Конкурсы для педагогов и детей

Как писать сочинение по картине в 5 классе

Из опыта работы над сочинениями по картине.
Автор: Петрухина Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы
Описание.
Школьные сочинения представляют собой одно из звеньев системы воспитывающего и развивающего обучения, нравственного и эстетического воспитания в процессе изучения русского языка и литературы.
Для развития навыков связной речи необходима практика, тренировка, упражнения; языковое чутьё как определённого рода способность тоже развивается в деятельности. Ребята должны уметь писать на тему и раскрывать основную мысль сочинения, умение собирать и систематизировать материал, править написанное, строить сочинение в определённом жанре.
Надо учить и учить детей этим умениям.
Писать так, чтобы всё в высказывании было подчинено раскрытию темы и выражению основной мысли, не просто. Надо учить юных авторов отбрасывать то, что не проясняет основную мысль, что не развивает её, даже если это хороший и яркий материал, учить отбирать фактический материал и такие языковые средства, с помощью которых можно более ярко раскрыть тему сочинения и его основную мысль.
Вопросам развития письменной речи учащихся отводится значительное место в научно-методической литературе. Особое место занимают сочинения по картине. Картина отражает кусочек действительности. На ней уже дано то, что нужно наблюдать. Н.К. Крупская писала: «Если предложить ребёнку описать лес, реку, улицу, которые он видит, ребёнок не сумеет этого сделать, он растеряется в массе деталей, не сумеет выделить существенное, типичное. И вот картины могут помочь обучить их смотреть. Конечно, необходимо брать картины великих художников, по содержанию вполне доступные детям» (Н.К. Крупская, «Педагогические сочинения», т. I, 1957 г., стр.359).
К числу лучших произведений живописи относятся все картины, по иллюстрациям с которых дети пишут сочинения в курсе русского языка.
Описание картины требует от учащихся определённых навыков:
1) знать, что такое пейзаж, портрет, натюрморт;
2) уметь собрать, систематизировать и использовать рабочие материалы;
3) хорошо понять тему и главную мысль картины;
4) уметь наблюдать, видеть главное и детали.
Велика роль учителя на уроках развития речи: он должен «открыть глаза» детям на мир красок, предметов, деталей, он должен научить наблюдать.
В практике моей работы в течение двадцати пяти лет используются разные виды работы над сочинением по картине. Это зависит от возраста детей, подбора, способностей.
Вот некоторые варианты.
Некоторые описания затрудняют учащихся, например, портрет. А.С. Макаренко в беседе с начинающими писателями говорил, что «портрет – самый трудный отдел прозы, что движение лица, глаз, рук, тела очень трудно хорошо описать».(«О писательском труде», 1955 г., стр. 118-119).
Поэтому если дети с одинаковой старательностью будут описывать главное и второстепенное во внешности человека, то индивидуальный портрет не сложится. Следует брать такие детали портрета, которые передали бы внутренний мир человека.
Вот так был построен урок обучения сочинению по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка!»
Цель: способствовать формированию умения описывать картину
Задачи:
Образовательные:научить писать сочинение по картине.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность и творческую активность ребенка.
Развивающие: развивать мыслительные операции; развивать речь учащихся.
Оборудование: репродукция картины Ф.П. Решетникова «Опять двойка!».

Учащиеся рассмотрели внимательно картину. А о художнике они мало что знают, а иногда и ничего не могут сказать совсем. Почему, когда написана эта картина? На эти вопросы отвечаю я сама в кратком вступлении. Подчёркиваю, что особенно после окончания Великой Отечественной войны и возвращения к любимому делу, художник сделал главными героями своих картин детей. Получили широкую известность картины «Прибыл на каникулы», «Переэкзаменовка», «Опять двойка!»
Художник хорошо знал школу, он был частым гостем на уроках. Дети принимали его за строгого инспектора и побаивались.
В те минуты, когда у доски мялся, потупив голову, не подготовившийся к уроку ученик, и родилась у Ф.П. Решетникова мысль написать картину «Опять двойка!»
Далее работа ведётся в форме беседы.
1) Каким образом художник дал понять, что школьник – главный герой?
Его фигура выделена: она написана на переднем плане и на неё падает свет из бокового окна. А все другие герои картины смотрят на этого мальчика. Мы видим это и невольно к нему присматриваемся.
2) Что происходит сейчас?
Мальчишка снова, в который уже раз, принёс двойку. Мать, сестра и братишка сразу поняли это.
3) А как родные догадались о злополучной двойке?
Очень уж выразительна фигура у мальчишки. Стоит будто в воду опущенный. Отвернул лицо в сторону, глаза потупил: стыдно встретиться со взглядом матери.
4) А как художнику удалось показать, что двойка не случайная и не первая?
Мать глубоко взволнована. С насмешкой и любопытством смотрит на брата малыш. Очевидно, он не раз был свидетелем того, что происходило дома, когда брат приносил двойку.
5) Что случилось со школьником? Почему он стал получать двойки?
Небольшой, потрёпанный, побывавший «в боях» портфель мальчика до отказа набит чем-то и небрежно перевязан бечёвкой. Хорошо заметно, что в сумке лежат ещё и коньки. Лицо у мальчика разгорячённое, красное; вихры на голове от пота слиплись. И без слов понятно, что не из школы он пришёл. Получил снова двойку, а не удержался, чтобы не забежать на каток. Стал на коньки – и про уроки, и про дом, и про двойку забыл. Накатался вдоволь. Часы-то на стене показывают четвёртый час. Не привык этот мальчик отвечать за свои поступки, не может заставит себя делать то, что надо, а не только то, что нравится.
6) Что, по-вашему, переживает этот школьник, когда ему приходится держать ответ за свою беспечность, недисциплинированность?
Глаза у него заплаканы. Он расстроен, недоволен собой, даже к ласке собаки безучастен. Ему, конечно, совестно перед мамой и сестрой-школьницей. Он, наверное, много раз давал им обещание хорошо учиться. Ему досадно, что братишка смеётся над ним. Ему, конечно, хочется стать другим.
7) А что можно сказать о девочке?
Она не похожа на своего брата: в пионерском галстуке, с аккуратно заплетёнными косичками. Она бережно держит книгу, значит, во всём любит порядок
8) Как же она относится к плохой учёбе брата?
Как тревожно, строго и требовательно смотрит она на брата. И сейчас, когда начнутся укоры, слёзы и обещания, девочка молчать не станет. Она пристыдит его обязательно за те огорчения, которые он доставляет маме.
9) Как можно догадаться о тяжёлых душевных переживаниях матери?
Она крепко сцепила руки на коленях, губы плотно сжаты, зубы стиснуты до ямок на щеках, брови у переносицы приподняты. Таким бывает человек, у которого сильное волнение в душе, невысказанная обида и сдержанный гнев.
10) Почему мама так переживает очередную двойку сына?
Всю любовь и все силы мать отдаёт детям. Самая лучшая награда для неё – хорошие дети. А получается не так: старший от рук отбился, и никакие уговоры не помогают. Поневоле придёшь в отчаяние.
11) Как сам художник относится к герою?
Не преступник перед нами, а самый что ни на есть обыкновенный мальчишка. Он просто споткнулся. Но ему надо помочь.
12) Какая же главная мысль картины?
К двойкам нельзя относиться легко, спокойно, они говорят о том, что в жизни, в характере мальчика что-то неладно.
Затем записываются рабочие материалы, или это делается параллельно с беседой.

Комната – небольшая, скромно обставленная; герань, календарь, настенные часы, простая мебель…

«Двоечник» - грустный, виноватый взгляд, заплаканные, припухшие глаза, вспотевшие волосы, забывчивость…

Сестра – аккуратная, дисциплинированная, гневный взгляд, хорошая помощница…

Братик – маленький, но осуждает; заботливо одетый, смотрит с насмешкой…

Собака – ласкается к хозяину, встретила радостно, смотрит в глаза мальчику, лучший друг.
На следующем этапе составляется план.

ПЛАН.
1. «Трудный» материал урока.
2. Снова – каток!
3. Домой вернулся поздно.
4. И снова обещание?
И уже после этого дети пишут сочинение.

Заключение.
Подобные формы работы над картинами особенно в 5 классе дают ощутимый результат. Чаще всего получаю работы неплохие по содержанию, совсем не бывает неудовлетворительных. В связи с тем, что проводится тщательная работа со словом, его лексическим значением и написанием, то грамотность учащихся повышается. На уроке работают все. Появляется возможность у детей, имея одинаковые рабочие материалы, проявить свою индивидуальность. Лучшие работы всегда зачитываю в классе.
Безусловно, необходимо продолжать эту работу и далее, особенно уделять внимание работе над словом.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по литературе в 5 классе по сказкам А.С. Пушкина Игровое проектирование (написание оды на уроке литературы) Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Сказки Андерсена Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы средствами ТРКМ

Похожие статьи:

Конспект урока татарской литературы в 7 классе для русскоязычных учащихся

Конспект урока по литературе в 10 классе

Роль УМК при подготовке к ЕГЭ по литературе

Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Особенности строения сонета. История развития жанра»

Методическая разработка урока литературы для 5 класса по региональному компоненту по теме «Путешествие в древний мир ханты и манси»

Из опыта работы учителя русского языка. Игровые технологии на уроках русского языка | Контрольная работа с ответами: Гоголь "Ревизор", 8 класс
Опубликовано: 179 дней назад (14 июня 2016)
Просмотров: 1911
+2
Голосов: 2
Надежда Николаевна Бартенева # 14 июня 2016 в 20:46 0
Лариса Владимировна, здравствуйте! Прочитала Ваш конспект урока- сочинения. Считаю, что Вы провели хорошую подготовительную работу. Голосую №1.
Лариса Владимировна Петрухина # 15 июня 2016 в 12:09 0
Спасибо.
Екатерина Николаевна Ардушева # 15 июня 2016 в 19:07 +1
Какая Вы молодец. Вот мы в садике детей учим по мнемотаблицам учить стихи. Я думаю, что в дальнейшем это им и многое другое пригодится обязательно в написании сочинений. Большой труд учить детей писать по картине. Очень повезло тем кто это хорошо усвоил. Спасибо Вам за такую тему.
Лариса Владимировна Петрухина # 26 октября 2016 в 18:00 0
Спасибо.
Тамара Борисовна Вершинина # 15 июня 2016 в 21:28 +1
Лариса Владимировна, здравствуйте! Мне очень понравилась ваша методическая разработка. Вы внимательно рассматриваете всё, что есть на картине, приучаете видеть детей главное и второстепенное - из чего складывается впечатление и понимание произведения. Примите мой голос.
Тамара Борисовна Вершинина # 18 июня 2016 в 08:07 +1
Забыла поставить голос №2. Исправляюсь.
Лариса Владимировна Петрухина # 26 октября 2016 в 18:01 0
Спасибо.
Александра Михайловна Щепихина # 18 июня 2016 в 09:30 0
Здравствуйте, Лариса Владимировна! Развитие речи – одно из важных направлений на уроках русского языка, особенно в 5 классе. Далеко не все ребята с удовольствием пишут сочинение по картине. Ваш урок позволяет ученикам подготовиться к самостоятельной творческой работе: они узнают, что и как писать. Продуманные вопросы, четко сформулированные и логично выстроенные, работа над планом, внимательное отношение к слову- всё это обязательно приведет к хорошему результату. Удачи!
Лариса Владимировна Петрухина # 26 октября 2016 в 18:02 0
Спасибо большое.
Инна Анатольевна Вайлерт # 18 июня 2016 в 18:47 +1
Анализ картины Ф.П. Решетникова "Опять двойка" проведен учителем методически грамотно. Картина разобрана полностью, ученикам предложено высказать свои предположения, почему персонаж на картине стал получать двойки. Подробный разбор побуждает учеников более внимательно вдуматься в смысл картины, в чувства матери и брата и сестры, и в сочинении высказать свое мнение.Примите мой голос.
Лариса Владимировна Петрухина # 26 октября 2016 в 18:00 0
Спасибо большое, очень приятно.