Конкурсы для педагогов и детей

Внеклассное интегрированное занятие для учащихся начальных классов с презентацией. Животные во время Великой Отечественной войны

Внеклассное интегрированное занятие для учащихся начальных классов.
Тема: Животные во время Великой Отечественной войны.
Цель: Формирование общего представления об истории Отечества. Способствовать формированию патриотического воспитания младших школьников.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с необычными фактами военного времени. Дать понятие и объяснение словам: ветеран, кинолог, сапер, ветеринар, кавалерия.
2. Развитие кругозора, коррекция внимания, образного мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия. Активизация словарного запаса учащихся.
3. Воспитывать уважение и чувства благодарности ко всем, кто принимал участие в ВОВ, чувства любви и заботы по отношению к "братьям нашим меньшим", на основе обобщенных исторических фактов.
Оборудование: фотоматериалы, Российский флаг, образец изделия, шаблоны, материалы и инструменты для изготовления бумажного голубя.
Словарная работа: ветеран, кинолог, сапер, ветеринар, кавалерист.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим совместное занятие в рамках предметной недели. Приближается знаменательная дата. День, который отмечают в каждой семье, как великий праздник.
+ День Победы в Великой Отечественной войне, который проходит 9 Мая.
- Идут годы, меняется жизнь, но время не в силах стереть из нашей памяти великую дату - 9 мая 1945 года. Мы родились уже далеко после войны, и к счастью, не узнали ее ужасов. Но мы гордимся тем, что наши дедушки и бабушки, прадедушки и прабабушки, сумели выстоять в страшной кровавой битве с жестоким врагом, и победить.
- В этот день мы вспоминаем погибших и живых, воинов и мирных жителей – всех, благодаря кому была завоевана победа в Великой Отечественной войне. События военного времени не забыты – они живы в воспоминаниях наших ветеранов.
- Ребята, кого называют ветераном? (слайд)
- Ветераны в переводе с другого языка означает старый, т.е. опытный воин, солдат, участник многих боев.
2.Сообщение темы и цели занятия.
- Победа далась нелегко, использовались все возможные способы и меры. В тяжелые годы рядом с солдатами на фронте воевали и те, кого мы называем нашими меньшими братьями.
+Звери и птицы.
- Им не давали орденов, они не получали званий. Они совершали подвиги, не зная этого. Они просто делали то, чему их научили люди – и гибли, как и люди. Но, погибая, они спасали тысячи человеческих жизней. О некоторых животных мы поговорим сегодня.
3. Основная часть.
Про собак.
- Самыми верными помощниками солдат в годы ВОВ были, конечно, четвероногие наши друзья.
+ Собаки. (слайд)
Ученик:
У нас уважают собаку недаром:
Собака на фронте была санитаром,
Связистом, сапёром. Порою собаки
На танки бросались во время атаки.
Да, на войне получалось и так,
Что грозные танки боялись собак.


- Ребята, скажите, как собаки могли помогать людям на войне?
+ Шли по следу, находили мины, помогали вытаскивать раненых.
(Слайды)
- Да, многие обученные собаки, благодаря своему чуткому нюху, находили мины, снаряды. Вытаскивали раненных солдат из развалин или из поля боя.
- Ездовые собаки в упряжках, летом на специальных тележках, зимой на нартах под огнем вывозили с поля боя тяжело-раненных, подвозили боеприпасы, грузы.
- Собаки-санитары искали раненых, на спине перевозили медикаменты, перевязочный материал.
- Из-за сильного огня, санитары не могли пробраться к тяжело раненным однополчанам. Раненым нужна была срочная медицинская помощь, многие из них истекали кровью. Между жизнью и смертью оставались считанные минуты… На помощь приходили собаки. Они по-пластунски подползали к раненому и подставляли ему бок с медицинской сумкой. Терпеливо ждали, когда он перевяжет рану. Только потом отправлялись к другому раненому. Они безошибочно могли отличить живого человека от погибшего, ведь многие раненые находились в бессознательном состоянии. Такому бойцу четвероногий санитар лизал лицо до тех пор, пока он не придет в сознание. В суровые зимы, не раз от сильных морозов раненых спасали собаки – они грели их своим дыханием. Вы можете не верить, но собаки плакали над умершими.

- Были собаки, которые смело бросались к немецким танкам с гранатой в зубах. Таких собак немцы боялись больше пушек.
- А это собака-связист. На ошейнике - футляр для письма.
- Из всех собак, которые принимали участие в Великой Отечественной войне, отличилась собака-миноискатель по кличке Джульбарс, которая служила у танкистов. Джульбарс принимал участие в разминировании многих городов. Этот пес нашел о много мин и неразорвавшихся снарядов.
-Джульбарс, поистине собака-герой, которая с первого до последнего дня войны преданно несла свою службу. Джульбарс принял участие в параде Победы на Красной Площади в 9 мая 1945 году. Незадолго до этого собака была ранена и не могла идти самостоятельно. Тогда главнокомандующий распорядился: " Пусть эту собаку пронесут на руках по Красной Площади на моей шинели…" И так собаку с перевязанными лапами пронесли по Красной Площади во время парада Победы в ВОВ.
-За свой героизм Джульбарс был награжден медалью за "Боевые заслуги". Это единственная "человеческая" награда для собаки.
Про Джульбарса и его подвиги писали в газетах. Джульбарс даже снялся в художественном фильме "Белый клык". Это приключенческий фильм про волка-собаку. В фильме описывается разное поведение и отношение людей к животным, доброе и злое. Сейчас мы посмотрим маленький отрывок из этого фильма. И увидим настоящего Джульбарса. (видео)
- Фильм старый черно-белый, снимался сразу после войны.
- Здесь, на морде, виден шрам, который пес получил во время несения службы.
- Собаки-миноискатели обнаруживали благодаря чуткому нюху, а солдаты (саперы) обезвреживали мины. Саперу нужны чуткие пальцы.
- Сейчас мы проверим, как бы у вас получилось обезвредить мину. Для этого нужно иметь и постоянно тренировать пальцы, чтобы они чувствовали самые короткие и тонкие провода, запутанные в минном устройстве.

Коррекционная игра "Определи заданную фигуру в мешочке".
Определите на ощупь и назовите, какие предметы в мешочке.
Найдите и покажите заданную вещь, н-р, скрепку, гайку, болт, монету, пуговицу, кнопку, прищепку, колпачёк и пр.


- Саперу важно быть в паре со своей специально-обученной собакой, чтобы суметь найти и обезвредить мины. Человека, который обучает, воспитывает и дрессирует собак называют …. кинолог. ("кион" в переводе означает собака, и в настоящее время очень популярная и нужная профессия, помогающая полицейским, пожарным, военным).

Про лошадей.
- ВОВ называли войной моторов, т.к. в бою использовали танки, пушки, автоматы, корабли, подводные лодки. Но не смотря на это, кавалерия играла немаловажную роль. (слайд)
-Что такое кавалерия? кавалерист? (заслушать ответы детей).
+Солдаты верхом на коне.
Ученик. …И стучат по планете копыта
Там где войн полыхает гроза.
Сколько бедных их было убито,
Человечьи их плачут глаза…
Лошади старались, как умели.
Вынесли героев из атак –
Чтоб герои в песнях прогремели,
Только не споют о лошадях…….

- Кавалерия в переводе с другого языка - конь. Конница - это войска, где использовалась верховая лошадь. Конница всегда идёт коротким путем, через овраги и болота, обходя реки и проходя через лес. Военные всегда любили и уважали лошадей. В любом полку и отряде полагалось иметь лошадей, т.к. они доставляли продукты питания на место сражения. (слайд)
- Без коня солдата не накормишь - ведь именно при помощи лошадей доставляли грузы с продовольствием и полевые кухни на места сражений.
- А сколько раненных солдат обязаны своей жизнью этим скромным трудягам войны. Лошади перевозили раненных солдат. Очень часто бывало, что партизанские отряды не могли обойтись, без этого животного. Лошади оказались незаменимыми помощниками для разведки и нападений на противника. Лошадь может пройти там, где не пройдет любая другая техника. И противник не мог ничего поделать с отважными и неуловимыми кавалеристами.

- Жизнь лошадей на войне не была особенно долгой. Лошадь, например, не могла спрятаться на поле боя, или укрыться от пуль и осколков снарядов. Очень много их погибло от вражеских пуль. Но в беде их не оставляли. В те годы была четко организована ветеринарная служба, которая действовала на фронте. Многие раненые и заболевшие лошади после лечения возвращались в строй.
- Ветеринар профессия человека, призванная лечить животных. (слайд)
- Раненных лошадей никогда не бросали, а собирали после каждого боя и отправляли в специальные ветеринарные госпитали.
Тяжело раненным лошадям делали операции, а потом много месяцев лечили их и выхаживали до полного выздоровления. Так что раненные лошади были окружены такой же заботой и вниманием, что и бойцы. И все-таки много лошадей пало на полях сражений. В отличие от людей, имена этих скромных тружеников фронта практически никому не известны. Погибших лошадей не награждали орденами, не присваивали геройских званий… Выживших, впрочем, тоже.
- Когда закончилась война, главнокомандующий Сталин дал указание принимать Парад Победы на коне белой масти, белого цвета, которая символизирует Победу и Славу. Это был конь по кличке Кумир. Белого цвета. Его готовили к Параду 2 месяца, перед самым парадом коня расчесали, подстригли, а для красоты даже удлинили ему хвост.
- Выбрали для парада самых красивых, крепких породистых лошадей, за которыми особенно ухаживали, вкусно кормили, мыли и расчесывали, и много работали, репетировали, чтобы лошади не боялись громких звуков, выкриков, залпов «Ура».
4. Физкультминутка.
- К любому животному нужно иметь подход. А к лошади особенно, т.к. ездить приходиться на ней верхом. Кто садился на лошадь верхом? Это необычные ощущения, поэтому чтобы лошадь подчинялась и слушалась своего хозяина, нужно сидеть прямо, не сгибать спину. Иметь четкую координацию и равновесие.
Свести руки за спиной.
Пройти по канату.
Пройти по канату не сгибая колени.
5.Продолжение основной части.
Про оленей, верблюдов.
- Там, где не могла пройти лошадь, а именно где было много снега, голая, покрытая болотами и озерами тундра, длинные полярные ночи. Зимы с сильными морозами, буранами и метелями. Невозможно было обойтись без ….. северных оленей. (слайд)
-В таких суровых природных условиях они оказывались надежным и единственным транспортным средством. Северные олени выносливы, никогда не нарушают тишины, что было особенно важно в разведке. Оленьи упряжки использовались для связи, передачи важной информации.
- Нередко бойцы на упряжках разыскивали в лесу и тундре наши самолеты и летчиков, совершивших вынужденную посадку или летчиков выпрыгнувших с парашютом. Подвозили горючее для самолетов, и вытаскивали или вывозили сами поломанные самолеты.
- Там, где невозможно было проехать транспорту, использовались и такие животные, какие расшифруйте. (слайд)
Коррекционное задание "Расшифруй слова" (осёл, верблюд)
- Слово «верблюд» в переводе с другого языка означает «красота». (слайд)
Верблюд также известен под прозвищем "корабль пустыни". Верблюды носят очень тяжелые грузы. У верблюдов есть на некоторых местах мозоли, благодаря которым животное может ложиться на раскаленный песок. Если верблюд лег чтобы отдохнуть или поспать, то заставить его встать практически не возможно, разве он сам этого не захочет.
- Верблюды способны выживать без воды до двух недель, а без пищи до месяца. Может за раз выпить пять-шесть ведер воды. Верблюд может утолить жажду морской водой, соленой. У других животных и у человека от такой воды желание пить только усиливается.
-В природе есть одногорбые и двугорбые верблюды. (слайд)
- Во время Великой Отечественной войны верблюды использовались для перемещения пушек. Из-за нехватки лошадей и техники вылавливали и приручали диких верблюдов. Поначалу никак не хотели подчиняться «дисциплине». Помогли местные мальчишки. Они научили бойцов запрягать верблюдов, возить повозки и полевую кухню. А главное – тянуть в упряжке пушки. Вот тут-то и пригодилась выносливость «кораблей пустыни»: тяжеленное артиллерийское орудие тянули, причем чаще всего по бездорожью, всего две пары верблюдов. По сути два верблюда, запряженные в упряжку, были равносильны с грузовой машине. К тому же верблюды до пяти суток могли обходиться без воды. Верблюды почти не приносили никаких хлопот, поэтому солдаты прониклись к ним особым уважением.
Большинство из них погибли в разных сражениях, а тех которые выжили, постепенно поместили в зоопарк.
- Одну неразлучную парочку двугорбых животных прозвали Мишка и Машка. Они были любимцами всего фронта. Много помогали бойцам таскать тяжести, но бывало и баловались. Мишка был большой и спокойный, а Машка могла и лягнуть и плюнуть, коль что не понравиться.
Вместе с отрядом Мишка и Машка прошагали тысячи километров по всей нашей стране. Свою пушку они дотянули до самого Берлина, где бойцы произвели первые выстрелы по рейхстагу. Отважные верблюды оказались в центре внимания бойцов.
- После взятия Берлина верблюдов отправили в Москву в зоопарк, на заслуженный отдых. Бойцы оборудовали для них специальный вагон, провожали любимцев под звуки торжественного марша.
- И совсем недавно, помня эти события про верблюдов, в одном из городов (Актюбинск Астраханская область) установлен памятник этим животным и командиру полка, который из пушки выпустил первые снаряды по рейхстагу.
6. Словарная работа. (слайд)
- Вот такие удивительные животные, которые помогали, как могли бойцам приблизить победу. Животных вы запомнили, но главное это солдаты и бойцы, которые работали с ними, ухаживали и заботились о них. Кто же эти люди. Я буду читать определение, а вы выберите из списка нужное слово.
- В переводе с другого языка означает старый, т.е. опытный воин, солдат, участник многих боев. Ветеран
- Солдаты, обезвреживающие мины. Сапер
- Войска, где использовалась лошадь. Кавалерия
- Человека, который обучает, воспитывает и дрессирует собак, называют… Кинолог
- Профессия человека, призванная лечить животных. Ветеринар
7. Продолжение основной части.
Про голубей.
- Много говорили про четвероногих друзей, братьев наших меньших. Большую роль во время ВОВ сыграла птица прослушайте, только потом скажите.

Коррекционное задание "Послушай, угадай" (звук гуления голубя).
- Голуби - птицы очень умные. У них есть удивительный дар, находить дорогу к своему постоянному месту жительства, к своему гнезду, даже на больших расстояниях, и после продолжительного отсутствия. (слайд)
-Поэтому их обучали, тренировали и использовали как почтовых голубей, которые доставляли важные документы, карты, письма.
- Документы, пересылавшиеся с голубями, писались на тонкой бумаге, вкладывались в стволик гусиного пера и прикреплялись к крепкому перу в хвосте голубя или помещались к лапке птицы.
- Иногда крепкому молодому голубю приспосабливали к фотосъемке местности. (слайд)
- Во время ВОВ голуби стали использоваться в особых случаях боевой обстановки, когда нет доступа к связи, а документ необходимо передать.
В немецко-фашистких войсках для перехвата почтовых голубей были специально обученные соколы и ястребы, которые считались хищными птицами, имеющие крепкий клюв и когти. Ястребы нападали и сбивали голубей прямо на лету.
- Еще немцы приказали уничтожать всех голубей, а тех кто их разводит расстреливать. За укрывательство немцы карали смертной казнью, т.к. боялись, что голубей будут использовать в целях партизанской войны.
- Был случай, когда во время доставки боевого донесения голубь № 48 (голубям не давали кличек) несколько раз был атакован и ранен ястребом, но смог от него уйти и доставить донесение.
-Выписка из документа: . «Уже в сумерках до места донесения упал 48й. Одна лапка у него была поломана и держалась на тонкой коже, спина ободрана, а грудь в крови. Голубь тяжело дышал и жадно хватал воздух раскрытым клювом. После передачи в штаб части донесения от разведчиков голубь был прооперирован ветеринарным врачом и спасён».
- Голубей во время ВОВ называли "солдат неба".
- Еще с древних времен, эти птицы за свои заслуги перед людьми считаются символом мира, добра, надежды, веры и любви.
Они очень хорошо ориентируются с высоты полета в пространстве.

- Сейчас, посмотрим как это получается у нас. Посмотрите внимательно по сторонам и найдите маленьких голубей, которые расположены по классу. Кто хорошо умеет считать, сосчитайте.
(Кор. задание - посмотрев по сторонам, найти в классе птичек, которые расположены незаметно на стенах и предметах).
8. Практическая часть.
- Они не могут лететь, почему…. у них нет перышек.
- Вот, чтобы они взлетели нужно их приклеить.
Перышки у вас в коробочках. Используя клей-карандаш, приклеим перышки.
(Практическая работа )
9. Итог занятия.
- Вот этих голубок, мы с вами бережно сохраним до Дня Победы 9 мая, когда исполниться ровно 70 лет, нашей победе. Мы будем их держать в руках, когда пойдем на парад, к обелиску возлагать венки, отдавать честь и память тем, кто погиб, кто дал нам возможность видеть чистое небо над головой. Но нужно вспоминать и добрых друзей человека, помогавших ему на трудном пути к победе. Это кто? Верный пес … Джульбарс. Это верблюды … Машка и Мишка. Голубь № 48.
Знать, помнить и гордиться.
- Теперь вы знаете, что и животные принимали участие в ВОВ. Вы должны уметь правильно относиться с братьям нашим меньшим, проявлять заботу, где это необходимо. И знать, что мы в ответе за тех, кого приручили.
Презентация на тему: Животные во время Великой Отечественной войны

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие в начальной школе по теме "Дети войны" Сценарий классного часа ко Дню Победы в начальной школе День Победы в начальной школе сценарий Сценарий праздника День Победы, 1-2 класс

Похожие статьи:

Сценарий военно-спортивной игры для младших школьников «Зарничка»

Внеклассное интегрированное занятие для учащихся 1-2 классов к 9 мая с презентацией. Ордена и медали ВОВ | Подарок ветерану на 9 мая из бумаги своими руками. Начальная школа. Мастер-класс
Опубликовано: 600 дней назад (17 апреля 2015)
Просмотров: 1776
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Ольга Сергеевна Калабина # 30 апреля 2015 в 16:04 +1
Спасибо за приглашение. Мне понравилось ваше занятие. Составлено методически правильно. Сейчас, в преддверии великого праздника, очень актуально ваше занятие. Составлено оно методически правильно, каждый этап плавно переходит в следующий, цель и задачи достигнуты к концу. С удовольствием голосую за вашу работу. Желаю творческих успехов!
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 1 мая 2015 в 08:37 +1
Тема занятия достойна уважения, с большим интересом познакомилась с материалом. Совет-рекомендация:
- указывайте автора разработки и место работы;
- описание материала(2-3 полноценных предложения), где указать для кого предназначена публикация.
Желаю вам творческих успехов!+1
С уважением, Т.Н.
Слотюк Светлана Анатольевна # 3 мая 2015 в 17:35 +1
Здравствуйте, Галина Станиславовна! Интересная работа. Лично я много нового узнала об истории некоторых животных. Исторические факты сменяются логично коррекционными заданиями. Думаю детям очень было интересно. Я считаю, что Вы данную разработку можете представить на конкурс. Желаю Вам успехов. И с наступающим Праздником Победы.