Конкурсы для педагогов и детей

Разработка урока - суда по литературе на тему: Кто такой Обломов

Тема урока: «Илья Ильич Обломов: жертва собственных пороков или «обломок общества?» Мой суд над героем и обстоятельствами жизни.

Цели урока:
1.Обучающая:
Помочь учащимся ответить на вопрос о том, можно ли среди безобразия обломовщины сохранить «честное, верное сердце» с его чуждостью фальши, грязи, неприятием корыстной суеты
Учить анализу прозаического произведения, умению правильного выделения ключевых эпизодов, самостоятельному исследованию авторского текста, работе с материалом критических статей.
Обучать речевой характеристике героя, умению выделять изобразительно-выразительные средства языка.
2.Воспитательная:
Воспитывать гуманное отношение к человеку, уважение к его личной позиции, взглядам и убеждениям.
Формировать личностную жизненную позицию, умение выражать отношение к проблемным ситуациям, умение высказывать собственное мнение по волнующим жизненным вопросам, желание давать им оценку.
Оборудование:
1.Цитатный материал, иллюстрирующий отношение к герою, его жизненным убеждениям (Н.А.Добролюбов «Что такое обломовщина?», Е.Краснощекова «Обломов» И.А.Гончарова, А. И. Рыбасов «И.А.Гончаров»).
2.Весы. На одной чаше надпись: «Закон милосердия», на другой – «Закон справедливости».
Форма урока: урок – суд.
Распределение ролей:
Ученики: адвокат, свидетели. Группа «Защита» и группа «Обвинение».
Учителя русского языка и литературы: судья, секретарь судебного заседания, присяжные заседатели.
Эпиграф к уроку
Мой идеал теперь – хозяйка,
Мои желания – покой…
А.С.Пушкин.
Родов дряхлеющий обломок
(И по несчастью, не один),
Бояр старинных я потомок;
Я, братцы, мелкий мещанин.
А.С.Пушкин.
Ход урока
Слово учителя. Определение целей и постановка задач урока.
Секретарь
Встать! Суд идет! Объявляю состав суда: Судья (фамилия, имя), присяжные заседатели (фамилия, имя). Возражений у сторон по составу суда нет? Переходим к материалам дела. Слушается дело Ильи Ильича Обломова, который обвиняется в том, что не смог победить «обломовщину». Слово имеет подсудимый.
Подсудимый (Илья Ильич Обломов)
Я, Илья Ильич Обломов, коллежский секретарь в отставке, родился и вырос в Обломовке. Воспитан был в атмосфере кротких и теплых нравов и обычаев, переходя в течение двадцати лет из объятий родных, друзей, знакомых. Жизнь представлялась мне из покоя и мирного веселья. В настоящее время безвыездно живу двенадцатый год в Петербурге. После смерти отца и матери я стал единственным наследником родового имения и трехсот пятидесяти душ. Я был полон разных стремлений и планов, но все наделся на чудо и ждал от службы чего-то интересного для себя. Считал, что служба – главное дело моей жизни. Но разочаровался, когда меня заставили копаться в пустых делах, «писать тетради». Эта однообразная, рутинная работа меня угнетала и унижала как человека творческого и умного. Я думал, что « чиновники одного места составляли между собой дружескую, тесную семью», но увидел обратное. Я не привык к движению, к многолюдству, к суете. Поэтому, считаю, лучше находиться дома, нежели заниматься тем, что наскучило.
Секретарь.
Слово прокурору.
Прокурор.
Обвиняемый, Вы подтверждаете, что имеете денежные долги от мясника, зеленщика, прачки, хлебника?
Обломов.
Да, подтверждаю.
Прокурор.
Но у вас есть имение в Обломовке, а значит, есть возможность исправить материальное положение. Вы получили письмо от старосты. Ваша честь, (обращение к судье) прошу познакомиться с содержанием письма. Прошу вызвать свидетеля Алексеева для дачи показаний.
Прокурор.
Алексеев, помните ли вы содержание письма от старосты, адресованного Обломову?
Алексеев. Да, помню. Рассказ от первого лица «Письмо Обломова».
Прокурор.
Итак, из письма нам стало известно, что обвиняемый не был в имении 12 лет, хозяйственные дела идут плохо. Что же предпринял Илья Ильич, узнав о таком бедственном положении, хотя и далеко не безнадежном? Обращался ли к вам за помощью?
Выступление Алексеева. Рассказ от первого лица «Визит к Обломову»
Адвокат.
Протестую, ваша честь! Обломов Илья Ильич не может в одну минуту проявить гибкость и деловитость, так как его нежная «душа ребенка» диктует соответственные правила поведения. Его слова о том, что он «не знает, что такое барщина, что такое сельской труд, что значит бедный мужик, что богатый… я ничего не знаю!», дают возможность сделать важный вывод о том, что ему нужно советовать, помогать, как ребенку, а не давить и загонять в угол.
Судья.
Протест отклонен. Продолжайте, товарищ прокурор.
Прокурор.
Илья Ильич Обломов не привык решать вопросы самостоятельно, надеясь на помощь со стороны. Но, к сожалению, он и не хочет проявлять личную инициативу. Совершенно нет желания научиться вести хозяйственные дела, а ведь он умный и рассудительный человек. Привычка взваливать свои дела на других развивает в нем нравственное рабство. Прошу вызвать другого свидетеля Тарантьева.
Судья.
Вызывается свидетель обвинения Тарантьев.
Тарантьев. Рассказ от первого лица «Знакомство с Обломовым»
Прокурор.
Тарантьев, просил ли Илья Ильич разобраться в своих делах в имении?
Тарантьев. Рассказ «Письмо Обломова».
Адвокат.
Тарантьев, помогли ли своему приятелю, который часто выручает вас, а ваши бесконечные визиты далеко не бескорыстны?
Тарантьев.
Нет, я не нашел возможности помочь Обломову.
Адвокат.
Ваша честь, прошу обратить внимание на то, что Обломов – сложный человек, но он умел выслушать каждого своего гостя, давал полезные советы. Но его всего лишь лицемерно использовали. Все приходили к нему, чтобы вкусно поесть, взять одежду, «занять» деньги. Каждый из вас пользовался его добротой и радушием в корыстных целях, потому что все вы, к сожалению, забыли, что такое сострадание, помощь ближним, благодарность.

Судья.
Приглашается свидетель обвинения Пенкин.
Пенкин. Рассказ от первого лица «История знакомства с Обломовым»
Прокурор.
Обвиняемый, вы позволили себе критику в адрес Пенкина, называя его плохим литератором, не понимающим назначение литературы и не представляющим себе важной миссии писателя. Чем же отличаетесь от того же Пенкина вы ,когда ваша деятельность заканчивается всего лишь мечтами о результате или нападками на других? Не лучше ли начать с себя самого?
Обломов.
Мы спорили о литературе. Я ему советовал «…изобрази вора, падшую женщину, да и человека тут же не забудь. Где же человек-то? Вы одной головой хотите писать! Вы думаете, что для мысли не нужно сердца? Нет, она оплодотворяется любовью. Протяните руку падшему человеку... изобразите вора, падшую женщину,…а человека-то забывают или не умеют изобразить. Какое же тут искусство?»
Прокурор.
Пенкин, вы подтверждаете, что именно об этом был разговор?
Пенкин.
Да, подтверждаю.
Адвокат.
Ваша честь! Господа присяжные заседатели! Обращаю ваше внимание на то, что Обломов намеренно не желал вступать в круг «деятельных людей», проще говоря, «мертвецов при жизни». Здесь трудно найти человека целостного, личностного. Господство материальных ценностей в этом мире заменило ценности духовные. Стремление занять весомое положение в обществе способами, разрушающими личностные качества человека, превратило этих людей в пустых и неинтересных обывателей. Так с кем же быть Обломову? Как проводить свой досуг с суетными карьеристами, черствыми и бессердечными? Может быть, и лучше оставаться обломовцем, но сохранить в себе человечность и доброту сердца? Вспомним его слова: «Чем виноватее их, лежа у себя дома и заражая головы тройками и тузами?» « Все эти мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества? Разве спят они всю жизнь сидя?»

Группа «Обвинение»
Протестуем! Это не объясняет бездействие и лень обвиняемого. Вся его жизнь проходит только в мечтах о ней. Вспомним его слова «Ну вот, встал бы я утром…» Мечтать для него - значит трудиться: « Он по первому неприятному письму старосты, полученному несколько лет назад, уже стал создавать в уме план разных перемен и улучшений…»Этот план так и остался только в радужных мечтах.
Группа «Защита»
Просим обратить внимание присяжных заседателей на тот факт, что многое объясняется особенностями характера Обломова. Вспомним, как прошло его детство. Это дремлющая, умиротворенная Обломовка. Мальчика ограждали от повседневных забот, потакали во всех ребячьих прихотях. Не принято было в Обломовке решать проблемы, действовать. Здесь во всем царил покой и сказочное благополучие. С раннего возраста в нем воспитывался механизм бездействия. Обломов и привык получать результат, не затрачивая при этом собственных усилий и не проявляя инициативы. А ведь существует мнение, что важно воспитать миропонимание уже в детстве.
Прокурор.
Но теперь перед нами не маленький ребенок, а взрослый человек, который должен нести ответственность за поступки, обязан самостоятельно себя обеспечивать.
Группа «Защита».
Просим присяжных заседателей обратить внимание и на тот важный момент, что Илья Ильич вырос, и избалованный барчонок превратился в избалованного барина. Но это не его вина, а его беда. Теперь он понял, что сказок не существует, что в жизни все зарабатывается собственным трудом. Но в душе ему хотелось верить, что есть бескорыстность и доброжелательность в людях. Он создал свой внутренний идеал жизни, свою Обломовку. Ему так неуютно и суетно было в этом другом, чуждом ему мире. Вспомним, Обломов хотел жить так, как все: ходил на службу, знакомился с женщинами, бывал на приемах. Но среда, окружавшая его, слишком разнится с его внутренним миром. Пустые писатели, вульгарные дамы, картежники - все это фальшиво и лицемерно, хотя для Тарантьева, Алексеева, Пенкина считается полноценной жизнью. Обломов - добрый и искренний человек, и его душевные качества делают его чужим.
Прокурор.
Обвиняемый, если вам удалось сохранить свое внутреннее «Я», освободившись от влияния пагубной среды, почему все свободное время проводите на диване? Вы не развиваетесь, не занимаетесь приятными именно для вас вещами. У вас нет интереса к жизни.
Обломов.
Да, возможно, диван – это мой порок, с которым трудно бороться, так как я люблю удобства, комфорт. Я признаю, что лень скрутила меня, сделала своим рабом, но я пытался перебороть ее.
Группа «Защита»
Обращаем внимание присяжных заседателей, что Обломов - самокритичный человек. Вспомним, как он страдал порой от себя самого: «…в жизни моей ведь никогда не загоралось никакого, ни спасительного, ни разрушительного огня. Она была похожа на утро…», «…да, я дряблый, изношенный кафтан, но не от климата, не от трудов, а от того, что двенадцать лет во мне был заперт свет, который искал выхода, но только жег свою тюрьму, не вырвался на волю и угас».
Группа «Обвинение»
Протестуем! Признать свои пороки – не значит исправить их. В детстве своеобразным рычагом для обвиняемого был Штольц, его ровесник и близкий друг. Андрей Штольц – волевой, решительный человек, который всего добился в своей жизни самостоятельно. А Обломов просто ленивый, апатичный человек. Он служил на государственной службе, но случайное происшествие заставило его уйти с работы, потому что так ему было удобнее не нужно решать проблемы .Мы просим вызвать Штольца.
Судья.
Вызывается свидетель Андрей Штольц.
Расскажите о своих дружеских отношениях с обвиняемым Обломовым. Что вы сделали, чтобы помочь другу не советом, а конкретным делом? Как, по-вашему, перебороть его «ОБЛОМОВЩИНУ»?
Выступление Штольца.
Адвокат.
Вы, Андрей Андреевич, знаете Обломова намного лучше, чем все окружающие, но позволили ему задохнуться в паутине действительности, где все ложь и лицемерие. Жизнь, которую вы представили в качестве образца, кажется ему убогой и неинтересной. Его слова о том, что «рассуждают, соображают вкривь и вкось…сквозь эти нити виден непробудный сон» подтверждают это. Он часто говорил вам лично: «Не нравится мне эта ваша петербургская жизнь!» Вы в душе согласились с бездеятельностью Обломова, а на словах высказываете иные суждения
Поэтому, Обломов лучше вас тем, что он не лицемер, а человек с большим сердцем.
Прокурор.
Протестую, ваша честь! Андрей Андреевич Штольц пытался изменить жизнь обвиняемого. Расскажите, как вы предлагали Обломову выехать за границу. Чем все это закончилось?
Выступление А. Штольца. Рассказ от первого « История дружбы с Ильей Обломовым».
Группа «Обвинение»
Ваша честь! Господа присяжные заседатели! Мы убедились из показаний свидетеля, что человеку привить или навязать чужую волю, как инъекцию. Штольц был бессилен. Воля появится у обвиняемого Обломова тогда, когда появится желание, цель.
Судья.
Приглашается свидетель обвинения Ольга Ильинская.
Ольга Ильинская. Рассказ от первого лица «История любви к Обломову».

Прокурор.
Обвиняемый, любили ли вы Ольгу? Почему же не женились, стали избегать встреч и свиданий?
Обломов.
Да, я полюбил, впервые в жизни почувствовал силу этого порыва души. Любовь изменила меня. Я похудел, стал следить за своим внешним видом, читать литературу, летел, как на крыльях, на свидание. Но Ольга стала требовать от меня все больше и больше : давала задания, назначала свидания на другом конце города. И я не выдержал такого ритма жизни, сдался в поединке с новой жизнью.
Прокурор.
Ваша честь, прошу заметить, обвиняемый сам признает, что любовь для него - романтическая мечта, грезы о красивой сказке наяву. Каждый день жить и наслаждаться бурными страстями, бежать на свидания – это так неестественно и мучительно для него. Обломов избегал встреч с Ольгой, потому что боялся признаться любимому человеку в слабоволии. Он не может стать всего лишь за три месяца знакомства деятельным и гибким, а его любовь столкнулась с жизнью и была обречена.
Группа «Защита»
Ольга, вы же любили не Обломова, а тот образ будущего Ильи Ильича, который сами придумали. Вы поняли, что задачу перевоспитания вам не осуществить, а вы уже любили себя в этой роли, бросили его на произвол судьбы. Именно вы изливаете на него всю горечь разбитых стремлений. Обломов, услышав от любимого человека самое больное, что он сам подчас таил от себя, снова опускает руки, отказывается от борьбы, добровольно уходит в себя, выбирает не жизнь, а пустое проживание без тревог, без страданий. Просим вызвать свидетеля Агафью Пшеницыну.
Судья.
Вызывается свидетель защиты Пшеницына Агафья Матвеевна.
Адвокат.
Вы, Агафья Матвеевна, любили обвиняемого Обломова. Расскажите о том, какой это человек?
Пшеницына. Рассказ от первого лица « История любви к Обломову».
Адвокат.
Ваша честь! Господа присяжные заседатели! Рассудочно-экспериментальной любви Ольги противопоставлена любовь душевно-сердечная, не управляемая никакой внешней идеей любовь Агафьи Матвеевны Пшеницыной. И Обломов обрел семью, родил сына.
Прокурор.
Но стал ли он счастливым? Обрел ли цель в жизни? Мы наблюдаем страшные перемены: жизнь в доме Пшеницыной еще более подавила в Обломове человека, он почти не вставал с дивана, нашел свой потертый от вечного лежания халат.
Судья.
Мы прослушали сторону обвинения и сторону защиты, теперь переходим к заключительным выступлениям Группы «Защита» и Группы «Обвинение»
Судья.
Сегодня на судебном заседании мы заслушали дело: «Кто же такой Обломов: жертва собственных пороков или « обломок общества? Выносим приговор. Побеждает группа учеников, которая аргументировано и логически верно выстроила линию защиты или обвинения

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по литературе в 5 классе по сказкам А.С. Пушкина Игровое проектирование (написание оды на уроке литературы) Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Сказки Андерсена Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы средствами ТРКМ

Похожие статьи:

Конспект урока татарской литературы в 7 классе для русскоязычных учащихся

Конспект урока по литературе в 10 классе

Роль УМК при подготовке к ЕГЭ по литературе

Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Особенности строения сонета. История развития жанра»

Методическая разработка урока литературы для 5 класса по региональному компоненту по теме «Путешествие в древний мир ханты и манси»

Участник №106 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 сентября по 15 декабря 2016 года
Выпускной бал, 11 класс. Сценарий необычный | Творческая работа по литературе, 9 класс
Опубликовано: 28 дней назад (13 ноября 2016)
Просмотров: 186
+4
Голосов: 4
Надежда Валентиновна Пунегова # 13 ноября 2016 в 12:50 0
Добрый день, Елена! Люблю литературу и всё, что связано с ней. С удовольствием ознакомилась с вашим "Судебным заседанием". Ново, интересно,голосую .
Елена Александровна Готчиева # 18 ноября 2016 в 23:30 0
Здравствуйте!Очень понравилась идея проведения урока, самой захотелось побывать на нем в качестве ученика. Урок необычный, интересный, насыщенный. Отличная находка для мотивации современных малочитающих учеников.
Елена Александровна Беляева # 19 ноября 2016 в 07:53 0
Елена Олеговна, очень интересный урок, с удовольствием познакомилась с Вашим конспектом. Прекрасная идея заинтересовать детей, хороший способ для закрепления и усвоения произведения, развитие умения высказывать своё мнение. Детям очень нравятся не стандартные решения педагогов, это вызывает массу эмоций, они с удовольствием готовятся к таким мероприятиям, да и усвоение материала приходит успешнее. Моя дочь всегда в восторге от таких необычных уроков. Примите голос. Спасибо)
Алла Ивановна Ефимова # 20 ноября 2016 в 10:09 0
С интересом прочитала разработку.
Материал преподнесен хорошо, присутствуют иллюстрации.
Удачи вам.Голос.