Конспект урока по литературе в 10 классе

Граница как один из участков художественного пространства в повести В.Распутина «Прощание с Матерой»

Автор: Бардина Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1 им. В. Я. Шишкова» г. Бежецка Тверской области

Цели:

- расширить представление учащихся о символике художественного пространства, обратив особое внимание на самый конфликтный участок – границу;

- развивать навык анализа текста художественного произведения с точки зрения неоднородности составных частей художественного пространства;

- воспитывать в детях любовь к своей малой родине, бережное отношение к природе, активизировать в речи следующие слова и выражения: оберег, мёртвые пращуры, контакт, патриархальный мир, эксцесс.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

В 5 – 7 классах вы получили представление о том, что такое главное событие произведения, какое место занимает герой в цепи этих событий. Все места главных событий, вместе взятые, образуют художественное пространство, составные части которого весьма неоднородны. По своему характеру они подразделяются на две группы: «свой» мир и «чужой» мир.

Задача нашего урока: провести границу между участками художественного пространства в повести Распутина /см. портрет/ «Прощание с Матёрой», выяснить её символическое значение в произведении.

В 1977 году В. Г. Распутин написал по поводу недавно вышедшей книги: «Я не мог не написать «Матёру», как сыновья, какие бы они ни были, не могут не проститься со своей умирающей матерью. Эта повесть в определенном смысле для меня рубеж в писательской работе. На Матёру уже вернуться  нельзя: остров затопило. Очевидно, придется вместе с жителями деревни, которые мне дороги, перебираться в новый посёлок и посмотреть, что станет с ними».

Фактическим материалом для повести послужил автобиографический очерк «Вниз и вверх по течению» /1972/

II.  Эвристическая беседа.

I глава – Где разворачивается действие повести?

Расскажите  историю деревни Матёры.

Чем живёт остров Матёра?

Триста лет деревне Матёре, а сколько острову  с тем же названием, никто не знает. Только повидала она на своём веку всякое: поднимались мимо неё в древности вверх по Ангаре бородатые казаки, подворачивали на ночевку торговые люди; Грохотали бои между колчаковцами и партизанами.

Знала деревня и наводнения, и пожары и голод, и разбой. Так жила деревня, перемогая любые времена и напасти… И как нет, казалось, конца и края бегущей воде, нет и веку деревне.

- Каков смысл названия деревни?

Матёра – по – разному можно толковать происхождение этого слова: звучит в нём что – то материнское, ласково – властное, можно услышать и «матёрость» - зрелость, возмужалость.

Учитель: Автор и сам объясняет название этой земли, и нам этого довольно: «Но от края до края, от берега до берега хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре – всего, отделившись от материка, держала она в достатке – не потому ли и называлась громким именем Матёра?»

Матёра со своей размеренной жизнью и есть то художественное пространство, которое мы символически и называем «свой» мир.

- Чем встревожены жители Матёры?

«Ниже по Ангаре строят плотину для электростанций, вода по реке и речка поднимется и разольётся, заторит многие земли, и в том числе в первую очередь, конечно, Матёру. Если даже поставить друг на дружку 5 таких островов, всё равно затопит с макушкой…»

Учитель: С первых страниц идёт проникновение «чужого» мира в устоявшийся порядок, уклад жизни. Для жителей Матёры это беда, для людей, построивших ГЭС – важное дело.

Между двумя мирами – граница /см. схему/

Каждое пространство стремится к цели. «Свой» мир – продлить жизнь Матёре /в тексте: оторочить, обмануть себя с. 159/

Символическая граница «своего» мира /граница малой родины/ нарушена. Таким образом, разрушена священная граница, охраняющая человека в «своём» мире, поэтому и началось проникновение иномирия на Матёру.

Проследим по главам, как идёт это проникновение, какие изменения внесёт в жизнь Матёры?

У: I глава «Та Матёра и не та…» с. 153

«Всё на месте, да всё не так».

2 – 3 главы «Могилы зорют» с. 163

16 глава «И запылала Подмога - вспыхнули старые, какие там были, постройки для скота, потом занялись огнем леса. Мельницу запалили…» с.263

20 глава «Весь верхний край Матёры… был уже подчищен, на нижнем оставалось… шесть избёнок».

«Ты, бабка, в своём уме! Жить, что ли, собралась? Мы завтра поджигать будем, а она белит. Ты что?!»

Чем встревожены жители Матёры?

«Ниже по Ангаре строят плотину для электростанций, вода по реке и речка поднимется и разольётся, заторит многие земли, и в том числе в первую очередь, конечно, Матёру. Если даже поставить друг на дружку 5 таких островов, всё равно затопит с макушкой…»

Учитель: С первых страниц идёт проникновение «чужого» мира в устоявшийся порядок, уклад жизни. Для жителей Матёры это беда, для людей, построивших ГЭС – важное дело.

Между двумя мирами – граница

Каждое пространство стремится к цели. «Свой» мир – продлить жизнь Матёре /в тексте: оторочить, обмануть себя с. 159/

Символическая граница «своего» мира /граница малой родины/ нарушена. Таким образом, разрушена священная граница, охраняющая человека в «своём» мире, поэтому и началось проникновение иномирия на Матёру.

Проследим по главам, как идёт это проникновение, какие изменения внесёт в жизнь Матёры?

У: I глава «Та Матёра и не та…» с. 153

«Всё на месте, да всё не так».

2 – 3 главы «Могилы зорют» с. 163

16 глава «И запылала Подмога - вспыхнули старые, какие там были, постройки для скота, потом занялись огнем леса. Мельницу запалили…» с.263

20 глава «Весь верхний край Матёры… был уже подчищен, на нижнем оставалось… шесть избёнок».

«Ты, бабка, в своём уме! Жить, что ли, собралась? Мы завтра поджигать будем, а она белит. Ты что?!»

Учитель: таким образом, «чужой» мир несёт разрушение, опустошение. На страницах повести люди из «чужого» мира названы по – разному:

Богодул – «чертями»

Дарья – «чужими», «поганцами», «пожогщиками»

Но самое, пожалуй, печальное, что вредители есть и на своей стороне.

- Кто же?

У: стр. 267 «На этот раз должно было икаться Петрухе… не жалуется».

- Кто пытается защитить границы «своего» мира?

У: Старухи. с. 168

Богодул защищает границы «своего» мира, к которому он «приклеился».

Учитель: Дом, могилы – символы родового благополучия. Дарья связана с предками через могилы как хранительница родного гнезда и родового очага. Поэтому так самоотверженно защищают они «свой» мир.

У: - Марш! – кому говорят!...

Ты перед всем миром ответишь! /выразительное чтение отрывка/

Учитель: для Дарьи малая родина и всё, чтос не связано, - это «модель» всего белого света. Поэтому и слышен из её уст: «Перед всем миром ответишь».

У: 18 глава с. 283 «Я ваша, ваша, мне к вам надо… я вашего веку».

Учитель: Прощание с избой – своего рода обряд.

У: 7 глава с. 194 «Только на окнах остались занавески…»

«… мы с тобой ешо повидимся…»

Учитель: Дарья  находит поддержку у «царского лиственя»

У: 20 глава с. 298 /сцена у лиственя/.

Учитель: вновь свой мир защищает свои пределы.  Вмешиваются даже помощники, волшебные мифологические существа. До последнего не сдаётся «царский листвень» - своего рода модель мироздания.

Пересказ близко к тексту из 19 главы

Учитель: Хранителем острова, символическим оберегом стал Хозяин. Глава 6.

Мы видим. Что «чужой» мир входит в контакт не по правилам,

Неся с собой насилие: дед Егор начинает чураться людей, стонут без сна и мучаются старые люди, слышится предсмертный вой Хозяина – голос погибающего острова.

 Какую роль выполняет IIглава в художественном пространстве повести?

У: в II главе видим, как идёт воскрешение, обновление на Матёре. с. 221 – 222.

Учитель: Вы увидели, что существует между двумя мирами контакт, общение, связь, соприкосновение.

- Что представляет собой иномирие?

- Почему неуютно в нём?

У: I глава. Настасья: «Посередь чужих – то! Кто ж старое дерево пересаживает?!»

III глава. Туристы и интуристы поедут. А тут плавают ваши кресты.

5 глава. с. 185 – 186. «огородик на полторы сотки».

9 глава. с. 211. «Объяснение простое…»

15 глава. «Сторона хоть и дальняя, да чужая, чужие люди, чужие вещи…»

22 глава. с. 306 «Ровными, правильными рядами…»

с. 309 «… и если посёлок действительно походил на пасеку…»

Учитель: Всё впереди казалось чужим и непрочным.

- Так ли уж необходим этот контакт?

- Не слишком ли дорогая цена?

- И почему бы это не подсчитать заранее?

Этими вопросами постоянно задаются люди повести. Так им ответить?

Да, если контакт между мирами идёт не по правилам, то он предполагает хаос, потому посёлок /чужой» мир/ является обиталищем людей без родовой памяти, поэтому и не жалко молодым Матёры /»Молодым проще, они вприпрыжку на одной ноге взбегут наверх…»/. Поэтому и озабочен Петруха лишь одним – скорее получить деньги за усадьбу, поэтому и пожогщикам всё равно, что поджигать: дома, кресты или листвень.

Таким образом, анализируя эпизоды повести, мы расширили своё представление о символике художественного пространства, выделив границы, «охраняющие» человека. И когда постепенно, круг за кругом эти границы разрушаются, с «свой» мир начинает проникать иномирие. И виновниками этого являются сами люди, живущие на своей земле. «Поэтому затопление островов, сожжение деревенских изб – символ нравственного и духовного конца патриархального мира Матёры».

И последний вопрос:

- Какие по – вашему основные нравственные вопросы решает автор в своём произведении?

У: Проблема охраны окружающей среды.

Любовь к своей малой родине.

Учитель: Много таких деревушек и посёлков было снесено с лица земли. Был нарушен многолетний уклад жизни людей.

Бездумная деятельность человека по отношению к своему родовому гнезду породила множество таких, как Петруха, отчего наша жизнь сошла с наезженной колеи и потеряла в большинстве случаев нравственные ориентиры.

Поэтому я хочу, чтобы дома вы задумались над словами, которые произносит бабка Дарья в ответ Андрею и написали сочинение – рассуждение, основываясь на материалах урока.

«Человек – царь природы, - сказал Андрей.

- Вот – вот, царь. Поцарюет, поцарюет, да загорюет, - ответила Дарья.»

Символичны последние строки повести./ выразительно чтение отрывка «Туман» учителем/

Я очень надеюсь, что вы не станете поколением, блуждающим в тумане, сохраните главное – духовную связь с землёй.

Граница разрывает туман, и вы должны стать поколением, которое остро чувствует, через какую границу нельзя переступить.

/Звучит колокольный набат /.Этот набат звучит по каждому из нас.

Список использованной литературы.

1. Жирмунский В. М. Теория литературы.Поэтика. Стилистика.-Л.,1977

2. Храпченко М. Б. Размышления о системном анализе литературы Контекст 1975.-М., 1977

3. «Прощание с Матерой» как мифологическая повесть (из книги Шахерова О.А. Распутин в школе). \Книга для учителя.-М..Дрофа,  2004

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока татарской литературы в 7 классе для русскоязычных учащихся

Роль УМК при подготовке к ЕГЭ по литературе

План-конспект урока литературы в 5 классе по стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино»

Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Особенности строения сонета. История развития жанра»

Методическая разработка урока литературы для 5 класса по региональному компоненту по теме «Путешествие в древний мир ханты и манси»

Надежда Григорьевна Кириличева # 10 февраля 2014 в 09:00 0
Очень подробный анализ повести, что позволяет выявить знание текста детьми и заставляет их размышлять, раздумывать над главной идеей произведения. Если к уроку есть ещё и презентация, то будет просто замечательно. Музыкальное сопровождение, воздействующее на чувства детей, уже есть.
Людмила Юрьевна Цей # 3 марта 2014 в 08:03 0
Интересная разработка, Произведение сложное для восприятия учениками, но данный материал интересен.
Надежда Михайловна Светлова # 27 июля 2014 в 13:19 0
Я неравнодушна к этому произведению, внимательно прочитала конспект урока. Хороший урок, качественная работа:подробная работа над текстом (над словом, над деталью), учитель заставляет думать, трудиться душой современных подростков, что не так-то просто. Спасибо!
Ирина Александровна Подольская # 31 июля 2014 в 19:08 0
Конспект, материал урока очень интересный. Работа будет полезна как начинающему, так и практикующему учителю. Постоянная работа с тестом (страницы) - это прекрасно. Большое спасибо. С уважением ИА
Елена Павловна Явдошенко # 10 сентября 2014 в 02:25 0
Благодарю учителя за столь подробный конспект одной и сложнейших тем, а именно работа по временному пространству.
Татьяна Алексеевна Страупе # 14 октября 2014 в 23:35 0
Ольга Александровна, хотелось бы посмотреть схему, потому что урок очень понравился, вам удалось дойти до сути, пробудить интерес, сопереживание учеников описанным Распутиным людям. Спасибо.
Марина Николаевна Салтыкова # 29 октября 2014 в 18:06 0
Спасибо учителю за такую работу с текстом. Тема будет очень интересна ребятам. Анализ произведения глубокий. Урок не оставит равнодушными ребят. Еще раз спасибо!
Елена Александровна Бурлуцкая # 3 ноября 2014 в 13:36 0
Спасибо большое. Много интересного предусматривает Ваш конспект.
Надежда Николаевна Николькина # 26 ноября 2014 в 07:42 0
Урок хороший, заставляет задуматься о многом. Большой воспитательный эффект. Музыкальное сопровождение урока никого не оставит равнодушным.
Наталья Владимировна Безъязыкова # 4 декабря 2014 в 14:32 0
Спасибо за интересный урок! Материал содержательный,заставляет задуматься над нравственными вопросами: чувство патриотизма, бережного отношения к природе. Думаю, после такого урока дети не останутся равнодушными.
Татьяна Геннадьевна Недодаева # 11 января 2015 в 13:30 0
Урок очень насыщенный, глубокий. Материал повести В.Г.Распутина сложный, объёмный, но данный урок поможет детям разобраться в нём. Спасибо автору за конспект.
Ольга Владимировна Храпкова # 5 февраля 2015 в 16:16 0
Урок интересный, содержательный, позволяет расширить представление учащихся о символике художественного пространства,
развивать навык анализа текста художественного произведения, воспитывать в детях любовь к своей малой родине, бережное отношение к природе (а это так сегодня важно!!). Спасибо.
Юлия Валерьевна Косачева # 4 июля 2015 в 16:35 0
Спасибо большое за конспект. Им могут воспользоваться не только учителя, но и дети при подготовке к уроку, так как облегчает ориентирование в пространстве произведения. Выделение в главах ключевых эпизодов позволяет ученику понять систему действующих лиц, проблематику повести, мировоззрение автора.
Евгения Михайловна Дубинина # 20 августа 2015 в 13:09 0
Конспект качественный. Продуманы различные стороны анализа произведения. Такой анализ способствует философскому осмыслению произведения, стимулирует учеников задуматься над вечными вопросами. Произведение сложное, но диалог, представленный в конспекте позволит понять каждому ученику содержание произведения.
Татьяна Петровна Хомутова # 5 ноября 2015 в 22:13 0
Спасибо большое за разработку. Анализ большого по объему художественного произведения всего является нелегкой задачей, поэтому данный материал облегчает работу учителя. Кроме того, данный урок обязательно поможет при подготовке к сочинению итоговому в 11 классе и ЕГЭ.
Дина Хуснуллина # 22 мая 2016 в 21:57 0
Очень ценная разработка. Дети учатся анализировать произведение,которое достаточно сложно для понимания,делать выводы.Работа идет с постоянной опорой на текст произведения. Урок имеет большое воспитательное значение,заставляет задуматься над вечными истинами.
Марина Николаевна Прикуле # 21 июля 2016 в 16:59 0
Ольга Александровна, материал урока большой, интересный, довольно подробный анализ. Но мне кажется, не стоит весь урок строить как эвристическую беседу. Мы, учителя, подчас грешим тем, что увлекаемся такой беседой (она, несомненно, хороша), но 10-15 минут, а затем нужен другой вид работы. Воспитательный же аспект этого урок бесценен, надеюсь, учащиеся задумались о поднятых проблемах.
Анастасия Викторовна Матвеева # 17 августа 2016 в 14:54 0
С большим интересом познакомилась с Вашей разработкой урока. Это хороший методический материал, который можно использовать не только на уроках литературы, но и на внеклассных мероприятиях. Благодарю Вас за Ваш опыт.