Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока по русскому языку в 5 классе

Русский язык, 5 класс
План-конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему «Правописание чередующихся гласных А-О в корнях –лаг- - -лож-; -рос- - -раст- (-ращ-)»
Автор: Ионова Дарья Сергеевна учитель русского языка и литературы в МБОУ СОШ №3 Г. Муром
Класс: 5 «А»
Базовый учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник. Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А.
Цель и задачи урока:
1) познакомить учащихся с правилом «Правописание чередующихся гласных А-О в корнях –лаг- - -лож-; -рос- - -раст- (-ращ-)»;
2) повторить правописание слов с безударными гласными в корнях слов (проверяемые и непроверяемые произношением);
3) формировать умение осознанно воспринимать, формулировать правило;
4) развивать умение самостоятельно находить в словах изученную орфограмму.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Оборудование: ПК, проектор, карточки с текстом, зеленые и красные кружки для игры «Верно - неверно».
Ход урока
1. Организационный момент.
Слово учителя:
- Здравствуйте, ребята, садитесь.
Каждый день — всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихохонечко сидим.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
2. Проверка домашнего задания.
Ребята, давайте с вами вспомним, что изучает раздел науки о языке лексика и повторим то, что мы изучили. Посмотрим, верны ли утверждения.
1. Лексика – это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка? (Верно)
2. Лексическое значение слова – есть тот самый смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово? (верно).
3. Существует 7 способов определения лексического значения слова? (неверно, 4).
4. Слова бывают однозначные, двузначные и трехзначные? (неверно, однозначные и многозначные).
5. Переносное значение слова – это когда признак предмета переносится на другой предмет, например: теплый взгляд? (верно)
6. В русском языке происходит чередование гласных о-а, е-и? (верно)
3. Объяснение нового материала
Молодцы, очень хорошо справились с заданием, а теперь посмотрим на экран. Все вы помните персонажей знаменитого мультфильма «Трое из Простоквашино». Так вот… Почтальон Печкин написал Дяде Фёдору тревожное письмо. Но в былые годы Печкин смог получить только начальное образование … Письмо с ошибками! Давайте попытаемся найти эти ошибки, исправить их. Иначе письмо до адресата не дойдет. Сможем? Сможем! Приступаем!
«Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. А в огороде вырасли помидоры. Надо собирать. Дорожки позаростали бурьяном. Я предлогал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водорасли. Яблоки вырасли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни предлогает слогать. И Шарик не хочет лапы свои к делу прилажить. Услажняют они мне работу…Пропадает вырощенный урожай!
Вот такие дела. Приезжай скорее, Дядя Фёдор!»
Итак, ребята, прежде чем помочь Печкину, мы должны выяснить, как ему помочь, как объяснить его ошибки. Давайте попробуем разобраться! Как выдумаете, какие ошибки допустил Печкин в своем письме? В каких словах он неверно вставил буквы? Вырасли, позаростали, предлогал, водорасли, вырасли, предлогает, слогать, прилажить, услажняют, вырощенный . А как нужно правильно писать? Выросли, позарастали, предлагал, водоросли, выросли, предлагает, слагать, приложить, усложняют, выращенный.
А в какой морфеме допустил он ошибку? (В корне слова). Правильно, ребята, а кто мне скажет, какова будет тема нашего урока? «Правописание чередующихся гласных А-О в корнях –лаг- - -лож-; -рос- - -раст- (-ращ-)».
Ребята, я ставлю перед вами следующую учебную задачу: мы должны буде закрепить знания о чередующихся гласных в корне слова и научиться рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне.
Давайте теперь с вами откроем учебники на стр.110 и прочитаем правило.
Вы обдумайте рассказ,
Не заучивая фраз. И задумайтесь о том:
Что рассказано? О чем?
Что зачем произошло?
И к чему все привело?
Расскажите еще раз –
И запомните рассказ.
(читают учебник, делают вывод о том, что корни лаг-лож являются вариантами одного и того же чередующегося корня, буква о пишется в корне лож, а буква а в корне лаг). Теперь обратим внимание на упражнение 308, что вы узнали нового, прочитав это упражнение? ( что если в корне есть буква т или щ, то пишется буква А, а если только буква с, то пишется буква О и то, что есть слова-исключения из этого правила: росток, отрасль).
Ребята, у меня есть для вас замечательные стихи - запоминалки этого правила, давайте с вами их повторим за мной.
МЫ, пока предполагали,
В корне букву А писали,
А когда предположили,
Букву О употребили.

Исключение из правила:
Ростовщик в Ростове жил,
Ростиславом звали.
Он росток себе купил прямо на базаре.
(+ отрасль)
Я вижу, что вы уже засиделись, давайте с вами проведем физкультминутку.
1. Если корень является главной значимой частью слова, то встали.+
2. Если окончание образует разные формы одного и того же слова, то хлопок.+
3. Если у существительных 3 склонения, женского рода после шипящих на конце слова пишется мягкий знак, то покачали головой.+
4. Если в слове мяч на конце пишется мягкий знак, то прыжок.-
5. Если в предложении Золотые волосы были у Марины, встречаются слова с полногласным сочетанием, то сели.+

4. Закрепление изученного материала
А теперь посмотрим, как вы усвоили эту тему, на экране вы видите словосочетания, в которых не хватает букв. Давайте работать по вариантам! (вызываю по 2 человека с 1 и 2 варианта к доске по очереди).
1 вариант: расположение лагеря, предложить помощь, жители Ростова -на Дону, изучаешь прилагательное, маленький росток.
2 вариант: полагаться на друга, пишешь изложение, Петров Ростислав, богатая растительность, деревья быстро выросли.
а теперь образуйте от данных глаголов с помощью суффикса –ени- существительные.
Излагать – …изложение
Предлагать – …предложение
Предполагать – …предположение
Располагать – …расположение
Слагать – …сложение
Прилагать – …приложение
А сейчас отгадаем с вами загадки!
Природой бережно спелёнутый,
Завернутый в зелёный лист,
Растёт цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист… (Ландыш)
Девица красна в землю вр..сла. (Морковь)
И зелен, и густ – на грядке выр..с куст.
Начали щипать – стали плакать и рыдать.( Лук)
Рос Демид, выр..с, на белый свет вылез, сквозь землю
прошёл, красну шапку нашёл.(Гриб)
Что вниз вершиной р..стёт?( Морковь)
Молодцы, вижу, что эта тема не вызвала у вас никаких затруднений, давайте с вами напишем небольшой словарный диктант.
1 ) изл…гать (а)
2) пол…жить(о)
3) прл…гательное(а)
4) распол…жение (о)
5) отр…сль (а)
6) р…стение (а)
7) р…сток (о)
Меняемся тетрадями и проверяем работы друг друга. Критерии оценивания: «5» – нет ошибок; «4» – 1-2 ошибки; «3» – 3-4 ошибки.
Сколько человек у нас получили пятерку?(поднимают руки)
А сколько четверок у нас в классе?(поднимают руки)
Троек у нас совсем мало, но я думаю, что мы справимся с этой проблемой, и будем получать только пятерки!
Ребята, Шарик тоже решил написать письмо Дяде Федору, но галчонок вытащил оттуда некоторые слова, поэтому вам нужно будет самим придумать слова с корнями лаг-лож, раст-рос-ращ и дописать в этот текст.
Дядя Фёдор, у нас всё хорошо, только часто туман на поля ложится. Из-за сильных дождей в огороде ничего не растет. Одни только сорняки растут. Недавно я ходил на фотоохоту и упал в речку. В ней много зеленых водорослей. А вокруг берега заросли камышей. После фотоохоты меня Печкин привёз в наш дом, который располагается на самом краю посёлка. Вот и все, что я хотел тебе рассказать. Целую крепко, твой Шарик.

Задание на дом продолжение творческой работы на уроке. Написать ответ Печкину от имени грамотного Дяди Фёдора, который, разумеется, знает данные орфограммы, используя слова на данную орфограмму, т.е. насыщая своё письмо словами с корнями РАСТ, РАЩ, РОС, ЛОЖ, ЛАГ.
Или же выполнить упражнение Упражнение 312, стр.111
заполнить таблицу, выбрав из текста слова с нужной орфограммой в корне.
5. Выставление оценок

Рефлексия.
Урок я на уроке итог урока
1.интересно 1.работал 1.понял материал
2.скучно 2.отдыхал 2.узнал больше, чем знал
3.безразлично 3.помогал другим 3. Не понял

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 5 классе Конспект урока-игры русского языка для 5 класса Средства формирования УУД у учащихся 5 класса на уроках русского языка Лингвистическая сказка. Тексты учеников 5 класса

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 5 классе. Обобщающее повторение

Конспект урока русского языка в 5 классе. Обозначение мягкости согласных на письме

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

Конспект урока русского языка в 5 классе. Синтаксический разбор простого предложения

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: Имя существительное - часть речи удивительная

Опубликовано: 1061 день назад (15 января 2014)
Просмотров: 9276
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!