Конкурсы для педагогов и детей

Роль дидактических игр в обучении младших школьников

Педагогическая статья о роли и месте дидактической игры в процессе обучения
Статья для педагогов об игре в школе
Игра, как средство обучения детей разного школьного возраста
Автор: Егорова Галина Васильевна.
Должность и место работы: учитель обучения на дому, КГБОУ "Мотыгинская общеобразовательная школа - интернат", п. Мотыгино Красноярского края.
Описание материала: Данная педагогическая статья написана для всех педагогов. В ней рассказывается о роли и месте дидактической игры в системе обучения и воспитания детей разного возраста. В статье раскрывается идея самой игры. В заключении будут приведены примеры дидактических игр, которые могут быть использованы не только в школе, но и дома на досуге с родителями.
Цель: Формирование представления о дидактической игре, роли и месте ее в процессе обучения.
Задачи:
- образовательная: рассказать о функциях дидактической игры в процессе обучения и воспитания;
- развивающая: развивать внимание, логическое мышление, любознательность, воображение;
- воспитательная: воспитывать интерес к дидактической игре.
Содержание.
Я работаю в школе уже 12 лет. И всегда замечала, что для детей разного школьного возраста неспособность справиться с нагрузкой была основной причиной хронического утомления, усталости, отсутствия учебной мотивации. Ведь возникновение стойкого интереса к обучению напрямую зависит от методов и приемов преподавания школьных предметов. Именно здесь огромная роль отводится дидактическим играм.
Дидактическая игра является признанным методом обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возраста. Она объединяет в себе и образовательную, и развивающую, и воспитывающую функцию. Включение разных игровых моментов в урок делает весь процесс обучения интересным, занимательным, творческим, создает у детей бодрое рабочее настроение. Идея самой игры заключается в том, что педагог (воспитатель) создает определенную проблемную ситуацию, а дети стараются найти решение данной проблемы, активизируя при этом мыслительную деятельность.
Применение разнообразных дидактических игр в обучении и воспитании снимает утомление, помогает в развитии и коррекции внимания, познавательной деятельности, положительно влияет на формирование универсальных учебных действий. Игра является мощным психопрофилактическим лекарством для детей и педагогов, делая весь учебный процесс уникальным, позитивным и доброжелательным.
Игру можно использовать на любом этапе урока.
Приведу пример двух дидактических игр, которые особенно любят дети.
1. "Буквенный диктант". Цель: коррекция и развитие мыслительной деятельности. Правила игры: записываем в строчку только первую букву от ответа.
- как называется совокупность букв русского языка? (Алфавит) А
- сколько будет 44 : 4 = ? (11) О
- 1 дм больше или меньше 1 см? (больше) Б
- 2 м больше или меньше 3 дм? (больше) Б
- как называется прямоугольник с равными сторонами? (квадрат) К
- назовите вторую букву в слове "пальма" - А
- как называется результат деления? (частное) Ч
Соберите слово из полученных букв. Что получилось? Бабочка. Здесь можно поговорить о том, кто такая бабочка? Какое значение еще имеет это слово? (Галстук в виде бабочки)
2. "Цепочка". Цель: активизация познавательных процессов и мыслительной деятельности. Правила игры: на карточке с одной стороны задание, с другой слово - ответ на другое задание. По очереди дети начинают читать задание, встает тот, у кого ответ на этот вопрос, отвечает и зачитывает свое задание. И так до тех пор, пока все дети не ответят. Например:
1. Лев рычит, а рыба...- крольчонок
2. На жарком солнышке подрос и рвется из стручка...- ложка
3. Сама не ем, а людей кормлю - молчит
4. У зайца - зайчонок. У кролика - ...- горох
Надеюсь, что эти развивающие и познавательные игры будут полезными и востребованными в вашей работе.

Рекомендуем посмотреть:

Интеллектуально-познавательная игра в начальной школе. Конституция РФ Игра «Слабое звено» для начальных классов Игра «Морской бой» по русскому языку в начальной школе Игра "Слабое звено" для 3 - 4 класса

Похожие статьи:

Детский рисунок как средство игры

Игра как средство развития дошкольников

Познавательная игра о временах года для школьников 2-4 класса

Дидактическая игра по краеведению в 3-4 классах

Участник №68 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 августа по 15 ноября 2015 года
Самоанализ урока русского языка, 3 класс, обучение на дому | История появления матрешки на Руси для детей
Опубликовано: 442 дня назад (18 сентября 2015)
Просмотров: 1193
+6
Голосов: 8
Анна Леонидовна Грибанова # 18 сентября 2015 в 18:28 +2
Здравствуйте! Галина полностью согласна с вами, что дидактическая игра - "снимает утомление, помогает в развитии и коррекции внимания, познавательной деятельности, положительно влияет на формирование универсальных учебных действий". Как воспитателю, хотелось бы отметить, важность использования дидактических игр в начальной школе. Это поможет детям легче адаптироваться и перейти с дошкольного этапа развития на школьный этап обучения.
Галина Васильевна Егорова # 19 сентября 2015 в 05:13 +1
Большое вам спасибо за комментарий и поддержку!
Татьяна Александровна Толстикова # 18 сентября 2015 в 18:57 +2
Галина Васильевна, добрый вечер! Познакомилась с предложенными Вами дидактическими играми. Привлекла внимание игра "Буквенный диктант". Можно начинать со слов из 4-5 букв, а затем увеличивать до длинных слов. Обязательно использую в работе. Спасибо. Примите мой голос.
Галина Васильевна Егорова # 19 сентября 2015 в 05:15 +1
Признательна вам за добрые слова! Спасибо за голос.
Римма Зуфаровна Ахматьянова # 19 сентября 2015 в 07:04 +1
Я тоже с Вами согласна!!!
Елена Дмитриевна Шадрина # 19 сентября 2015 в 16:51 +1
Добрый вечер, Галина Васильевна! С удовольствием почитала Вашу педагогическую статью, которая оформлена грамотно. Цели и задачи достигнуты. Подобрана правильная картинка. Интересны подборка дидактических игр.
Детство - это мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нём царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой. Дидактическая игра по утверждению психолога Г.С.Тарасовой - это эмоциональная непосредственность мотивов, устремлённость к цели, оценка результатов деятельности, усвоение нового.
Работа понравилась.!
Желаю Вам успехов!
Примите голос
Галина Васильевна Егорова # 21 сентября 2015 в 16:11 0
Большое спасибо за содержательный комментарий!
Светлана Александровна Ренёва # 20 сентября 2015 в 14:24 0
Учитель показал систему работы по изучению в социо-игровом стиле: множество и разнообразие приёмов, правила работы в группе, тренировку умения видеть, слышать, двигать ...Разнообразные задания очень интересны и доступны!!Спасибо большое!
Галина Васильевна Егорова # 21 сентября 2015 в 16:12 0
Большое вам спасибо!
Анна Феофановна Мешкова # 21 сентября 2015 в 17:14 +1
Галина Васильевна, здравствуйте.Очень интересный материал. Для детей игра имеет большое значение.Очень понравилась игра "Цепочка". Обязательно возьму себе на заметку.
Галина Васильевна Егорова # 21 сентября 2015 в 17:43 0
Большое спасибо!
Наталья Петровна Лапеева # 1 ноября 2015 в 14:26 0
Галина Васильевна, здравствуйте! Согласна с Вами, что игра поддерживает интерес, активизирует внимание, снимает напряжение и утомление, тренирует навыки, обучает, способствует повышению работоспособности детей. Я,как и Вы, за необходимость использования игр на занятиях с дошкольниками и младшими школьниками. В умении подобрать нужную дидактическую игру проявляется творчество педагога. Мой голос Вам. Успехов!
Римма Абдрасиковна Сабитова # 5 ноября 2015 в 20:14 0
Здравствуйте, Галина Васильевна. Познакомилась с вашей статьей. В описании материала содержательно рассказано о чем статья. Роль дидактических игр в процессе обучения неоценима. В статье материал оформлен методически грамотно, правильно структурирован, изложен доступно, педагог делится личным опытом. Задачи направлены на достижение цели. Статья имеет практическое значение, дидактические игры и рекомендации могут быть использованы как педагогами, так и родителями.
Статья красочно оформлена. Для выделения текста использован различный шрифт и цвет, что помогает видеть структурные части статьи. Спасибо Вам за интересную разработку!