Конкурсы для педагогов и детей

Конспект комплексного занятия по экологии для воспитанников подготовительной группы

Конспект комплексного занятия по экологии для воспитанников подготовительной группы
Тема: «Путешествие колоска»
Цель: Познакомить детей со злаковыми культурами, из которых выпекают белый и черный хлеб.
Развивать умение различать растение по характерным признакам: строение колоска, цвет, количество зернышек.
Познакомить с современной технологией изготовления хлеба и сравнивать с тем, как его изготовляли раньше.

Образовательная область «Познание»:
1. Актуализировать представления детей об изучении данной темы в проблемной ситуации.
2. Развивать умение организовывать и получать результаты.

Образовательная область «Коммуникация»:
1. Развивать связную речь.
2. Активизировать и обогащать словарный запас.

Образовательная область «Социализация»:
1. Учить детей сознательно принимать игровую задачу.
2. Добиваться правильного результата.

Программное содержание:
• Упражнять в различении и назывании знакомых хлебобулочных изделиях.
• Расширять представления о том, каким бывает хлеб.
• Развивать зрительное и слуховое восприятие, наблюдательность, внимание, память, воображение.
• Воспитывать доброту, отзывчивость, интерес к данной теме, желание работать в коллективе.

Материал к занятию:
Колосья зерновых культур – рожь и пшеница, модели процесса выращивания колосьев и изготовления хлеба, иллюстрации посев и уборка хлебных культур «Как наши предки выращивали хлеб», «Откуда что берется?», игровые персонажи кукольного театра мышонок Круть и мышонок Верть, машина времени.

Предварительная работа:
Чтение украинской народной сказки «Колосок», рассматривание иллюстраций, придумывание нового продолжения сказки.
Ход занятия:
Ребята, у меня для вас есть одно необычное стихотворенье, я хотела бы, чтобы вы его внимательно послушали и сказали про что оно:
Воспоминанье о былом
Мы ворошим теперь все реже
И за обеденным столом
Не делим хлеб, а просто режем,
Притом, забыв про нож неострый,
Ворчим, что хлеб немного черствый,
А сами, может в этот час
Черствей его во много раз.

(Предполагаемые ответы детей)
Ответ детей: хлеб

Воспитатель: Молодцы! Это хлеб. Ребята, представить жизнь нас современных людей, которые могут приготовить себе множество различных блюд, без хлеба невозможно. И поэтому у меня к вам вопрос: «А как же обходились без хлеба наши предки?»
Ответ детей: ели другую пищу …
Воспитатель: Уже в каменном веке люди подметили, что зерна некоторых растений очень сытные, к тому же они в отличие от плодов и грибов долго не портятся. Эти растения – дикие злаки: рожь, пшеница и ячмень.
Я хочу вам сказать, что племена первобытных собирателей селились неподалеку от полей диких злаков. Каменными серпами они срезали зрелые колосья. Постепенно люди изобрели различные инструменты, с помощью которых обрабатывали землю, убирали зерно, мололи муку.
Подготовка земли под посев – работа очень тяжелая.
Пахали ребята в те давние времена сохой или косулей. Эти простые инструменты, которые каждый крестьянин мог смастерить сам.
Ребенок Игорь: А еще у них был плуг.
Воспитатель: Да Игорь конечно плуг, хотя он не полностью заменил соху.
Чем пахать решал крестьянин. Конечно, много еще зависело от почвы. Плуг чаще использовали на тяжелых плодородных почвах. В отличие от сохи плуг не только подрезал пласт земли, но и переворачивал его. После того как поле вспахано, надо как говорили крестьяне его «причесать». Крестьяне в качестве бороны использовали еловое бревно с большим количеством сучков. При такой обработке все комья разбивались, а камушки удалялись. Земля становилась рыхлой, готовой для сева. Ребята про хлеб можно говорить бесконечно. Есть даже разные сказки, помните, мы с вами читали украинскую народную сказку «Колосок».
Ответ детей: Да помним, там еще про мышонка Круть и мышонка Верть.
Воспитатель: Также ребята есть большое разнообразие пословиц и поговорок, и конечно наши любимые загадки. И некоторые из них мне хотелось бы вам загадать:
• Баба-яга, вилами нога: весь мир кормит, сама голодная (Соха)
• Ходит в поле из края в край, режет черный каравай. (Плуг)
• Две недели зеленится, две недели колоситься, две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает. (Рожь)
• Не море, а волнуется. (Поле)
• Белая белянка по полю ходила, домой пришла, под сарай легла. (Коса)

Воспитатель: Молодцы ребята, все загадки отгадали. (Стук в дверь группы)
В гости к ребятам приходят герои украинской народной сказки «Колосок» мышата Круть и Верть.

Мышата: Привет ребята! Мы узнали, что вы про нас сказку читали и даже придумали свое окончание сказки, вот и решили к вам в детский сад за помощью прийти.

Ответ детей: Мы рады, что вы у нас в гостях….

Воспитатель: Что же у вас случилось, гости дорогие?

Мышата: Когда петушок испек свой такой замечательный, ароматный, вкусный пирог, нам стало очень стыдно, что мы только играли да веселились, пока он трудился, а мы ему совсем не помогали.

Воспитатель: Эх вы, да разве можно так себя вести? Скажите ребята, так можно себя вести?

Ответ детей: Нет …. Мы мамам помогаем готовить.

Мышата: Попросили мы у Петушка прощения, думали, сразу и получим по кусочку пирога. Да только Петушок нам ответил народной пословицей: «Кто не работает, тот не ест!», ребята только мы не поняли, объясните, пожалуйста, что это значит?

Ответ детей: … если не трудиться, то ничего не получится…

Мышата: Предложил нам Петушок самим пойти на «хлебное поле» потрудиться! А мы стали смеяться: Что за хлебное поле? На каком поле растут булки, ватрушки, пирожки? И где это у нас хлеб белый и черный поспевает? Помогите нам, ребята объясните, что значит «хлебное поле?»

Ответы детей: …. Рассматривание иллюстраций «Как наши предки выращивали хлеб».

Мышата: А мы были на таком поле, но там сейчас кроме вот таких красивых палочек и вот такого колоска (без зерен) ничего нет!
(Рассматривание соломинок и пустого колоска)

Ответы детей: почему в сентябре на поле нет зрелых колосков…

Мышата: Как же нам быть? Нам очень хочется стать старательными и трудолюбивыми. И самим научиться делать пирог.

Воспитатель: Мы с ребятами поможем вашему горю! Мы вам подарим колоски.
(Рассматривание и сравнение колосьев пшеницы, ржи, овса. Использование системного оператора: система- колос; подсистема – соломинка, зерно, усики - метелки).
- Ребята, давайте объясним мышатам, из какого колоска можно вырастить зерна для белой пшеничной муки?
Мышата: Большое вам спасибо, ребята, только ведь мы не знаем, как из этого колоска вырастить достаточное количество с зернышками, чтобы пирога хватило всем нашим друзьям.

Ответ детей: Рассказ детей с использованием моделей.
(Модели оформлены в едином ярком и цветном оформлении.)
Весеннее солнце – Влага – Трактор – Земля – Плуг – Борона – Сеялка – Летнее солнце – Дождь – Комбайн – Машина – Элеватор – Мельница – Хлебозавод – Магазин.
Уточнение значения каждого звена в цепочке. Враги: град и очень сильный ветер.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием. Вы знаете есть такой автор Д. Тихомирова которая для детей написала стихотворение которое называется «Два колоска»
Будто солнцу улыбаясь,
На соломе молодой
Дремлет, медленно качаясь,
Ржи колосик золотой.
Весь рогами, как улитка,
Жизни внутренней полна,
Он пригнулся от избытка
Полновесного зерна
А вблизи, поднявшись важно,
Смотрит с гордостью другой,
Все лишь кверху да отважно, -
Так и видно, что пустой.

Воспитатель: Скажите ребята, это красивое стихотворение? О чем оно?

Ответ детей …
Воспитатель: Вы, наверное, устали мои ребятки, и поэтому хочу вам предложить со мною поиграть. Хотите?

Физкультминутка «Колоски растут»:
Представьте, и вы ребята и вы мышата, что мы в чистом поле. А я как настоящая волшебница превращаю вас в маленькие зернышки, и сажаю в землю. (Дети садятся на палас на корточки). Теплое солнышко пригревало землю, дождик поливал. Наши зернышки росли, росли, и стали колосками. (Дети медленно поднимают руки к солнышку). В поле выросли замечательные колоски.

Воспитатель: Вы все молодцы. А теперь я предлагаю мышатам вырастить свой урожай хлебных колосьев, как в старину люди растили – в ручную.

Мышата: Ой, да ведь у нас нет таких машин помощниц?
Воспитатель: А у нас с ребятами есть машина времени, на которой мы совершаем путешествия. И поэтому я вам предлагаю всем вместе сесть в машину времени и отправиться в старинную деревню.
(дети садятся в машину времени, идет обратный счет десятками…) Вот мы и прибыли на место назначения.
Рассматривание иллюстрации «Откуда что берется?», чтение отрывков из стихотворений

В.Воронько
Вешний день, пахать пора. Вышли в поле трактора.
Их ведут отец мой с братом, по холмам ведут горбатым.
Я вдогонку им спешу, покатать меня прошу.
А отец мне отвечает: - Трактор пашет, не катает!
Погоди – ка, подрастешь, сам такой же поведешь!

С. Погореловский
Гнули колос злые ветры, и дожди на колос шли,
Но сломить его за лето так они и не смогли.
«Вот какой я, - он хвалился, - с ветром справился, с водой!»
До того он загордился, вырос к верху бородой.

Воспитатель: А как вы ребята, думаете, настоящие полевые мыши пользу или вред приносят хлебному полю?

Ответы детей: …

Воспитатель: Молодцы ребята, вы правильно ответили. Ребята нам пора возвращаться обратно в садик.
(дети и мышата садятся в машину времени и возвращаются обратно в садик)

Воспитатель: Ну, вот мы с вами и вернулись в наш любимый теплый садик. Ну, мышата скажите, наши знания вам пригодились?

Мышата: Да очень пригодились. Мы не только узнали, как хлеб выращивали люди, но и узнали, как пекли хлеб (черный, белый…), пироги и много вкусняшек. Теперь мы сами сможем сделать свой пирог, и поделится не только с Петушком, но и с друзьями и с вами ребята. Но нам пора возвращаться в сказку. И доказать Петушку что мы исправились, и теперь не будем лениться, а будем во всем ему помогать. Пока ребята.
Воспитатель: До новых встреч друзья! Ну вот ребята проводили мы своих гостей.
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята, а вы запомнили, откуда берется хлеб?
Ответы детей: 1- пахота, 2- сев, 3 – хлеб растет, 4- жатва, 5 – мука, 6 – приготовление теста, 7- хлеб в печи, 8- хлеб на прилавках. А потом хлеб у нас дома, и мы его едим.
Расскажите, какие вы прошли испытания? (ответы детей).
Чему вы научились?
Что узнали нового?
Кому мы сегодня помогли?
Что было самым трудным?
Почему?
Как вы справились с заданием?
Что было самым запоминающимся?

Воспитатель: Молодцы ребята, какие вы у меня умнички. Сегодня вы все хорошо занимались, отвечали на все вопросы, и поэтому я вам приготовила маленькие сюрпризики. Я хочу подарить вам необычные раскраски, которые называются «Мыши на хлебном поле». В них вы можете разукрашивать и в саду и дома.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе Путешествие по стране Математика Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с природой Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Наши права» Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме Осень

Похожие статьи:

Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Зоопарк»

Конспект занятия в подготовительной группе по теме: Птицы

Комплексное занятие с детьми подготовительной группы по ознакомлению с природой и конструирование

Конспект занятия по ОБЖ в подготовительной группе

Конспект НОД в подготовительной группе к 23 февраля

Участник №17 профессионального конкурса для педагогов Лучшая методическая разработка по теме «Мозаика детского творчества и досуга» с 10 ноября по 23 января 2015 года
Конспект занятия по ФЭМП для детей средней группы | Конспект НОД в подготовительной группе
Опубликовано: 738 дней назад (3 декабря 2014)
Просмотров: 3845
+3
Голосов: 3
Анастасия Викторовна Денисова # 3 декабря 2014 в 16:47 0
Понравилось, что очень грамотно оформлен конспект.Прописаны образовательные области,программное обеспечение.Важно,что проводилась предварительная работа.Занятие необычное,с участием персонажей. Еще понравилось,что была освещена история возникновения зерновых культур.
Марет Халидовна Нибо # 4 декабря 2014 в 09:05 0
Анастасия Викторовна большое спасибо за ваш коментарий...
Наталья Борисовна Щипцова # 26 января 2015 в 13:46 0
Добрый день, Марет Халидовна. Познакомилась с Вашим занятием. Вы затронули интересную и полезную тему для воспитания. Знания о хлебе, его выращивании, истории обработке поля, уважительном отношении к труду все это являются составляющей духовно-нравственного воспитания детей. Вами проделана подготовительная работа, присутствие сказочных персонажей, наличие сюрприза. Спасибо за Ваш труд. К оформлению самой работы есть замечания. Вы не прописали автора, задачи, описание работы, цель должна отвечать на вопрос что? Добавив иллюстрации, которые Вы использовали на занятии работа выглядела бы лучше. Еще для лучшего восприятия текста старайтесь не допускать больших пробелов. Есть определенные требования к работам для размещения на сайте. Жедаю успехов. С уважением Н.Б.