Конкурсы для педагогов и детей

Музыкальный педагогический проект в детском саду. Старшая группа

Музыкальный педагогический проект "Фольклорный кружок как средство повышения интереса дошкольников к русскому народному творчеству"
Чем раньше человек соприкасается с музыкой в своей жизни, тем более ярким и богатым видит он мир вокруг себя, когда взрослеет. Ведь музыка обладает особенной силой: она не только способна украшать жизнь, но и развивает зоркость души, учит чувствовать самые тонкие нюансы. Такие уроки человек запоминает на всю жизнь.
Актуальная задача и одновременно серьезная проблема современной музыкальной педагогики состоит в преобразовании процесса формальной учебы в процесс познания творчества и общения. Хорошая, интересная, творческая работа сегодня – это не только повседневная работа и календарные праздники, но и интересные встречи, творческие объединения, мастер-классы, и, конечно же, концертная деятельность.
Так возникла идея создания детского творческого коллектива. Но по какому направлению работать? Что нужно современному ребенку? Ответов много, направлений также. Это и вокальный ансамбль, танцевальный коллектив… Но есть еще и игра на музыкальных инструментах как вид исполнительской деятельности, который чрезвычайно привлекает дошкольника. Далее опять идет дилемма – какие инструменты, какой оркестр? Опять выбор за руководи-телем... Ответ нашелся быстро, так как в недалеком прошлом при общении с воспитательницей нашего ДОУ ею была выдвинута мысль о создании ансамбля ложкарей.
Ложки были и остаются одним из наиболее самобытных и популярных у русского народа ударных инструментов. Еще в ХVIII в. инструментальные ансамбли и солдатские хоры использовали в своем творчестве ложки. На них играли веселые и шуточные песни. К этому времени относится изображение ложек на лубочных картинках со сценками из народной жизни. Скоморохи использовали ложки для ритмического сопровождения плясок и дополняли их звучание бубенцами, привязанными к их ручкам. В настоящее время этот музыкальный инструмент – обязательный атрибут фольклорных и инструментальных ансамблей.
Далее снова возникла проблема… Хочется, чтобы в ансамбле играли не только мальчики, а ведь ложки – это «мужское» занятие. Тогда нашлось следующее решение: мальчики будут аккомпанировать, а девочки - петь.
Детский оркестр или фольклорная группа является действенным средством развития музыкального восприятия и слуха у детей, их наличие расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника и повышает интерес к музыке. Поскольку дошкольник не знаком с нотной грамотой, он учится играть на слух, что обеспечивает высокую эффективность развития специальных музыкальных способностей.
Полноценное исполнение музыкального произведения возможно тогда,когда ребенок:
• воспринимает и понимает характер музыки, что возможно при наличии общих исполнительских умений (эмоциональная отзывчивость на музыку);
• осуществляет поиск адекватных средств выражения, что требует специальных исполнительских умений.
В этом случае можно говорить о выразительности исполнения музыки – живом, ярком отражении настроения, переживания, характера музыкального образа. Если ребенок понимает музыкальный образ на уровне эмоционального переживания характера этого образа, возможна целостность выразительности исполнения и техники исполнения.
В процессе работы над музыкальным произведением у детей развиваются умения творческого ансамблевого музицирования, дети учатся взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие, развивается умение слушать партнера.
Так возник педагогический проект «Фольклорный кружок как средство повышения интереса дошкольников к русскому народному творчеству».
Проблема проекта: снижение интереса к народному фольклору, к активному исполнительству.
Участники проекта: музыкальный руководитель и воспитанники старшей группы ДОУ.
Тип проекта: долгосрочный, творческий.
Срок реализации: 1 учебный год.
Цель: повышение интереса к русскому народному творчеству через развитие специальных исполнительских умений воспитанников; выразительное исполнение музыкальных произведений перед аудиторией.
Задачи:
1.Познакомить с песенным творчеством русского народа, сформировать устойчивый интерес к народной песне.
2.Создать условия для развития творческой инициативы в исполнении песен и оркестровых партий, умения взаимодействовать в коллективе.
3.Совершенствовать педагогическое мастерство руководителя кружка.
4.Создать у детей мотивацию к продолжению музыкального творчества.
Ожидаемый результат:
1.Создание фольклорного кружка «Во саду ли…».
2.Развитие умений положительного сотрудничества и сотворчества в коллективной музыкальной деятельности.
3.Популяризация русского народного творчества, в частности, песенного фольклора и игры на ложках.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный (сентябрь)
II этап – основной – реализация проекта (октябрь – апрель)
III этап – заключительный (май)

Содержание I этапа:
• разработка тематического планирования;
• набор детей в кружок (10 человек – 5 мальчиков и 5 девочек);
• диагностика детей (ладовое чувство, звуковысотный слух и чувство ритма);
• знакомство с музыкальными инструментами (ложками) и приемами игры на них («маятник», «лошадка», традиционный «взрослый» и т.д.);
• разработки постановок номеров (партия ложек для мальчиков, танцевально-ритмические движения для девочек).

На II этапе началась работа фольклорного кружка. Занятия кружка проводились 1 раз в неделю, продолжительность занятия - 25-30 мин.
Все песни исполняются под аккомпанемент аккордеона, т.е. необходимо, чтобы музыкальный руководитель (если он – пианист) владел навыками игры на народном инструменте для наиболее точной интерпретации народной музыки.
При разучивании партий педагог пользуется приемами показа и объяснений. Каждому ребенку предлагается повторить партию, с каждым ребенком проводится небольшая индивидуальная работа по исправлению ошибок. Тому, у кого партия получается лучше, предлагается встать перед всеми, чтобы дети могли координировать свои действия с его действиями.
При этом накапливается опыт положительных образцов для подражания, способствующий развитию положительных взаимоотношений, развивается умение самостоятельно действовать в совместном музицировании.
Кроме того, каждая репетиция – это подготовка к выступлению, это воспитание культуры исполнителя – это осанка, это взгляд, это улыбка. Педагог акцентирует, обращает внимание каждого ребенка на то, как он выглядит, исправляет и дополняет.

Кружковые занятия в период с октября по май строятся таким образом:
1.Повторение предыдущего музыкального репертуара
2.Работа над текущим музыкальным произведением:
• повторение «трудных» мест в партиях;
• индивидуальная работа по фразам;
• подгрупповая работа по фразам;
• групповая работа по фразам;
• в процессе работы над произведением варианты заданий (движения, приемы игры, ритм) могут изменяться - усложняться или упрощаться - это связано с тем, как дети справляются с поставленными перед ними задачами;
• разучивание или повторение слов песни;
• упражнения для снятия напряжения (при необходимости)
3.Знакомство с новым произведением (не на каждом занятии):
• анализ содержания песни, исполнение песни педагогом, словарная работа, т.к. некоторые русские слова вышли из повседневного употребления;
• показ партий ложек и танцевальных движений, если дети желают, то можно повторить вместе с ними.
На II этапе также были запланированы и проведены выступления детского коллектива, т.к. дети, справившись с поставленными перед ними целями и задачами, были готовы и выражали желание выступать.

На заключительном этапе проекта мы провели итоговое мероприятие – это выступление кружка «Во саду ли…» на родительском собрании.

В результате реализации нашего проекта родился сплоченный творческий коллектив на хорошем профессиональном уровне (для детей такого возраста). Это было отмечено и воспитателями, и родителями, и заведующим детского сада, присутствующими на собрании.
Задачи, поставленные в начале проекта, выполнены, цель достигнута. Но самое главное, это то, что дети, которые были часто невнимательными, рассеянными, заторможенными или, наоборот, гиперактивными, стали настоящими артистами, активно воспринимающими информацию и проявляющими интерес ко всему новому. Ведь дошкольный возраст – это благодатная почва, в которую нужно бросить зерна успеха.

Литература:
1. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Образовательная область «Музыка». Методический комплект программы «Детство». – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС. - 2012.
2. Детский сад: Будни и праздники: Методическое пособие для работников до-школьных образовательных учреждений. – М.: Изд-во «Линка-Пресс». - 2006.
3. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. – М., 1981.

Рекомендуем посмотреть:

Проект в детском саду для старших дошкольников 5-7 лет по правовой тематике Сценарий зимнего развлечения для старших дошкольников Авторская народная песня для дошкольников "Русский перепляс" Фольклор для малышей

Похожие статьи:

Сценария фольклорного праздника для старших дошкольников

Тематическое занятие в старшей группе. Славянская мифология

Методика проведения физкультурных занятий в детском саду

Проект для детей старшей группы «Наш веселый огород»

Конспект музыкально-тематического занятия на тему "Как птицам живётся зимой?" в средней группе ДОУ
Опубликовано: 769 дней назад (1 ноября 2014)
Просмотров: 6314
Рубрика: Проекты
+5
Голосов: 5
Марина Викторовна Княжева # 1 ноября 2014 в 23:14 +2
Проект хорош уже тем, что позволяет сохранять связь поколений, возрождает народные традиции.А слаженная работа музыкального руководителя,воспитателя и детей всегда даст хорошие результаты.Желаю дальнейших творческих успехов!
Лариса Владимировна Валитова # 2 ноября 2014 в 09:44 +1
Спасибо, Марина Викторовна!
Светлана Геннадьевна Ботвенко # 2 ноября 2014 в 19:49 +2
Интересный проект! Успехов!Голосую!
Анастасия Владимировна Костюхина # 4 февраля 2015 в 19:42 +1
Спасибо за материал
Ольга Андреевна Ильичева # 28 октября 2015 в 04:27 +1
Доброго времени суток,Лариса Владимировна! Спасибо за интересный материал. Желаю Вам творческих успехов! +1 голос.