Конкурсы для педагогов и детей

Работа с текстом, 4 класс. Курс "Риторика"

Работа с текстом (4 класс) Курс "Риторика"
Автор: Почекаева Ирина Александровна (учитель начальных классов) МБОУ "СОШ №1" г. Курска
Тема: Сравнение текста и его искажённых вариантов. Работа с рассказом.
Цели:
• Формировать умения определять и раскрывать тему текста, составлять связное высказывание по опорным словам, словосочетаниям, используя разнообразные языковые средства; расширять словарный запас, развивать навык фонематического синтеза в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу слов; совершенствовать психологическую базу речи, развивать мелкую и общую моторику, воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, массажные шарики
Ход занятия
1. Орг. Момент. Рефлексия. СЛАЙД 2
2. Основная часть.
МАССАЖ ладоней шариками
Запись числа
- из чего состоит наша речь? (речевой домик) СЛАЙД 3
Запись схемы
Звуки – слоги – слова – предложение – РЕЧЬ
- обратите внимание, когда человек говорит, он говорит на выдохе и воздуха набирает ровно столько, сколько хочет сказать.
СКОРОГОВОРКИ
От топота копыт, пыль по полю летит. СЛАЙД 4
Мы сейчас сказали скороговорку, что это такое? СЛАЙД 5,6
Шесть мышат шуршат.
Это отдельные предложения, сколько мы назвали предложений? (2)
Можно это назвать текстом?
(нет) (не связаны предложения по смыслу)
Ест киска суп из миски. СЛАЙД 7
Сыта киска, пуста миска.
Сколько теперь предложений мы назвали. (2)
Можно назвать это текстом? (да)
Что такое текст?
(несколько предложений связанных между собой по смыслу)
Ехал Грека через реку. СЛАЙД 8
Видит Грека в реке рак.
Сунул Грека руку в реку.
Рак за руку Греку цап.
Какая главная мысль этого текста?
СЛАЙД 9
Определить законченную мысль. Обозначить границы предложения.
Спит Маша и видит сон сидит на лавочке Мороз Иванович позвал он Машу в дом дом у него был изо льда на стенах блестели снежные звёздочки на полу лежал пушистый снег.

Работа с текстом СЛАЙД 10
Птица на воле
Серёжа громко закричал. Кот выпустил птицу. Скворец лежал на полу и тяжело дышал. Кот здорово помял его.
Мальчик посадил скворца в клетку. Скоро птица ожила. Серёжа выпустил её на волю.
Серёжа открыл дверь. В комнату вбежал кот. В зубах у него был скворец.
Прочитайте текст и расположите части рассказа последовательно.
Запись правильного текста в тетрадь
Загадка СЛАЙД 11
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (зимой)
3. Физкультминутка для глаз СЛАЙД 12
Какое сейчас время года? (зима)
Рассказ о зиме. СЛАЙД 13-17
Зима… Солнце теперь поднимается в небе
совсем невысоко, дни стоят короткие. Земля получает мало тепла. Снег укрыл землю, ветви деревьев. Реки, озёра, пруды скованы льдом. Замёрзла почва.
Зимой обычно стоит морозная погода. Снег в это время сухой, сыпучий.
Но нередко бывают оттепели. Тогда снег подтаивает, становится влажным и лепится.
Очень интересно наблюдать за снегопадом. В безветренные дни снег падает на землю спокойно, медленно. Снегопад при сильном ветре называется метелью. Снег кружиться, несётся по воздуху и по земле.
Довольно часто зимой на деревьях, проводах образуется пушистая снежная бахрома. Это изморозь. Особенно красиво в это время в лесу.
Как можно озаглавить этот текст?
4. Пальчиковые игры (физкультминутка) СЛАЙД 18
Назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) СЛАЙД 19
5. Работа с текстом СЛАЙД 20
Когда наступает зима
По календарю зима начинается 1 декабря. Учёные считают началом зимы 22 декабря. Солнце в этот день поднимается низко-низко на небе, тени длинные, а день самый короткий в году.
А в природе зима наступает каждый год в разные сроки.
Первые морозы – это ещё не зима. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля – замерзают водоёмы, прочным снеговым покровом одевается земля. Зимой солнце низко поднимается на небе. Дни короткие и холодные.
Январь – самый суровый из всех месяцев. Мороз рисует причудливые узоры на стёклах, всё покрыто снегом, лес стоит в сугробах.
К концу января заметно прибавляется день. Солнышко дольше светит и пригревает землю.
Февраль - самый снежный месяц. Сильные метели и вьюги бывают в этом месяце. Солнце с каждым днём поднимается всё выше, ярче светит, больше греет.
По С.Покровскому.
Чтение текста, молча самостоятельно
Чтение по частям цепочкой вслух
Выделение главной мысли текста, составление плана, пересказ.
6. Домашнее задание. Придумать свой рассказ о зиме.
7. Итог занятия. СЛАЙД 21
Лесенка успеха. Рефлексия.
Презентация на тему: Сравнение текста и его искажённых вариантов. Работа с рассказом

Рекомендуем посмотреть:

Развитие познавательного интереса учащихся начальных классов посредством решения задач с художествен Развитие художественных способностей младших школьников на уроках литературного чтения Работа с текстом как средство для формирования и развития самостоятельности студентов на уроках англ Классный час, 1 класс. Мимика и жесты

Похожие статьи:

Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе

Создание воспитательной среды в начальных классах

Особенности воспитательной работы в начальной школе

Мониторинг сплоченности классного коллектива

Воспитание в начальной школе по ФГОС

Программа внеурочной деятельности в начальной школе | Классный час в 1 классе по ФГОС на тему: Моя семья
Опубликовано: 299 дней назад (15 февраля 2016)
Просмотров: 845
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!