Конкурсы для педагогов и детей

Дидактическая игра для развития речи у детей 5-6 лет

Дидактическая игра "Один-много" для дошкольников 5-6 лет
Играем-речь развиваем
Автор: Светлана Сергеевна Утюжникова,учитель-логопед, МАДОУ д/с "Буратино", районный центр Кыра

Известно, что прочные знания, умения и навыки дети приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. Особая роль в развитии интереса у дошкольников принадлежит игре. Успешное речевое развитие зависит от восприятия ребёнком окружающего мира,предметной деятельности.
Предлагаю описание практического игрового материала по развитию и коррекции словаря дошкольника. Использование игрового материала поможет логопедам, воспитателям, родителям усвоить вместе с детьми значение слов, приобрести знания об особенностях усвоения словаря в игровой форме, ясно представить основные направления работы по формированию словаря.
Цель: ознакомление с игровым материалом по формированию словаря у детей;
Задачи:
-формировать грамматический строй речи,лексическую систему слов;
-закрепить умения согласовывать слова;
-развивать внимание,память,мышление,речь;
Этапы работы:
-ознакомление с новым словом;
-уточнение значения слова;
-закрепление изученного материала;
Рассмотрим игровое упражнение "Один-много",направленное на развитие словаря.
Игра "Один-много"
Цель игры: обучение детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа;
Оборудование: мяч,предметные картинки;
Ход игры: взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребёнку мяч,ребёнок должен бросить мяч обратно,назвав при этом множественное число.Целесообразно провести игру в виде загадок с применением наглядных,красочных картинок.
Чтоб вы могли меня понять,
Придётся вам загадки отгадать.
У каждого слова своё значение,
На что указывает слов предназначение.


Лёгкий,воздушный,
Ветерку послушный.
Надутый-он летает,
А сдутый-отдыхает.
Если сильно по нему хлопнуть,
То он тут же может лопнуть.
(Шар)
(показываем картинки детям)
-Шар один

-Шаров много

Он старенький-маленький,
А новый-большой.
Бывает простой он,
Бывает цветной.
Поможет в тетради мне написать,
Картинку раскрасить,нарисовать.
Он на уроке будет со мной,
Мой Друг.И помощник в учёбе он мой.
(Карандаш)
-Карандаш один

-Карандашей много

Оно на дереве в саду созревает,
Вкус и цвет плода разным бывает.
И кислое,и сладкое-
На вкус оно приятное.
Зелёного,жёлтого,красного цвета,
Полезно оно!Все знают про это.
(Яблоко)
-Яблоко одно

-Яблок много

Разноцветный колобок,
Он тебе подставит бок,
Он и боли не боится,
Любит прыгать и катиться!
Кто же весело так скачет?-
Мой весёлый,круглый...
(Мячик)
-Мяч один

-Мячей много

Появились у соседки-
Доброй курицы-наседки,
Яркие пушистые
Солнышки лучистые.
Славные ребятки
Жёлтые....
(Цыплятки)
-Курица одна,цыплят много

Без команды в строй встают,
Отправляются на пруд.
Кто идёт цепочкой длинной,
Кто так любит дисциплину?
(Утята)
-Утка одна,утят много

Летят пушинки белые,
Кружатся на ветру.
Холодные красавицы укрыли поутру
Всю землю покрывалами.
Узоров их не счесть.
Белоснежные пушинки-
Это нежные...
(Снежинки)
-Снежинка одна

-Снежинок много

Она зимой нарядится
В гирлянды и шары,
Припрятала подарки
Она для детворы
Не зря поётся в песенке,
Что родилась в лесу,
Но я куплю из пластика-
Красавицу спасу!
(Ёлка)
-Ёлка одна,игрушек много

Закрепление изученного материала на развитие внимания,памяти,мышления,речи:
-Шар один,а много...(шаров);
-Карандаш один,а много...(карандашей);
-Яблоко одно,а много...(яблок);
-Мяч один,а много...(мячей);
-Курица одна,а много...(цыплят);
-Утка одна,а много...(утят);
-Снежинка одна,а много...(снежинок);
-Ёлка одна,а много... (игрушек);
Таким образом,использование дидактических упражнений в процессе обучения, развивает у детей воображение,память,помогает активизировать накопленную информацию и словарный запас.

Рекомендуем посмотреть:

Как развивается речь ребёнка до года Материал для речевого развития дошкольников Развитие словаря у дошкольников в играх Игры для развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста

Похожие статьи:

Упражнения и игры для развития речи детей 2-3 лет

Артикуляционная гимнастика для дошкольников своими руками | Овечка своими руками в технике киригами. Мастер-класс с фото
Опубликовано: 731 день назад (8 декабря 2014)
Просмотров: 16327
+14
Голосов: 14
Олеся Владимировна Петрова # 8 декабря 2014 в 17:49 +3
Очень хорошая дидактическая игра, особенно для детей с общим недоразвитием речи. Представлен хороший картинный материал, который помогает детям лучше запоминать слова, тем самым обогащать свой словарь. Задания к каждому слову даны в виде загадок, что способствует развитию мышления, памяти.Молодцы! Желаю Вам успехов!
Рудюк Елена # 9 декабря 2014 в 11:51 +3
Интересный материал по ознакомлению с игровым материалом по формированию словаря у детей.
Голосую за творческий подход к формированию грамматического строя речи, лексической системы слов.
Все направлено на развитие внимания, памяти, мышления и речи.
Светлана Николаевна Ефименко # 9 декабря 2014 в 21:09 +4
Здравствуйте, Светлана Сергеевна. Ваша публикация "Дидактическая игра "Один-много" для дошкольников 5-6 лет" - это готовый методический материал для практических занятий с детьми. Очень красочное и конкретное оформление всей публикации. Вами соблюдается главное условие детского развития - всё обучение проходит в игре.
Примите пожелания успехов и голос Вашей разработке.
Елена Ивановна Сауткина # 10 декабря 2014 в 08:42 +1
Здравстуйте, Светлана!Очень интересная игра,полезная для детей,развивающая внимание,речь.Яркие,весёлые картинки создают отличное настроение.Как легко и радостно можно заниматься с детьми.Мой голос +1.Удачи,творчества.
Ольга Васильевна Илюхина # 10 декабря 2014 в 19:42 +1
Замечательная игра!
Альмира Идрисовна Хамидулина # 11 декабря 2014 в 13:36 +2
Добрый вечер,Светлана Сергеевна! Спасибо Вам за приглашение! Я познакомилась с вашим дидактическим материалом,который грамотно разработан,есть много иллюстраций, что необходимо для более лучшего восприятия и запоминания детьми данного возраста! Подобранные Вами задания были направлены на развитие внимания,памяти,мышления,речи.Также вы обучали детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа. Им будет комфортно учиться и понимать новые темы в начальных классах! Примите мой голос!
Елена Александровна Хвостикова # 11 декабря 2014 в 17:46 0
Светлана Сергеевна, здравствуйте. Спасибо за приглашение. Ваша публикация просто замечательная! Очень красочно оформленная. Картинки - чудо, как хороши! Соглашусь со Светланой Николаевной, что это готовый методический материал для практических занятий с детьми. На мой взгляд существуют три небольшие неточности: везде "мяч-мячи,снежинка-снежинок, карандаш-карандашей", а почему-то вдруг "курица и цыплята, утка и утята, елка и игрушек". Если следовать логике и пополнять запас слов, то тогда: один цыпленок - много цыплят, одна игрушка - много игрушек, одна елка - много елок. Цель игры: обучение детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа;. Курица и цыпленок - это разные слова, друг от друга они не образовываются, и тем более во множественном числе. Просто нужно добавить несколько картинок и немножко подкорректировать несколько фраз, и будет все на 100%! Все равно голосую, мне понравилось!
С большим уважением Е.А.
Светлана Сергеевна Утюжникова # 12 декабря 2014 в 13:42 +1
Уважаемая Елена Александровна,вы не внимательно ознакомились с данной игрой,данный практический материал,так специально задуман для детей,слишком просто отвечать на лёгкие вопросы,такие как один мяч,а много мячей,карандашей и.т.д, дети должны запомнить,что у курицы цыплята,а у утки утята,а на одной ёлке множество игрушек,во время игры мы выполняли следующие задачи:формировали грамматический строй речи,лексическую систему слов;-закрепляли умения согласовывать слова;-развивали внимание,память,мышление,речь через игровые упражнения.
Светлана Анатольевна Савостьянова # 12 декабря 2014 в 14:33 +1
Светлана Сергеевна, познакомилась с представленной Вами дидактической игрой "Один-много" для дошкольников. Интересная, полезная разработка. Понравилось, что игра проводится не статично, а с применением мячика, представлены яркие наглядные картинки. Отгадывание загадок способствует развитию логики и мышления, главные задачи игры реализуются полностью. Спасибо за приглашение, +1!
Наталья Борисовна Щипцова # 12 декабря 2014 в 14:38 +2
Добрый день, Светлана Сергеевна. Интересный, познавательный материал. Занятие проведено в игровой форме, у детей формируется правильная речь, развивается память и мышление. Подобраны отличные фотографии. Спасибо, Вы молодец. Мой голос.
Ирина Анатольевна Князева # 12 декабря 2014 в 15:57 +1
Светлана Сергеевна!С вашего разрешения беру себе вашу игру в закладки! Очень продуманный подбор материала. Спасибо что поделились своими наработками! С удовольствием голосую!
Регина Сириновна Сабирзянова # 13 декабря 2014 в 12:48 +5
Светлана Сергеевна! Спасибо за приглашение на дидактическую игру по развитию речи. Хочется отметить, что Вы проводите колоссальную работу по развитию речи дошкольников. Проведение подобных тематических игр не только способствует развитию речи, а имеет немаловажное значение при подготовке детей к школе. Не секрет, что не всегда дошкольники приходят в первый класс с должной подготовкой, и тут начинаются проблемы с учебой на уроках обучения грамоте. Советую всем воспитателям взять Вашу разработку на вооружение и проводить с детишками побольше подобных обучающих игр. Тогда первоклассник безболезненнее перенесет процесс адаптации к школе, изучая школьную программу, а не заполняя пробелы дошкольной подготовки. Успехов в работе!!! Голос!
Наталия Геннадиевна Смирнова # 20 декабря 2014 в 14:14 +1
Очень интересная игра!Возьму себе на заметку!Примите мой голос!
Любовь Николаевна Ташкинова # 21 декабря 2014 в 17:19 +1
Ташкинова Любовь Николаевна
Светлана Сергеевна! Очень интересная игра, я уже скопировала.Большое спасибо, что поделились своими разработками.
Ирина Викторовна Родионова # 26 января 2015 в 21:10 +1
Светлана Сергееана, здравствуйте! Ваша дидактическая игра по развитию речи, направленная на формирование грамматического строя речи, на согласование имен существительных с числительными. Яркие картинки делают игру насыщенной. С вашего позволения взяла на заметку. Желаю творческих успехов!