Конкурсы для педагогов и детей

Программа воспитательной работы классного руководителя

Требование Нового стандарта сделать процесс обучения и воспитания личностно -ориентированным и имеющим конкретный результат легли в основу идеи формировать у детей по возрастам конкретные качества личности, которые предполагают друг друга: забота – ответственность – умение делать выбор и отвечать за него; уважение к личности и её достоинствам - доброжелательное отношение к окружающим - нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им.Данная программа воспитательной работы представляет собой пять мини - проектов, некоторые из которых не завершены на сегодня.
Воспитательный проект  «Забота о других - основная обязанность каждого»
1. Паспорт проекта
Сроки реализации проекта
Проект рассчитан на 2013-2014 учебный год.
Участники проекта: ученики 5б класса МАОУ "Гимназия №7"г.Перми, их родители, социальные партнеры: имиджмейкер Смирнова М.В., рекламная компания «Северная корона», Совет микрорайона Вышка 2
Инновационность проекта
Динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности. Становится понятной необходимость построения такой системы воспитания школьников, которая бы полным образом удовлетворяла всем требованиям, предъявляемым к воспитательному процессу в школе.
Принципы личностно – ориентированного подхода:
1. принцип самоактуализации: важно побудить и поддержать стремление учащегося к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей;
2. принцип индивидуальности: каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ;
3. принцип субъектности: следует помочь ребенку стать подлинным субъектом   жиз-недеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта;
4. принцип выбора: педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора форм и способов организации учебно - воспитательного процесса в классе и школе;
5. принцип творчества и успеха: благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности;
6. принцип доверия и поддержки: вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля;
Методы и приемы, составляющие технологический арсенал личностно-ориентированного подхода, по мнению профессора Е. В. Бондаревской соответствуют таким требованиям, как:   диалогичность;  деятельностно - творческий характер;
направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;  предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений.
Гипотеза.
Требование Нового стандарта сделать процесс обучения и воспитания личностно -ориентированным и имеющим конкретный результат легли в основу идеи формировать у детей по возрастам конкретные качества личности, которые предполагают друг друга: за-бота – ответственность – умение делать выбор и отвечать за него; уважение к личности и её достоинствам - доброжелательное отношение к окружающим - нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им.
Таким образом, целью данного проекта является формирование в пятиклассниках такого качества,  как заботливость, забота.

Данная цель определила следующие задачи:
-   развитие чувства ответственности и гражданской солидарности;
-   формирование таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, ува-жение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека
-   проявление заботы об окружающем мире;
- умение работать в команде, выполнять разные роли, выстраивать совместную дея-тельность.
Актуальность  проекта
Очень важно, формируя гражданскую позицию подростка, « инициативность, способ-ность творчески мыслить и находить нестандартные решения», как говорится в прези-дентской инициативе «Наша новая школа», опираться на такие качества, как «ответствен-ность», «умение делать выбор и отвечать за него». Но сначала нужно научить ребенка за-ботиться о других, о школе, городе  и самом себе. Поэтому воспитательной задачей 5 класса является формирование такого качества, как «забота», «заботливость». Необходи-мо научить ребенка самому заботиться, в первую очередь, о себе: своём внешнем виде, культуре своего поведения за столом, в общественных местах. Ребенок живет в семье, ко-торую любит.  Всегда ли он чувствует потребность в себе как помощнике? В этом возрас-те он должен уметь делать несложную работу по дому, иметь постоянные домашние по-ручения и научиться делать приятные неожиданные сюрпризы. У каждого ученика есть и второй дом: гимназия, которая тоже нуждается в его внимании, заботе. Как сделать, чтобы этот дом всегда оставался уютным и теплым? Заботясь о нём. В круг забот пятиклассника не может не попасть природа, животные, которые его окружают. Научиться ухаживать за цветами, деревьями, животными, сделать это для себя привычкой (« прибери планету») – такова цель этого года. Таким образом, направлениями воспитательной работы  будут  «забота о себе», «о своей семье», « о гимназии», « о природе», «об окружающих».

При этом проявление заботы должно стать не дозированным («я сегодня уже помог»), а естественным желанием прийти на помощь, от которого ребенок получает удовольствие, нравственное удовлетворение.
Концептуально идея проекта выглядит так: научиться заботиться, проявлять заботу так же, как и научить кататься на велосипеде, нельзя теоретически. Поэтому по означенным направлениям  (забота о себе, о семье, о гимназии, о природе и об окружающих) должны появиться проекты-спутники, мини -проекты, каждый из них будет учить ребенка прояв-лять заботу в деятельности.

Определить же степень сформированности качества предлагается через  мониторинг, который включает  такие формы, как наблюдение родителей и классного руководителя, анкетирование детей (по полугодиям), диагностики психолога.
Мониторинг
Механизм проверки сформированности качества:
Входная диагностика Анкета для родителей и детей сентябрь

Промежуточная диагностика Наблюдения родителей и кл. руководителя, психолога
Тест ноябрь
  
Промежуточная диагностика      Наблюдения родителей и кл. руководителя, психолога
Тест февраль
Выходная диагностика Анкета для родителей и детей май

Результаты наблюдений, тестов  и анкет каждый вносит в свой дневник в виде смайлика разного цвета: синий – забота о себе,  зеленый – о природе, желтый – о гимназии, красный – о семье, сиреневый – об окружающих. А учитель, проверяя дневники, создает общий портрет класса, помещая такое же количество смайлов того или иного цвета на Карту «Забота наша такая…». При этом по цветовой гамме и количеству смайлов видно, о чем больше заботятся дети. Поэтому сразу же можно произвести коррекцию (в семье или при организации работы класса).
2. Описание деятельности

Подготовительный этап
Осмысление идеи проекта, создание проекта                     июнь-август 2013
Выступление на родительском собрании с идеей проекта          начало сентября
(поиск партнеров)
Договоренность с имиджмейкером, дизайнером (родители)          сентябрь
Обсуждение идеи проекта с детьми                               сентябрь
Заполнение карты «Забота» в дневниках                          сентябрь  
Разработка диагностик, проведение диагностик
с детьми и родителями                                                                         сентябрь
Создание проектов «Прибери планету», «Позаботься о себе»,
«Родословная твоей семьи»                                      сентябрь-октябрь
Создание проекта «Сделай мир вокруг прекрасней»                        февраль
Основной этап
месяц Забота о себе Забота о се-мье О школе О природе Об окру-жающих
сентябрь Беседа о школьной форме, заказ формы для класса Мероприятие по сплочению коллектива, совместно с родителями «Верёвочный курс» Участие в «Не-деле добрых дел» Старт про-екта
«Прибери планету» Адаптация новеньких и отверженных
Участие в ак-ции «Помо-жем Дальне-му Востоку»
октябрь Старт проекта «Позаботься о себе» (занятие по этикету) Старт проекта
«Родословная твоей семьи»
Смотр учебников Уход за деревьями и цветами День пожило-го человека (1 октября)
ноябрь «Позаботься о себе» (практи-ческое занятие курса «Эти-кет»)
Совместная с родителями поездка в Ка-зань
24 ноября –День матери
Совместный с родителями поход в театр оперы и бале-та («Малахи-товая шкатул-ка»)
Уход за деревьями и цветами


День толерантности

декабрь «Позаботься о себе»
(занятие курса «Этикет», по-ведение за сто-лом)
Подготовка к гостиной Уход за цветами в кабинете Операция «Помоги де-душке»
январь «Позаботься о себе» (практи-ческое занятие курса «Эти-кет»,поведение за столом)
Гостиная «Родословная моей семьи, или продол-жение верё-вочного кур-са» Десант в биб-лиотеку гимна-зии
« Книге - вто-рая жизнь» Уход за цветами в кабинете Участие в ак-ции «ДедМо-розим»
февраль «Позаботься о себе» (Поведе-ние в общест-венных  мес-тах)
Конкурс по сборке и раз-борке автома-та
( родитель –афганец Фа-лехутдинов Р.Г.)
Создание про-екта по оформ-лению рекреа-ции
«Сделай мир вокруг пре-красней»
Месячник за-щиты Отече-ства (Опера-ция «Помоги папе»)

март «Позаботься о себе» (практи-ческое занятие курса «Эти-кет», поведе-ние в общест-венных местах)
Праздник мам и девочек Реализация проекта по оформлению рекреации
«Сделай мир вокруг пре-красней»
Празднование Дня рождения школы «Прибери планету»
(выращи-вание  рас-сады для газона) Операция «Помоги ба-бушке, маме»

апрель «Позаботься о себе» Занятие по оказанию первой помощи пострадавшему Реализация проекта по оформлению рекреации
«Сделай мир вокруг пре-красней»
Операция «Весна»
Сбор макула-туры Операция «Весна»
« Прибери планету»
(высажи-вание цве-тов на га-зон) День памяти Андрея
май «Позаботься о себе» Занятие по оказанию первой помощи пострадавшему Вахта памяти Реализация проекта по оформлению рекреации
«Сделай мир вокруг пре-красней» « Прибери планету»
(уход за газоном) Вахта памяти

3. Рефлексия
Первым реализованным проектом является проект «Родословная твоей семьи». В проекте приняли участие все дети и семьи. Было создано 13 родословных (в классе 29 человек), которые вывешивались на стену в классе. Параллельно велась подготовка к вечеру в форме гостиной. Презентацию, карточки, подготовку каби-нета и помощь во время вечера 4 ведущих взяли на себя. Дети вместе с родителями подготовили выставку поделок, которые демонстрировали умения их родителей, бабушек и дедов ( на вечере присутствовали 13 родителей). Сценарий гостиной опубликован в блоге классного руководителя на сайте ped-kopilka – учебно-методический кабинет и получил многочисленные отклики, вопросы и коммента-рии. Одна семья (Хафизовы) решила продолжить работу по своей родословной в рамках регионального этапа XVI Международного фестиваля «Детство без границ» (в конкурсе «История моей семьи»).

Второй проект «Прибери планету» еще не завершился. В рамках «Недели доб-рых дел» мы решили дать старт нашему проекту. Прошлись по школьной террито-рии и обратили внимание на клумбу, которая все ещё ждала чьих-то рук: год назад на ней были высажены саженцы сирени и спиреи, но так как за клумбой никто не ухаживал, сирень затянула трава, а спирею скосили летом. Мы решили создать проект оформления клумбы и ухаживать за ней. В мае  к оформленным цветникам мы добавим саженцы однолетних цветов, которые вырастим из рассады.

Также в стадии незавершенной находится проект «Позаботься о себе». Перво-начально проект планировался на 6-8 занятий, но после первого занятия дети пред-ложили встречаться с имиджмейкером чаще: 2 раза в месяц. Особый интерес свой образ вызвал у девочек. Было решено продлить проект до конца года. Первым ре-зультатом проекта стало не только приобретение школьной формы для класса, но и умелое создание ансамбля делового костюма девочками.

Результаты проекта уже сегодня видны: дети понимают, что такое деловой стиль одежды, научились пользоваться ножом и вилкой, познакомились с телефонным этикетом. В начальной школе многие из детей писали исследовательские проекты, а в 5 классе  6 человек попробовали себя в творческом проекте (по русскому языку и литературе), 24 человека получили опыт социального проектирования – оформление клумбы и школьной рекреации. А главное - дети стали внимательнее друг к другу, стали проявлять заботу по отношению не только к родным и близким, но и к посторонним людям (акции «Поможем Дальнему Востоку», «Добро»).
Список использованной литературы
1. Андреева Л. Н. Проектная деятельность в воспитательной работе классного ру-ководителя [Текст] / Л. Н. Андреева // Педагогическое мастерство: материалы II международной научной конференции (г. Москва, декабрь 2012 г.).  — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 92-94.
2. Под редакцией Е. Н. Степанова, М. А. Александровой «Классному руководителю о классном часе», технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа,:М. «ТЦ Сфера», 2002.
3. ФГОС
4. Президентская инициатива «Наша новая школа»
Приложение №1
Творческий проект «Позаботься о себе»
Актуальность проекта
Ребенок должен уметь к 5 классу заботиться о своем внешнем виде, быть опрятным, иметь представление о деловом стиле одежды, уметь пользоваться столовыми приборами, вести себя за столом, в общественных местах. Должен, но, к сожалению, не все дети усвоили правила этикета в начальной школе. Даже больше: большинство не ориентируются в сти-лях одежды, не умеют пользоваться столовыми приборами, сотовыми телефонами, вести себя в общественных местах. Безусловно, это пробелы не только школьного, но и семей-ного воспитания. Тем не менее научить основам этикетной культуры необходимо всех.
Цель проекта
Научить пятиклассников  основам этикетной культуры
Задачи проекта
Познакомить с деловым стилем одежды
Заказать единую форму для класса
Научить столовому этикету
Вспомнить правила поведения в общественных местах
Расширить представление девочек о формировании своего гардероба, пользованием кос-метикой
Этапы проекта
1. Обсуждение вопроса о необходимости такой работы перед родителями
                                                                                                     сентябрь
2. Поиск имиджмейкера, который профессионально
будет вести занятия по этикету                                               сентябрь
3. Первая встреча – «деловой стиль одежды»                            октябрь
4. Заказ формы для класса                                                 ноябрь-декабрь
5. Вторая встреча – « столовый этикет»                                      ноябрь
6. Рефлексия                                                                                    ноябрь
7. Третья  встреча – « поведение в общественных местах»       декабрь
8. Встречи  с девочками                                                                 январь
9. Рефлексия                                                                                    январь
10. Четвертая встреча  «телефонный этикет»                               февраль
11. Пятая встреча « Как делать подарки»                                      март
12. Рефлексия                                                                                   март
13. Первая помощь пострадавшему                                               апрель
14. Итоговое занятие                                                                       май
Ожидаемый результат
У ребенка сформировано представление о деловом стиле одежды, поэтому не возника-ет проблем с нарушением формы одежды. Пятиклассник достойно представляет себя как  в  общественных местах, так и за столом., умеет оказывать первую помощь по-страдавшему.
Результат
Приобретение внутренней культуры и уверенности поведения в обществе
Приложение №2.
Творческий проект «Родословная твоей семьи»
Актуальность проекта
Потребность узнать о своей семье (чем она интересна, кто её составляет, какие традиции ей присущи) возникает у ребенка в раннем возрасте. Если оставить эти вопросы без отве-та, можно породить безразличие к самому святому для человека – к семье. Поэтому про-ведем конкурс родословных, мотивируя детей к созданию «летописи» своей семьи.
Цель - воспитание чувства гордости за свою семью через поисковую работу по сбору ма-териала для создания родословной
Задачи:
- на уроках спецкурса узнать о значении своего имени и имен родственников, своей фамилии
- через общение с родственниками создать родословную семьи
- обобщить собранный материал на совместном с родителями вечере-гостиной «Родослов-ная твоей семьи, или продолжение верёвочного курса»
Этапы проекта
1. Организационный: объяснение целей конкурса для родителей и
детей, обозначение сроков                                                                      сентябрь                                                          
2. Знакомство  со значением своего имени и фамилии на
занятиях спецкурса                                                                                   октябрь
3. Создание родословных                                                                    сентябрь – ноябрь
4. Оформление экспозиции родословных на стене                                    ноябрь
5. Конкурс  родословных                                                                     ноябрь – декабрь
6. Подготовка вечера – гостиной                                                                  декабрь
7. Гостиная «Родословная твоей семьи,
Или продолжение верёвочного курса»                                                     январь
8. Рефлексия                                                                                                    январь                      

Ожидаемый результат
В большинстве семей появятся родословные, которые, возможно,  будет доделывать через совместные семейные встречи, общение членов семьи. Созданные  родословные  покажут детям, не сделавшим родословные, как интересно прикосновение к истории, что и им есть, чем гордиться.
Продукт
Родословная  в большинстве семей
Приложение №3
Творческий проект   « Прибери планету»
Актуальность проекта
Современный ребенок живет в обществе потребление и не задумывается о брощенной бумажке-фантике, пластиковой или алюминиевой бутылке так же, как не видит красоту вокруг себя. То, что его окружает, его вполне устраивает, но и к этому всему он тоже относится потребительски. Это объясняется просто. Он живет в современном доме или коттедже, где над созданием условий трудились не только родители, но и профессиональные дизайнеры, строители. Он не убирает свой двор, не благоустраивает его, как правило, не посадил ни одного дерева. Необходимо научить ребенка видеть объекты приложения своих сил, способствовать получению первого социального опыта.
Цель проекта
Научиться оформлять клумбу и ухаживать за ней
Задачи
Научиться работать в команде
Узнать о ландшафтном дизайне и применить знания на практике
Уметь учитывать имеющиеся насаждения, если это не противоречит  создаваемому  образу
Этапы проекта
1. Выбор объекта и определение желающих                                 сентябрь
2. Знакомство с общими принципами ландшафтного дизайна   сентябрь
3. Подготовка  газона к работе (окапывание сиреней,
завоз земли, приобретение луковичных растений)                  сентябрь
4. Оформление газона: высаживание луковичных,
многолетников, газонной травы; оформление камнями          сентябрь
5. Рефлексия                                                                                      сентябрь
6. Посадка рассады  «летников»                                      март-апрель  
7. Пикировка рассады                                                                      апрель
8. Высадка в грунт                                                                          апрель-май
9. Рефлексия
10.Уход за клумбой                                                       май-сентябрь
11. Рефлексия                                                                                     сентябрь
Ожидаемый результат          
Появление  у ребенка собственного опыта работы с землей, цветами, кустарниками.
Получение первоначальных  умений правильного оформления клумб, цветников.
Перенесение этого опыта на оформление «своей» клумбы на даче, во  дворе.
Продукт
Оформленная клумба гимназии
Приложение №4
Творческий проект «Сделай мир вокруг прекрасней»
Актуальность проекта
Общество потребления формирует в школьнике потребительские наклонности: он уверен, что все условия должны ему предоставить, создать, причем лучшие. А если условия его не устраивают, в нем может проснуться и вандал. Он привык получать – не создавать. При этом у современных детей очень высока мотивация для создания интеллектуальных, технологичных продуктов (фильмов, сайтов, проектов), что не может не радовать. Представляется возможным попробовать соединить эти полюсы.
Цель проекта
Создать проект оформления школьной рекреации и затем оформить её
Задачи
Понять, как оформить  идею  - образ проекта  
Научиться выполнять разную работу в группе (руководить малой группой, исполнять по-рученное)
Познакомиться с азами интерьерного дизайна
Воплощать в жизнь созданное на бумаге
Этапы работы  
1. Создание группы единомышленников                                              февраль
2. Знакомство с азами интерьерного дизайна                                       февраль  
3. Создание проекта                                                                                 март
4. Рефлексия, консультация с дизайнером                                            март                                                      
5. Корректировка проекта                                                                       март-апрель
6. Создание  сметы, утверждение сметы директором гимназии                     апрель
7. Приобретение необходимой мебели, цветов, оформление
стен                                                                                                       апрель – май
8. Рефлексия                                                                                             май
Продукт
Оформленная  рекреация
Приложение № 5
Входная диагностика
(для детей)
1. Можешь ли ты сказать о себе, что ты умеешь заботиться? ( оцени в %)
2. Приведи пример заботы о ком-нибудь, проявленный с твоей стороны.
3. Какое чувство ты испытываешь, когда кому-нибудь помог, сделал приятное?
4. Важно ли тебе, чтобы кто-нибудь увидел, как ты проявляешь заботу? Почему?
                                             Входная диагностика
(для родителей)
1. Можете ли Вы сказать о своем ребенке, что он умеет заботиться?
( оцените в %)
2. Формируется ли качество «заботливость» целенаправленно в семье или это спон-танный процесс?
3. Какие формы поощрений Вы используете, если ребенок проявил внимание, забо-ту  по  отношению к семье, окружающим, животным?
4. Как Вы проявляете заботу  по  отношению к своему ребенку?

Выходная диагностика (для детей)
1. Стало ли желание заботиться о других людях, природе, школе и себе привычкой?
2. Что для тебя важно: услышать слова благодарности, получить подарок за проявле-ние заботы или внутреннее чувство, что ты сделал человеку приятное?
3. Назови одно самое памятное проявление заботы о ком-нибудь. Чем оно запомни-лось?

Выходная диагностика(для родителей)
1. Стало ли желание заботиться о других людях, природе, школе и себе у Вашего ре-бенка привычкой?
2. Стали ли Ваши отношения с ребенком теплее, уважительнее ?
3. Назовите одно самое памятное проявление заботы ребенка о ком-нибудь. Чем оно Вам запомнилось?

Рекомендуем посмотреть:

Проект ко Дню Победы в школе Метод проектов в школе Исследовательская работа о родном крае в начальной школе Коллективный проект в 5 классе

Похожие статьи:

Воспитательная программа ОЭР в школе

Воспитательная подпрограмма для 5- 9 классов «Спорт, здоровье и я»

Вопрос о культурном использовании Интернета современными школьниками

Функции классного часа

Внеклассная работа в школе

Внеклассное мероприятие по теме: Родословная для школьников | Конспект урока внеклассного чтения «Куклы и люди», 5 класс
Опубликовано: 981 день назад (30 марта 2014)
Просмотров: 2506
+1
Голосов: 1
Любовь Сергеевна Резанова # 10 июля 2014 в 20:20 0
Спасибо! Спасибо! Спасибо!Есть чему поучиться!!!!!Беру в свою копилочку! Успехов в труде! Голос +1