Конкурсы для педагогов и детей

Как сформулировать цели и задачи урока

Цели и задачи проекта, урока, мастер-класса. Как их написать?
Как поставить цели и задачи урока
Не раз приходилось слышать вопрос: как правильно ставить и формулировать цели и задачи урока. Скажем сразу, однозначного ответа на этот вопрос нет. Ну не издаёт наше Правительство постановление на эту тему. Значит, остаётся надежда на наших учёных и методистов от педагогики. А здесь картина такая: сколько учёных, столько и мнений. Почти на каждых курсах и семинарах даются рекомендации по целям и задачам урока. То, что это очень важно, и что правильно поставленная цель и подобранные задачи - залог хорошего урока, знают и понимают все. И, в принципе, не важно, в какой форме они сформулированы, но ведь приходится сдавать конспекты уроков на различные конкурсы, парады, отчёты, аттестация, наконец. И вот тут приходится выслушивать критику о "неграмотности" и "методической некомпетентности". Но господа методисты, вы сначала сами договоритесь, а потом придирайтесь!

Итак, есть такие рекомендации на данный момент, которые кажутся наиболее продуманными:

- цель урока - одна и выражена именем существительным,
задачи - минимум 3 и выражены глаголом. То есть задачи формулируют, что нужно сделать, чтобы прийти к поставленной цели. У такой системы есть некоторые неудобства: не всегда цель конкретного урока формулируется существительным, да и одна бывает не всегда.

- цель урока - несколько, выражены глаголами несовершенного вида (что делать?). Это так называемые "глобальные цели", некий идеал, ориентиры человеческой деятельности. (воспитывать сознательного гражданина России). Задачи - это локальные цели, то есть цели конкретного момента деятельности, обозначаются глаголами совершенного вида (что сделать?), обладают свойствами диагностичности и операционности.
Диагностичность цели означает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель.
Операционность означает, что в формулировке цели имеется указание на средства её достижения (сформировать умение записи и чтения десятичных дробей).
При этом также ставится 3 основных локальных целей (задач) урока:
- цель обучения(предполагает формирование у обучающихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний. Обучающая цель должна быть максимально конкретной;
- цель воспитания предполагает формирование у обучающихся определённых свойств личности и черт характера;
- цель развития предполагает развитие психических свойств и качеств, необходимых в деятельности (мышление, память, внимание, познавательные умения, самостоятельность и т.д.).

Ещё один интересный способ поставить реальные, рабочие цели и задачи, этакая подсказка на все случаи, когда нужно это сделать:
какая есть проблема? её решение - цель
какие причины этой проблемы? их преодоление - задачи.
Например, дети не участвуют в конкурсах. Цель: повысить массовость участия в конкурсах. почему не участвуют? Плохо информированы, нет времени из-за перегрузки на уроках и больших домашних заданий, нет помощи от педагогов и т.д. Задачи: создать массовую, наглядную и доступную систему информирования о проводимых конкурсах, проверить уровень домашних заданий и оптимизировать их, повысить материальное стимулирование учителей, чьи учащиеся принимают участие в конкурсах и т.д.

А теперь главное:
ФОРМУЛА РЕЗУЛЬТАТА
ЦЕЛЬ Х СОДЕРЖАНИЕ = РЕЗУЛЬТАТ
0 Х СОДЕРЖАНИЕ = 0
ЦЕЛЬ Х 0 = 0

Думаю, пояснять эту формулу нет необходимости.
Источник. metodsovet.ru

Рекомендуем посмотреть:

Классификация нетрадиционных уроков Оформление детских рисунков своими руками Как писать методическое пособие Психологические приемы обучения на уроке в ДШИ

Похожие статьи:

Цель урока – главный системообразующий элемент урока

Высказывания о вежливости, доброте, зле и культуре поведения

Конкурс с призами. Весенние поделки своими руками

Конкурс для педагогов на «Лучший мастер-класс»

Итоги конкурса «Весенние поделки 2013 своими руками»

Как подготовить и провести мастер-класс | Изготовление формы для приготовления творожной пасхи
Опубликовано: 1002 дня назад (10 марта 2014)
Просмотров: 54442
Рубрика: Методичка
+30
Голосов: 30
Александр Семенович Жбанов # 10 марта 2014 в 10:02 +13
Уважаемые коллеги, требования ФГОС несколько изменили подход к составлению проекта урока, его проведении, но, на мой взгляд, цели и задачи урока все равно остаются главным инструментом для учителя при составлении того же проекта.
Думаю, этот материал будет полезен для многих коллег при составлении мастер-классов и меньше будет недоразумений при обсуждении наших работ. С уважением, Александр Семенович.
Марина Ивановна Щипицина # 10 марта 2014 в 10:02 +7
Очень полезная статья. Возьму себе на заметку, как правильно ставить и формулировать цели и задачи урока. Спасибо!
Мила Кузьмина # 10 марта 2014 в 10:15 +11
Актуально и полезно для всех, особенно, для наших пользователей!
Правильно поставленная цель и подобранные задачи - залог хорошего урока, мастер-класса, сценария,развлечения. Спасибо, Александр Семенович!
Марина Александровна А. # 10 марта 2014 в 10:28 +6
Хороший материал. Но еще нужно сказать,что у каждого образовательного учреждения ( района,города....) немного разные требования, так как нет единого утвержденного образца. Мой 2-й голос.
Александр Семенович Жбанов # 10 марта 2014 в 10:45 +7
Здесь речь идет именно об этом, и не обязательно действовать по чьим-либо шаблону.
Елена Дмитриевна Хлустикова # 10 марта 2014 в 10:43 +6
Спасибо за очень нужный и актуальный материал! Только вы пишите, что цель - это существительное и отвечает на вопрос "ЧТО?" Дальше объясняете её как глагол. Вот и получается неразбериха! Я теперь всегда беру цель существительным. Так проще. А так правильное пояснение утверждения. А требования и, правда, у всех разные. Но разберёмся! Главное, чтобы было стремление понять. Мой голос Вам!
Александр Семенович Жбанов # 10 марта 2014 в 10:48 +8
На "что" отвечает, если поставлена одна цель, но если их несколько, то здесь как раз месту глаголу, по моему, все понятно.
Елена Дмитриевна Хлустикова # 10 марта 2014 в 18:20 +7
И согласна и нет с Вашим мнением! Ставлю даже при нескольких целях существительные: "знакомство", "расширение", "воспитание". Но не это самое главное. А истина в том, что цель должна определять действия и называть правильно их. Да, и редко бывает несколько целей! Задач из неё исходит много! А статья Ваша очень интересная!
Александр Семенович Жбанов # 10 марта 2014 в 19:51 +10
"в принципе, не важно, в какой форме они сформулированы,"- это цитата из материала, главное- результат- это мое мнение, лишь бы с этим были согласны наши проверяющие.  

               ФОРМУЛА РЕЗУЛЬТАТА
               ЦЕЛЬ x СОДЕРЖАНИЕ = РЕЗУЛЬТАТ
                0 x СОДЕРЖАНИЕ = 0
                ЦЕЛЬ x 0 = 0  

  С этой формулой трудно поспорить! Спасибо за интересное обсуждение вопроса,Елена Дмитриевна, только так мы сможем выработать общий знаменатель!
Мне очень хочется, чтобы к обсуждению этого важного вопроса включились как можно больше пользователей сайта.
Ольга Андреевна Светлова # 11 марта 2014 в 11:09 +8
Александр Семенович! Ваша правда, главное - это результат, но, к сожалению, так много сил и времени приходится тратить не так, как бы хотелось (не на совершенствование мастерства и поиск интересных решений для студентов, а для подготовки документов для проверок и администрации). А материал и правда очень интересный. Спасибо Вам.
Александр Семенович Жбанов # 11 марта 2014 в 11:37 +8
Вы в точку попали, раньше кроме планов к урокам ничего лишнего не требовали, а сейчас сплошь и рядом бумажная волокита. Все запутано...! Спасибо Ольга!
Ольга Третьякова # 13 марта 2014 в 18:53 +9
Где - то мне попадалась такая подсказка:
ЦЕЛЬ на -ИЕ, задачи на -АТЬ....
А то что у всех субъектов разные требования - это несомненно правда...
Александр Семенович Жбанов # 13 марта 2014 в 21:37 +8
Они много раз "звучали" в комментариях коллег, к сожалению, к ним не всегда прислушиваемся!
Ольга Третьякова # 15 марта 2014 в 15:38 +5
что правда, то правда)))
Алёшина Марина Леонидовна # 21 марта 2014 в 13:03 +5
Да, порой не получается все правильно сформулировать и записать!Спасибо за полезные советы!!!+1
Александр Семенович Жбанов # 21 марта 2014 в 21:07 +6
Удачи, Марина Леонидовна!
Светлана Сабирзянова # 25 марта 2014 в 01:55 +5
Для меня это очень необходимо и своевременно ! С удовольствием работаю с детьми да и им на моих занятиях интересно.Многому могу их научить,а вот систематизировать свою работу не всегда получается.Большое спасибо.Учусь и с удовольствием голосую !!!
Александр Семенович Жбанов # 25 марта 2014 в 12:25 +3
Творческих успехов, Светлана Владимировна!
Людмила Алексеевна Иманова # 25 марта 2014 в 22:19 +4
Действительно,бумажной волокиты хватает. Иногда думаешь " Всё главное, а дети на каком месте?" Время необходимое для детей отдаёшь бумажкам...
Требования ФГОС несколько изменили подход к составлению проекта урока, но цели и задачи урока все равно остаются главным инструментом для учителя при составлении того же проекта. Поэтому мой голос "За".Спасибо Вам.
Татьяна Владимировна Смирнова # 26 марта 2014 в 20:30 +3
Прочитала с удовольствием ваш материал, некоторые моменты взяла на вооружение, спасибо, Александр!
светлана ващилина # 9 апреля 2014 в 08:51 +3
Полезная информация. Спасибо Александр Семенович.
Елена Скрябина # 22 апреля 2014 в 22:05 +6
Вашу статью да на видное бы место, поскольку таких "косяков" избежали бы. Возможно кто-то считает это не важным, но когда система эта уляжется в голове- написание цели и задач будет делом совершенно простым, а занятие или урок приобретет завершенность. Когда в первые дни знакомства с сайтом написала одной даме о неточности в написании цели и задач - получила минус в кармуsmile больше не пишу, хотя считаю это неправильно...
Александр Семенович Жбанов # 22 апреля 2014 в 22:14 +7
Вы совершенно правы, Елена. А минусы ставят невежи. Спасибо Вам!
Мила Кузьмина # 22 апреля 2014 в 22:24 +12
Согласна с вами, Лена, полностью. Вспоминаю пробные уроки в начальной школе, где мной 19-летней студенткой про цели и задачи было сказано: "Какая разница!" На что посмотрела на меня методист сурово и ответила: " Между звуком и буквой тоже нет разницы!" И урок мой этой фразой был перечеркнут...Ох и пришлось тогда побегать, чтобы доказать, что есть большая разница! smile
Сегодня, если вижу ошибки, стараюсь деликатно подсказывать.Хочется, чтобы мастер-класс был оформлен правильно. Был и у меня случай с минусом в карме и вызывающим сообщением. Но это единицы! Здесь такие люди не задерживаются. Я рада, что большинство пользователей всегда адекватно реагируют на подсказку, даже благодарят. Здорово, если на ошибках учатся!
Александр Семенович Жбанов # 22 апреля 2014 в 22:35 +6
Насчет большинства Вы правы, Мила. Иначе я бы давно "утонул" в минусах.
Екатерина Владимировна Семенова # 14 мая 2014 в 11:51 +4
Спасибо за материал, для меня как для начинающего специалиста очень актуально. Распечатаю, действительно, на стенку повешу. Рассказано все просто и понятно, логично и последовательно.
Татьяна Аркадьевна Шукшина # 15 мая 2014 в 21:52 +4
Жаль, что увидела Вашу статью только сейчас (после сбора аттестационной папки smile ). Сколько времени бы сэкономила! Но на будущее закладочку обязательно оставлю - очень полезная четкая емкая информация.Спасибо огромное.
Светлана Алексеевна Шевченко # 22 мая 2014 в 22:11 +3
Очень полезная и нужная информация, спасибо Александр Семёнович!Очень хорошо, когда есть коллеги,которые и подскажут ,и помогут. Вам дальнейших успехов в Вашем творческом труде. Голос свой отдаю Вам+1. С уважением Светлана Алексеевна.
Регина Сириновна Сабирзянова # 29 июня 2014 в 00:01 +4
Целиком и полностью согласна с Вами, Александр Семенович в вопросах постановки цели и задач урока. Вы подняли больную тему многих педагогов. Часто бывает так, что урок замечательный, но вот оформление страдает. Хотелось бы конкретности в таких вопросах от методистов. +1
Александр Семенович Жбанов # 29 июня 2014 в 18:14 +4
Вы совершенно правы, спасибо!
Наталья Алексеева # 29 июля 2014 в 02:03 +4
Александр Семёнович, Вы очень чётко и конкретно ответили на вопрос "что есть цель, а что задача". Я педагог с очень большим стажем. Когда я, начинающий преподаватель, составляла конспекты, то они должны были начинаться с фразы ...как было сказано на ... съезде КПСС, или выполняя решения и т.д. Поэтому моё мнение, что меняется форма бумажки, а работа учителя постоянна - научить!
Наталья Васильевна Алексеева # 1 августа 2014 в 03:04 +4
Александр Семёнович, Вы очень чётко и конкретно ответили на вопрос "что есть цель, а что задача". Я педагог с очень большим стажем. Когда я, начинающий преподаватель, составляла конспекты, то они должны были начинаться с фразы ...как было сказано на ... съезде КПСС, или выполняя решения и т.д. Поэтому моё мнение, что меняется форма бумажки, а работа учителя постоянна - научить!
Светлана Александровна Колесникова # 23 декабря 2014 в 22:01 +3
Александр Семенович спасибо за такой ценный для меня материал! Я тот самый начинающий педагог который не видит разницы между целью и задачей.Но с вашей статьей все становится на свои места. Перечитала два раза, наконец то нашла ответ на мучивший меня вопрос. Спасибо.
Наталья Сергеевна Катаева # 30 декабря 2014 в 16:08 +2
Александр Семёнович! Спасибо за ценные советы! Мне это особенно важно. Несмотря на то, что я работаю в школе с 1978 года, мне легче провести мероприятие, чем определиться с целями, задачами. Мне и здесь тоже дают советы по этому поводу!Прочитаю обязательнно, изучу!
Александра Гладышева # 20 января 2015 в 12:21 +1
Спасибо большое за данный материал! Я только начинаю педагогическую деятельность, поэтому черпаю информацию из различных источников. Про цели и задачи написано много, но я никак не могла все это уложить на полочки в своей голове. После вашей статьи все прояснилось!!!
Валентина Францевна Сенканец # 23 января 2015 в 19:02 +2
Александр Семенович! Заинтересовала тема, затронутая вами. Изучив немало материала по данной проблеме, окончив обучающий курс по целеполаганию, посетив семинары, хочу поделиться выводами.
«Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя». Что могут означать для нас эти слова? По существу в них заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого мы учим, реальные цели.
Цель должна быть сформулирована как результат деятельности, а задача как процесс.
Известны различные способы постановки цели. Я считаю, что цель урока должна формулироваться через деятельность учащихся и планируемые результаты обучения. Какие словесные конструкции использую для формулирования цели урока?
- планируется, что к окончанию урока ученики будут владеть следующими умениями …..
- планируется, что к окончанию урока ученики смогут выполнить следующий тематический тест (приводится содержание теста или ссылка на него);
- владение учениками умениями различать…, находить … , характеризовать … решать … и т.д.
Как сформулировать задачи личностного развития, которые должны отражать развивающий и воспитывающий аспекты?
Их определение возможно только по отношению к процессу и должно выражаться в деятельностной форме. Целесообразно начинать формулировку со слов:
- содействовать,
- способствовать,
- создать условия для …
Далее в соответствующем падеже: развитию, формированию, воспитанию, привитию…
Затем называется конкретное умение или качество личности, для формирования которого учитель создает условия.
Потом определяются средства для развития, воспитания данных умений, качеств: через (посредством, с помощью и т.п.) организацию ситуации… (игры, диалога, деятельности и т.п.), использование приемов …, форм организации урока.
Марина Викторовна Вертинская # 26 января 2015 в 15:32 +1
Очень нужный и актуальный материал, особенно для начинающих, да и те только. Спасибо Вам!
Чодураа Бадан-ооловна # 24 октября 2016 в 16:30 0
Спасибо! Просто и доступно!