Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект познавательной непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе

Конспект познавательной непосредственно-образовательной деятельности на тему «Почему белые медведи не живут в лесу?»
Автор: Коковина Оксана Васильевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей», г. Каменск-Уральский, Свердловская область.

Описание материала. Предлагаю вашему вниманию конспект познавательной непосредственно-образовательной деятельности на тему «Почему белые медведи не живут в лесу?», которая рассчитана для работы с детьми подготовительной группы (дети 6-7 лет). По типу занятие – первично-ознакомительное и посвящено ознакомлению детей с особенностями жизни, местообитания и питания белых медведей. Оно разработано на основе программы С.Н. Николаевой «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» и является частью цикла занятий, посвящённых чтению произведений В. Танасийчук «Экология в картинках». На данном этапе ребята получили представление о том, что такое глобус и о значении его цветовой гаммы.

Цели.
1.Расширить кругозор детей в части представлений о жизни, местообитании и питании белых медведей.
2.Развивать связную речь и умение отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями.
3.Воспитывать бережное отношение к природе, её живым объектам.

Задачи:
•познакомить детей с произведением В. Танасийчук «Экология в картинках» (рассказ «Почему белые медведи не живут в лесу?»);
•создать условия для участия детей в беседе по сюжету иллюстрации С. Вохринцевой «Животные Севера» («Белая медведица и медвежонок»);
•поупражняться в ведении диалога, в составлении полных предложений для ответов на вопросы;
•продолжить работу с глобусом: обратить внимание детей на то, что у основания глобуса – Север земли, там холодно, постоянная зима, а ниже, ближе к середине глобуса очень тепло; от местообитания животных зависит их жизнь и внешний вид.

Методы: словесные (чтение художественной литературы, беседа по вопросам, по сюжету иллюстрации, рассказ воспитателя), наглядно-демонстрационные; изобразительная деятельность.

Оборудование: демонстрационный столик (на нём лежат картинки животных, изображениями вниз, и стоит глобус), мольберт; книга «Экология в картинках» (рассказ «Почему белые медведи не живут в лесу?»); иллюстрации С. Вохринцевой «Животные севера» («Белая медведица и медвежонок»); изображения животных 10 см х 10 см: белые медведи, обезьяны, слоны, крокодилы, лягушки (по 2-3 разных изображения животных), и в коробочке маленькие изображения этих же животных (по одному); полоски липкой бумаги; глобус.

Ход занятия.
I.Организационный момент.
Воспитатель призывает детей встать около себя, и говорит о том, что они вместе отправятся в интересное путешествие на Север. А так как там очень холодно, то ребятам нужно одеться теплее: надеть кофту, штаны, шапку, куртку, валенки, шарф и рукавицы (дети имитируют движения надевания перечисленных вещей). Далее «одетым» детям нужно добраться до Севера: в машине, в поезде, в самолёте и в санях (дети имитируют соответствующие действия).
- Ну, вот мы и добрались! А теперь давайте знакомиться с Севером.
Ребята садятся на стульчики, поставленные полукругом, и хлопают в ладоши. Перед ними демонстрационный столик с пособиями (глобус и иллюстрации животных 10 см х 10 см и маленького размера в коробочке) и мольберт.

II. Повторение пройденного материала.
Воспитатель обращает внимание детей на глобус и организует беседу по вопросам:
- Что это?
- На что похож глобус?
- О чём нам рассказывает глобус?

III. Освоение нового материала.
- Где же находится Север? Кто может выйти и показать?
- Правильно. Посмотрите, нет зелёного цвета, значит, нет зелёных лесов. Нет коричневого цвета, значит, нет земли. Зато белого цвета очень много, значит, Север покрыт… Чем?
- Правильно, снегом! И кто же живёт на этом холодном снежном Севере?
Воспитатель выслушивает ответы детей. Говорит о том, правы они или нет.
- Сегодня мы с вами особо поговорим об одном из животных Севера, а о ком, вы сейчас угадаете.
Воспитатель загадывает загадку о белом медведе.
Сев на ледяную глыбу,
Я ловлю на завтрак рыбу.
Белоснежным я слыву
И на Севере живу. Кто это?
- Правильно, это белый медведь.
Воспитатель помещает на мольберт иллюстрацию С. Вохринцевой «Белая медведица и медвежонок».
- И сегодня мы с вами поговорим о белых медведях. А поможет нам в этом рассказ, который называется «Почему белые медведи не живут в лесу?». Ребята, как вы думаете, почему белые медведи не живут в лесу?
Воспитатель выслушивает ответы детей, их предположения, занимая при этом нейтральную позицию и не вступая в обсуждение. Затем предлагает ребятам прочитать рассказ (см. приложение к занятию).
Воспитатель читает два первых абзаца и предлагает обратить внимание на иллюстрацию С. Вохринцевой «Белая медведица и медвежонок». Организуется беседа по сюжету иллюстрации по вопросам.
- Кто изображён на этой картине?
- Где живут белые медведи? (Воспитатель предлагает одному из детей подойти к столу, выбрать из коробочки изображение белого медведя и приклеить его на липкую ленту к глобусу в том месте, где изображён Север. А другому ребёнку найти дополнительные изображения белых медведей 10 см х 10 см и поставить на мольберт.)
- Чем кормятся белые медведи?
- Что у медведицы в зубах? Кому она отдаст рыбу? Где она взяла её? Умеют ли медведи плавать? Что им помогает ловить рыбу?
Воспитатель напоминает ребятам о том, что нужно отвечать на вопросы полными предложениями. Она ещё раз поясняет, как медведи охотятся на тюленей.
- Ребята, как вы думаете, что делает медведица зимой? Где она находится?
Воспитатель рассказывает о том, что такое полярная ночь, о медвежьей берлоге и рождении медвежат.
- Но лето на Севере тоже есть. Что же делают белые медведи летом?
Воспитатель говорит о том, что летом белые медведи кочуют по льдинам океана от одного пристанища земли к другому.
Физминутка.
Воспитатель предлагает детям встать и немного отдохнуть. Ребята двигаются по всей группе, высоко поднимая ноги, согнутые в коленях.
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Мы немного отдохнём
(садятся на корточки),
Снова встанем и пойдём
(встают и садятся на стульчики).

Далее воспитатель читает это отрывок снова и предлагает детям ответить на вопрос автора, который стоит в заголовке рассказа.
Чтение той части рассказа, которая посвящена другим экзотическим животным, воспитатель чередует с вопросами.
- Где живут обезьяны? Слоны?
- Почему они не живут в наших лесах?
Также воспитатель, с названием каждого животного, одного из детей просит найти все изображения данного животного (10 см х 10 см) и выставить их на мольберт, а другого – взять маленькое изображение этого животного и приклеить с помощью липкой лены на то место глобуса, которое соответствует его местообитанию (по показу воспитателя). Данная практика заканчивается изображением лягушки, которая обитает и в России. И воспитатель говорит о том, что на следующем занятии они обязательно поговорят о лягушках и прочитают рассказ В. Танасийчук «Где зимуют лягушки?» (из книги «Экология в картинках»).

IV. Подведение итогов занятия.
Воспитатель предлагает ребятам составить совместный рассказ о белом медведе, особенностях его жизни и местообитании. Рассказ сопровождается направляющими вопросами воспитателя.
- Мы хорошо провели время на Севере, а теперь пришло время возвращаться.
А возвращаться мы с вами будем на санях, в самолёте, в поезде и в машине.
Ребята вместе с воспитателем имитируют указанные движения. Воспитатель предлагает ребятам поиграть.

Приложение к занятию.
В. Танасийчук "Почему белые медведи не живут в лесу?"(из книги «Экология в картинках)
Чтобы в этом разобраться, вспомним, где они обитают и что едят. Белый медведь бродит среди полярных льдов, он охотится на тюленей. Подберётся к лунке, через которую тюлень по лёд нырнул, и ждёт. Всё вокруг белое, и медведь белый, вот его и не видно. Вылезет тюлень на лёд, медведь его лапой – хлоп! А лапа тяжёлая, когти длинные….
А как у нас прокормиться белому медведю? Да никак, ягод, орехов и кореньев он не ест, а тюлени в лесах не водятся. Да и белая шуба ему тут ни к чему – в лесу её издали видно.
Ну, а могли бы у нас жить слоны? Летом, наверное, хватило бы им веток и травы, но вот зимой в наших краях им есть нечего. Деревья голые, трава под снегом. Да и морозов им не выдержать – ведь шерсти у слонов нет. Они – южные животные и обитают там, где всегда тепло, где круглый год много вкусной, сочной зелени.
То же самое с обезьянами. Их еда – плоды, коренья, молодые листья, улитки, насекомые. Зимой ничего этого в наших лесах не найдёшь, да и шубёнка у мартышек не очень тёплая. От ночной прохлады в африканском лесу она защитит, а от морозов не спасёт. Недаром зимой в зоопарках всегда очень хорошо протапливают обезьянники.
О крокодилах и говорить нечего. Живут они в тёплых реках и озёрах, холодной воды терпеть не могут, льда и в глаза не видали. Не выжить крокодилу у нас.
Хоть и по-разному живут белые медведи, слоны и обезьяны, все они не приспособлены к жизни в наших краях. Значит, животные должны быть приспособлены к тем местам, где они обитают? Совершенно верно. Вот и поговорим о тех, кто привычен к нашей природе, нашему климату. Начнём с самых обыкновенных лягушек.

Список использованной литературы
1.Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. М.: Новая школа, 1995. 160 с.
2.Танасийчук В.Н. Экология в картинках // Либрусек: много книг.

Рекомендуем посмотреть:

Исследовательская работа «Ухо как орган восприятия информации» Экологическая викторина для начальной школы. Сценарий Конспект интегрированного урока в начальной школе по окружающему миру и ИЗО Конспект развивающего занятия для детей 4-7 лет

Похожие статьи:

Загадки для детей про окружающий мир

Тесты по курсу «Окружающий мир» 4 класс

Конспект урока по окружающему миру. Атмосфера: строение, значение, изучение

Развитие процессуальной игры в раннем возрасте | Формирование у дошкольников представлений о величине и измерении величины
Опубликовано: 3283 дня назад (1 мая 2015)
Просмотров: 12362
+2
Голосов: 2
Ольга Николаевна Артеменко # 3 мая 2015 в 17:15 +2
Оксана Васильевна, примите мой первый голос! smile Поставленные цели выполнены. Материал интересен и грамотно выстроен: организационный момент, повторение пройденного, изучение нового, и физминутка, чтобы избежать переутомления детей. Все хорошо продумано. И доступно изложено! Спасибо! joke