Конкурсы для педагогов и детей

Логопедические игры для детей от 6 до 8 лет

Дидактические игры в работе школьного логопеда
Описание работы: Принято считать, что игровая деятельность является ведущей только в дошкольном возрасте. Однако и для младших школьников – это необходимая потребность, несмотря на то, что основным видом их деятельности становится процесс обучения. Учитывая специфику проведения логопедических занятий (вторая половина дня), наличие игры стимулирует младших школьников (1-2 класс) к учебной деятельности, способствует более быстрому закреплению поставленных звуков в речь ребёнка, развитию звукового анализа, а также развитию фонематических и улучшению мыслительных процессов.
Набор дидактических игр "Звуковые матрёшки"
Автор: Копылова Елена Валерьевна, учитель-логопед школы №1034 г. Москвы.

Дидактические игры - это игры с определёнными правилами, которые специально создаются педагогами с целью обучения и воспитания детей. Набор игр "Звуковые матрёшки" подходит для детей от 6 до 8 лет. Эти игры будут полезны учителям-логопедам, воспитателям, родителям. Игры направлены на закрепление поставленных звуков в речь ребёнка, дифференциацию звуков, развитию звукового анализа и фонематического слуха...

Игры являются неотъемлемой частью моих занятий. У каждой игры есть свои цели и задачи.
Предлагаю свои игры, которые будут полезны учителям-логопедам при работе с детьми 6-8 лет.
Дидактическая игра «Звуковые матрёшки».
Цель: комплекс игр направлен на автоматизацию поставленных звуков в речь, дифференциацию звуков, развитие фонематического слуха и звукового анализа.
Описание игр:
1. «Воздушные шарики для Маши»

Цель: Автоматизация звука «ш» в словах, развитие фонематического слуха.
Оборудование: картинка матрёшки Маши, воздушные шарики, на обратной стороне которых наклеены различные картинки.
Ход игры: На парту выкладывается матрёшка, а вокруг неё воздушные шарики цветной стороной вверх.
- У Маши были воздушные шарики, но вот подул ветерок, шарики разлетелись. Надо поймать только те шарики, где в названии картинки есть звук «ш».
2. «Воздушные шарики для Жанны».

Цель: Автоматизация звука «ж» в словах, развитие фонематического слуха.
Оборудование: картинка матрёшки Жанны, воздушные шарики, на обратной стороне которых наклеены различные картинки, в том числе и со звуком «ж».
Ход игры: На парту выкладывается матрёшка Жанна, а вокруг неё воздушные шарики цветной стороной вверх.
- Сегодня праздник. Помоги Жанне купить воздушные шары. Выбирай только те, где есть картинка со звуком «ж».
3. «Подружки».

Цель: Дифференциация звуков «ш-ж» в словах, развитие фонематического слуха.
Оборудование: картинки матрёшек Маши и Жанны, воздушные шарики, на обратной стороне которых изображены картинки с дифференцируемыми звуками «ш-ж».
Ход игры: На парту выкладываются матрёшки, а вокруг них разноцветные воздушные шарики. На каждой матрёшке лежит картинка, название которой начинается на звук «ш» (шорты) и «ж» (жук).
- Подружки Маша и Жанна были на празднике, где им подарили воздушные шарики. Помоги подружкам поделить эти шарики, для Маши – со звуком «ш», для Жанны – «ж».
4. «Листопад».
Цель: Автоматизация звуков «л», «ль» в словах, развитие фонематического слуха и звукового анализа.
Оборудование: картинка с изображением осеннего дерева, картинка матрёшки Лены, разноцветные листики, на обратной стороне которых наклеены различные картинки.
I – вариант.

Цель: Автоматизация звуков «л», «ль» в словах, развитие фонематического слуха.
Ход игры: На парте лежит картинка дерева, на котором разложены разноцветные листья и матрёшка.
- За окном осень. Листья жёлтые летят, наступает листопад. Матрёшка Лена гуляет в парке и собирает листья для осеннего букета. Помоги Лене собрать листочки с теми картинками, в названии которых есть звук «л» (звук «ль»).
II- вариант.

Цель: Автоматизация звука в словах. Развитие звукового анализа.
Ход занятия: На парте картинка осеннего дерева и листики, на обратной стороне которых картинки со звуком «л» (или «ль»).
- Посмотри, как много красивых разноцветных листиков собрала Лена, во всех словах есть звук…. «л» (или «ль»). Разложи листики на дереве по порядку: на верхушке – если слово начинается на заданный звук, на стволе – если звук в середине слова и внизу – если слово заканчивается на заданный звук.
III – вариант.

Цель: Дифференциация звуков «л-ль» в словах.
Ход игры: На парту выкладываются две черно-белые (можно цветные) картинки деревьев, между ними лежат листики картинками вниз, у основания ствола каждого дерева кладётся картинка, название которой начинается на звук «л» и на звук «ль».
- Определи с какого дерева каждый листик, разложи листочки.
5. «Букет для Раи».

Цель: Автоматизация звука «р» в словах. Развитие фонематического слуха.
Оборудование: картинка матрёшки Раи, изображения цветов, на обратной стороне которых наклеены разные картинки, в том числе и со звуком «р».
Ход игры: На парту кладётся изображение матрёшки Раи, а вокруг неё цветочки, лицевой стороной вверх.
- Рая собирает цветы в саду. Помоги ей собрать только те, где в названии картинки есть звук «р».
6. «Яркие бабочки».

Цель: Автоматизация звука «рь» в словах. Развитие фонематического слуха.
Оборудование: картинка матрёшки Риты, бабочки, с обратной стороны которых наклеены разные картинки.
Ход игры: На парте лежит лист с изображением матрёшки Риты, а вокруг неё порхают яркие бабочки, лицевой стороной вверх.
- Посмотри, как много бабочек порхает вокруг Риты, но некоторые должны улететь. Останутся те бабочки, где есть картинка со звуком «рь».
По желанию педагог может расширить комплекс игр, используя данное пособие, в зависимости от целей и задач коррекционного занятия. Можно добавить игры на развитие или закрепление грамматических категорий: «Один-много», «Что пропало», «Назови ласково», «Сосчитай от 1 до 5» и так далее.

Рекомендуем посмотреть:

Логопедическая игра. Логопедическое лото для старших дошкольников Логопедическая игра-викторина для младших школьников Дидактическое пособие по развитию речи для детей 5-7 лет «Звуковые часы» Дидактическая игра для детей 5-7 лет. Автоматизация звуков
Викторина «Путешествие по сказкам» для 1 класса. Сценарий
Опубликовано: 1114 дня назад (18 ноября 2013)
Просмотров: 6658
+10
Голосов: 10
Ольга Константиновна Суркова # 19 ноября 2013 в 07:46 +2
Очень интересная и содержательная игра! Эту игру может создать любой учитель-логопед. И даже воспитатели смогут использовать игру в подготовительной к школе группе. Большое спасибо!
Елена Кустова # 7 декабря 2013 в 14:20 +2
Ну просто отличная игра! Вы молодец и с Вашего разрешения возьму игру в свой арсенал? Спасибо!
Ольга Викторовна Артемьева # 10 апреля 2014 в 01:38 +1
Я тоже взяла себе в копилку, игра с матрёшкой на различные звуки-просто замечательная, спасибо за идеи.
Елена Копылова # 10 апреля 2014 в 14:46 +1
Большое спасибо. Я рада, что вам понравилась игра, берите и пользуйтесь на здоровье.
Любовь Ивановна Шолохова # 6 мая 2014 в 10:08 +1
Мне очень понравилась Ваша идея находить определённые слова с обратной стороны, материал вполне можно использовать и в детском саду. Спасибо, Вам мой голос!
Елена Копылова # 6 мая 2014 в 13:32 +1
Спасибо. Я эти игры использую при работе с первоклашками, думаю, для детского садика они тоже подойдут.
Ольга Ким # 9 июня 2014 в 17:54 +1
я заметила, что при планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д.Спасибо за игры!
Светлана Викторовна Иевлева # 23 января 2015 в 17:50 +1
Интересные игры, для разнообразия учебного процесса приходится прибегать к большому количеству вариантов, иначе дети перестают интересоваться занятиями. Фонематический слух одно из главных условий грамотного письма, а сейчас он нарушен даже у нормально говорящих детей и проявляется в перестановках при чтении и письме. Будем добиваться хороших результатов через Ваши игры:) Успехов в работе.
Елена Копылова # 23 января 2015 в 20:48 +1
Спасибо, я рада, что вам понравились эти игры.
Ирина Викторовна Родионова # 25 января 2015 в 18:47 +1
Елена Валерьевна, здравствуйте! Игры "Звуковые матрешки" с вариативностью интересные. В игровой форме ребенку легче усвоить материал. Чтобы поддержать интерес детей к занятию, нужно наглядное пособие. Картинки -переветыши удачная находка. Беру на заметку, с вашего позволения. Успехов в работе!
Елена Копылова # 26 января 2015 в 02:30 +1
Рада, что вам понравилась игра, пользуйтесь на здоровье. После конкурса я её периодически пополняю новыми заданиями (картинки на снежинках "Матрешки лепят снеговика", картинки на мыльных пузырях и.т.д. - простора для фантазии очень много). Пособие получается действительно многофункциональным (для развития речевого слуха, автоматизации и дифференциации звуков, развития речи...). Спасибо за отзыв.
Ирина Владимировна Николаева # 27 января 2015 в 13:50 +1
Очень интересные игры на автоматизацию, дифференциацию и нахождение звука в слове. Действительно подходят для дошкольного и младшего школьного возраста. Яркий наглядный материал. Можно каждое занятие проводить неодинаково, чтобы детям было интересно. Можно таким же образом собрать в корзинки ягоды для Маши, грибы для белочки. Спасибо за идею. Голос!
Елена Копылова # 27 января 2015 в 15:49 +1
Ирина Владимировна, спасибо за голос и за новые идеи.
Мария Александровна Соколикова # 21 мая 2015 в 20:18 0
Прекрасная игра,развивающая звуковую культуру и умение дифференцировать звуки в словах.Ваша работа наверняка пополнила множество копилок.Моя копилка не исключение.Такие работы бесценны.
Елена Копылова # 22 мая 2015 в 00:21 0
Большое спасибо. Рада, что Вам понравилась эта разработка.
Марина Алексеевна Дурнева # 9 января 2016 в 17:46 0
Очень интересная игра, позволяет разнообразить занятие и увлечь ребенка. Можно использовать и со старшими дошкольниками. А главное - это ее многофункциональность. Большое спасибо. Возьму себе на вооружение.
Снежана Анатольевна Колесникова # 10 января 2016 в 20:02 0
Интересная находка для автоматизации звуков.Возьму в закладки.Примите голос и удачи в нашем нелегком труде
Елена Копылова # 10 января 2016 в 20:27 0
Большое спасибо!!!