Конкурсы для педагогов и детей

Рабочая программа для 3 класса коррекционных школ. Окружающий мир

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 3 класса (VIII вида)
Пояснительная записка
Данный учебный предмет является важным в обучении младших школьников с ограниченными возможностями здоровья школы VIII вида , так как у данной группы детей отмечаются проблемы в овладении общеречевыми навыками, их кругозор узок, представления о себе и окружающем мире недостаточно сформированы. В ходе обучения у учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые для обучения другим учебным предметам, происходит адаптация, социализация, развитие познавательной и личностной сфер ребенка.
В 3-м классе появляется возможность развития механизмов связной речи путем формирования ассоциативных связей между мыслями говорящего, предметностью ее содержания и адекватностью речевого оформления. Продолжается работа над интонацией, которая имеет большое значение в организации связанного высказывания. Отрабатывается навык составления описательного, повествовательного рассказа; формируется умение моделировать текст – рассуждение. В основе системы работы по развитию речи лежит комплексный подход, направленный на решение на одном уроке разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих все стороны речевого развития и развития высших психических функций школьников с интеллектуальным недоразвитием.
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 3 класса (VIII вида) составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
- программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы. / Под ред. Воронковой В.В.; – М.: Просвещение, 2013.
- учебного плана ГБС(К)ОУ школы № 487 на 2014 – 2015 учебный год.
Срок реализации программы 1 учебный год.
Цель и задачи программы
Цель: расширение и обогащение представлений о непосредственно окружающем мире. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
Задачи:
-формировать у учащихся знания об окружающем мире, умение вести диалог, обогащать словарный запас;
- развивать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;
-воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность, формировать умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Условия реализации программы
Виды и формы организации учебного процесса
Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала; проверки знаний, умений и навыков; систематизации и обобщению изученного материала) нетрадиционные уроки (экскурсии, урок-викторина, урок-игра и т.д.)
Формы работы на уроке: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ и т.д.
Виды и формы контроля
При реализации данной программы используется три формы контроля: индивидуальный, групповой и фронтальный. Который в свою очередь делится на типы: внешний контроль учителя за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Контроль проводится вводный, текущий и итоговый.
Методы контроля: устный опрос, самостоятельная работа, тест, и т.д.
Результаты проведенного контроля заносятся в бланки отчетов, Карту развития учащихся.
Учебно – тематический план
№ Блок Количество часов
1. Сезонные изменения. Лето. 7
2. Сезонные изменения. Осень. 11
3. Животные. 6
4. Неживая природа. 8
5. Сезонные изменения. Зима. 7
6. Растения. 5
7. Птицы. 5
8. Сезонные изменения. Весна. 6
9. Человек. 7
ИТОГО 62

Содержание тем учебного курса
Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели.Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза. Детские игры в разные времена года.
Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде.
• Улица, на которой расположена школа. Дома, тротуары, мостовая, скверы. Обозначение названий улиц и номеров домов. Школьный и домашний адрес.
• Транспорт. Трамвай, автобус, троллейбус. Правила дорожного движения: переход улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход».
• Посуда. Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. Различение. Уход за посудой (мытье, хранение).
• Мебель. Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение. Уход за мебелью (протирание сухой и влажной тряпкой, чистка пылесосом, выбивание, уборка кровати).
• Одежда. Шапка, шляпа, берет, шкаф, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы. Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой (чистка щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение).
• Обувь. Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя. Уход за обувью (мытье, просушивание, чистка щеткой, использование кремов для обуви).
• Овощи. Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Внешний вид клубня картофеля, кочана капусты, корня свеклы. Вкус. Употребление этих овощей в пищу. Хранение их зимой. Проращивание семян гороха или бобов.
• Арбуз, дыня или другие бахчевые культуры. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. Сбор семян арбуза и дыни для подкормки птиц зимой.
• Ягоды. Рябина, калина, клюква, брусника или другие местные ягоды. Сравнение по окраске, форме, вкусу.
• Деревья. Дуб, тополь или другие. Узнавание и называние. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена дуба, тополя.
• Растения на клумбах. Астры, бархатцы, ноготки или другие. Узнавание и называние. Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки.
• Комнатные растения. Традесканция, герань или другие. Различение. Уход за комнатными растениями (мытье цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе).
• Раннецветущие растения. Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан или другие. Наблюдения за появлением первых цветов.
• Растение. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение.
• Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям.
• Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют.
• Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной.
Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности.
• Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками.
• Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут.
• Животные. Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду.
• Охрана здоровья. Лицо, части лица: лоб, щеки, подбородок, глаза, веки, брови, ресницы (назначение — защита глаз). Глазами мы видим. Как сохранить хорошее зрение. Уши. Ушами мы слышим. Как беречь уши. Нос. Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Как пользоваться носовым платком. Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зубов, уход за зубами.
Примерные требования к уровню подготовки обучающихся по данной программы:
Умения:
• называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;
• участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
• связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;
• ухаживать за одеждой и обувью;
• поддерживать порядок в классе, интернате, дома;
• соблюдать правила личной гигиены;
• соблюдать правила уличного движения.
Знания:
• названия и свойства изученных предметов и их частей;
• обобщающие названия изученных групп предметов
• выученные правила дорожного движения.
Перечень учебно-методического обеспечения
Методическая литература:
1. Основная:
1. Айдарбекова А. А., Белов В. М., Воронкова В. В. и др. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы. / Под ред. Воронковой В.В.; – М.: Просвещение, 2013.
2. Матвеева Н.Б. Живой мир. 3 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014.
2. Дополнительная:
1. Батяева С.В. Альбом по развитию речи. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2013.
2. Володина В.В. Альбом по развитию речи. – М.: РОСМЭН, 2014 .
3. Демонстрационный материал. В мире мудрых пословиц. – (Серия «Беседы по картинкам»). - М.: «Сфера». – 2014.
4. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Книга для логопедов и воспитателей. – СПб.: КАРО, 2010. – 320 с. + 8 с. ил. – («Популярная логопедия»).
Дидактический материал: - карточки и плакаты с заданиями по темам курса.
Демонстрационный материал: иллюстрации по темам: «Овощи», «Фрукты», «Растения», «Вода», «Дикие животные», «Домашние животные»; «Времена года»; «Птицы», «Рыбы»; «Продукты питания»; «Человек» и др.;
 сюжетные рисунки по темам курса.
Технические средства: - Компьютер.
Магнитофон.
DVD-проигрыватель.
Приложение
Календарно - тематическое планирование
№ Дата Кол. часов Тема Стр. Результаты обучения
I четверть
Сезонные изменения. Лето. (7ч)
Знать:
- признаки лета;
- названия летних месяцев;
- знать 3-4 названия лесных ягод.
Уметь:
- определять погоду;
- определять и различать овощи, бахчевые культуры, ягоды;
- описывать изученные предметы и составлять связный рассказ о них;
- наблюдать за изменениями в природе.
1. 01.09.14 1 Лето. Признаки лета. 38-39
2. 05.09.14 1 Месяцы лета. С.Я. Маршак о летних месяцах. 40-41
3. 08.09.14 1 Растения летом. 42-43
4. 12.09.14 1 Лесные ягоды. 74-75
5. 15.09.14 1 Входная контрольная работа.
6. 19.09.14 1 Животные летом. 44-45
7. 22.09.14 1 Занятия людей летом. 46-47
Сезонные изменения. Осень. (11ч)
Знать:
- признаки осени;
- названия осенних месяцев;
- названия и свойства изученных предметов;
- названия 5-6 грибов.
- названия 3 перелётных птиц;
- растения сада, леса.
Уметь:
- определять погоду и записывать в дневник наблюдений;
- определять и различать овощи, ягоды;
- узнавать и различать деревья, кустарники, травы, цветы;
- описывать изученные предметы и составлять связный рассказ о них;
- наблюдать за изменениями в природе на экскурсии.
8. 26.09.14 1 Осень. Признаки осени. 5-6
9. 29.09.14 1 Месяцы осени. 7-8
10. 03.10.14 1 Растения осенью. 9-10
11. 06.10.14 1 Грибы. 76-77
12. 10.10.14 1 Животные осенью. 11-13
13. 13.10.14 1 Перелётные птицы. 94
14. 17.10.14 1 Занятия людей осенью. 14-15
15. 20.10.14 1 Тестовая работа за I четверть.
16. 24.10.14 1 Растения сада. 68-70
17. 27.10.14 1 Лес. 71-72
18. 31.10.14 1 Экология воздуха и охрана окружающей среды.

II четверть Растения летом. Животные летом.
Животные. (6ч)
Знать:
- названия диких животных;
- названия домашних животных;
- виды животных.
Уметь:
- связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения;
- определять вид животного;
- сравнивать и различать животных;
- составить рассказ о животном.
19. 10.11.14 1 Животные. Составление рассказа о животном. 81
20. 14.11.14 1 Дикие животные. Лось. 82
21. 17.11.14 1 Дикие животные. Кабан. Заяц. 83-84
22. 21.11.14 1 Домашние животные. Корова. 85
23. 24.11.14 1 Домашние животные. Свинья и кабан. 86,88
24. 28.11.14 1 Домашние животные. Кролик и заяц. 87, 89-90
Неживая природа. (8ч)
Знать:
- значение воздуха;
- названия дней недели;
- виды календарей;
- стороны света.
Уметь:
- связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения;
- определять температуру воздуха;
- определять направление ветра.
25. 01.12.14 1 Понятие «Неживая природа». Природа в коротких рассказах М. М. Пришвина.
26. 05.12.14 1 Солнце в разные времена года. 48-49
27. 08.12.14 1 Восход и закат солнца. 50
28. 12.12.14 1 Воздух. Значение воздуха. 52-53
29. 15.12.14 1 Термометр. 54
30. 19.12.14 1 Ветер. Направление ветра. 55-57
31. 22.12.14 1 Тестовая работа за II четверть.
32. 26.12.14 1 Календарь. 51

III четверть
Сезонные изменения. Зима. (7ч)
Знать:
- признаки зимы;
- названия зимних месяцев;
- названия 3 зимующих и домашних птиц;
- названия 3-4 домашних и диких животных.
Уметь:
- связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения;
- помогать зимующим птицам;
- различать животных по внешнему виду;
- вести наблюдения за изменениями в природе.
33. 12.01.15 1 Зима. Признаки зимы. 16-17
34. 16.01.15 1 Месяцы зимы. 18-19
35. 19.01.15 1 Растения зимой. 20
36. 23.01.15 1 Животные зимой. Следы зайца, лисы, сороки. 21-22
37. 26.01.15 1 А. Яшин «Покормите птиц зимой». 23
38. 30.01.15 1 Зимующие птицы. 95
39. 02.02.15 1 Занятия людей зимой. 24-25
Растения. (5ч)
Знать:
- названия цветов, трав, плодов;
- части растений;
- назначение Красной Книги, заповедников и зоопарков.
Уметь:
- связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения;
- сравнивать растения.
40. 06.02.15 1 Растения. Сравнение растений. 60-61
41. 09.02.15 1 Части растений. 62-64
42. 16.02.15 1 Части растений. 65-67
43. 13.02.15 1 Плоды и семена. 73
44. 27.02.15 1 Травы. 78-80
Птицы. (5ч)
Знать:
- названия птиц;
- строение птиц;
- птиц, занесённых в Красную книгу и их значение.
Уметь:
- связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения;
- отличать птиц.
45. 02.03.15 1 Птицы. Строение птиц. 91-92
46. 06.03.15 1 Хищные птицы. 96
47. 13.03.15 1 Певчие птицы. 97
48. 16.03.15 1 Тестовая работа по итогам III четверти.
49. 20.03.15 1 Птицы. Изготовление аппликации.

IV четверть
Сезонные изменения. Весна. (6ч)
Знать:
- признаки весны;
- названия весенних месяцев.
Уметь:
- обобщать понятие животные: звери, рыбы, птицы, насекомые;
- вести наблюдения за изменениями в природе.
50. 03.04.15 1 Весна. Признаки весны. 26-27
51. 06.04.15 1 Месяцы весны. 28-29
52. 10.04.15 1 Растения весной. 30-31
53. 13.04.15 1 Животные весной. 32-34
54. 17.04.15 1 Занятия людей весной. 35-37
55. 20.04.15 1 Тестовая работа за год.
Человек. (7ч)
Знать:
- названия органов человека;
- части тела организма чело-века;
- расположение органов на теле человека;
- причины простудных заболеваний;
- полезные свойства продуктов.
Уметь:
- определять части лица: лоб, нос, щёки, подбородок, щёки, зубы, язык;
- различать молочные, мясные и сухие продукты;
- связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения.
56. 24.04.15 1 Человек. Дыхание человека. Болезни органов дыхания. 98-99
57. 27.04.15 1 Правила профилактики болезней дыхания. 100-102
58. 08.05.15 1 Профилактика простудных заболеваний. Окружающая среда и здоровье человека.103-105
59. 15.05.15 1 Кровь. Сердце. Пульс. 105-107
60. 18.05.15 1 Тестовая работа по итогам IV четверти.
61. 22.05.15 1 Окружающая среда и здоровье человека. 108-109
62. 25.05.15 1 Питание человека. Молочные, мясные и сухие продукты.
Сроки хранения продуктов. 110-113
Итого 62
Итого: 62 часа за год.

Рекомендуем посмотреть:

Разработку интегрированного урока внеклассного чтения – окружающего мира для 3-4 класса Конспект урока по окружающему миру 3 класс «Школа России». Экологическая безопасность Конспект урока - игры по окружающему миру в 3 классе Интеграция общего и дополнительного образования по реализации национально-регионального компонента н

Похожие статьи:

Открытый урок-проект по окружающему миру 3 класс

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс

Классный час в 3 классе по теме: Цветы-лекари

Внеклассное занятие по окружающему миру в 3 классе

Конспект интегрированного урока в 3 классе по литературному чтению и окружающему миру

Сценарий праздника Прощание с Букварём
Опубликовано: 805 дней назад (28 сентября 2014)
Просмотров: 10930
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!