Конкурсы для педагогов и детей

О роли родительских собраний в учебно - воспитательном процессе

Статья «Роль родительских собраний в учебно-воспитательном процессе колледжа».
Описание: Статья предназначена для оказания помощи классным руководителям в проведении родительских собраний в колледже. Дает практические советы по подготовке и организации родительских собраний.
Автор: Науменко Ирина Евгеньевна, преподаватель спецдисциплин КГКП «Павлодарский химико-механический колледж», г.Павлодар
Цель: оказание помощи педагогам в вопросах подготовки и проведения родительских собраний в колледже.
Задачи:
- повысить психологическую и педагогическую компетентность классных руководителей в области подготовки и проведения родительских собраний;
- раскрыть возможные пути объединения усилий семьи и колледжа в учебно-воспитательном процессе;
- дать рекомендации по привлечению родителей к активному осмыслению проблем воспитания подростков.
Работа с родителями является важнейшим аспектом деятельности педагога, направленной на формирование высоконравственной культуры, профессионально и социально компетентной личности, с активной жизненной позицией, умеющей принимать решения и нести за них ответственность. Особенно это касается переходных этапов в жизни ребенка, одним из которых является поступление в колледж. На этом этапе ребенок переходит на новую ступень своей жизни, теперь одна из его главных социальных ролей – это роль учащегося. Данный этап ответственный и для родителей. Будучи подростком, ребенок нередко отказывается от родительской помощи, ссылаясь на собственную «самостоятельность», при этом часто совершает ошибки. Он предпочитает общаться со сверстниками, а вопросы обучения уходят на второй план. От грамотных действий родителей во многом зависит, насколько безболезненно будет протекать переходный период из детства во взрослую жизнь, а также насколько органично он сможет вписаться в новую для себя образовательную среду.
Большинство родителей считают, что у них имеется необходимый минимум педагогических знаний, однако наблюдается следующая тенденция: половина не извлекает из них практическую пользу. Одним не удается применять знания на практике, другие – применяют частично, а третьи не применяют вообще. Хотелось бы отметить, что выработка педагогических умений достигается лишь при активном участии родителей в разнообразных делах и занятиях, связанных с воспитанием и образованием учащихся. Огромную роль в налаживании необходимого контакта с родителями и побуждении их к активным действиям в воспитании играет грамотное проведение родительских собраний.

Как следует проводить родительские собрания.
Родительское собрание – это не просто форма связи семьи и колледжа. Это еще и возможность передачи важной педагогической информации, когда преподаватели могут ответить на вопросы родителей, дать индивидуальный совет, рекомендации. Поэтому целесообразно приглашать на родительские собрания педагогов, психолога, представителей администрации колледжа.
Важные социальные умения учащийся может получить не только среди своих сверстников, но и от родителей, именно от преподавателя требуется постоянный поиск новых форм общения учащихся с родителями, которые позволят всем становиться полноправными участниками образовательного процесса.
Одно из основных направлений работы с семьей в этом аспекте – проведение родительских собраний. Чаще такие встречи сводятся к итогам результатов обучения, иногда с методическими рекомендациями, которые дает преподаватель. Однако полноценное общение происходит, если собрание не ограничивается информированием родителей, а открывает возможности для сотрудничества.
Родительские собрания сближают классного руководителя и родителей, помогают определить наиболее оптимальные пути воспитания. Собрания не должны сводиться только к монологу классного руководителя, а должны принимать характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями, совместного поиска. Один из эффективных способов повышения творческой активности участников собрания – включение их в совместную исследовательскую деятельность. Так, например, родителям предлагается провести наблюдение за поведением детей, а полученными результатами и изменениями поделиться на следующем собрании. На основе этого классный руководитель и родители определяют, как построить совместную работу по преодолению выявленных недостатков, закреплению положительного опыта.
Родительские собрания на воспитательные темы следует проводить в активной форме, иногда – совместно с детьми. Такие встречи родителей, преподавателя и учащихся продуктивны, особенно в наше время, когда многие родители заняты в основном материальным обеспечением семьи. Внимание к воспитанию ребенка зачастую сводится к развлечениям или нравоучениям на тему правильного поведения. Иногда наблюдается ситуация, когда родители теряются перед своим ребенком, не знают, как ему помочь решить ту или иную ситуацию. Порой они поступают по личному опыту – запрет без объяснения, а опыт устарел. Современные учащиеся живут в другом социальном окружении и часто просто не понимают своих родителей. Им недостаточно кратких запретных требований, они умеют рассуждать, философствовать, ждут ясной аргументации предполагаемых действий.
В течение всего периода обучения в колледже на совместных с учащимися родительских собраниях нужно находить актуальные темы для совместного обсуждения: «Трудно ли быть родителем?», «Залог успеха», «Коммуникативная компетентность», «Учебная самостоятельность», «Роль семьи в жизни человека» и др.
Родительские собрания, в которых участвуют учащиеся, становятся для всех местом накопления культурного, социального, родительского опыта. Родители и дети должны совместно обсуждать трудные вопросы, рассуждать на сложные воспитательные темы, размышлять о поступках, проигрывать жизненные ситуации и находить пути выхода из них; решать «игровые» проблемы, становясь в позицию взрослого и ребенка; учиться работать в больших и малых группах, нести ответственность за группу.
Таким образом, каждое родительское собрание призвано переводить процесс воспитания в социально-педагогическое партнерство, в сотрудничество.
Каждое собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, своего сценария, своей программы. В этом деле нет мелочей, необходимо уделять внимание всему, начиная с соответствующего оформления кабинета, выставки творческих работ учащихся, выпуска специальной стенной газеты, отражающей достижения группы, подготовки презентации и завершая совместно приготовленным приглашением для родителей с указанием вопросов предстоящей встречи. Замечательно, если педагогу удастся заранее согласовать с родителями наиболее удобный день проведения родительского собрания, учитывая мнение большинства. На собрании следует найти время, чтобы отметить каждого родителя, обращая внимание на положительные моменты в воспитании ребенка. При этом следует помнить о том, что хвалить лучше прилюдно, а порицать целесообразно наедине.
Актив группы должен принимать непосредственное участие в подготовке и проведении родительского собрания. К примеру, староста совместно с культмассовым, спортивным сектором и редколлегией может подготовить презентацию о мероприятиях, прошедших в группе за последнее время, и представить ее вниманию родителей; учебный сектор оказывает помощь классному руководителю в подготовке для родителей индивидуальных листов учащихся с оценками; участники соревнований, конкурсов могут поделиться с родителями впечатлениями, полученными наградами, показать фрагменты своих выступлений.
Основной формой организации общения и коммуникации на родительских собраниях должен стать диалог, ведь у колледжа и семьи одни проблемы, необходимо искать совместные пути их решения.
Всегда следует помнить важное правило работы с родителями – желательно общение строить так, чтобы, придя один раз в колледж, родитель выразил желание посетить его еще раз, так как у него появилась уверенность, что все сказанное классным руководителем заслуживает внимания и защищает интересы его ребенка. Даже ругая подопечного, нужно найти повод для похвалы – это непреложный закон работы с родителями вообще и индивидуальной работы в частности.
На родительских собраниях достаточное внимание следует уделять вопросам привлечения родителей к жизни группы. Следует проводить внеклассные мероприятия, на которых родители будут не только зрителями, но и активными участниками. Это могут быть совместные дни здоровья, день рождения группы, день именинника, день Матери. Эмоциональную и воспитывающую силу таких мероприятий сложно переоценить.
Совершенно очевидно, что в результате взаимного сотрудничества повышается мотивация обучающихся на учебную деятельность и личностное самосовершенствование, так как какую бы сторону развития личности мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в эффективности воспитания на любом возрастном этапе играет семья, поэтому интеграция усилий семьи и колледжа является важнейшим условием формирования единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность успешного выпускника.

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание в 10 классе «Склонности и интересы ребенка в выборе профессии» Сценарий семинара для родителей «Права ребёнка» Родительское собрание в школе "Подготовка детей к урокам" Родительское собрание 7 класс

Похожие статьи:

Сценарий родительского собрания на тему: Как компьютер влияет на здоровье детей

Конспект родительского собрания в 5 классе на тему «Взаимопонимание в семье»

Конкурсная программа для студентов 1 курса колледжа на тему Осень | Родительское собрание о здоровом образе жизни в колледже
Опубликовано: 750 дней назад (19 ноября 2014)
Просмотров: 2131
+14
Голосов: 16
Елена Евгеньевна Голобородько # 20 ноября 2014 в 00:51 +3
Доброй ночи !!! Извините я нажала случайно на минус голос!!!! У вас замечательная счастья!!!!мне очень понравилось !
Ирина Евгеньевна Науменко # 20 ноября 2014 в 05:51 +1
Здравствуйте, ничего, бывает. Спасибо за комментарий.
Елена Викторовна Багрова # 20 ноября 2014 в 07:08 +3
Необходимо привлекать родителей к учебно- воспитательному процессу, важно, чтобы они были заинтересованными участниками и союзниками. Тогда успешное обучение и положительный результат в воспитании наступит быстрее. Ваша статья очень важна для тех педагогов, которые хотят эту связь наладить. Спасибо! Голос!
Ирина Евгеньевна Науменко # 20 ноября 2014 в 08:36 +1
Спасибо Вам, Елена Викторовна, за внимание к моей работе!
Эльзана Ранисовна Тюлепаева # 20 ноября 2014 в 12:43 +3
Здравствуйте!Ваша статья окажет большую помощь начинающим классным руководителям в проведении родительских собраний в колледже. Для классных руководителей практические советы по подготовке и организации родительских собраний будет не заменимая помощь. Спасибо.
Светлана Христьяновна Лаптева # 20 ноября 2014 в 13:13 +2
Интересный материал, спасибо!1+
Ольга Васильевна Яковлева # 20 ноября 2014 в 16:57 +4
Проблема сотрудничества с родителями важна и актуальна. Конечно, собрание, проведенное в форме монолога учителя ничего родителям не даст, они уйдут неудовлетворенные, не найдя ответов на свои вопросы и вряд ли захотят посетить вновь подобное мероприятие. Вы даете ценные и полезные рекомендации по проведению другого рода собраний, построенных на диалоге, взаимном партнерстве, совместном нахождении путей выхода из различных проблем. Интересна так же форма проведения собрания вместе с учащимися. Это дает более положительный эффект. спасибо за нужный материал. Творческих успехов! голос
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 20 ноября 2014 в 18:44 +5
Добрый вечер Ирина Евгеньевна! Спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей статьей «Роль родительских собраний в учебно-воспитательном процессе колледжа».Статья интересная и актуальная. Работа с родителями является важнейшим аспектом деятельности педагога. Ваша идея: "проводить внеклассные мероприятия, на которых родители будут не только зрителями, но и активными участниками" мне очень понравилась и если это воплотиться в жизнь это будет здорово. Большое вам спасибо за новое видение родительского собрания. Примите голос.
Воробьёва Алла Абдулмеджидовна # 21 ноября 2014 в 10:59 +3
Колледж - как это далеко от родителей. Не проводятся родительские собрания. Если они есть, то с переходом на личности. Ведь дети уже взрослые и сами могут решать свои проблемы. У вас же всё по - другому. Мне понравилось.
Вера Викторовна Янченко # 21 ноября 2014 в 16:21 +7
Добрый день, Ирина Евгеньевна! Прочла с интересом Вашу статью «Роль родительских собраний в учебно-воспитательном процессе колледжа», спасибо за приглашение! Очень полезная и актуальная статья, достаточно содержательная, в плане советов и рекомендаций. Такая публикация будет очень полезна многим педагогам, спасибо что делитесь своим опытом! Голосую +1! Удачи Вам!
Светлана Владимировна Мокшина # 21 ноября 2014 в 19:06 +3
Воспитательно-образовательный процесс имеет триединую связь: педагог-родитель-ученик. Такая форма взаимодействия, как родительское собрание, несомненно раскрывает эту связь. Следуя вашим советам, можно добиться хороших результатов по укреплению этой связи. Спасибо за материал.+1
Тамара Александровна Новичкова # 21 ноября 2014 в 19:48 +2
Здравствуйте, Ирина Евгеньевна! Считаю, что ваша публикация актуальна и достойна внимания. Работа с родителями является важнейшим аспектом деятельности педагога. Идея проводить внеклассные мероприятия совместно с родителями, на которых они будут не только зрителями, но и активными участниками, это замечательно. Правда воплотить эту идею в жизнь бывает очень трудно. Большинство родителей пассивно относятся ко всему, что предлагается на собрании. И всё же необходимо привлекать родителей к учебно- воспитательному процессу. Очень важно, чтобы они были заинтересованными участниками и союзниками в процессе обучения и воспитания. Спасибо, что делитесь своими наработками. +1
Раиса Владимировна Коломыцева # 21 ноября 2014 в 19:58 +2
Добрый вечер, Ирина Евгеньевна! Интересные и содержательные рекомендации вы предоставили нашему вниманию. Если это всё действует, то просто отлично, мой голос +1, желаю удачи!
Сидорова Зоя Григорьевна # 23 ноября 2014 в 02:00 +2
Ирина Евгеньевна! Важную тему Вы затронули - подготовка и проведение родительских собраний. Публикация действительно окажет помощь, повысит психологическую и педагогическую компетентность классных руководителей в области подготовки и проведения родительских собраний, поможет раскрыть возможные пути объединения усилий семьи и педагогического коллектива в учебно-воспитательном процессе, привлечёт родителей к активному осмыслению проблем воспитания подростков. Спасибо, обязательно использую Ваши советы в работе с родителями. Удачи вам!
Зоя.
Вера Александровна Орехова # 23 ноября 2014 в 08:15 +2
Ирина Евгеньевна, с большим интересом познакомилась с Вашим материалом. Сотрудничество с родителями необходимое звено в воспитании детей и Вы даете очень ценные и полезные рекомендации, раскрываете возможные пути объединения усилий семьи и учебного заведения в учебно-воспитательном процессе. Статья полезная и актуальная в наше время, содержательная. Спасибо за приглашение, что поделились опытом. Думаю многие коллеги воспользуются данной информацией. Публикация заслуживает внимания. Примите мой голос +1. Желаю удачи!!!
Людмила Васильевна Мигунова # 23 ноября 2014 в 14:16 +1
Ирина Евгеньевна, большое спасибо за приглашение. Очень интересный и актуальный материал. Действительно в свете ФГОС родители становятся равноправными участниками образовательного процесса. С удовольствием голосую.
Ирина Александровна Подольская # 26 ноября 2014 в 18:30 +1
Добрый вечер, Ирина Евгеньевна. Познакомилась с вашей статьей. Эта тема очень нужная, важная, актуальная. С удовольствием голосую. Бесспорно, когда мы сумеем научиться работать в треугольнике учитель-родитель-ученик, то многие вопросы/проблемы будут легче решаться. Всем всегда трудно проводить родительские собрания. Если родительские собрания проводить в виде праздников и тренингов, то родители (а это я говорю из собственного опыта) будут сами приходить и еще своих мужей, и бабушек приводить. Очень часто я своим родителям говорю:"А уже 21.00. А уже 22!". А в ответ я слышу:"Не переживайте, мы Вас проводим". Я готовлю всегда своим детям и родителям тематические памятки. Успеваемость мы не обсуждаем. Ведь не все ученики учатся хорошо. Спасибо, что поделились опытом, наблюдениями. Творческих успехов. С уважением ИА
Наталья Сергеевна Катаева # 3 февраля 2015 в 13:49 +1
Ирина Евгеньевна! Вы подняли актуальную проблему! Вы даете ценные и полезные рекомендации о том, как следует проводить родительские собрания. Это может пригодиться начинающим педагогам!