Конкурсы для педагогов и детей

Конспект НОД в старшей группе с презентацией. Путешествие по заповедникам ХМАО-Югра

Конспект НОД в подготовительной группе "Путешествие по заповедникам ХМАО-Югра"
Автор: Иванова Светлана Радифовна, воспитатель АУ ДОУ ДСОВ №6 "Сказка" г.Радужный ХМАО-ЮГРА Тюменской обл.
Описание: данный конспект предназначен для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с заповедниками родного края - ХМАО-Югра. Занятие расширит и углубит знания детей об особо охраняемых территориях - заповедниках, расположенных в округе. К проведению занятия были привлечены родители воспитанников, их роль может вполне заменить воспитатель.
Цель: воспитывать нравственно-патриотические чувства через экологическое воспитание, формировать любовь к Родине посредством уважительного отношения к родной природе.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить детей с заповедниками, расположенными на территории ХМАО-Югры;
-сформировать представление детей о растительном и животном мире заповедников;
-закрепить знания детей о заповедниках России и их назначении;.
Развивающие:
-развивать у детей познавательный интерес, экологическое мышление;
-развивать умение выдвигать гипотезы, делать выводы;
-развивать интерес к изучению родного края.
Воспитательные:
-воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родную природу;
-воспитывать нравственно-патриотические чувства к Родине через экологическое воспитание;
-воспитывать бережное обращение к природе.
Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Предварительная работа:
1. Беседа «Знакомство с первым заповедником России»;
2. Просмотр презентаций о «Баргузинском» заповеднике;
3. Экскурсия в эколого-этнографический музей;
4. Беседа «По страницам Красной книги ХМАО», просмотр презентации «Красная книга России»;
5. Коллективная работа из пластилина «Заповедный лес»;
6. Лепка различных животных из пластилина;
7. Просмотр презентаций о различных заповедниках нашей Родины.
8. Чтение книги «Заповедники России».
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка «Мы в заповеднике шагаем».
Оформление: игрушки диких животных, искусственные деревья-ели, слайд-заставки «Природа Югры»
Оборудование:
- рассказ Н.Сладкова «Друг или враг»;
- заготовки для рисования схем;
- восковые мелки;
- телевизор;
- ноутбук;
- аудиозапись с пением птиц.
Ход НОД:
1. Вводная часть.
Звучит фонограмма с записью лесных звуков: кукует кукушка, журчит ручей. Воспитатель читает рассказ Н.Сладкова «Друг или враг».

Вошел человек в лес. Тихо в лесу, пусто вокруг. И кажется человеку, что он наедине с собой.
Но со всех сторон невидимо следят за ним настороженные глаза: кто это пришел в лес — друг или враг?
«Ружья нет! — решает рябчик.— Но, может, он петли хочет поставить? Лучше не покажусь».
«На охотника не похож,— думает белка.— Да вон палка в руке. Кто его знает? Лучше затаюсь».
«Покажись ему, а он еще, по незнанию, меня, безногую ящерицу-веретеницу, за ядовитую змею примет! Убьет ни за что».
«Ну я-то с ногами, всем видно, что я просто ящерица. А вдруг ему захочется проверить, как ящерицы хвост отбрасывают? Отбросишь хвост, а потом отращивай целый год!»
«Пусть себе идет — я и глазом не моргну! Будто меня и нет. А то для людей так: раз нос крючком, раз когти на лапах — значит, ты вредный ястреб. Пристукнет за вредность, доказывай потом, что ты полезная сова. За людьми надо глядеть в оба!»
«Нужен глаз да глаз! Чуть зазеваешься — сейчас тебя палкой, камнем или ногой. А за что? А так, чтобы не прыгал или на глаза не попадался. Вот и не покажусь. И не квакну».
Идет человек удивляется, почему никого не видно? Идет и обижается: чего они меня боятся, чего от меня прячутся – ведь я им ничего плохого не делаю!
И верно не делает. Но и хорошего тоже. А откуда лесным жителям знать, что он друг? На лбу у него не написано. Лесные жители верят только делам. Плохие дела – значит, враг. Хорошие дела – друг. А чему же им еще верить? Не словам же…

Вопросы по рассказу.
Воспитатель:
- По каким делам узнают друзей леса? (не шумит, не мусорит, не разжигает костры, не разоряет муравейники)
- А по каким делам узнают врагов леса? (разрушает грибницы, ломает деревья и ветки, разоряет гнёзда, шумит)
Растения и животные всегда были для человека щедрым источником пищи, лекарств, строительного материала. Природа отдавала человеку всё, а человек в ответ вырубал леса, загрязнял окружающую среду.
- Мы с вами знаем, как прекрасна и богата природа нашей страны. Но даже такое богатство при плохом отношении людей может когда-то закончиться. Уже сегодня в России есть очень редкие, исчезающие виды птиц, животных и растений.
- Ребята, как вы думаете, что значит исчезающие?
Исчезающие - это такие виды, которых осталось очень мало, и они могут исчезнуть совсем, если не позаботиться об их сохранении.
- Для этого в нашей стране созданы заповедники.
- Ребята, давайте вспомним, что такое заповедники?
Заповедники - это особое место, где растения и животные оберегаются и охраняются. Это охраняе-мые человеком участки суши или водного пространства.
- Ребята, а как вы думаете, какая главная задача заповедников?
Главная задача заповедников - сохранить и увеличить количество редких видов животных, растений, рыб, насекомых, которые исчезают по вине человека. Заповедную территорию не только охраняют, но и изучают.
- Скажите, как называется профессия людей, которые работают в заповедниках? (Охотовед).
- А чем именно он занимается? ( Охраняет, ведёт учёт численности, борется с браконьерами, подкарм-ливает животных и птиц)
Заповедники охраняются государством. В них звери, птицы, насекомые и рыбы, травы и могучие деревья живут рядом и спокойно растут.
-Скажите, пожалуйста, чего нельзя делать в заповедниках?
Никто в заповедниках не охотится на животных и птиц, не ловит бабочек, не рвёт цветы, не вырубает деревья, в озёрах и реках, которые находятся в этих заповедниках, не ловят рыбу. В заповедниках запрещена не только охота и рыбалка, но и сбор ягод и грибов, а также любая хозяйственная деятельность. Жизнь здесь течёт по своим правилам и устанавливает эти правила сама природа. В заповедник люди приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.
- Ульяна, поприветствуй, пожалуйста, заповедники всей России стихотворением.

Привет тебе, приют свободы и покоя,
Родного севера неприхотливый лес,
Ты полон свежести и все в тебе живое,
И сколько у тебя загадок и чудес!

Воспитатель:
- Ребята, какие заповедники России вы знаете? (Баргузинский, Астраханский, Кивач, Столбы, Баш-кирский, Приокско-Террасный, Уссурийский, Кроноцкий, Чёрные Земли, Алтайский).
- А как называется самый первый заповедник России? (Баргузинский)
- А изначально для сохранения какого животного он был создан?(баргузинский соболь)
- А как называется самый большой заповедник России? (Большой Арктический)
2. Основная часть.
- Ребята, как называется наш край, в котором мы живём?
И на территории нашего края – ХМАО - Югра тоже есть заповедники.
Сегодня с одним из них вас познакомит Беневша Надировна, мама Сержика.
Рассказ о заповеднике.
«Этот заповедник имеет название Малая Сосьва. Назван так потому, что он расположен в долине реки Малая Сосьва. Создан этот заповедник 37 лет назад. На его территории много болот, мало озёр и много лесов. В лесах растёт сосна, ель, пихта, кедр, лиственница и берёза.
Итак, давайте с вами совершим небольшое импровизированное путешествие с помощью презентации, которую я для вас подготовила, и увидим животных, птиц, рыб и насекомых, обитающих в заповеднике Малая Сосьва».
Презентации «Путешествие в Малую Сосьву».

Воспитатель:
- А теперь давайте с вами поиграем в игру «Запрещается-разрешается», с помощью которого мы вспомним правила поведения в природе. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать «запрещает-ся» или «разрешается».
• В лесу шуметь (запрещается)
• Оставлять мусор в лесу (запрещается)
• Беречь лес от пожара (разрешается)
• Собрать муссов в яму и закопать (разрешается)
• Рвать букеты цветов (запрещается)
• Ходить только по тропинкам (разрешается)
• Ломать деревья и ветки (запрещается)
• Ходить и топтать на лугах траву и цветы (запрещается)
• Разжигать костры в лесу (запрещается)
• Сажать деревья (разрешается)
• Беречь лес от пожара (разрешается)
• Кричать и включать громкую музыку в лесу (запрещается)
• Разорять птичьи гнёзда (запрещается)
• Ловить бабочек и насекомых (запрещается)
• Разорять муравейники (запрещается)
• Разрушать грибницы (запрещается)
Даниил Р. подведёт итоги нашей игры с помощью замечательного стихотворения.

Добро пожаловать к нам в радостный и светлый дом!
Мы просим соблюдать порядок в нём:
Не мять траву, не рвать цветы, не нарушать природы красоты.
Живите в нём. Гуляйте в нём и будет добрым этот дом!

Воспитатель:
- В заповеднике «Малая Сосьва» сохранился такой вид редкого животного, которое обитает возле водоёмов, как западносибирский (североазиатский) речной бобр. Бобр занесён в особую книгу под названием Красная книга.
- Ребята, а кто знает, что это за книга? (Это книга, в которую занесены редкие и исчезающие виды птиц, животных и растений. Она является предупреждением для всех людей, что эти животные и растения могут исчезнуть. А красный свет книги бьёт тревогу и напоминает людям об опасности.)
Оля прочтёт стихотворение, в котором говорится о том, что может произойти, если люди перестанут относиться к природе бережно.

Если я сорву цветок
Если ты сорвёшь цветок
Если вместе я и ты
Если все сорвут цветы,
То останутся пусты
Все деревья и кусты
И не будет красоты!

Физкультминутка «Мы в заповеднике шагаем».
-Давайте, ребята, немного отдохнём и представим, что мы с вами попали в заповедный лес.

Мы в заповеднике, друзья, (шагаем)
И все мы дружная семья (шагаем, обнимаем себя)
Деревья выстроились в ряд (остановиться, встать по стойке смирно)
И каждый встрече с нами рад (киваем головой)
Вот это гибкостью своею тешит взгляд, (наклоны в стороны)
А это - высится сурово, как солдат (руки вверх)
Одно - раскидистые ветки простирает, (руки в стороны)
Другое – на ветру трепещет и играет (руки вверх, качаются как ветки).

Воспитатель:
- Ребята, а теперь мама Димы Мария Дмитриевна хочет вас познакомить с ещё одним заповедником, который находится на территории нашего края.

«Ещё один заповедник, который находится на территории нашего округа - это Юганский заповедник. Он был основан 31 год назад. А причиной тому послужило то, что в 70-ые гг. прошлого века люди начали стремительно осваивать нефтегазовые месторождения и лесные массивы нашего края, что поставило под угрозу уничтожения лесов, болот, озёр и рек. Называется этот заповедник Юганский потому, что он находится в бассейне реки Большой Юган. На территории заповедника растут хвойные леса, в которых преобладают такие деревья, как ель, пихта и кедр. А также там есть много болот и озёр, в которых обитает много рыбы.
- А можно ли ловить рыбу в этих озёрах?
- А рубить деревья или ломать ветки?
Давайте с вами отправимся в ещё одно путешествие – в Юганский заповедник».
Презентация «Путешествие в Юганский заповедник».
Воспитатель:
-Заповедники - это островки спасения природы от человека. Заповедники – это наше богатство, богатство нашей Родины, которым мы должны гордиться.
- Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу?
( Конечно же, надо охранять разную природу в любом месте, где бы ты не находился: будь то у себя в родном краю или по дороге в отпуск, когда ты останавливаешься на отдых у края леса. Везде, где находится человек, он должен бережно относится к окружающей тебя природе.
Ребята, Димы сейчас прочтёт стихотворение, где ещё раз говорится о том, почему мы должны любить и беречь природу нашей Родины.

Стремительно вникая в опыт древних
И постигая суть его корней, я стойкости учился у деревьев,
А ловкости и силе у зверей.
У птиц учился чувствовать свободу,
У рыб сосредоточенно молчать
Поэтому обязан я природу
От всех врагов достойно защищать.

Воспитатель:
- Давайте, ребята с вами сегодня придумаем и нарисуем специальные предупреждающие знаки о том, чего нельзя делать в лесу, у реки, в горах, у озера, на лугах и степях. А потом каждый пояснит свой знак.
3. Итог занятия.
- Ребята, с какими заповедниками нашего округа мы с вами сегодня познакомились?
- Кто нас познакомил с ними и помог совершить путешествие в заповедники «Малая Сосьва» и «Юганский заповедник»?
- Какие знаки вы сегодня нарисовали и что они означают?
- Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
Презентации «Путешествие в Малую Сосьву»
Презентация «Путешествие в Юганский заповедник»

Использованная литература и источники:
1. Афонькин С.Ю. Заповедники России. Школьный путеводитель. Балтийская книжная компания, 2011г.
2. Байкалова А. Стрельников Е., Стрельникова О. «Юганский Заповедник», Тюмень. 1998 г.
3. Буклет «Сохраним родную природу». Н Городецкая, В.Ефимова Буклет «Сохраним природу, М, 1989г.
4. Васин А.М. Заповедник «Малая Сосьва», Свердловск. 1986 г.
5. «Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей». М., 1996г.
6. Красная книга ХМАО. Животные, растения, грибы. Екатеринбург, 2003 г.

Рекомендуем посмотреть:

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе на тему: Вежливость Конспект НОД по проблемному обучению в старшей группе. Покормите птиц зимой Конспект занятия на спортивную тематику для детей старшей группы детского сада Конспект занятия по художественно - эстетическому развитию (техника оригами) в старшей группе
Участник №241 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 27 марта 2015 года
Опубликовано: 634 дня назад (13 марта 2015)
Просмотров: 7062
+4
Голосов: 4
Светлана Алексеевна Семенова # 13 марта 2015 в 19:43 +1
Добрый вечер, Светлана Радифовна. Прочитала Ваш конспект. Очень интересно и познаватедьно. Дети должны любить и знать свой край.+1
Наталья Васильевна Димаева # 14 марта 2015 в 04:03 +1
Здравствуйте! Такое содержательное занятие. Все продумано и логически выстроено! Молодец! Удачи и творческих успехов Вам! Мой голос.
Оксана Петровна Харина # 15 марта 2015 в 19:29 +1
Светлана Радифовна,Вы грамотно выстроили занятие, продумали все детали, хорошо оформили статью. Эколого - краеведческое направление является одним из важных направлений в образовании. Ваш проект заслуживает похвал. Я желаю Вам удачи, спасибо. ГОЛОС!
Анна Александровна Аблямитова # 18 марта 2015 в 21:32 +1
Добрый вечер.Вы заслуживаете уважения.Ведь прививать любовь к природе своего родного края необходимо с детства.Рассказывать и научить ценить то,что тебя окружает.Грамотно построен план -конспект и детям должно быть интересно отвечать на предложенные вопросы.Продолжайте .Вы -молодец!