Конкурсы для педагогов и детей

Конспект НОД по познавательно - речевому развитию для детей старшей группы

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию для детей старшей группы 5-6 лет «Путешествие в песочную страну»
Автор: Бумарскова Ирина Владимировна, учитель- логопед МБДОУ «Центр развития ребёнка –детский сад с. Старые Бурасы» Базарно –Карабулакский район, Саратовская область.
Описание: Предлагаю вам конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательно- речевому развитию для детей старшей группы 5-6 лет «Путешествие в песочную страну». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы, а также логопедам в детском саду.
Конспект НОД «Путешествие в песочную страну».
Цели: Развивать активность и любознательность детей в процессе познавательной деятельности и игре. Активизировать социально- эмоциональный опыт детей путём решения их представлений об окружающем мире.
Задачи: Образовательные:
1.Формировать фонематические представления, умение соотнести букву и звук 2. Формировать умение придумывать слова с заданным звуком. 3 .Закрепление образа букв, правильное написание букв. 4.Закрепление лексических тем. 5.Способствоватьб проявлению детского творчества в работе с нетрадиционным материалом. Развивающие:
1. Развитие связной речи, упражнение в словообразовании и словоизменении.
2. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря
3. Развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза
4. Развитие тактильных ощущений
5. Развитие пальчиковой моторики рук
6. Развитие памяти, внимания
7. Развитие познавательных психических процессов
8. Обучение искусству расслабления
9. Коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений.
На этих занятиях дети получают возможность реализовать свои творческие способности, повысить интеллектуальную деятельность.
Воспитательные:
1.Воспитывать способность сопереживать, сочувствовать
2.Воспитывать аккуратность
3.Воспитывать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.
Материал: песочница с песком, силуэты букв, цветные трубочки, ёмкости с водой, силуэты цветов с разным покрытием, ватман с картинкой радуга, цветной песок, кисточки, клей на каждого ребёнка, пульверизаторы с водой на каждого ребёнка.
Ход занятия
Звучит спокойная, тихая музыка. Дети заходят, здороваются.
Педагог: День добрый, милые друзья, сюда пришли совсем не зря, я приглашаю в сказку всех! Вас ждут преграды и успех. Тихонько отворяем двери, и каждый в сказку пусть поверит! Ребята, а вы любите сказки? Я тоже очень люблю. Особенно те, в которых есть добрые волшебники и феи. Сегодня я хочу вам рассказать одну сказку. Где-то далеко- далеко за морем- океаном, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве живёт себе, поживает Песочная Фея. И эта фея- не простая, она добрая волшебница, которая очень любит детей и хочет с вами познакомиться. А вы хотите попасть в сказку и познакомиться с ней? Да.
Педагог: Но чтобы попасть в сказку, нужно очень сильно, всей душой, всем сердцем верить в чудеса и всем вместе произнести волшебные слова. Я сейчас скажу вам заклинание, вы повторите за мной:
Песочная Фея нам помоги, В страну волшебную перенеси, в ладоши мы хлопнем раз, два и три, Сердце своё для добра распахни!
Звучит музыка. (Слайд Песочная страна )
Педагог: Вот мы и очутились в сказочной стране. Посмотрите, здесь какое- то письмо . Давайте прочитаем. Написано «Детям старшей группы». Это письмо написала песочная Фея, она просит нашей помощи. Здесь написано, что во вселенной была песочная страна с зелёными лесами, красивыми цветами, голубыми озёрами и солнечными городами. Жители этой страны были очень счастливы, потому что им никто ничего не запрещал. Они могли кататься на каруселях, бегать по лужам, разговаривать с необычными животными, птицами и цветами, дружить с гномами, петь и танцевать. Но однажды злой волшебник заколдовал всё в песочной стране. И стала песочная страна тёмной и безжизненной. Не стало солнышка, и радугу злой волшебник окрасил в чёрный цвет. И нам нужно с вами разукрасить радугу в разноцветные цвета и помочь песочной фее расколдовать всех жителей песочной страны. (слайд бесцветное солнце и радуга)
Педагог: Добрые мои друзья, готовы ли вы помочь Фее разукрасить радугу и расколдовать жителей песочной страны? Ответы детей.
Педагог: Спасибо, что вы согласились помочь Фее. Нам в пути помогут: верность, доброта, смекалка, смелость и дружба. Давайте крепко возьмёмся за руки и произнесём волшебные слова:
Песочная Фея нам помоги, В страну волшебную перенеси, в ладоши мы хлопнем раз, два и три, в песочной стране окажемся мы! Дети подходят к песочнице. Педагог: А вот и песочная страна, где живут друзья песочной Феи. Посмотрите, как здесь пусто и тоскливо. Нет ни солнышка, ни радуги. Один песок. Но этот песок не простой, он волшебный. Он может чувствовать прикосновения, слышать. Прежде чем подойти и потрогать песочек, нам нужно с вами повторить правила пользования песком. (Слайды правила пользования песком)
1.Нальзя брать песок в рот. 2.Нельзя бросать песок в глаза.
3.Нельзя кидаться песком. 4.Нельзя высыпать песок из песочницы.
5.Перед работой с песком нужно одевать фартуки. 6.После работы с песком нужно мыть руки. Надеюсь, что вы эти правила запомнили и будете их выполнять. Давайте повторим.
Индивидуальные ответы детей.
Педагог: А теперь давайте потрогаем песочек.
Дети различными способами дотрагиваются до песка.
(слайд пустая песочница)
Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок?
Дети: сухой, шершавый, мягкий.
Педагог: Давайте с ним поздороваемся: «Здравствуй, песок!» . Послушайте, он с вами здоровается. Вы все слышите? Плохо слышите, потому что ему грустно и одиноко. Он говорит тихим голосом. А давайте его развеселим. Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. А теперь давайте покажем, как змейка пробежала по песку
(дети водят по песку ребром ладони).
Молодцы! А теперь покажите, как медведь идёт по песочку
(дети кулаками нажимают на песок).
А теперь как зайчик прыгает по песочку (двумя пальчиками медленно).
А теперь муравей пробежал по песочку (двумя пальчиками быстро)
Дети повторяют. Педагог: Ребята, а давайте с вами нарисуем свой портрет на песке.
Когда вам дарят новую игрушку? Когда вас обидели? Когда вы испугались? Когда вы увидели радугу? Вот, молодцы! Вы отлично справились с заданием!
Для того, чтобы вернуть радугу и расколдовать жителей песочной страны, нам с вами нужно преодолеть первое препятствие. Игра « Нарисуем буквы»
Педагог показывает буквы, дети называют их, а затем пишут на песке сначала указательным пальцем правой руки, затем указательным пальцем левой руки, как усложнение двумя руками одновременно.
Молодцы, ребята! Вот мы и справились с первым заданием!!!! Но посмотрите, у нас так и не появилась радуга. Значит, нам нужно идти с вами дальше. Дети приходят на цветочную полянку.
Педагог: Ребята, посмотрите, куда это мы свами попали? Это цветочная поляна. Отгадайте, кто здесь хозяйка?
Рыхлый снег на солнце тает, ветерок в ветвях играет,
звонче птичьи голоса. Значит, к нам пришла …. Дети: весна! (слайд весна)
Педагог: Ребята, посмотрите, как постаралась хозяйка Весна. Взгляните, чем она украсила весеннюю полянку?
( на полу расположены изображения весенних цветов с различными тактильными покрытиями: соль, песок, рис, фольга, чай)
Дети : Весенними цветами. ( слайд первые весенние цветы)
Педагог: Выберите себе любой цветок и расскажите о нём.
Какой у тебя цветок? А у тебя? На что он похож. Потрогайте свои цветочки, что вы ощущаете? Ответы детей.
Педагог: Ребята, я предлагаю вам превратиться в весенние цветы.
Психоэтюд: «Первые цветы» Педагог под музыку произносит строки, дети с помощью пластических движений выполняют действия.
Наши первые цветки распускают лепестки. Руки перед грудью, ладонь прижата к ладони, поднимаем вверх, раскрываем руки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Медленно раскачиваемся из стороны в сторону.
Наши нежные цветки закрывают лепестки. Ладони рук над головой соединяются. Опускаются к груди.
Головой кивают, тихо засыпают. Киваем головками, закрываем глаза, голову кладём на ладони.
Молодцы, ребята! Но весенняя полянка нам не помогла. Посмотрите, у нас так и нет цветной радуги. И жители песочной страны всё ещё заколдованы.
На полу лежит синяя ленточка (имитация ручейка)
Посмотрите. Ребята, а что это? Это весенний ручей. Но он не журчит, не поёт, наверное злой волшебник и здесь побывал. Попробуем оживить ручеёк?
Дети подходят к столу, на котором стоят стаканчики с водой.
Дети с помощью цветных трубочек имитируют песенку ручейка.
Педагог: Ребята, какими словами можно описать песенку ручейка?
Дети: озорной, задорный, шумный, игривый, журчащий, быстрый.
Педагог: Ручей, ручей, ты не знаешь где нам найти краски радуги и оживить жителей песочной страны? Ребята, ручей не знает, как вернуть радугу, но он сказал мне , что у него волшебные капли воды, и с помощью этих капель мы с вами можем оживить наш песочек.
Дети и педагог подходят к песочнице.
Педагог: Ребята, посмотрите, у нас здесь с вами ничего не изменилось. Жителей в песочной стране так и нет. Ребята, а какой песок в песочнице?
Дети: сухой. А из такого песка можно что - нибудь построить?
Дети: нет.
Педагог: Но нам нужно с вами оживить песок. А что нужно всему живому- растениям, птицам, животным, людям для жизни?
Дети: вода!
Педагог: Конечно, вода. Но нам нужны будут помощники, так как мы одни не справимся. Давайте позовём дождик, который поможет нам всё оживить, ведь у дождика все капли волшебные.
Упражнение «Песочный дождик»
Каждому ребёнку выдаётся пульверизатор, с помощью которого они опрыскивают песок.
Педагог: Посмотрите, сколько волшебных капель нам приготовил дождик. Начинаем поливать песок:
Дождик, лей веселей! Тёплых капель не жалей
для лесов для полей и для маленьких детей
и для мам и для пап кап-кап-кап!
Педагог: Вы чудо - помощники! Песок вам очень благодарен. Посмотрите, какой стал песок? Ответы детей.
Педагог: Но жителей всё ещё нет.
Давайте поиграем в игру « Дежурная буква»
Логопед на песке рисует букву, а дети придумывают слово на этот звук, кто быстрее придумает – пишет букву и говорит задание : придумать название посуды, животного и т.д. чтобы звук был в начале слова, и т. д.
Назовите слово на букву М из раздела - животные.
Назовите слово на букву Ш из раздела – одежда.
Назовите слово на букву К из раздела – посуда.
Назовите слово на букву У из раздела – профессии.
Молодцы, ребята, вы все справились с заданием. Но радугу у нас с вами так и не появилась.
Ребята , посмотрите, у нас появилась радуга. Но она бесцветная, грустная, как вы думаете. Что нужно сделать, чтобы радуга засияла снова своими разноцветными красками? Я думаю, что нам нужно самим разукрасить радугу в разноцветные цвета, и жители песочной страны обязательно вернуться.
Дети с педагогом подходят к отдельному столу, где лежит бесцветная радуга. Дети с помощью клея, кисточек, цветного песка рисуют разноцветную радугу. В это время в песочнице появляются жители песочной страны.
(звучит фонограмма песни Н. Королёвой «Маленькая страна»)
Педагог: Ребята, посмотрите, мы избавились от чар злого волшебника, разукрасили радугу, помогли песочной феи вернуть жителей в песочную страну. (слайд цветная радуга)
Дети строят песочную страну, расставляют фигурки песочных жителей, обыгрывают постройки.
Педагог: Песочная страна ожила! Спасибо, мои маленькие волшебники!
Педагог: Дети, сегодня мы с вами познакомились с волшебной страной, спасли жителей песочной страны, оживили саму страну. Узнали, какой бывает песок, чем отличается сухой песок от влажного. Сами приготовили влажный песок. Мы с вами сегодня совершили много хороших поступков. У меня радостное настроение, я рада помочь жителям Песочной страны. А какое у вас настроение и что нового узнали вы? Ответы детей.
Занятие окончено.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в Страну Вежливых Слов» Конспект НОД по художественному творчеству в старшей группе на тему Весна Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим в старшей группе
Оформление участка ДОУ летом
Опубликовано: 904 дня назад (15 июня 2014)
Просмотров: 1708
+7
Голосов: 7
Елена Андреевна Николаева # 15 июня 2014 в 17:37 +1
Интересные игры с песком, они разнообразят игры в песочнице. Мне понравилась игра с пульверизатором, над тоже предложить детям попаливать песочек. Заодно пальчики потренируют. Спасибо! ГОЛОС!!!
Ирина Владимировна Бумарскова # 15 июня 2014 в 17:55 +1
Спасибо, Елена Андреевна! Жаль фотки с занятия не удалось загрузить. Попробую ещё.
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 15 июня 2014 в 18:00 +1
Ирина Владимировна, замечательная развивающая работа. Развитие детской моторики ладошек в этом возрасте просто необходимо. Ваш материал изложен грамотно и достоин только положительного отзыва. Мой голос+1.
Примите мои пожелание, дать название вашей работы. У вас ещё есть час времени на редактирование.
Ирина Владимировна Бумарскова # 15 июня 2014 в 18:07 0
Татьяна Николаевна, большое спасибо!
Ирина Владимировна Корелова # 15 июня 2014 в 19:12 +1
Ирина Владимировна, интересное занятие, сама люблю работу с песком, это неотъемлемая часть моей работы уже много лет, поэтому поддерживаю Ваш труд. Единственное, чего мне не хватает, как и другим коллегам - это фото с занятия. Удачи и творческих успехов. Голос.
Ирина Владимировна Бумарскова # 15 июня 2014 в 21:27 0
Попробую фотки загрузить. Большое спасибо за отзыв.
Гульназ Масгутовна Нуриахметова # 15 июня 2014 в 21:19 +1
Занятие интересное, познавательное, поучительное, развивающее с элементами развития моторики рук у детишек. Прочитала и как сама в сказке побывала, очень увлекает. Желаю Вам творческих успехов! Голосую с удовольствием.
Ирина Владимировна Бумарскова # 15 июня 2014 в 21:28 0
Большое спасибо. И вам творческих успехов!
Дилара Минулловна Бирюкова # 16 июня 2014 в 14:24 +1
Ирина Владимировна, очень интересное занятие, развивающее. Возьму себе на заметку. Голосую.
Ирина Владимировна Бумарскова # 16 июня 2014 в 22:10 0
Большое спасибо!
Ольга Михайловна Подгорных # 18 июня 2014 в 06:09 0
Замечательное занятие - интересное, увлекательное и в тоже время очень познавательное, спасибо!
Ирина Владимировна Бумарскова # 25 июня 2014 в 07:21 0
Большое спасибо за комментарии!!!!
Ольга Александровна Нечаенко # 27 июля 2014 в 14:17 0
Познавательное ,увлекательное путешествие,позволяющее решить комплекс задач. Дети в ДОУ часто слышат "нельзя". В связи с этим мне думается, что в правила обращения с песком следует включить пункты "что можно". С песком можно играть, на нём можно рисовать, на пляжном песке загорают, его можно использовать при посадке растений, из него можно делать скульптуры, используя песок, можно отфильтровать грязную воду. Голосую "за". Спасибо.
Ирина Владимировна Бумарскова # 27 июля 2014 в 14:48 0
Большое спасибо за комментарии!!!! Очень рада узнать ваше мнение!!!!