Конкурсы для педагогов и детей

Урок-проект в 3 классе. Басни и баснописцы

Литературное чтение, 3 класс. УМК «Планета знаний»
Учитель начальных классов
Никифорова Л.С., МБОУ «СОШ № 8» г. Ступино


Описание работы:
Предлагаю вашему вниманию урок для учащихся 3 класса по УМК «Планета знаний». Данный материал может быть использован учителями, работающими и по другим учебно-методическим комплектам для обобщения знаний по данной теме.

Цель урока:
синтезировать полученные знания; показать взаимосвязь моралей басен, сказок и пословиц;

Задачи:
развивать речь, выразительное чтение, образное мышление, любознательность, творческие способности;
способствовать развитию семейного чтения;
воспитывать интерес к читательской деятельности через классную и внеклассную работу;
развивать познавательные способности, творческое воображение, коммуникативные навыки;
воспитывать положительные черты характера.

Формы работы:
• индивидуальная
• парная
• групповая

Методы и приёмы:
• работа с источниками
• сбор информации
• чтение произведений и чтение наизусть
• изготовление поделок
• иллюстрирование басен
• оформление стенда
• игра – викторина
• театрализация басен
• публичное выступление

Предварительная подготовка:
1. Распределение учащихся и материала по группам.
2. Поиск материала по заданной теме.
3. Подготовка выставки книг и рисунков.
Ход урока:
1. Психологический настрой. Активизация.
- Ребята, перед вами кружки трёх цветов: красный, жёлтый, зелёный, которые означают следующее: красный - сомневаюсь, жёлтый – хорошо, зелёный – отлично, уверенно. - Выберите кружок, который показывает уровень знания вами творчества баснописцев.
- Ребята, наш сегодняшний урок необычный. Мы к нему готовились заранее и покажем, какой материал нашли по теме урока и какие творческие задания выполнили. Обобщим, какие особенности басен узнали, с творчеством каких баснописцев познакомились.
2. Выступление учащихся
Малая конференция – выступление групп (2–4 чел.) с использованием иллюстративного материала

1 группа
На какие произведения устного народного творчества похожи басни? Какие пословицы и поговорки рождены баснями? В чём их смысл?

2 группа
Встречались ли тебе басни, в морали которых заключены похожие мысли? Кто создал эти басни?

3 группа
В каких баснях изображены одни и те же животные? Схожи ли их характеры и поступки? Кто создал эти басни?

4 группа
Каких писателей, создавших басни, ты знаешь? Что тебе известно об их жизни?

5 группа
Какие художники иллюстрировали басни?
В каких книгах ты видел эти иллюстрации?

Инсценировки. Учащиеся представляют афиши своих постановок

6 группа: И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей»

7 группа: И.А. Крылов «Слон и Моська»

8 группа: Изготовление поделок по басням И.А. Крылова

Физминутка «Зеркало» (в паре)
Будь зеркальным отраженьем,
Повторяй мои движенья –
Раз, два, три –
И снова повтори!

9 группа: викторины и конкурсы по басням И.А. Крылова

Викторины и конкурсы
«Продолжите строчки из басни»
Ворона каркнула во все воронье горло: … (сыр выпал - с ним была плутовка такова)
"Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать"… (сказал и в темный лес Ягненка поволок)
"А вы, друзья, как ни садитесь,… (всё в музыканты не годитесь!")
Кто виноват из них, кто прав - судить не нам … (да только воз и ныне там)
"Чем кумушек считать трудиться,… (не лучше ль на себя, кума, оборотиться?")
"Ты всё пела, это дело….. (так пойди же попляши!")
"Ай, Моська, знать она сильна…. (что лает на слона!")

«Узнайте басню по цитате»
- Многие фразы из басен Крылова стали крылатыми. Вспомните, из каких басен взяты эти пословицы, поговорки, афоризмы.

«Да только воз и ныне там» («Лебедь, Щука и Рак»)
«Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку» (Кукушка и Петух»)
«Вперёд своей беде не смейся, голубок» («Чиж и Голубь»)
«И в сердце льстец всегда отыщет уголок» («Ворона и Лисица»)
«А ларчик просто открывался» («Ларчик»)
«Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона!» («Слон и Моська»)
«А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь» («Квартет»)
«Сильнее кошки зверя нет». («Мышь и Крыса»)
«А Васька слушает, да ест». («Кот и Повар»)
«Слона-то я и не приметил». («Любопытный»)

«Узнайте басню по отдельным словам»

Волк, ручей, добыча, лес. («Волк и Ягнёнок)
Улица, Слон, зеваки. («Слон и Моська)
Плутовка, дерево, хвост, Ворона, глаза. («Ворона и Лисица»)
Старость, глаза, очки, Мартышка. («Мартышка и очки»)
Кот, пирог, плут, жаркое. («Кот и Повар»)
Лето, голод, кумушка, резвость. («Стрекоза и Муравей»)

«Кот в мешке»
(В мешке лежат игрушки -животные, один ученик из класса вытаскивает одну игрушку и класс называет басни Крылова, героем которых является это животное.)

О лисе ("Ворона и Лисица”, “Лиса”, “Лисица и Осёл”)
О волке (“Волк и Ягнёнок”, “Волк на псарне”, “Волк и овцы”)
О медведе (“Квартет”, “Трудолюбивый Медведь”, “Медведь у пчёл”)
Об обезьяне (“Обезьяна”, “Квартет”, “Зеркало и обезьяна”)

«Бюро находок»
- В Бюро находок поступило много различных вещей. Разыщите их владельцев, сообщите их имена и адреса – назовите героев и басни.

Сыр - Лисица
Зеркало - Обезьяна
Ларчик – мудрец механики
Ноты, инструменты – Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый Мишка
Очки - Обезьяна
Виноград - Лисица

3. Итог урока
- Закончить наш урок хочется словами Михаила Исаковского:

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессменные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.

4. Рефлексия
- Какие качества высмеиваются в баснях, а какие поощряются?
- Я вам желаю искоренять в себе недостатки и растить в себе хорошее, доброе!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс "Школа России" Урок-отчёт в 3 классе по книге Носова «Приключения Незнайки в Солнечном городе» Конспект урока литературного чтения, 3 класс Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Тютчев

Похожие статьи:

Конспект интегрированного урока в 3 классе по литературному чтению и окружающему миру

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса

О жизни и творчестве Гайдара

Олимпиадные задания по литературному чтению, 3 - 4 класс

Опубликовано: 501 день назад (23 июля 2015)
Просмотров: 5448
Рубрика: Без рубрики
+15
Голосов: 15
Наталья Юрьевна Носкова # 23 июля 2015 в 06:01 +1
Доброе утро, Людмила Сергеевна! Спасибо за приглашение на урок. Меня привлекли задания, выполняемые ребятами.Вот с игрушками задание я не использовала на уроке.Обязательно попробую. Молодец! Единственное -это написание цели: (что?) синтезирование...,показание ... А так всё хорошо: и фото, и содержание. Желаю дальнейших успехов! С уважением Наталья.
Лилия Ивановна Дудина # 23 июля 2015 в 09:08 +1
Здравствуйте, Людмила Сергеевна! Спасибо за приглашение на урок. Мне очень понравился урок, а особенно работа в группах. Разнообразные задания, думаю, ребятам было интересно их выполнять, и слушать выступление друг друга. Желаю успехов!
Надежда Васильевна Быкова # 23 июля 2015 в 09:09 +1
Доброе утро! Побывала у вас на уроке. Интересные задания, интересная разработка. Спасибо! Творческих Вам успехов!
Татьяна Александровна Толстикова # 23 июля 2015 в 09:18 +3
Людмила Сергеевна, доброе утро! Спасибо за приглашение на такой насыщенный и интересный урок. Работа в группах имеет свои преимущества и даёт возможность так широко и разнообразно провести обобщение материала по теме. Мне очень понравилось, а творческие работы детей просто восхитили. Молодцы! С большим удовольствием голосую!
Ольга Николаевна Телешева # 23 июля 2015 в 09:40 +1
Здравствуйте , Людмила Сергеевна! Спасибо за приглашение на урок. Очень познавательный материал! Я , думаю, такие занятия легче усваиваются ребятишками! Спасибо! Творческих успехов!
Елена Владимировна Петрюк # 23 июля 2015 в 10:11 +1
Здравствуйте, Людмила Сергеевна! Спасибо за приглашение на урок. На уроке присутствовали разные виды работ. С игрушками задание я тоже использовала на уроке. Спасибо за опыт! Желаю успехов! Я + 1
Светлана Анатольевна Савостьянова # 23 июля 2015 в 13:53 +2
Людмила Сергеевна, познакомилась с Вашим уроком – проектом «Басни и баснописцы». Своей целью вы ставили показать взаимосвязь моралей басен, сказок и пословиц и вам с ребятами это удалось. Подготовили сообщения, выставку поделок, инсценировки, в конце урока для закрепления провели викторины и конкурсы. Маленький совет по оформлению: старайтесь избегать лишних пробелов в тексте. Поздравляю с первой публикацией, голосую +1!
Ирина Николаевна Ступченко # 23 июля 2015 в 14:17 0
Такой проект заинтересует многих преподавателей. Соответственно, данная работа привлечёт учащихся, где они могут раскрыть своё видение басен. Первая публикация получилась хорошей! Желаю успехов, голос!
Наталья Александровна Ермакова # 23 июля 2015 в 22:09 0
Здравствуйте, Людмила Сергеевна! Очень интересный урок, ВАШ проект заслуживает внимания, очень познавательно и интересно! Поздравляю с дебютом, принимайте голос № 11.
Надежда Васильевна Быкова # 31 июля 2015 в 12:15 0
Интересный урок - проект! Разнообразные задания!Замечательные творческие работы детей! Мне все понравилось! Голос за!!!
Ирина Николаевна Захарова # 7 августа 2015 в 20:19 0
Здравствуйте, Людмила Сергеевна! Замечательные результаты предварительной работы в группах! Ребята сами готовились или им помогали взрослые (родители? учитель?)Спасибо за приглашение. Голосую! Посетите и мой блог. Может быть что-нибудь Вас заинтересует.
Ирина Васильевна Садовникова # 25 августа 2015 в 05:24 0
Здравствуйте, Людмила Сергеевна! Хороший, продуманный урок.Проделана предварительная работа, дети заинтересованны, задания интересные. Здорово!
Марина Александровна Куди # 8 сентября 2015 в 11:47 0
Доброго времени суток,Людмила Сергеевна.Ознакомилась с разработкой урока " Басни и баснописцы". Понравилось все.Вопросы по басням,детские поделки. Замечательно. Вашу разработку возьму за основу урока по музыке из жизни композиторов. Спасибо. Голос.