Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Путешествие в страну красного цвета

Школьникам о красном цвете
Материал на тему: Путешествие в страну красного цвета.
Автор: Тамбовцева Ирина Николаевна преподаватель МХК в ГБОУ СОШ № 868 г. Москва
Описание материала: Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию материал, который может быть использован педагогом в ходе подготовки мультимедийной презентации на уроках изобразительного искусства. Предложенный материал, поможет и учащимся разной возрастной категории, зависимости от поставленных задач во внеурочной деятельности подготовиться к тематическим мероприятиям.
Цели и задачи:
Расширить знания по истории цвета в искусстве и его особенностях в жизни.
Воспитать любовь к прекрасному и всему, что нас окружает.
Развитие креативных способностей у учащихся.
Вступление.
У каждого слова есть своя история, которую называют этимологией. Этимологический анализ проясняет, из какого языка пришло то или иное название, каково его значение, какое написание оно имело, как изменялось на протяжении столетий. Сегодня мы поговорим о появлении названий цветов.
Обозначение цвета и краски делят на две группы – древние (такие, как "белые" и "черные") и сравнительно новые, которых не знал древнерусский язык, - они пришли из чужих языков, причем большинство произведено от названий предметов, обладающих характерной окраской. Давно вошли в обиход слова, определяющие тот или иной цветовой оттенок. Все знают, что обозначают эти слова, но немногие могут сказать, что знакомы с их происхождением.
Этимология

Слово «красный» является общеславянским по происхождению. Образовано оно от слова «краса» и употреблялось поначалу как «хороший, красивый». Лишь после 16 века «красный» стал символизировать наиболее яркий цвет в цветовом спектре. Дело в том, что раньше красную краску получали из червей особого вида. Прилагательное «красный» — в цветовом значении из славянских языков свойственно только русскому. В первоначальном значении встречается лишь во фразеологических оборотах типа: долг платежом красен, ради красного словца, красная цена, красная рыба, красна девица, на миру и смерть красна. В старорусском языке для обозначения красного цвета использовали слово «червлёный» (по названию личинки насекомого «червеца», из которого приготовляли красную краску). Это слово можно отыскать в Русской Синодальной Библии в названии Чермного (Красного) моря.
Красные пигменты

У красного цвета есть много оттенков.
Красный — область цветов в длинноволновой части видимого спектра, соответствует минимальной частоте электромагнитного поля, воспринимаемой человеческим глазом. Один из трёх «основных» цветов в системе RGB.
Багряный. Красную краску иногда оттенки (до коричневого!) называли общеславянским словом багр. От этого возникли названия багровый и багряный. Багровым называют густой красный цвет, а багряным – чистый яркий красный цвет. Например, багровое зарево – багряный закат.

Червонный цвет. Так наши предки называли красный цвет. «Червонный» и «червлёный» имеют общий корень с глаголом «червити», означающим «красить красным». В свою очередь «червити» базируется на слове «червь».
Органические красители красного цвета относятся к самым древним. Найденные при раскопках в Египте, в Фивах плетеные циновки, окрашенные в красный цвет, датируются додинастическим периодом (4 тыс. до н. э.).
Красный в сочетании с белым ассоциируется с чистотой и гармонией. Красный с зеленым не должны быть вместе. Из мифологии известно, что Венера (зеленый) была женой Марса (красный) и родила ему Фобоса (страх) и Демоса (ужас). Красный цвет в ауре человека означает гнев, страсть или похоть. Он соответствует самой сложной дороге жизни - дороге любви и гнева.
АЛИЗАРИН (франц. alizarine) — краситель ярко-красного цвета. Природный ализарин получают из корней растения марены (франц. alizari от арабск. alize — восточный, из Леванта, стран Востока). Соответственно и краситель вначале называли "лизари", или "ализари", позднее краппом. Еще одно название — пурпурин. Этот краситель был известен в античности. В 1826 г. разработана технология синтезирования ализарина искусственным путем из антрацена, продукта каменноугольных смол. Оранжевые кристаллы при растворении в щелочах дают ярко-красный либо темно-фиолетовый цвет. Синтетические красители применяются, главным образом, для крашения хлопчатобумажных тканей. Более дешевый заменитель такой краски — краплак.
БАГОР, БАГРИК (ст.слав. багръ, возм. родств. греч. phogo — "поджариваю", др.-верхн.-нем. bahhan — "печь")— темно-красная краска с фиолетовым оттенком, близкая античному пурпуру. Добывалась из пурпурной улитки (лат. murex), или "червеца".
В древнерусском искусстве ее использовали при написании икон — багором обычно писали мафорий Богоматери. Другое древнерусское название: червлень или червень. Подобную краску составляли также из "вапа и чернил; черлени и бакана; бакана и лазори; киновари и чернил". На Руси краску"багор" использовали разных оттенков: иссиня-вишневую, "дикую" (синевато-серую), красно-вишневую, почти черную. Отсюда — багряный цвет, уменьшительное: "багрик".
БАГРОВЫЙ, БАГРЯНЫЙ (ст.слав. багрити от багръ) —ярко-красный холодного оттенка цвет, то же, что пурпурный. Багровая краска — темно-красная, независимо от состава. "Багряница" — в древнерусском искусстве органическая красная краска, добываемая из "багрянки" — раковины моллюска murex, то же, что пурпур, порфира, червлень, шарлат. Багрить — окрашивать в красный цвет.
БАКАН (украинск. от арабск. bagan из тюркск. bakkam — "красильное дерево") — красная краска, кошениль, иначе — "венецианский лак". Древнерусское название красного, малинового цвета и розово-красного камня родонита, или орлеца. "Баканными алмазами" называют бриллианты с розоватым отливом, с "грязным нацветом". В древнерусском языке слово "бакан" впервые встречается в Геннадьевской Библии (1499); им, вероятно, пользовались для обозначения различных красителей и оттенков красно-лилового цвета. "Бакан веницейский", привозной, приготовлялся из червеца, кошенили; другой сорт, "бакан простой", из сандалового дерева. На Руси были известны также "бакан венской", "бакан немецкий", "бакан флорентийский", "бакан синий" ("сандал синий", или голубец, кампеш, — единственный бакан не красного цвета, приготовляемый из "кампешевого дерева"). Есть предположение о происхождении слова "бакан" из Древнего Двуречья. В Месопотамии, у шумеров, "бакан" — то же, что "красная краска".
"Шумеры хоронили покойников в специально построенных склепах — зиккуратах, которые красили изнутри баканом, так как, согласно их поверью, Ангел Смерти приходил за душой умершего, только если стены и потолок были покрыты баканом".
Краска "бакан" использовалась в древнерусской иконописи и в росписи изделий из дерева (чаще по золоту), братин и пасхальных яиц. Прозрачность бакана (его растворяли на камеди — древесной смоле) позволяла смешивать эту краску с другими и использовать для "затенения" в иконах и книжных миниатюрах. Она применена в миниатюрах Остромирова Евангелия XI в. Использовалась и для окрашивания тканей, хотя была дорогой.
ВЕРМИЛЬОН (франц. vermillon — "румянец", от лат. vermis — "червь, гусеница") — красная, алая краска. Название, распространенное среди французских живописцев XVII—XIX вв., которые этим словом обозначали разные пигменты масляных красок, дававшие наибольшую яркость, обычно — кадмий красный. Однако правильнее —красная краска, приготовляемая из сернистой ртути, она дает более яркий и чистый тон, чем киноварь из того же сырья. Слово "вермильон" происходит от названия червячков кошенили, из которых в античности добывали ярко-красную краску. В русском языке этому термину соответствуют названия: червень, червец, червлёный, червонный.
КАРМИН (франц. carmin от арабск. qirmiz и лат. minium — "красная краска") — краситель холодного красного тона, близкого фиолетовому. В Средневековье такой краситель получали вывариванием древесины красного (фернамбукового) дерева. Древнерусское название — бакан. Такое дерево произрастает в Индии и Южной Америке. После открытия Американского континента европейцами в 1492 г. краска стала именоваться "бразильским лаком", или "бразилином". Краситель, приготавливаемый в Венеции, называли кармином (русское название "веницейский бакан"). Раствор кармина имеет желтоватый оттенок, но в соединении с небольшим количеством щелочи дает кирпично-красный тон. В 1518 г. некий францисканский монах из Пизы растворил янтарно-желтые кристаллы "бразилина" в спирте с добавлением натрия и получил красивый красно-фиолетовый цвет, похожий на тот, который дает другая красная краска — краплак. Кармин используется в акварели (в Средневековье — для книжных миниатюр) и в живописи маслом, но он не отличается светостойкостью и быстро бледнеет под действием солнечных лучей (другие названия: флорентийский лак, парижский лак, мюнхенский лак).
КИНОВАРЬ (др.русск. киноварь, из греч. kinnabari; лат. cinnabaris — "коричная, коричного дерева") — ярко-красная краска малинового оттенка. В античности красную смолу некоторых тропических деревьев называли "кровью дракона", а сами деревья — "драконовыми" (лат. dracaena). На самом деле киноварь — минеральная краска, кристаллическая сернистая ртуть. В Древний Римэту краску привозили из Иберии (Восточной Грузии; другие названия — миниум, цинобер). Схожую краску минерального происхождения — красный мел, или охру, — называли милтос. Киноварью считали и минеральную "каппадокийскую краску". В архаической Греции существовал обычай окрашивать красной краской глиняные и деревянные статуи богов. Известно, что киноварью окрашивали статуи Диониса. Недостатком этой краски является ее ядовитость и то, что она чернеет, окисляясь на воздухе. С XIII в. алхимики приготовляли искусственную киноварь соединением серы и ртути при слабом нагревании. Позднее получали светостойкие сорта на основе хлористой ртути. В соединении с маслами и лаками киноварь также чернеет, это ограничивает ее применение в масляной живописи. Более устойчива краска в темпере и акварели. Живописцы заменяют киноварь, чтобы избежать почернения красочного слоя, красным хромом или кадмием. Французские художники XVII—XIX вв. предпочитали улучшенный состав, именуемый вермильоном. Близкий краситель на основе йодистой ртути называется киноварь-экарлат (франц. carlate — "пунцовая"). Но эта краска, полученная в 1849 г., также несветостойка.
КОШЕНИЛЬ (франц. cochenille, из итал. cocciniglia, лат. coccinus, греч. kokkinos) — краситель яркого красного, багряного цвета. Добывался в античности из насекомых семейства червецов (лат. coccus).
МУМИЯ, "МУМИЯ ЕГИПЕТСКАЯ" — красная или красновато-бурая краска, приготовляемая из смеси окиси железа с глиной. В Средневековье считали, что эта краска делается из остатков египетских мумий, отсюда название. Вероятно, в подобных случаях использовался асфальт в смеси с другими природными смолами. Схожие минеральные красители красных и коричневых оттенков получаются пережиганием железных руд, одна из разновидностей делается из жженой слоновой кости. Другое название — колкотар (colcotar от позднелат. golgotar), или красный железняк. Тонко измельченный колкотар именуют крокусом. Близкие по составу краски на основе окислов железа называют "капут-мортуум" (лат. caput mortuum — "мертвая голова"). Так средневековые алхимики именовали вещества, остающиеся в тигле после прокаливания и непригодные для последующих опытов.Черный цвет символизировал "смерть тела". Пережигание железного купороса в смеси с поваренной солью дает черную краску.
ПОРФИРА (ст.слав. поръфира, пьрфура, из греч. Porphyra — "красная") — пурпурная мантия монарха, регалия византийских императоров. В Византии багряный или пурпурный цвет обозначали словом "блаттий" (греч. blattion). Отсюда латинское: blat-tiferum — "порфироносный", императорская туника пурпурного цвета. Эпитет "порфироносный" относили к императорам и наследникам трона. "Порфирогенит" (греч. Porphyrogenites — "Порфирородный"; в русской транскрипции: "Багрянородный") — прозвание византийского императора Константина VII (913—920 и 945—959). В России мантию из багряного шёлка, подбитую горностаевым мехом, носили цари. В древнерусском искусстве порфира — красная краска, чаще темная с фиолетовым оттенком, то же, что багр.
ПУРПУР, ПУРПУРИСС (через нем. Purpur, от греч. Porphyra, лат. Purpura — название морского моллюска) — краситель яркого красного цвета с фиолетовым оттенком. По преданию, такую краску (русское название "багрянка") получили в древности финикийцы, они использовали секрет желез морского моллюска рода "пурпуровых улиток" (лат. murex), которых также употребляли в пищу. Однако такая краска была известна в Древнем Египте с XIII в. до н. э. Ее применяли для тканей. Темный пурпур получали двойным окрашиванием (греч. dibapha — "дважды погруженная"; лат. bis tinctus —"дважды окрашенная"). Такие ткани позднее называли тирскими, поскольку в г. Тире, в Финикии, добывали пурпурных улиток, а также делали подобные красители и экспортировали из этого города пурпурные ткани. Мастерские по окрашиванию шерсти красителем из пурпуровых улиток находились на о. Лемнос в северной части Эгейскогоморя. Ярко-красные, алые ткани именовали тарентскими, по названию г. Тарента в Южной Италии, другого центра производства крашеных тканей. В Древней Греции и Риме светлую, розовую краску добывали из двойных, или трубчатых, раковин (лат. bicinum, или murex brandaris), а темную, фиолетовую — из раковин "пелагий" (лат. pelagia — "морская"). Затем оба красителя смешивали и получали яркую малиновую краску — порфиру (греч. Porphyra — "красная"). В Египте применяли также искусственный пурпур (из уксусно-глиноземной соли) и похожую краску растительного происхождения из семян или ягод кустарника (греч. kokkos, лат. coccus — "червец", насекомое, которое водится в плодах и которое в античности принимали за ягоду). Еще одно греческое наименование пурпурной краски — острейон (греч. ostreion — "устрица, раковина", "устричная" краска). Отсюда Острихий (имя и должность "смешивателя" красок; греч. cheo — "размягчать, растирать"). Цвет пурпура вызывал ассоциации с утренней зарей. Об этом свидетельствует знаменитая фраза из "Одиссеи" Гомера: "Вышла из мрака младая с перстами пурпурными Эос" (Х, 187; греч. rododaktylos — "розовоперстая"; Эос — богиня утренней зари). Согласно сообщению Плиния Старшего, темная тирская краска "крови пурпурного оттенка" (Гомер) символизирует "высшую почесть" (IX, 127). Греческое название финикийской пальмы (Phoinix) связалось в истории с названием финикийского пурпура и наименованием сказочной птицы Феникс (Phoinix), которую изображали сидящей на красной пальме. Римляне называли пурпурную краску (лат. Purpurissum) царской, волшебной, или фессалийской (игра слов: murex Purpura haemonia). Есть сведения, что для большей яркости такую краску смешивали с солью и кипятили или смешивали с мареной и гисгином. В "пурпурисс" окрашивали шелковые одеяния и тоги римских императоров. В 424 г. византийский император Феодосий II (408—450) запретил своим подданным носить одежды пурпурного цвета. Этот цвет полагался только императору. Позднее, при Юстине I (518—527), пурпурные ткани разрешали носить женщинам. Существует описание несохранившейся ткани — пелены, или антиминса, покрывавшей престол в храме Св. Софии в Константинополе (VI в.). На ткани был изображен Христос, облаченный в пурпуровый хитон, поверх которого был надет золотой плащ. Выражение "Рожденный в пурпуре" (греч. Porphyrogenites — "Порфирогенит", или "Порфирородный", в русской транскрипции: Багрянородный) связано с прозванием византийского императора Константина VII (913—920 и 945—959), который родился в "пурпурной комнате", вероятно облицованной плитами из порфира. В Византии цвет пурпура обозначали словом блаттий (греч. blattion). Производное латинское слово blattiferum означает "порфироносный, императорский". Эпитет: "божественная порфира" относили к образу Богоматери. Темный, "черноватый", или иберийский, пурпур изготавливали в Испании с помощью ржавчины.
ПУРПУРИН (итал. porpurino) — обобщающий термин для обозначения различных материалов, окрашенных в массе в красный, пурпурный цвет. Пурпурином называют красное стекло — астралит и его разновидность — искусственный авантюрин (авентуриновое стекло), а также гематион (ярко-красное глушеное стекло). Пурпурины — разнообразные оттенки красной смальты, окрашенные окислами меди. Во время остывания стеклянной массы происходит восстановление меди, которая и придает смальте пурпурный цвет. Краситель ализарин также называют пурпурином.
СКАРЛАТ (др.русск. скорлатъ, через польск. szkarlat, из итал. scarlatto, из ср.лат. scarlatum) — вначале название дорогой восточной ткани, окрашенной пурпуром, затем — название темно-красного, пурпурного, багрового цвета (искаж. скурлат).
ЧЕРВЕНЬ, ЧЕРВЕЦ, ЧЕРВЛЕНЬ, ЧЕРВЛЁНЫЙ, ЧЕРВОННЫЙ (др.-русск. чьрвенъ). Червень, или червлень, — древнерусское название органического красителя красного цвета, который приготовляли из насекомого червеца (лат. coccus). То же, что кошениль, или "коккинус" (лат. coccinus). Червень отождествляли с киноварью (что неправильно, поскольку киноварь — красная краска минерального происхождения). Червленица — темно-красная краска из моллюска (лат. murex) — то же, что пурпур. Во Франции такую же краску именуют: вермильон (франц. vermillon от лат. vermis — "червь"). Червленем на Руси называли также и другие красные краски — красную охру, привозную синопскую краску, "чермную", или кармазин, санкирь. Червень — месяц июнь (время сбора насекомых червеца); червень также ткань, окрашенная в красный цвет. Червлёный, червчатый — ярко-красный, багровый или малиновый цвет. Червонный — красный, красивый; червонец — старинная золотая монета(около трех рублей серебром). Червонное золото — высшей пробы, которое идет на чеканку монет (не имеет отношения к красному золоту с примесью меди ; возм. от лат. rubrum aurum — "красное золото", т. е. испытанное на огне). Другие наименования: черлядь, черленца, чернель, чернь также имеют отношение к минеральной краске — красной охре.

Еще одно значение слова "червленица" — царская мантия алого цвета, подбитая горностаем. В качестве эпитета это слово относили к изображениям "Царя сил", а также к образу Богоматери в акафистах: "Червленица, кровями Своими окрасившая божественную порфиру для Царя сил". Этот эпитет восходит к теме Благовещения Марии, когда Мать "ткала плоть Богочеловека... как Божественный пурпур из Своей крови". Под Божественной порфирой Царя "разумеется плоть Богочеловека". Такое утверждение подкрепляют текстом библейской книги Песни Песней Соломона: "Заплетение главы Твоея, яко багряница. Что украсила еси, и что усладилася еси" (Песн. 7:6; приведена церковно-славянская редакция текста).
ЧИНАБРЕЗЕ (итал. cinabrese от cinabro — "киноварь") — яркая, светло-красная краска, составленная из синопии с добавлением белил.
ШАРЛАТ (др.русск. скорлатъ через польск. czarlat из ср.-верх.-нем. scharlat от ср.-лат. scarlatum — название восточной ткани, окрашенной пурпуром) — темно-красная, багряная краска, "багряница".
Смешение цветов:
Все цвета различаются на теплые и холодные. Часто разница состоит в тончайшем оттенке, поэтому важно научиться их различать. Ккрасные тона в основном являются теплыми. Однако если сравнить разные оттенки красного то некоторые из них ближе к холодной гамме. Бордовый - холоднее ализаринового красного (хотя ализариновый красный всегда будет теплее, чем синий).

Смешивать вторичные цвета между собой нужно осторожно, поэтому для начала рекомендуем потренироваться с разными оттенками основных цветов для получения разных оттенков вторичных. Основные вторичные цвета - это:
- красный + желтый = оранжевый
- красный + синий = фиолетовый
Разные оттенки вторичных цветов, полученные в зависимости от оттенков первичных и количества краски каждого цвета, можно вынести на отдельную палитру и сохранить. Это поможет в дальнейшем быстро подбирать требуемые цвета.
Из истории цвета:
Древние египтяне и финикийцы для окрашивания шерстяных тканей использовали краску пурпурного оттенка, добываемую из морских водорослей, и алканин — красную краску из корней растения альканы (лат. Alcanna tinctoria).
Древнеримский писатель Плиний Старший (I в. н. э.) сообщает о "старинных" способах получения ярко-красного пигмента из корня растения "красильной марены" (лат. Rubia tinctoria).
Арабы называли такую краску "ализ" (арабск. Alize — "восточная"), отсюда название "ализарин".
Позднее для той же краски возникло еще одно наименование: крапп (нем. Krapp, из нидерл. Krap — "крюк", из-за формы шипов этого растения). Отсюда распространенное название для всех красок интенсивного холодно-красного, малинового оттенка — краплаки.
Растение марена распространено в Средней Азии, на Ближнем Востоке, в Средиземноморье. С XVII в. ее стали разводить в Испании, Италии, Франции, с XVIII в. — в России, главным образом в целях получения красителя для окрашивания тканей.
Другой органический краситель получали из насекомых — самок дубового червеца (лат. Coccus ilicis), паразитирующих на вечнозеленых дубах, произрастающих в Северной Африке и Малой Азии. Арабское название этой краски — кермес (kermes), греческое — kokkinos, латинское — Carmosia. На Руси эту краску называли багряницей, или червленой багряницей.
В Индии при окраске тканей пользовались аналогичной краской из червецов, ее французское название —кошениль.
Другой краситель красного цвета, от которого происходит целая группа красок, в древности получали вывариванием древесины красного фернамбукового дерева. В Западной Европе эту краску называли кармин, на Руси — бакан.
Одно из названий красного "бразильского" дерева (лат. Caesalpinia brasiliensis) — кампеш (франц. Campesh), отсюда — кампешевая краска.
Из древесины сандалового, фернамбукового и кампешевого деревьев получали краску под названием "варзия" (др.-русск., из греч. beptzin — "розовый цвет", от персидск. — "роза").
В Древнем Риме красную краску изготавливали из сока граната, поэтому латинское granum ("зерно") означало также "красная краска".
В Закавказье красный пигмент кошенили известен под названием "вортан кармир" (армянск. vortan karmir — "червячок красный").
В Средневековье в странах Ближнего Востока при окрашивании тканей применяли краситель из отвара красной шелковицы и сока неизвестных цветов.
Из сока пальмовых деревьев (лат. Calamus draco) делали ярко-красную краску "драконова кровь" (лат. cinnabari), или цинобер. Ее следует отличать от киновари (лат. cinnabaris) — красителя, получаемого из свинцового сурика (сернистой ртути). Схожую краску минерального происхождения называли милтос (греч. miltos — "красный мел"). Еще одно название — скарлат (итал. scarlatto — "багровый"; франц. carlate — "алый").

Средневековая "змеиная кровь", краситель темного малинового цвета, возможно, того же происхождения, что и "драконова кровь" античности.
Киноварь, или свинцовый сурик, в Средневековье называли "миниум" (ср.лат. minium), отсюда слово "миниатюра". Тот же пигмент, только лучшего качества, в XVII—XVIII вв. называли вермильон.
Крапповые краски из марены хорошо разводятся на масле и поэтому применяются в масляной живописи под названием "краплак". Они бывают разных оттенков: от светло-розового до темно-красного.
Кармин имеет слабую светостойкость, быстро выцветает, поэтому живописцы чаще используют смеси кармина и краплака.
Краски, приготовляемые из водной окиси железа, глинозема, гипса, окиси цинка и мела, называются марсами (по ассоциации с цветом планеты Марс). Пигменты такого же состава применяли для росписи фаянса в Делфте и Руане. После их прокаливания на огне получается красный марс — красивая краска красно-коричневого тона.
Близкий по составу пигмент (соединение железного купороса и углекислой соды) называется "английской красной", "красным вандиком", "помпейской красной", или "капут-мортуум" (лат. Caput mortuum — "мертвая голова"). Все это краски различных оттенков, зависящих от химического состава и режима прокаливания минеральных компонентов.
Красные краски различных оттенков получают также из сернистого кадмия (минерала, содержащегося в цинковой руде). Производство таких пигментов существует с 1912 г.
Красные кадмиевые краски хорошо разводятся на масле, обладают необходимой кроющей способностью и светостойкостью.
Из мышьяка и серы приготовляют, помимо желтого, красный аурипигмент (от лат. auram — "золото").
Загадочной остается темно-красная краска "гисгин", или "иссгонон" (греч. hysginon), похожая на пурпур, эту краску делали в античности из ягод растения фитолакки, и поэтому ее не следует отождествлять с кермесом или кошенилью.
Неясен полностью рецепт другой античной красной краски: "адрианопольский цвет".
Для получения розового цвета используют разбеленные красные пигменты, т. е. добавляя в них белила, что увеличивает светлоту и снижает насыщенность цвета ( хроматического тона). Для получения фиолетово-розовой краски используют различные соединения марганца и кобальта. В стеклоделии и росписи фарфора применяют коллоидный раствор золота, селен, соединение солей золота с оловом. В истории искусства особенно известна розовая краска "помпадур".

Символика цвета:
Люди с древности проявляли особое пристрастие к красному цвету. Во многих языках одно и то же слово «красный» обозначает цвет и вообще все красивое, прекрасное. В русском языке: Красная площадь - красивая площадь; фольклорные образы: красна девица, красно солнышко. У полинезийцев слово «красный» является синонимом слова «возлюбленный». В Китае об искреннем, откровенном человеке говорят: «красное сердце», тогда как сердце дурного, коварного человека черно.

Издавна красный цвет считался цветом мудрости и власти. У древних иудеев он был царским цветом, в православии символизировал божественное проявление. В Древнем Риме цезари носили пурпурные тоги.
Красный цвет прежде всего ассоциируется с кровью и огнем. Его символические значения очень многообразны и противоречивы. Красный цвет символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны - вражду, месть, войну, связывается с агрессивностью и плотскими желаниями.

У многих народов красный цвет символизирует юг, пламя и жару. В культурах Азии юг обычно связывался с красным цветом, север - с черным, запад - с белым, а восток - с желтым или синим.
Красный цвет считается мужским цветом, символизируя энергию ЯН. Это - цвет жизни. Одновременно он символизирует активность и энергию, динамизм и силу, крепость и решимость, а также любовь, страстность, гнев.
Слишком уж противоречив этот цвет, да и достаточно нелогичен. Так, красным цветом в иудаизме окрашен День Страшного суда. Но одновременно красный украшает и крыши первых иудейских храмов, и одежды первосвященников, и многое другое. Все это, да еще, пожалуй, тот факт, что красный посвящен в христианстве Святому Духу, позволяет понять и ассоциации красного со Страстями Господними. С кровью Иисуса Христа, пролитой во спасение человечества.
Тантризм же связывает энергетический центр красного цвета с усилением жизненной энергии и повышением иммунитета или выносливости. А каббала наделяет красного бога солнца строгостью и непреклонностью.
Красный является основным геральдическим цветом. На знаменах он символизирует бунт, революцию, борьбу, независимость. Интересно, что у многих племен Африки, Америки и Австралии воины, готовясь к схватке, раскрашивали тело и лицо в красный цвет. Карфагенцы и спартанцы носили во время войны красную одежду. В древнем Китае повстанцы называли себя «красные воины», «красные копья», «красные брови».
Согласно восточным образам мысли, красный содержит в себе все другие цвета, и потому он несет в себе принципиальную способность быть реализованным в любом другом цвете. Здесь и сейчас он проявляется как красный. Такой мир, в котором каждый отдельный цвет видится содержащим в себе все другие цвета, так что каждый цвет оказывается точкой схождения всех цветов, такой мир бесконечных цветовых возможностей лучше всего можно передать в черном - по крайней мере, с точки зрения художника Дальнего Востока.
Красному цвету приписывались также целительные свойства, способность противостоять сглазу и колдовству.
От нечистой силы и дурного глаза помогают красные нити, пасхальные яйца, ткани, кораллы, цветы и растения. Китайцы привязывали что-нибудь красное детям к кисти руки, приучая смотреть на этот цвет, как на лучшее предохранительное средство от злых духов. Во многих странах женщины обвязывают кисти рук красной нитью, чтобы не болеть и чтобы никто не сглазил.
За счет возбуждения нервной системы красный вызывает вначале резкий подъем работоспособности. Например, производительность труда уже через 10 минут повышается на 26%. Ускоряется реакция «счет чисел»... Однако при адаптации к красному цвету, число правильно решенных задач снижается на 20%, а производительность труда - на 34% (после 20 минут адаптации). Появляется цветовое утомление, приводящее к дальнейшему понижению работоспособности.
Психология цвета
Изучением воздействия различных цветов на психику человека занимались ученые разных эпох, в том числе великий немецкий поэт, естествоиспытатель и мыслитель Иоганн Вольфганг Гете. Он считал, что свет, цвет и эмоция являются звеньями одной цепи. При этом он различал воздействие цвета на организм человека (физиологическое) и воздействие его на внутренний мир (психологическое).
Психологами отмечено, что ношение красных очков спортсменом повышает его выносливость. Выявляет боевую борцовскую решительность в его характере. Красный более характерен для вкусов молодых. Если до 20 лет он часто ставится на первое место, а к 30 годам - несколько реже, то к 60 красный уже стоит где-то в середине цветового ряда предпочтений.

Наличие красного цвета в помещении, где принимается пища, способствует аппетиту. Этот цвет является возбуждающим половые инстинкты. Красный цвет действует болеутоляюще на нервную систему, лечит гипертензию (первый этап неврастении), активизирует дистрофиков, регулирует пищеварение. По этой причине перед ответственными соревнованиями спортсменам рекомендуется носить красные очки.
В психиатрии красным цветом лечат молчаливый психоз. В качестве возбуждающего средства красный весьма эффективен при лечении депрессии, подавленности и меланхолии.

Наряду с синим является излюбленным цветом большинства людей. Это цвет силы, здоровья, жизненной энергии. В одежде его носят экстраверты и оптимисты, жизнерадостные и импульсивные, здоровые и энергичные люди, которые могут иметь тенденцию к агрессивности. Человек в красном дерзок и хочет получить от жизни все, что возможно. Если же у спокойного по натуре человека в одежде появляется много красного, то он нуждается в тепле, силе и жизненной энергии.
Красный - чистильщик эмоций. Избавит от ненужного хлама вашу жизнь (сгорит), очистит тело и душу, устранит неприятные переживания. Красный делает мышцы эластичными, а суставы - подвижными. Полезен при простуде, ознобе. Старайтесь избегать красного, если вы раздражены или недавно пережили потрясение. Красный луч можно применять, чтобы сосредоточиться в работе (скучная работа или вы чувствуете себя не в своей тарелке). Красный может помочь стеснительным людям преодолеть свою застенчивость. Если ощущаете трудности в принятии решения, добавьте к своему гардеробу красную одежду. Красного не должно быть много, он воздействует и в малых количествах.
Красное олицетворяет физическую жизнь. Он первый цвет, который стал известен людям. Чакра, ответственная за выживание, окрашена в красный цвет.
Красный - адреналин, воля к победе, источник энергии. Его девиз - «никогда не останавливаться», «пусть выживает сильнейший». Красный любит быть первым, захватить территории, не переживая о последствиях. Воплощение страсти, все делает страстно - любит, верит, ненавидит. Основная забота красного - чувственность, продолжение рода. В своем сексуальном аспекте действует сильнее, чем религия. Благоволит к мужчинам (ян).
Оттенки и их значение.
Алый сильно стимулирует чувственность, действует сильнее, чем красный. Проблемы, вызываемые этим цветом, - склонность к принятию бесповоротных решений и фанатизм (люди стремятся покорить только самые высокие вершины).
Малиновый - в нем присутствует легкий голубоватый оттенок; этот цвет не борется с жизнью, а любит ее, не верит в результативность борьбы, а идет и берет желаемое. Как правило, имеет дело с индивидуальностью. Но не с массами. Такие люди крайне искренни и верят в силу слов. Проблемы этого цвета - импульсивность и непредсказуемость.
Огненный - в нем есть желто-оранжевый оттенок; отличается чрезвычайным усердием, устремляется вперед, независимо от поставленной цели (желтый). Отличается силой воли и пылкостью. Его проблема - он слишком пылок в своем усердии - оставляет за собой выжженную землю, сжигает и себя.
Красно-коричневый отличается спокойной уверенностью в себе, энтузиазмом, не рассчитанным на произведение внешнего впечатления (коричневый гасит демонстративность). При повышенном предпочтении этого цвета констатируется переутомление и истощение. Главная проблема - недостаточная целеустремленность.
Темно-бордовый (почти коричневый) унаследовал от красного силу воли, а от коричневого - склонность к глубоким размышлениям. Его проблема - способность зацикливаться на давно прошедших неприятных событиях.
Темно-красный. Люди, предпочитающие такой цвет, очень часто задаются вопросом: «зачем это нужно?»; их характеризует поговорка: «Бог дает орехи только беззубым обезьянам». Эти люди излишне снисходительны, особенно - в сексуальных отношениях (попустительство). В то же время снисходительность может перерасти в жестокость. Проблема - инертность и косность.
Красный цвет в искусстве
28 апреля в корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка "Красный цвет в Русском искусстве". Экспозиция занимает более 20 залов, включая произведения русских художников от XIV века до наших дней. Идея, заложенная в ее основу, стала новым шагом в выставочной деятельности. Мы привыкли к историко-искусствоведческому подбору памятников искусства, объединенных тематически или хронологически определенным стилем, направлением или именем художника - здесь же мы видим попытку изменить устоявшуюся парадигму: через акцентирование внимания на проблеме цвета в русском искусстве обращается внимание на ту роль, которую он играл и играет в русской культуре вообще.
Кандинский писал, что "красный действует проникновенно, как очень живой, полный воодушевления, беспокойный цвет, не имеющий легкомысленного характера желтого, расточаемого направо и налево" ("О духовном в искусстве"). Интересно, что красному (в европейском понимании) соответствует античный элемент "огонь", холерический темперамент, а в категориях времени - современность (желтый указывает на будущее). Психология, активно изучающая цвет с точки зрения эмоционального и психофизического воздействия на человека, установила, что красный (вернее, красно-оранжевый) активизирует вегетативные функции человеческого организма, когда как темно-синий вызывает обратную реакцию, так же надо учесть, что такой "язык" интернационален. Красный цвет ассоциируется, прежде всего, с жизненной энергией (кровь), с человеческими страстями, с огнем; различные оттенки красного превращают его то в трагически-жертвенный, то отчаянно-праздничный, то сжигающе-чувственный, то в загадочно-мистический.
В русской культуре красный цвет, безусловно, занимает особое место. Само слово "красный" выходит далеко за пределы простого обозначения цвета. В записях о пребывании в России европеец XVIII века граф Сегюр, говоря о местных нравах, заметил: "У них д же слово красный обозначает красоту". Действительно, русский фольклор богат эпитетами, такими как "красное солнышко", "красная девица"...

Этот цвет связан с праздником - свадебное платье невесты было именно красным, а нарядная одежда имела хоть какую-нибудь деталь красного цвета. Представленные на выставке предметы русского народного искусства показывают, как ценился этот цвет.

Домашняя утварь: прялки, туеса, сундуки, даже люлька младенца расписывались красными или красно-оранжевыми узорами. Цвет выступал как природно-изначальное, нечто глубинное, свойственное душе народа. (Конечно, может быть такая любовь к красному была определена и климатическими условиями: современная наука советует в странах с холодной и продолжительной зимой окрашивать дома в теплые тона, в красный и оранжевый - тона не просто теплые, а горящие - согревающие).
На экспозиции, где представлена древнерусская иконопись замечаешь, как сложность христианской цветовой символики (где в зависимости от оттенка или силы звучания красного изменяется и его смысловое прочтение), соединяется с любованием красным цветом, любованием, идущим от народного чувства - отсюда и яркая праздничность, светящаяся огненность, доминирующая в ряде икон.
Искусство XVIII века, с его тяготением к западноевропейскому пониманию живописи, показывает как постепенно, свойственное русской душе, пристрастие к красному приглушается-затушевывается академической выучкой.
И, если в первой половине XVIII века в работах русских художников этот цвет все же вырывается, как будто бы случайно, откуда-то из подсознания, иногда совершенно выбиваясь из общей колористической гаммы произведения (кажется, что живописец для большей красоты добавил красного и не заметил, что палитра перенасыщена яркостью), то к XIX веку этот цвет теряет свою природную стихийность, его появление становится обусловленным продуманной рационализированной схемой, он превращается в декоративное пятно - элемент колористического решения, уместный в данном сюжете и в данной композиции.
В начале XX века красный снова захватывает умы русских художников. Появляется понимание того, что "цвет сам по себе что-то выражает" (замечательная фраза Ван Гога). В работах Ф.А. Малявина этот цвет звучит отчаянно-звонко, передавая огненность русского характера. Произведения К.С. Петрова-Водкина, К. Малевича, П. Филонова представляют различные способы его колористических качеств.

Ф. Малявин "Вихрь"
И, если в иконописи - красный - выступает как цвет, выражающий высшие, философско-религиозные ценности, а в народном искусстве - как нечто стихийно-родовое, то в творчестве художников начала века он становится действенным инструментом палитры экспериментатора, появляется его новое понимание, понимание, основанное и на традиции, и на многозначной символике, и на возможностях самого цвета как такового.
Иное чувство возникает, когда попадаешь в залы, где представлено искусство Советского периода. Здесь красный - предельно идеологизирован. Ностальгически звучат такие дополнения к этой части экспозиции как красные флаги, транспаранты с лозунгами и, как апофеоз, реконструкция знаменитого "красного уголка" - непременного атрибута производственных помещений.

Б. Кустодиев "Купание красного коня"
"Постсоветская" живопись завершает выставку. В некоторых работах появляется новый акцент в использовании красного цвета - он эротизируется. Как противоположность революционно-партийной официальности цвет переполняется обнаженной гипертрофированной чувственностью.
Выставка заставляет задуматься о многом - она, пропущенная через магический кристалл красного, - история нашей страны, явленная в искусстве. Авторы экспозиции проявили неординарный творческий подход в раскрытии заданной темы. Замечательно дополняют живопись предметы быта, реконструкция "красного угла" в интерьере русской избы - еще одно проявление любви к красному.

Поэтические строки о красном:

***
Наш эскиз готов – ура!
Нам раскрашивать пора
Красным – крылья бабочки,
Красным - бок у яблочка,
Н. Иванова
***
Красная малина — около беседки,
Красная калина наклонила ветки,
Покраснели щёки у спелых помидоров,
И красны полянки в лесу от мухоморов.
В. Черняева
***
Красное яблоко на зеленой ветке,
Красная смородина яблони соседка,
Красная рябина,
Красная малина!
Все на свете красное –
Самое прекрасное!
М. Янушкевич
***
Красный лепесточек мака.
И у розы красный цвет.
А смородины куст красный.
Тоже в красный цвет одет.
М. Андреева-Доглядная
***
У меня секретов нет.
Самый яркий – красный цвет.
Он живёт на язычке,
В земляничке и флажке.
Л. Разумова
***
Красный цвет - у помидора.
Красный свет - у светофора,
Он предупреждает нас -
Нет пути вперед сейчас!
Н. Пунько
***
Красный - это же красивый!
Взять хотя бы помидор
Иль коровок божьих спины:
Замечательный декор.
А краса рябины красной,
Сладкой ягодки-малинки
Абсолютно не напрасны,
В них с лекарством витаминки.
Т. Красюк
***
Что за цвет такой прекрасный
Светит ярким огоньком?
Угадали : это - красный!
Всем ребятам он знаком.
Красной спелостью малина
Привлекает на кустах.
Ранней осенью рябина
Покраснела вся в лесах.
Красным цветом завлекает
Маков полевых букет.
Красным и огонь пылает,
Он опасен, спору нет!
Очень просится в лукошко
С красной шляпкой мухомор.
С огорода к нам в окошко
Смотрит красный помидор.
Зреет перец за кустами...
Дальше продолжайте сами!
А. Маркова
***
Эта страница красного цвета.
Красное солнце, красное лето.
Красная площадь флаги полощет.
Что же на свете лучше и краше?
Разве что дети веселые наши.
С. Маршак
***
Солнце ясное садится...
Каждый может насладиться
Яркой красотой заката.
Но куда девалось злато?
Солнце было желтым. Вдруг
Красным стало все вокруг.
Даже, чудо из чудес,
Красным стал зеленый лес.
Словно в сказке облака -
Красным крашены бока.
Речка красная, поля,
Красной стала вся земля!
И. Финк
***
Предупреждает красный цвет:
Опасность, стой, прохода нет!
И хищнику кричат: «Постой!
Никто не хочет быть едой!
Я не съедобна, не вкусна,
По цвету, видишь, я красна!»
Божью Коровку кушать опасно:
Цвет у нее очень красный!
А посмотри на Мухомор:
В корзине – это просто сор!
Но полюбуйся же - каков!
Он – украшение лесов!
Л. Степанова
***
Сочный, яркий и нарядный –
Многоликий КРАСНЫЙ цвет!
Как огонь бываешь жаркий,
Или нежный как рассвет.
Даришь нам закат багряный,
Можешь маком расцвести,
Ты в цветах бордовый, алый,
Просто глаз не отвести!
Вишня, клюква и малина,
Мимо точно не пройдешь!
Сок граната, блеск рубина,
Ярче цвета не найдешь!
Книга КРАСНАЯ расскажет,
Кто на помощь нас зовет.
Ну а светофор подскажет:
КРАСНЫЙ – не иди вперед!
На Руси, все, что красиво
Или важно всей стране,
Красным звали горделиво!
Площадь КРАСНАЯ в Москве.
И в Берлине, в честь победы
После яростных атак,
Водрузили наши деды
Над Рейхстагом КРАСНЫЙ флаг!
С. Ледкова

Загадки:
***
Всех быков он возмущает,
Ехать дальше запрещает,
Вместе с кровью в нас течет,
Щеки всем врунам печет.
(Красный цвет)
***
Малина – ягода сладкая,
Смородина – ягода кислая,
Клубника – ягода вкусная.
И каждая ягода – ….
М. Китаева. Ответ: Красный
***
Говорила мама Боре:
- Не пойдем сейчас - опасно!
Потому, что в светофоре
Не зеленый свет, а ...
Ответ: Красный
***
У малины и клубники,
Помидора и брусники
Вкус, конечно, очень разный,
Ну а цвет похожий — ...
Ответ: Красный
***
Всех быков он возмущает,
Ехать дальше запрещает,
Вместе с кровью в нас течет,
Щеки всем врунам печет.
Ответ: Красный цвет

Пословицы и поговорки:
Красен, как свекла, как кровь, как клюква, как маков цвет.
Красно поле рожью, а речь ложью (т. е. красным словцом).
Красное солнышко на белом свете черную землю греет.
Красным-краснешенек, желтым-желтехонек и пр.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока ИЗО для 6 класса "Натюрморт в графике" Урок ИЗО в 6 классе. Вырастить мечту Конспект интегрированного урока в 6 классе (литература, ИЗО) Конспект интегрированного урока ИЗО, литература и МХК для 6 класса

Похожие статьи:

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 - 6 классах

Материал на тему: Путешествие в страну черного цвета
Опубликовано: 3581 день назад (7 июля 2014)
Просмотров: 19164
+9
Голосов: 9
Ирина Вячеславовна Некрасова # 8 июля 2014 в 01:09 +4
Ирина Николаевна, спасибо огромное за предоставленное очередное путешествие в страну цвета! С удовольствием читаю Ваш материал, в нем нахожу столько нового и интересного! Попробую обязательно и до моих дошколят донести всю многоликость красного цвета. Примите мой голос и массу наилучших пожеланий!
Регина Сириновна Сабирзянова # 8 июля 2014 в 02:42 +4
Ирина Николаевна! Вы проводите большую нужную работу. Знакомство с каждым новым цветом открывает что-то новое и систематизирует, напоминает давно забытое. Материал дает описание красному цвету с разных сторон: значение, происхождение, история... Каждый найдет, благодаря Вам, необходимое. Беру в закладки. +1
Надежда Владимировна Рябиченко # 8 июля 2014 в 08:19 +4
Ирина Николаевна, Ваш материал очень интересный. Так много Вы рассказали о красном цвете, его различных оттенках, описали каждый оттенок, привели интересные факты из истории, рассказали о психологии цвета, о его роли в искусстве и в жизни людей. Замечательные стихи подобраны Вами для описания цвета, используете яркие красочные картинки. Согласна с Региной Сириновной,в данном материале можно найти самое необходимое для работы. Большое Вам спасибо за интересное путешествие. Беру Ваш материал себе на заметку. Примите мой голос.
Елена Николаевна Никифорова # 8 июля 2014 в 10:14 0
Ирина Николаевна! спасибо за приключение в страну красного цвета, много интересных фактов. )
Наталия Владимировна Ярмоленко # 8 июля 2014 в 14:47 +2
Ещё один подарок! Когда ждать всю радугу? Я очень интересуюсь психологией цвета. Часто через рисунки детей мне удаётся глубже понять и почувствовать состояние и настроение ребёнка и особую роль в этом играет именно цвет. И с помощью работы с цветом можно повлиять на это самое настроение. Поэтому, именно за "психологию цвета" отдельное спасибо!
Тамара Александровна Новичкова # 9 июля 2014 в 19:01 0
Голосую за колоссальную, творческую работу, которую вы провели. За путешествие в страну красного цвета.
Светлана Николаевна Никишова # 9 июля 2014 в 20:44 0
Очень хорошая подборка материала. Можно использовать не только целиком, но и по частям в зависимости от урока. Я бы использовала часть на окружающем мире, часть материала - на литературном чтении. Спасибо автору. +1.
Татьяна Геннадьевна Морякова # 21 июля 2014 в 20:55 0
Потрясающий материал по истории и значению красного цвета, Ирина Николаевна. Для себя решила пересмотреть свой гардероб. А лексическое значение появления цвета - особая сторона. Многогранный труд! Спасибо.
Ольга Станиславовна Средина # 21 сентября 2015 в 21:17 0
Огромная "копилка". Ее можно использовать всю или по частям. Визуальный ряд прекрасно поддерживает очень объемный текст.