План-конспект урока литературы в 5 классе по стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино»

Конспект урока литературы 5 класс

Автор: Чернега Виктория Станиславовна, учитель русского языка и литературы гимназия МИИТ, город Москва

Описание материала: Предлагаю вашему вниманию план-конспект занятия по литературе для учащихся 5 класса. Данный конспект будет полезен преподавателям и студентам высших педагогических учебных заведений. Конспект занятия направлен на ознакомление учеников с основными фактами биографии великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, а также познакомит детей с одним из самых ярких патриотических произведений русской литературы.

План-конспект урока литературы по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Цель урока: Познакомить учащихся 5 класса с патриотическим стихотворением «Бородино» и его исторической основой, научить анализировать и синтезировать информацию текста.

Задачи урока:

1. Образовательная. Введение учащихся в сложный мир лермонтовского стиха, рассмотрение особенностей поэтического таланта М.Ю. Лермонтова, выявление выразительных средств стихотворения.

Актуализация уже сформированных понятии: ритм, эпитет, метафора, аллегория и др. Показать отражение темы «Отечественная война 1812 года» в различных видах искусства (литература, история, изобразительное искусство).

2. Развивающая. Развитие связной речи, аналитических способностей, логического мышления, эмоциональной выразительности речи.

3. Воспитывающая. Привитие внимательного отношения к слову, уважения к взглядам поэта, любовь и уважения к великому прошлому России, воспитание патриотических чувств на основе произведения.

Средства обучения: учебник, интерактивная доска, репродукции картин, словарь литературоведческих терминов.

Методы обучения:

- групповой.

Ход урока

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока татарской литературы в 7 классе для русскоязычных учащихся

Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Особенности строения сонета. История развития жанра»

Конспект урока по литературе в 10 классе

Роль УМК при подготовке к ЕГЭ по литературе

Методическая разработка урока литературы для 5 класса по региональному компоненту по теме «Путешествие в древний мир ханты и манси»

Татьяна Анатольевна Шепеленко # 4 января 2014 в 18:35 0
Спасибо автору за интересный конспект урока. Особенно ценно, что автор умело вводит в конспект урока элементы интеграции - история и искусство. Часто наши ученики не знают фамилий известных полководцев и живописцев, а усваивают лишь минимум.
Ольга Александровна Рафейчик # 5 января 2014 в 00:19 0
Виктория Станиславовна, спасибо за интересную разработку урока. Особенно ценно, что вы уже в 5 классе начинаете прививать учащимся интерес к историческому прошлому своей Родины, умения гордиться своей страной.
Наталья Сергеевна Федотова # 15 февраля 2014 в 20:11 +2
Спасибо за интересный конспект урока. Патриотическое воспитание детей - важная составляющая современного образования. На данном уроке каждый ученик проникнется чувством гордости за свою страну, бережнее станет относиться к историческому и литературному наследию.
Людмила Юрьевна Цей # 3 марта 2014 в 07:55 0
Очень хороший, добротный, интересный урок. Ученик имеет возможность увидеть на экране материал. А как известно, "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Спасибо!
Надежда Ивановна Лукьяненко # 24 мая 2014 в 22:19 0
Этот урок позволит учащимся самостоятельно мыслить и делать выводы.Материал содержательный,интересный.Один этап урока плавно переходит в следующий. А тема патриотизма актуальна во все времена.Спасибо!
Климешина Галина # 15 июня 2014 в 18:06 0
Интересный конспект урока. Учитель доступно раскрывает тему и идею произведения Лермонтова. Кроме того описана работа над выразительными средствами поэтического текста.
Ирина Александровна Подольская # 31 июля 2014 в 19:16 0
Хороший конспект урока. Много внимание учитель уделяет отработки выразительных средств языка.
Елена Павловна Явдошенко # 10 сентября 2014 в 02:00 0
Интересный конспект урока. Для достижения поставленных целей удачно использовано оборудование, Удачно, в соответствии с возрастными особенностями подобраны формы работы, что помагает развивать связную речи, аналитические способности, логическое мышление у пятиклассников
Татьяна Алексеевна Страупе # 14 октября 2014 в 23:18 0
Хороший урок, согласна с теми, кто отметил разнообразные формы работы, исторические факты, особое внимание к выразительным средствам.Однако не согласна с необходимостью слушать сообщения учащихся по биографии поэта.Зачем? Некоторые факты нужны, но дозировано. Лучше лишний раз почитать стихотворение.А в остальном всё отлично.
Елена Александровна Борисова # 25 октября 2014 в 18:52 0
Замечательный урок. Прослеживается межпредметная связь. Большое внимание уделено работе с выразительными средствами. Большое спасибо за урок!!!
Марина Николаевна Салтыкова # 29 октября 2014 в 17:48 0
Урок хороший, используются разнообразные формы работы. Связь с историей, тема патриотизма - все очень актуально и своевременно. Использую урок в своей работе.
Эльзара Мустафаевна Мамбедалиева # 31 октября 2014 в 19:59 0
Интересный урок. Разнообразные методы работы помогают учащимся хорошо усвоить данный материал. Основные вехи из биографии великого поэта очень нужны. Развивается речь, логическое мышление ребят. Хорошо прослеживается связь с историей. На основе произведения воспитываются патриотические чувства учащихся. Думаю, материал мне пригодится. Спасибо.
Елена Александровна Бурлуцкая # 3 ноября 2014 в 13:37 0
Замечательная разработка. Спасибо.
Ирина Александровна Дингес # 22 ноября 2014 в 18:23 0
Очень содержательный урок. Столько разнообразного материала. Просто замечательно.
Надежда Николаевна Николькина # 26 ноября 2014 в 07:48 0
Хороший интегрированный урок. Очень понравилось. Материал разнообразный, воспитывает чувство патриотизма, уважение к прошлому. Анализ языковых средств очень важен. Спасибо!
Наталья Алексеевна Старкова # 26 ноября 2014 в 23:51 0
Данный урок способствует развитию чувства патриотизма.Анализируя произведение, учитель и учащиеся говорят о безмерной любви к Отчизне, о самоотдаче, о желании простых солдат защищать свою родную землю. Воспитывается уважение к великому прошлому.Учащиеся могут сравнить художественное произведение и реальные исторические события. Совершенствуется навык выразительного чтения поэтического текста. Благодарю Вас за разработку!
Тамара Викторовна Сергеева # 27 ноября 2014 в 22:53 0
Спасибо за разработку урока. стихотворение «Бородино» воспитывает патриотизм. Дети узнают его историческую основу, учатся анализировать и синтезировать информацию текста.
Марина Александровна Лашева # 3 января 2015 в 12:20 0
Виктория Станиславовна, добрый день! Мне понравились четко поставленные цели и задачи. Взаимосвязь с историей и искусством расширяет кругозор и способность мыслить масштабно.Уделено внимание культуре чтения, общеизвестно, что культура чтения определяется тем, что читается и как читается. Выразительное чтение учителем выдающегося произведения одна из составляющих правильного восприятия текста.Также уделено внимание воспитанию чувств - воспитанию доброты, чистоты, благородства. А значит, основная задача учителем выполнена. Спасибо!
Женисгуль Куанышбаевна Жантурина # 17 января 2015 в 12:17 0
материал просто слов нет. очень хороший. не то что ученикам и взрослым интересно стало. спасибо вам
Ольга Владимировна Храпкова # 5 февраля 2015 в 15:32 0
Урок хороший, используются разнообразные формы работы. Видна связь с историей, и тема патриотизма актуальна. Согласна:нет большой необходимости слушать сообщения учащихся по биографии поэта (пусть звучит текст в исполнении ребят или мастеров художественного слова). Спасибо.
Алла Викторовна Третьякова # 18 апреля 2015 в 23:30 0
Спасибо за урок! Меня всегда трогает тема войны. Важно донести до ребенка мысль о том, что мы должны помнить о былых победах и поражениях, должны быть достойны наших предков.Очень хорошо проведена работа со словом: дети умеют находить тропы и фигуры, отличают приемы звукописи, учатся проводить комплексный анализ. Успехов Вам и Вашим ученикам!
Мусаэлян Ирина # 9 июля 2015 в 17:50 0
"Бородино"-одно из прекраснейших произведений М.Ю.Лермонтова да и вообще русской классики.Учителю удалось выдержать патриотический пафос. Образовательные цели абсолютно достигнуты. Во время изучения этого произведения большое значение имеет обучение выразительному чтению, и учитель здесь-главный пример.Спасибо, коллега, за разработку урока.
Ольга Ивановна Данильцева # 9 августа 2015 в 15:50 0
Спасибо за интересную разработку!
Евгения Михайловна Дубинина # 20 августа 2015 в 12:20 0
Мне показался этот конспект классическим примером традиционного изучения произведения. Безусловно, анализ стихотворения проведен качественно, но я бы сделала акцент на нравственных чувствах учеников.
Татьяна Петровна Хомутова # 5 ноября 2015 в 22:09 0
Конспект добротный. Безусловно, важны и интересны межпредметные связи с историей и живописью. Урок имеет большое значение в плане патриотического воспитание. Каждый может найти в нем что-то полезное для себя. Спасибо за разработку.
Дарья Александровна Перевощикова # 15 ноября 2015 в 19:34 0
Спасибо за интересный и продуманный материал. Ребята будут заинтересованы на протяжении всего урока. Урок можно использовать в работе.
Валерия Юрьевна Васильева # 21 января 2016 в 18:16 0
Спасибо Хорошая разработка
Елена Перфильевна Середкина # 24 апреля 2016 в 07:06 0
Спасибо за интересный конспект урока. Патриотическое воспитание детей сегодня очень важно. На данном уроке каждый ученик проникнется чувством гордости за свою страну, бережнее станет относиться к историческому и литературному наследию. Во время изучения этого произведения большое значение имеет обучение выразительному чтению, и учитель здесь-главный пример.Спасибо.
Анастасия Викторовна Матвеева # 17 августа 2016 в 14:57 0
Большое спасибо за интересный урок. Этот урок позволит учащимся самостоятельно мыслить и делать выводы. Понравились методические приемы, используемые на уроке. Материал содержательный, интересный. Один этап урока плавно переходит в следующий. Еще раз спасибо за урок и дальнейших успехов в работе.