Конкурсы для педагогов и детей

Методики преподавания рисования человека в школе

Рисование человека в школе. Методика
Пять методик с подробным поэтапным описанием выполнения работы на уроке в школе.
Автор: Михайлова Майя Валерьевна
Должность, место работы: учитель изо, НОЧУ СОШ детский сад "Знайка"
Название: данный материал будет интересен учителям изо работающим по программе Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд".
Работаю в школе учителем изо по программе Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд". По программе в неделю даётся 1 урок длительностью 40 минут. За это время надо успеть выполнить задание, познакомить ребят с новым материалом, теорией, и чтобы результат, по возможности, не огорчал учеников, а наоборот, вдохновлял. Раньше было 2 урока изо в неделю, на одном уроке учитель объяснял теорию, а на втором ученики выполняли задание. Сократив часы, ученики часто не успевают выполнить задание и получается много недоделанных работ. В связи с этим, я стала придумывать методики выполнения задания так, чтобы ребёнок мог успеть за урок справиться с заданием и работа при этом выглядела достойно. Предлагаю 5 своих методик выполнения рисунка человека в условиях стандартной программы.
Методика №1.
"Рисование по "скелетику""

В 1 классе во второй четверти есть урок на тему "Рисование сказочных героев", там акцент делается на костюм героя по которому его можно сразу узнать. Но встаёт вопрос как нарисовать самого этого героя, чтобы получилось крупно во весь альбомный лист.
Методика выполнения рисунка Мальвины.
Нам понадобится.
1. Альбомный лист.
2. Простой карандаш и ластик.
3. Цветные карандаши, фломастеры.

Этапы выполнения работы.
1. Лист вертикально. Простым карандашом рисуем основу, так называемый "скелетик". Крупно рисуем круг - голову, палочками: туловище, плечи, руки и ноги со стопами.

2. Одеваем "скелетик" в наряд для Мальвины. Но такой скелетик можно превратить в любого сказочного героя: Буратино, Незнайка, Кот в сапогах, Золушка, Красная шапочка и так далее.

3. Ластиком убираем вспомогательные линии "скелетика".

4. Раскрашиваем рисунок цветными карандашами и фломастерами. Кожу делаем нежно розового цвета красным карандашом, нажимая на него слегка.

Работа готова. На уроке учитель вместе с учениками рисует "скелетик", а дальше показывает 2-3 варианта как можно дорисовать и превратить его в сказочного героя. Ребята сами решают кого они хотят изобразить, на доске должны висеть несколько готовых вариантов сказочных героев.
Вот какие работы смогли сделать учащиеся 1 класса за урок.
Мальвина.

Пончик.

Незнайка.

Самоделкин.

Буратино.

Карандаш.


Методика №2.
"Рисование от пятна"
Рисование от пятна выполняется красками, лучше гуашью, но детям доступнее простая акварель. Этот способ выполняется сразу красками без предварительного карандашного рисунка, с целью экономии времени. Такие уроки лучше выполнять по образцу, учитель показывает на доске, а ученики повторяют за ним. Этот способ хорош для 2, 3, 4 классов. 2 класс в третей четверти рисуют образ мужской и женский с передачей характера человека.
Злой воин.

Добрый воин.

Злая мачеха.

Добрая Золушка.

3 класс рисуют клоуна, портрет или фигуру и цирковых артистов, где надо показать фигуру человека в движении.
Портрет клоуна.

Рисунок фигуры клоуна.

4 класс рисуют фигуру война-защитника во всём своём обмундировании. Если же дети начнут рисовать после объяснения учителя с карандашного рисунка с многочисленными исправлениями ластиком, а потом будут это всё раскрашивать, то чаще всего они не успевают доделать свой рисунок. Сразу красками методом "от пятна" всё гораздо быстрее, и учитель может давать объяснения во время показа на доске этапы выполнения рисунка. Например, рисунок древнерусского война, сначала нарисовать рубашку белого или бежевого цвета, затем серую кольчугу, затем золотые латы и так далее постепенно рисуя детали одежды и доспехов воина.
Рисунок Древнерусского война в доспехах.

Методика выполнения женского положительного образа принцессы.
Нам понадобится.
1. Акварельные краски.
2. Альбомный лист.
3. Кисть тонкая и толстая.
4. Баночка для воды и тряпочка.

Этапы выполнения работы.
1. Лист вертикально положить. Толстой кистью, красной краской разбавленной водой до нежно розового цвета, нарисовать овал, это голова и шею, обвести форму глаз.

Закрасить всё кроме глаз нежно розовым цветом. Не забыть про уши.

2. Добавляем волосы, одежу и корону. Работаем толстой кистью.

3. Работаем с лицом и деталями тонкой кистью, делаем глаза, нос, рот, украшения на короне.

4. Добавляем фон толстой кистью и работа готова.

Методика выполнения фигуры клоуна в движении.
Нам потребуется.
1. Акварельные краски.
2. Альбомный лист.
3. Баночка для воды и тряпочка.
4. Кисть тонкая.

Этапы выполнения фигуры клоуна в движении.
1. Лист вертикально, тонкой кистью рисуем голову красной краской и водой до образования нежно розового цвета.Круглая голова. шея и оставляем белые места вокруг глаз и рта.

2. Рисуем рыжий парик вокруг головы.

3. Рисуем туловище и руки в цветном костюме сразу придумывая им движение.

4. Намечаем ноги также в движении и пририсовываем им большие ботинки. Пририсовываем шарики которыми клоун жонглирует.

5. Работаем с лицом.

Клоун готов.
Рисовать от пятна фигуру в движении очень сложно для 3 и 4 классов, поэтому лучше всего это делать по образцу, чтобы ученик заранее знал куда будит сгибаться рука или нога. Чтобы рисунки были разные каждому ребёнку нужно дать образец с которого он будет срисовывать. Поэтому учителю нужно подготовить варианты образцов. Это необходимо для коллективного задания в 3 классе в третей четверти по теме "Цирковая арена", где изображаются разные артисты цирка.
Варианты артистов.
Фокусник.

Акробаты.

Гимнастка.


Методика №3.
"Аппликативный способ".

Этот способ мне больше всего нравится. Потому что его можно применять с первого класса, фигура человека получается пропорциональной и можно изобразить любое движение. То есть, результат очень эффектный получается и доступен даже первоклашкам. В 1 классе в третей четверти есть урок "Хоккеист".



На примере этого урока я и покажу эту методику.
Методика выполнения фигуры спортсмена, бегуна.
Нам потребуется.
1. Картон для фона А4.
2. Альбомный лист.
3. Ножницы.
4. Клей.
5. Цветные карандаши и фломастеры или акварельные краски.
6. Маннике для показа движений.


Этапы выполнения работы.
1. Взять альбомный лист и сложить его 4-е раза.

2. Ножницами вырезать одну четвёртую его часть. Из неё мы и будем делать фигуру спортсмена.

3. Сделать из прямоугольника квадрат.

4. Сложить квадрат на три одинаковых полоски.

5. Отрезать первую полоску.

6. Отрезать от полоски сверху квадрат.

Это голова и туловище нашего спортсмена.

7. Отрезать вторую полоску и сложить её четыре раза.

Разрезать по линиям сгиба, это ноги спортсмена.


8. Из последней полоски делаем руки, стопы и кисти рук. Полоску сложить четыре раза и разрезать пополам поперёк. И верхнюю часть вдоль. Получим два плеча.

9. Нижнюю часть сложить пополам и отрезать снизу квадраты. Из коротких полосок будут два предплечья.

10. Квадраты разрезать по диагонали. Получим четыре треугольника. Это кисти рук и стопы.

11. На картоне выкладываем фигуру человека.

12. Придумываем движение спортсмену, во время бега. Для этого используем маннике.

13. Выкладываем человека в движении и приклеиваем детали.

14. Раскрашиваем и оживляем бегуна.

Работа готова.
В этой техники можно выполнять многофигурные композиции с фигурами людей в движении. Темы примерные: "Спорт", "Зимние забавы", "Новогодний праздник" и так далее.





Методика №4.
"Метод шаблона"

В 5 классе по программе проходят декоративно прикладное искусство, древнерусское и разных народов мира. И там присутствует много уроков на тему национального костюма как женского так и мужского. Учитель должен ознакомить учеников с основными понятиями и особенностями национальной одежды характерной для того или иного народа, затем ребята должны успеть изобразить человека в народном костюме в цвете. И всё это надо успеть за 40 минут. Для облегчения такой работы, в начале третей четверти первый урок я посвящаю изготовлению шаблона фигуры человека, на выбор можно мужской или женской. На последующих уроках ребята обводят свой шаблон и одевают его в костюм пройденный на данном уроке. Время исполнения работы гораздо ускорятся. Учитель одновременно на доске показывает как мужской шаблон так и женский, обращая внимание учащихся на различия между фигурами. Ребята рисуют или мужскую фигуру или женскую. Впервые учащиеся начинают знакомиться с основными правилами и пропорция рисования человеческой фигуры.
Методика выполнения шаблона мужской фигуры.
Нам потребуется.
1. Картон формата А4.
2. Карандаш и ластик.
3. Ножницы.
4. Линейка.

Этапы выполнения работы.
1. Картон положить вертикально. Простым карандашом поставить отметку сверху и снизу почти во весь лист бумаги. И при помощи линейки провести вертикальную линию, ось симметрии.

2. Поделить отрезок роста человека пополам, это линия тазобедренных суставов, откуда у человека растут ноги.

3. Поделить отрезок на 7 частей. Одна часть - это размер головы. Нарисовать яйцевидную форму головы.

4. После головы рисуем шею и плечи. У мужчины они шире чем у женщины. Обозначаем грудную клетку и торс.

5. Обозначаем талию, от линии тазобедренных суставов вверх отмеряем размер головы, это талия. У женщины она уже чем у мужчины, а женские бёдра шире чем у мужчины. Ноги делим пополам, это колени. Локти на линии талии.

6. Прорисовываем руки и ноги. Фигура мужчины готова.

7. Вырезаем фигуру. Шаблон готов.

Методика использования шаблона, на примере древнерусского мужского костюма крестьянина.
1. Альбомный лист положить вертикально. Простым карандашом обвести шаблон фигуры.


2. Дорисовать линию между подбородком и шеей.

3. Рисуем простым карандашом национальный костюм.

4. Ластиком стираем лишние линии от шаблона.

5. Раскрашиваем цветными карандашами и фломастерами рисунок. Работа готова.

Примеры работ.
Греческие костюмы.


Египетские костюмы.



Древнерусские костмы.




Метод №5.
"Академическое рисование"
В 6 классе ребята собственно и начинают учиться рисованию, академическому рисунку, знакомятся с правилами и пропорциями, с анатомией и перспективой. Они проходят рисование головы человека в фас, профиль, три четверти, рисование фигуры человека с опорой на одну ногу, сидячую фигуру в профиль на стуле, и рисование фигуры человека в движении.
Методика выполнения рисунка человеческой головы в фас.
Нам понадобится.
1. Альбомный лист.
2. Простой карандаш 2м, ластик.
3. Линейка.

Этапы выполнения работы.
1. Линейка в художественных школах ни к чему, но в общеобразовательной допускается, поскольку у ребят глазомер и рука не тренируются постоянно, поэтому нуждается в вспомогательных инструментах.
Лист вертикально, простым карандашом отметить сверху и снизу размер головы. Наметить яйцеобразную форму головы и шею с началом плеч.

2. Проводим вертикальную ось симметрии.

3. Делим ось симметрии пополам и проводим через середину горизонтальную прямую, это линия разреза глаз.

4. Отмечаем линию роста волос.

5. Делим отрезок от подборотка до линии роста волос на три равные части и проводим через них горизонтальные прямые. Это Линии бровей и линия основания носа. Между этих линий обозначаем ушные раковины.

6. Рисуем брови.

7. Рисуем нос.

8. Находим место для глаз. Для этого от крыльев носа подымаем вертикальные линии до линии разреза глаз, ставим две токи. Это внутренние границы глаз, слизнечки. Расстояние между глаз равно размеру самого глаза. Отмеряем размер глаз.

9. Рисуем глаза.

10. Находим место для рта. Расстояние между подбородком и основанием носа делим на три части, верхняя линия и будет линией разреза рта. Уголки рта находятся на середине глаз, если от уголков рта поднять вертикальные прямые до глаз.

11. Рисуем верхнюю губу.

12. Рисуем нижнюю губу и подбородок.

13. Рисуем причёску и наносим тени под носом, под подбородком, под нижней губой, верхнюю губу и веки заштриховываем полностью.

Работа готова.
Рисунки учащихся 6 класса.
Голова человека в фас.

Голова человека в профиль.

Голова человека в три четверти.

Части лица.

Фигура человека с опорой на одну ногу.

Сидячая фигура в профиль.

Человек в движении.


Ну вот, все методики рассмотрены. И напоследок хочу заметить, что 3-4 классы промежуточные. Основные правила и пропорции они ещё не знают, но уже стремятся к реализму и в тоже время ещё пользуются детскими условными обозначениями глаз, носа, рта, ну и фигуру условно обозначают, используют цвет как в 1-2 классах, а в 6 классе все тока простым карандашом выполняется. Допускается рисование, сначала, простым карандашом и ластиком, а затем раскрашивание цветными карандашами и фломастерами. В третьем классе в четвёртой четверти есть задание"Портрет друга". Примеры выполнения таких работ учениками.




В четвёртом классе в четвёртой четверти они рисуют, стариков, детей и матерей, портреты.

Рекомендуем посмотреть:

Рисование летнего пейзажа поэтапно Морской пейзаж гуашью поэтапно с фото Как нарисовать пейзаж гуашью поэтапно для начинающих Как нарисовать пейзаж поэтапно для начинающих
Рисование мыльными пузырями для детей. Мастер-класс | Методики преподавания рисования человека в школе. Продолжение.
Опубликовано: 645 дней назад (1 марта 2015)
Просмотров: 7317
+2
Голосов: 2
Ольга Викторовна Артемьева # 1 марта 2015 в 18:36 0
Майя Валерьевна!Спасибо за приглашение на МК. Очень интересно и подробно описали последовательность рисования человека. В методике рисования это самое сложное. Пошаговое фото показало не только сами методы, но и прекрасные, разнообразные детские работы.Голосую.
Юлия Владимировна Концыбко # 2 марта 2015 в 15:18 0
Классный блог!!! Я сама толком не умею рисовать, поэтому для меня самой прежде всего это отличная шпаргалка. Ну и конечно, теперь я буду учить по этим образцам рисовать своих детей в подготовительной группе, так как нам как раз по программе это необходимо. Большое спасибо.
Майя Валерьевна Михайлова # 2 марта 2015 в 20:41 0
Спасибо большое, мне очень хочется чтобы мои советы были кому-то полезны. Попозже хочу написать для детского сада методику рисования человека.
алена анатольевна смолина # 30 марта 2015 в 14:24 0
Спасибо за ппредоставленный материал. я не думала что изображения человека можно разбить на такие методы. Такое можно использовать как для среднего звена, так и для начальной школы.
Татьяна # 1 февраля 2016 в 09:36 0
Спасибо! Очень практично и полезно! Работаю по этой программе и на самом деле времени на выполнение рисунков не хватает. Рекомендации ваши мне помогут.