Конкурсы для педагогов и детей

Развитие познавательного интереса у младших школьников

Развитие познавательного интереса у младших школьников к изучению своего города через использование творческих заданий и игр в процессе реализации экспериментальной образовательной программы «Азбука Комсомольска».
В статье рассказывается об экспериментальной образовательной программе дополнительного образования детей "Азбука Комсомольска" предназначенной первоклашек.
Горелова Елена Валерьевна,педагог дополнительного образования МОУ ДОД ЭБЦ, г. Комсомольск-на-Амуре,

Рассматривая вопрос развития познавательного интереса учащихся к изучению своего города, необходимо обратить особое внимание на интеграцию общего и дополнительного образования в этом аспекте. Изучая интеграционные процессы в педагогической науке, В.В. Левченко говорил об интеграции, как о конкретном педагогическом понятии, наполненном педагогическим содержанием [1, 157]. Интеграционный процесс – это объединительный процесс (И.В. Кошкина [2], В.П. Теплов [3]), основанный на развитии взаимосвязей между общим и дополнительным образованием, направленный на эффективное достижение целей по гражданскому и патриотическому воспитанию младших школьников.

Содружество педагогов двух образовательных зон основано на принципе саморазвивающейся системы, обеспечивающей целостность основного и дополнительного образования. Оно дает возможность гибкого и динамич¬ного саморегулирования, обновление национально-регионального содержания обучения и воспитания, стиля совместной познавательной деятельности педагогов в соответствии с интересами учащихся и их семей.

Для реализации выше сказанного аспекта, а именно, развитие познавательного интереса учащихся к изучению своего города, в 2014-2015 учебном году нами разработана и апробируется экспериментальная образовательная программа для учащихся первых классов «Азбука Комсомольска». Содержание программы интегрируется с содержанием курса «Обучение грамоте» в первом классе. На каждую изученную букву в школе, в программе «Азбука Комсомольска» есть творческие задания и игры, связанные с городом Комсомольском-на-Амуре. Программа «Азбука Комсомольска» является универсальной. Ее содержание можно модифицировать под особенности любого города.

На каждую букву алфавита мы с ребятами изучаем объект или объекты на эту букву в городе. Ниже приведен список объектов города Комсомольска-на-Амуре. Взяв за основу данный список педагоги других городов могут конкретизировать его своими местными достопримечательностями, например буква «П» - парк, памятник, площадь и проспект, а педагог может подставить конкретные названия парков, памятников или площадей своего города.
Буква «А»: Амур, архитектура.
Буква «Б»: библиотека.
Буква «В»: вокзал.
Буква «Г»: герб, Гагарин Ю.А.
Буква «Д»: Дворец, Дом.
Буква «Е»: ель.
Буква «Ж»: животные, железная дорога.
Буква «З»: заповедник, завод.
Буква «И»: история.
Буква «К»: камень.
Буква «Л»: лес.
Буква «М»: мост, мемориал, музей.
Буква «Н»: набережная.
Буква «О»: огонь, орден.
Буква «П»: памятник, площадь, парк, проспект.
Буква «Р»: район.
Буква «С»: Силинка.
Буква «Т»: трамвай, театр.
Буква «У»: улица.
Буква «Ф»: флаг.
Буква «Х»: хлеб.
Буква «Ц»: церковь.
Буква «Ч»: чемпион.
Буква «Ш»: школа.
Буква «Щ»: щука.
Буква «Ъ»
Буква «Ы»: рЫба.
Буква «Ь»
Буква «Э»: экология.
Буква «Ю»: Юность.
Буква «Я»: Яблоневый сад.
При календарно-тематическом планировании нашей программы мы опирались на учебно-тематический план к курсу «Обучение грамоте» учителей начальных классов. В данном курсе изучение букв проходит по определенным правилам, а не по порядку, что нашло отражение в нашем планировании.
Приведем примеры некоторых творческих и игровых заданий по программе «Азбука Комсомольска».

Буква «А» - Архитектура города.
ТЗ: «Дом моей мечты» (в техниках: рисование, аппликация, лепка) с использованием буквы «А».


Буква «Г» - Герб города.
ТЗ: «Герб моей семьи". Можно это задание дать учащимся на дом, чтобы они вместе с родителями придумали герб семьи, нарисовали его, а на занятии рассказали о нем.



Буква «Е» - Ель.
ТЗ: изготовление альтернативной ели из природного или бросового материала. Это задание можно выполнить в преддверии Нового года, как подарок семье или на выставку.

Буква «И» - История города.
ТЗ: совместное иллюстрирование истории строительства города. Каждому ребенку дается задание нарисовать, например, лес, деревню, пароход, реку Амур и т.д. Затем по мере рассказа педагога об истории строительства города ребята прикрепляют свои рисунки на доску.

Буква «О» - Вечный огонь на Мемориальном комплексе.
Игра: «Меткий снайпер». На доске рисуется буква «О». У нее рисуются глаза и рот, а нос каждый ребенок с закрытыми глазами должен нарисовать сам (или прикрепить магнит). Определяется самый меткий. Это веселая и динамичная игра, которая очень нравится детям.

Буква «Т» - Театры города: Драматический, КнАМ, ТЮЗ.
Игра «Крокодил»: показ пантомимой, например: животных, явлений, действий. Как правило, вначале игры ребята смущаются, но затем их не остановить и театральные таланты выявляются в каждом классе. Мы с ребятами на занятии показывали кукольный спектакль "Теремок".


Буква «У» - Улицы города
ТЗ: нарисовать улицу, на которой ты живешь.



Буква «Я» - Яблоня
Составление генеалогического древа семьи в виде яблони.

Для каждой буквы можно придумать много интересных творческих заданий и игр, связанных с родным городом. Ребята любят рисовать из букв человечков, животных и выполнять это в различных техниках (рисование, аппликация, объемный макет).



Кроме того, при изучении объектов города (памятников, парков и др.) мы активно используем презентации, мультимедийные игры, викторины. Нужно учитывать, что большинство первоклассников еще не умеют писать и читать, поэтому презентации и игры должны содержать картинки, фотографии и минимум надписей, а надписи должны быть крупными, чтобы читающие ребята сами могли их прочесть.

Сотрудничество с учителями начальных классов – это позитивное и успешное освоение любой дополнительной программы учениками, так как учитель для первоклассников – это «вторая мама», которую они слушают и прислушиваются к ней. К тому же первоначальное сотрудничество с родителями учащихся тоже происходит через учителя. Поэтому, при разработке данной программы мы опирались на мнение и опыт учителей начальных классов.

Данная программа является экспериментальной, в конце года мы будем проводить диагностику, выявлять плюсы и минусы содержания программы и планировать дальнейшие перспективы ее развития.

Литература:
1. Левченко, В.В. Интеграционные процессы в педагогической науке /В.В. Левченко. - Вестник СамГУ. - 2007. - № 5/1 (55). – С. 157-165.
2. Кошкина, И.В. Интеграция в начальной школе: уроки изобразительного искусства /И.В., Кошкина, Г.Б. Целимбровская // Начальная школа. - 2003. - № 10. – С. 82-85.
3. Теплов, В. П. Теоретические аспекты интеграции /В.П. Теплов // Начальная школа. – 2004. - № 3 (11). - С.20-26.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий внеклассного мероприятия по краеведению для 2 класса Эмоциональная сфера младших школьников Развитие познавательной самостоятельности младших школьников Использование инновационных технологий для развития личности ребёнка

Похожие статьи:

Программа внеурочной деятельности познавательной направленности кружка «Почемучка», 3 класс

Проектная внеурочная деятельность в начальной школе

Этапы работы над проектом в начальной школе, 3-4 класс

Проекты в начальной школе по математике, 3-4 класс

Проекты в начальной школе, 3-4 класс. Окружающий мир

Организация исследовательской деятельности с младшими школьниками в туристско-краеведческом направлении | Конкурсы для девочек 1 класса к 8 марта. Сценарий
Опубликовано: 646 дней назад (3 марта 2015)
Просмотров: 1056
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!