Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока по русскому языку в 7 классе

Русский язык - 7 класс
Конспект урока по русскому языку в 7 классе. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных.
Автор Климешина Галина Васильевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ "ООШ№3", г. Астрахань
Данный урок поможет учителю русского языка в работе над сложной темой,а также позволит учащимся пополнить свои познания в этимологии слов, научит их правильно писать наречия.
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных.
Цели: формирование навыка слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных
Задачи :
Образовательные: ознакомить учащихся с некоторыми закономерностями слитного и раздельного написания наречий, формировать умения находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их.
Развивающие: развитие внимания, памяти, аналитического мышления, навыков связной речи.
Воспитательные: создать условия для активного творческого усвоения учебного материала, формировать такие качеств личности, как толерантность, способность к диалогу.

1. Организационный момент урока.
2. Постановка темы и учебной задачи.
Подумайте, о какой части речи Л. Успенский сказал: « Они напоминают те каменные породы, в которых то целиком, то в виде кусков хранились от давних эпох окаменелые останки древних животных и растений»?
Как можно объяснить сравнение наречий с такими каменными породами?
(Наречия произошли от многих частей речи, не изменяя их или изменяя частично).
А.С.Пушкин использует одно из таких наречий в поэме «Полтава»:
Заутра казнь, но без боязни
Он мыслит об ужасной казни.
Найдите его, объясните значение и способ образования. ( Заутра от сочетания предлога за и существительного утро в форме родительного падежа; постепенно в наречии изменяется ударение и у переходит в в. Так появилось современное наречие завтра.
Постарайтесь самостоятельно определить тему урока ( Написание наречий , образованных то существительных) . ( Тема редактируется и записывается в тетрадях).
Таким образом, на сегодняшнем уроке мы будем учиться распознавать наречия, образованные от существительных, в том числе и устаревших, стремиться понять их значения, чтобы объяснить написание таких наречий и запомнить их.
3. Повторение изученного по теме «Дефис в наречиях».
Задача эта трудоёмкая, сложная, но необычайно интересная, позволяющая вам самим сделать много открытий в уже знакомых наречиях. Перед тем как мы начнём работать с наречиями, образованными от существительных, вспомним о написании наречий, произошедших от прилагательных и местоимений.
А) Мини – опрос.
- Как пишутся наречия, произошедшие от прилагательных и местоимений?
( Через дефис)
- Назовите способы связи и морфемы, с помощью которых они образованы?
( Сложением слов: чуть-чуть; суффиксальным, префиксальным, суффиксально-префиксальным способами: кое-где, куда-нибудь, по-зимнему, во-вторых.)
- Как пишутся остальные наречия? (Слитно.)
- Есть ли исключения? ( Есть, наречия, образованные от прилагательных, начинающихся с о-: в открытую и т.д.)
Б) Запись слов с графическим объяснением: давным-давно, кое-куда по-весеннему, в-четвёртых, потому, заживо, в общем, нежданно-негаданно, где-либо, по-городскому, по-дружески, слева, вручную, в оба(смотреть), мало-помалу, по-лисьи, бок о бок, врассыпную, точь-в-точь, во-первых, врукопашную, откуда-нибудь.
В) Самопроверка
4. Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных.
А) Слитное написание наречий.
Посмотрите на этот рисунок, как он отражает судьбу наречия дотла? Слайд 1

Сгореть дотла – до основания, полностью, без остатка. От существительного тло – дно.
- Может быть, вы сами приведёте примеры таких наречий? Попробуйте определить из значение.
Набекрень – ( на+бекрень от существительного бекрени – криво, наклонившись на бок) на бок, сдвинув к уху.

Набекрень, слайд 2
Невдомёк – ( не+в+домёк от существительного домёк – дар, свойство, корень мек-понимание, соображение, догадка) непонятно, не сообразить.
Запанибрата – ( за+ панибрата от панибрат (из польского)– ровня, друг ) запросто, по – дружески.
- Как пишутся наречия, образованные от существительных, утративших свое первоначальное значение?
Вывод: большинство наречий, образованных от таких существительных, пишутся слитно.
Б) Раздельное написание наречий.
- Однако есть и другая группа наречий, образованных от существительных, которые пишутся раздельно. Почему так происходит? Эти наречия не утратили, а сохранили тесную связь с существительными, от которых образовались. Такие существительные писались с предлогами раздельно и наречия сохранили прежнее написание. Приведём и запишем несколько примеров: без_оглядки, до_смерти, под_стать, за_глаза, на_славу, с_разбегу.
Вывод: наречия, образованные от существительных с предлогом, пишутся раздельно с предлогом.
5. Физкультминутка
6. Слитное и раздельное написание наречий и синонимичных им частей речи.
А) Составление алгоритма написания наречий, образованных от существительных
- Слитно или раздельно писать то или иное наречие? Поможет ответить на этот вопрос, конечно же, орфографический словарь. Но как отличить на письме омонимичные части речи? На помощь нам придёт алгоритм, составляя который, мы запишем отличие наречий от других частей речи. (Работа в группах,
Слово Сочетание слов
1. Не изменяется. 1. Склоняется.
2. Употреблено в переносном значении. 2. Употреблено в прямом значении.
3. Отвечает на вопросы: когда? как? где? 3. Отвечает на падежные вопросы.
4. Не может иметь зависимое слово. 4. Может иметь зависимое слово.
5. Наречие. 5. Существительное с предлогом.
6. Слитно или раздельно. 6. Раздельно.
Б) Закрепление.
- Рассмотрим это на примерах: с_плеча – сплеча, на_ лицо – налицо, на_перерыв – наперерыв, во_ время – вовремя, в_миг – вмиг.
- Запишем словосочетания.
Сумка свешивалась с_плеча (существительное с предлогом), рубить сплеча (нар.), волосы опустились на_лицо (сущ. с предл.), факт обмана налицо (нар.), все кричат наперерыв (нар.), магазин закрыт на_перерыв (сущ. с предл.), предупредил вовремя ( нар.), во_время дождя ( сущ. с предл.), преобразиться вмиг (нар.), в_миг опасности (сущ. с предл.).
7. Проверочная работа. Слитно или раздельно?
- Слитно или раздельно следует писать данные наречия? Запишите их, объяснив графически написание, составьте с ними словосочетания ( задание на «3»).
Какие из данных слов могут выступать в роли других частей речи ( сущ. с предл.) и иметь раздельное написание? Составьте с ними словосочетание или предложение
(задание на « 4-5»).
(На) ходу, (на) лету, (на) бок, (в) слепую, (без) устали, (на) чеку, (на) лад, (на) прокат, (на) обум, (на) зло, (на) руку, (на) дом, (в) упор.
«3»
Снял на_ходу (нар.), поймал на_лету (нар.), идти вслепую (нар.), работать без_устали (нар.), дело пошло на_лад (нар.), быть начеку (нар.), взять напрокат (нар.), это мне на_ руку (нар.), отвечать наобум (нар.), выстрелить в_упор (нар.).

+ «4-5»
Склонил голову набок (нар.), лег на_бок (сущ. с предл.), сделать назло врагам (нар.), ответить на_зло добром (сущ. с предл.), посмотреть на_дом (сущ. с предл.), зашёл надом (нар.).
8. Итоги урока.
- Что нового о написании наречий вы сегодня узнали?
9. Домашнее задание. 1 «4-5» № 261, правила, алгоритм.
2 «3» № 259, правила, алгоритм.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида Конспект урока русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида Конспект урока русского языка в 7 классе Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Правописание суффиксов наречий"

Похожие статьи:

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием электронного учебника

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Правописание частиц НЕ, НИ с различными частями речи в составе предложения»

Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее

Отзыв на рассказ Платонова «Маленький солдат» | Всероссийский урок в 7 классе. Мы - россияне!
Опубликовано: 894 дня назад (30 июня 2014)
Просмотров: 9499
Рубрика: Публикация
+2
Голосов: 2
Любовь Сергеевна Резанова # 30 июня 2014 в 13:35 0
С удовольствием знакомлюсь с Вашими разработками на сайте, беру в закладки. Спасибо!
Лариса Анатольевна Сисевич # 30 июня 2014 в 14:53 0
Очень грамотно и продуманно составлен урок. Мне не хватило только минутки для разгрузки... Голосую +1
Татьяна Вениаминовна Волкова # 30 июня 2014 в 19:21 0
Галина Васильевна, конспект урока составлен грамотно, Чувствуется кропотливая работа над занятием. Тема довольно сложная, но в вашем изложении она будет изучена так как надо. Присутствуют элементы образного мышления, развития творческой активности. Дополнения к уроку в виде вставок к месту и являются необходимым элементом изучения материала. Мой голос +1