Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Первые дни в детском саду. Адаптация

Статья: «Первые дни в детском садике»
Автор: Жабина Ирина Владимировна
Должность, место работы: воспитатель 1 квалификационной категории МДОУ детский сад общеразвивающего вида №43 «Сосенка», Московская область, Дмитровский район, деревня Целеево.
Описание материала: представленная публикация будет интересна воспитателям, методистам и педагогам дошкольного образования. Информацию можно использовать в практической работе с дошкольниками, для педагогического просвещения на родительских собраниях и педсоветах.
Цель: уточнение представлений педагогов об особенностях поведения дошкольников в первые дни посещения ДОУ.
Задачи:
- способствовать повышению педагогической компетентности;
- развивать творческую активность и инициативу педагогов;
- повышать интерес педагогов к расширению своих знаний;
- формировать творческий подход в работе с детьми, поступающими в ДОУ.

Общественное дошкольное воспитание оказывает большое влияние на ребенка, его семью, отношения с окружающими.
При поступлении в дошкольное учреждение ребенок перестает быть только сыном или дочерью, а становится и воспитанником детского сада. Изменяется режим жизни. Его близкими людьми оказываются не только мама, папа, бабушка и другие члены семьи, но и весь педагогический и обслуживающий персонал детского сада, сверстники. Все эти изменения происходят сразу и требуют осознания. Часто дети не могут освоить своего нового положения, теряются и плачут, причем не потому, что не хотят расстаться с мамой (конечно, и это бывает), а главным образом потому, что им трудно соотнести привычное с новым, понять его необходимость, освоиться с новыми людьми. Все это требует сложной умственной деятельности, и воспитатель обязан понимать состояние ребенка, трудности, вставшие перед ним, а, следовательно, и причины его поведения, огорчений и переживаний.

Новое общественное положение предъявляет к ребенку и новые требования: установление определенных взаимоотношений со старшими и сверстниками, выполнение правил поведения в детском обществе - вместе с другими детьми гулять, есть, играть, заниматься, а потом и дружить, проявлять взаимную симпатию, помогать друг другу. Все это требует формирования моральных представлений, понятий, соотнесения с ними своего поведения, понимания ответственности перед воспитателями, перед родителями, перед товарищами, а также умения согласовывать свои интересы с интересами других. В этом сложном процессе происходит одновременно умственное и нравственное формирование личности ребенка. Постепенно он усваивает социальные представления, осознает предъявляемые к нему требования и руководствуется ими в личном поведении, во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Но процесс осознания - длительный и сложный процесс; он выражается в разносторонней умственной деятельности. Нельзя «переложить» в сознание ребенка знания, требования и правила, нельзя предполагать, что будучи поняты и усвоены памятью, те или иные представления станут непосредственным руководством к поведению.

Вот, например, один мальчик начал отнимать у другого машину. Как должен поступить воспитатель? Развести драчунов, пристыдить их, не вступая в длительные нравоучения, повторить требования о том, что драться нельзя, и ... не огорчаться тем, что его слова, как будто, не оказывают на детей никакого влияния? Воспитание - это длительный процесс воздействия и постепенного преобразования требования воспитателя в требование самого ребенка, в привычку поступать, как надо, и воздерживаться от того, как не надо. Воспитатель должен расчленить общие требования на ряд конкретных: играть вместе, не отнимать игрушки друг у друга, а вежливо просить, делиться игрушками; если их мало, играть, соблюдая очередь, вместе убирать игрушки и т. д. Конкретные требования, правила легче усваиваются детьми, но в поведении дети, особенно младшие,- руководствуются ими чаще, всего лишь, при напоминании воспитателя. Существует определенная закономерность в усвоении правил общественного поведения. В самом начале то или иное правило, требование дети не только не запоминают, но и как бы, не слышат. Позже ребенок усваивает знания и требования по отношению к другим, но еще не по отношению к себе. Он начинает пристально следить, чтобы другие дети их выполняли, и жалуется педагогу, если требование кем-либо нарушается. Есть такие дети, которые часто жалуются на другого: «Он брызгается водой, а не моет руки ... Катя ест руками ... Никита не убрал машинку, а закинул ее под шкаф… Дима отнимает у Игоря машину ... » и т. д. И это не жалоба с целью принести кому-то неприятность. Это протест против нарушения правила, того или иного требования на основе знания о нем, осознания выполнения другими. Почему только другими? Потому что нарушение других виднее, очевиднее. И кроме того, говоря о другом, ребенок как бы проверяет себя, утверждается в необходимости выполнять данное правило. Наконец, ребенок утверждается полностью в незыблемости того или иного знания, основанного на нем правила, и оно становится его правилом.

Этот сложный процесс определяется тем, что знание не тождественно поступку. Ребенок может усвоить знание, но еще не умеет поступать соответствующим образом. Знание быстрее усваивается умом ребенка и сохраняется в памяти. Поступок же требует умения, навыка, он соотносится с обстоятельствами данного времени, может быть по-разному мотивирован, может вступить в противоречие с другими чувствами и т.д. Воспитатель должен иметь четкое представление о развитии этих процессов, определять меру и последовательность сообщения знаний о законах жизни детского общества, последовательность формирования социального опыта, или, как называла А. П. Усова, «чувств общественности».

Рекомендуем посмотреть:

Адаптация детей к детскому саду Как подготовить ребенка к детскому саду В каком возрасте лучше отдавать ребенка в садик Ребенок не хочет ходить в детский сад. Что делать?

Похожие статьи:

Адаптация ребёнка в детском саду

Как познакомить дошкольников с праздниками | Как помочь ребёнку к адаптации в ДОУ
Опубликовано: 2985 дней назад (23 февраля 2016)
Просмотров: 2828
Рубрика: Статьи
+21
Голосов: 21
Софья Владимировна Юхнина # 23 февраля 2016 в 21:47 +6
Ирина Владимировна, добрый вечер! Познакомилась с Вашей статьёй: «Первые дни в детском садике». Тема затронута актуальная. Первое время в ДОУ - это очень волнительный период для ребёнка, родителей и конечно, педагогов. Вы даёте ценные советы коллегам. Материал интересный и необходим особенно молодым специалистам. Оформление работы в соответствии с правилами сайта, всё грамотно описано, яркие фото - прекрасное дополнение. Мой голос +1! УСПЕХОВ ВАМ!!!
Татьяна Гуляева # 23 февраля 2016 в 21:56 +4
Здравствуйте, Ирина Владимировна! В Вашей статье представлена очень актуальная проблема. Действительно, начав посещать детский сад, ребенку очень трудно адаптироваться к новым условиям и требованиям. И от того, как будет действовать педагог, зависит последующее его восприятие "детсадовского уклада жизни". И вообще, умение взаимодействовать в детском коллективе в дальнейшем. Спасибо, что затронули эту тему.
+1!
Алла Ивановна Ефимова # 23 февраля 2016 в 22:13 +4
Как всегда, очень нужный и важный материал, вы нам предоставили. Тема всегда актуальна, будет интересна не только молодым специалистам. Уже готовая тема родительского собрания.
Примите голос и пожелания удачи.
Елена Владимировна Иванова # 23 февраля 2016 в 22:46 +4
Ирина Владимировна, благодарю за приглашение. Если честно, увидев название, я подумала, что речь пойдет об адаптации к яслям со всеми вытекающими из этого проблемами (слезы, истерики, болезни). Но, начав читать, поняла, что вы затронули более глубокую тему. Ваша статья будет полезной педагогам для повышения их педагогической компетентности. Статья грамотно оформлена. В работе используется иллюстративный материал. Мой голос №4 вам.
Любовь Владимировна Лычангина # 24 февраля 2016 в 06:57 +5
Ирина Владимировна, благодарю за приглашение. Отличной педагогической статьёй пополнилась "Педкопилка".
Разработка уточняет представления педагогов об особенностях поведения дошкольников в первые дни посещения ДОУ.
Оформлена статья грамотно, в соответствии с требованиями сайта. Проиллюстрирована яркими фотографиями. Достойному материалу - голос!
Татьяна Александровна Толстикова # 24 февраля 2016 в 08:43 +3
Ирина Владимировна, с интересом познакомилась с Вашей публикацией. Для педагога, работающего с любой возрастной группой, всегда очень волнительно знакомство с новыми детьми, а встреча с детьми, которые ещё не знакомы с детским учреждением, более ответственна и непредсказуема. Педагогу надо быть очень чутким и корректным, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно и уверенно в новых для себя условиях. Спасибо за интересную и актуальную публикацию. Примите мой голос.
Ирина Владимировна Жабина # 24 февраля 2016 в 10:05 +18
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Большое всем спасибо за оценки и добрые отзывы. С уважением, Ирина Владимировна.
Елена Рашидовна Чеховская # 24 февраля 2016 в 11:24 +3
Добрый день,Ирина Владимировна!Интересная,нужная,познавательная статья,которая пригодиться и молодым специалистам,и не будет лишней для давно работающих специалистов в ДОУ.Как это важно,чтобы ребёнок сразу почувствовал заботу,внимание,интерес,придя в детский сад впервые.Голос!!!
Вера Александровна Орехова # 24 февраля 2016 в 16:58 +2
Ирина Владимировна, спасибо за приглашение.
С интересом познакомилась с предложенной статьёй.
Интересно, познавательно, полезно. Вы даете ценные рекомендации и советы, которые позволят с легкостью расположить к себе ребенка, его родителей, найти индивидуальный подход к каждому.
«Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». А. С. Макаренко
Примите мой голос +1.
Желаю удачи!!!
Олеся Владимировна Быкова # 25 марта 2016 в 13:18 +2
Здравствуйте, Ирина Владимировна!Тема очень актуальная,интересная, познавательная.Это волнительный период для ребенка и родителей, ну и конечно для педагогов.Спасибо за советы.голос.Удачи!!!
Ирина Владимировна Жабина # 25 марта 2016 в 18:33 +13
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Большое спасибо за отзывы. С уважением, Ирина Владимировна.
Елена Александровна Шашенко # 25 июня 2016 в 16:15 0
Как всегда, очень нужный и важный материал, вы нам предоставили. Тема всегда актуальна, будет интересна не только молодым специалистам. Уже готовая тема родительского собрания.
Примите голос и пожелания удачи.
Ирина Владимировна Жабина # 25 июня 2016 в 19:22 +2
Елена Александровна, очень рада Вашему визиту. Большое спасибо за оценку.
Анна Сергеевна Немирова # 20 июля 2016 в 06:49 0
Ирина Владимировна прочитала Вашу статью! Эта актуальная тема не только для педагогов но и для молодых родителей! Не могу с Вами не согласится в том, что общественное дошкольное воспитание оказывает большое влияние на ребенка, его семью, отношения с окружающими.
Ирина Владимировна Жабина # 20 июля 2016 в 08:52 +2
Анна Сергеевна, благодарю Вас за позитивный отзыв.
Татьяна Викторовна Токарева # 29 апреля 2020 в 22:39 0
Ирина Владимировна,хорошая статья,может послужить консультацией и пригодиться родителям и педагогам для образца написания.
Ирина Владимировна Жабина # 15 ноября 2020 в 12:41 +1
Большое спасибо, Татьяна Викторовна!