию звуковой культуры речи у старших дошкольников; разработан контрольно-диагностический инструментарий для оценки уровня сформированности звуковой культуры речи.
Противоречие между необходимостью формирования звуковой культуры речи и несовершенством педагогических условий, при которых происходит формирование, привело к поискам новых форм и методов, способствующих повышению качества работы по формированию звуковой культуры речи.
Теоретическая база опыта. Как показывают исследования Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой и других, готовность к звуковому анализу у дошкольников с нарушениями устной речи почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. Поэтому дети с недостатками речи обычно оказываются не в состоянии полностью овладеть письмом и чтением в условиях массовой школы. Поэтому все недостатки речи нужно устранять в дошкольном возрасте, пока они не превратились в стойкий и сложный дефект.
В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством воспитания звуковой культуры речи является игра. Игра имеет важное значение в умственном, физическом и эстетическом воспитании детей. Дидактические игры - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Научная новизна исследования заключается в попытке обобщить и систематизировать современную литературу по проблеме; экспериментально выявить оптимальные условия реализации заявленной системы работы, способствующей повышению качества образования. В ходе исследования рассмотрены аспекты проблемы, сущность понятия «звуковая культура речи»; подобран комплекс игр и игровых упражнений, позволяющий сформировать у детей активный интерес к процессу обучения, сформировать чувство языка; разработаны критерии оценки уровня сформированности звуковой культуры речи.
Однако выявлены и проблемы, являющиеся сдерживающим фактором развития звуковой культуры речи: возникновение трудностей в привлечении родителей с асоциальным поведением к участию в проекте; затруднения в формировании звуковой культуры у детей со сложными речевыми нарушениями, обусловленными сложной неврологической симптоматикой.
Реализация заявленного проекта помогает значительно интенсифицировать процесс формирования звуковой культуры речи, повысить интерес учащихся, что сказывается на конечных результатах. Разработанную систему формирования звуковой культуры речи можно считать эргономичной, так как она эффективна, безопасна для здоровья воспитанников, создаёт ситуацию успеха, способствуют развитию личности дошкольника.
Условия реализации изменений. С тем, чтобы успешно формировать звуковую культуру речи, необходимы следующие условия: мотивационные (способствующие устойчивому положительному побуждению воспитанников к занятиям); организационные (использование данного опыта систематически и в комплексе); научно-методические (обеспечение воспитателей, родителей методическими знаниями по формированию звуковой культуры речи в системе).
Результат изменений. Мониторинг работы педагога по формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста подтвердил положительную динамику и эффективность реализуемого опыта.
Дети значительно быстрее осваивают артикуляционные упражнения, наблюдается значительное продвижение в развитии правильного звукопроизношения, формируется активный интерес к тренировке просодических компонентов речи, улучшается качество функций фонематического восприятия, анализа, синтеза.
Адресная направленность опыта. Опыт по формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста будет полезен творчески работающим воспитателям, имеющим определённый опыт педагогической практики. Он может быть использован на различных занятиях и на разных этапах обучения, а также в свободной деятельности и в индивидуальной работе с детьми. Предложенные игры и упражнения могут быть использованы родителями для домашних занятий с детьми, совершенствования звукопроизношения. Оптимальность опыта состоит в том, что требует минимальных трудозатрат для подготовки со стороны воспитателя и воспитанников.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическая игра для развития речи у детей 5-6 лет Игры с прищепками на логопедических занятиях в подготовительной группе Игры для развития речи детей 5 - 8 лет Логопедические кубики для автоматизации звука [Р]
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
Опубликовано: 597 дней назад (21 апреля 2015)
Просмотров: 2640
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Ирина Анатольевна Князева # 21 апреля 2015 в 21:27 0
Елена Николаевна! Интересный материал!Он будет очень полезен многим педагогам в работе Голос!
Мария Юрьевна Жиличкина # 24 апреля 2015 в 20:40 0
Здравствуйте, Елена Николаевна! Вы разрабатываете очень нужный и полезный проект по формированию звуковой культуры речи. И конечно же речь детей дошкольного возраста необходимо развивать в игре. Хотелось бы познакомиться какие игры Вы используете для развития речи детей. Сейчас все больше детей с нарушением речи и не все они попадают в логопедические группы - так что работу по формированию звуковой культуры речи необходимо делать воспитателям и родителям. С удовольствием отдаю Вам голос и желаю успехов!
Елена Николаевна Покровская # 25 апреля 2015 в 10:25 0
Мария Юрьевна здравствуйте! Спасибо за комментарий. Игры которые мы используем с детьми по развитию речи можно ознакомится перейдя по ссылке http://ped-kopilka.ru/blogs/elena-nikolaevna-pokrovskaja/-formirovanie-gramaticheski-pravilnoi-rechi-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-iz-opyta-raboty.html#c325137. Спасибо!
Ольга Васильевна Яковлева # 24 апреля 2015 в 23:12 +1
Спасибо за приглашение. Интересный опыт работы Вы представили. Проблема формирования звуковой культуры речи сейчас наиболее актуальна. А так как игра является ведущей деятельностью дошкольников, то и все функции речи необходимо развивать в игровой форме.
Материал, представленный Вами, очень хороший. Но существуют рекомендации по оформлению публикации:
- предлагаю посмотреть по ссылке:
http://ped-kopilka.ru/voprosy-i-otvety/kak-pravilno-oformit-zapis-v-bloge.html
Дальнейших творческих успехов! голос за первую работу