Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока русского языка в 6 классе. Фразеологизмы

Урок русского языка в 6 классе
Автор: Павлычева Марина Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «сош №23 с углублённым изучением отдельных предметов», г. Дзержинск
Аннотация: разработка урока русского языка для 6 класса на тему «Фразеологизмы». Данный материал может быть полезен учителям и учащимся общеобразовательных школ.
Конспект урока русского языка в 6 классе «Фразеологизмы».
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с понятием «фразеологизм», источниками фразеологизмов, лексическим значением и строением фразеологизмов.
2. Узнать, как обозначается фразеологизм в словаре.
3. Формировать у учащихся умение отличать фразеологизм от «нефразеологизма».
4. Научить детей находить фразеологизмы в тексте.
Ход урока:
I. Организационный момент. Отметка отсутствующих. Запись темы урока.
II. Вступительное слово учителя.

Ребята! Сегодня мы начинаем знакомство с ещё одним новым для вас явлением языка – фразеологизмами, которые имеют как свойства целого слова, так и свойства словосочетания (и иногда даже свойства целого предложения).
III. Объяснение нового материала.
- Давайте прочитаем определения в учебнике, какой раздел изучает фразеологизмы.
Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение фразеологизмов.
- Прочитайте, что такое фразеологизмы.
Фразеологизмы – это устойчивые (неделимые) соединения слов, в которых лексическое значение заключено во всём сочетании в целом. Это устойчивые словосочетания являются в предложении одним членом предложения.
- Запишем предложение.
Петя бил баклуши весь день.
- Каким членом предложения является сочетание слов «бил баклуши»? (сказуемым).
- Назовите лексическое значение выражения «бил баклуши» (бездельничал).
- Можно ли в данном сочетании слов изменить или опустить хотя бы одно слово, не изменив лексического значения (то есть смысла) сочетания? (нет, нельзя).
- Какой вывод мы можем сделать? (Некоторые сочетания слов равны по значению отдельному слову. И в этих сочетаниях слов нельзя ни опустить, ни заменить слова, не нарушив смысла таких оборотов речи. Эти устойчивые сочетания слов и называются фразеологизмами).
- А теперь давайте посмотрим, в чём же состоит разница между фразеологизмами и похожими на них свободными словосочетаниями? Найдите среди предложений те, в которых есть словосочетания и фразеологизмы.
1. «А теперь, не разгибая спины, поднимите руки вверх», - говорит тренер.
2. Ребята трудились не разгибая спины до самого вечера.
3. Витя упал, а старший брат поднял его и поставил на ноги.
4. Родители поставили на ноги сына, и теперь он живёт самостоятельно.
- Итак, давайте запишем выводы в тетрадь:
1. Фразеологизм имеет лексическое значение в целом, не делясь, а в свободном словосочетании каждое слово имеет лексическое значение.
2. Фразеологизм является устойчивым соединением, неделимым, он не поддается изменениям; во фразеологизме нельзя опускать или изменять слова.
3. Фразеологизм в предложении является одним членом предложения.
4. Фразеологизм можно заменить словом-синонимом.
поставили на ноги = вырастили; не разгибая спины = усердно, хорошо
IY. Закрепление изученного материала.
- Запишем в тетрадь предложения, попытаемся найти в них фразеологизмы и заменить одним словом, то есть найдем лексическое значение этих устойчивых сочетаний слов.
Рабочие завода после ночной смены валились с ног.
Ребята в один голос говорили об интересном фильме.
Коля должен прийти с минуты на минуту.
У Миши работы непочатый край.
- Найдите ошибкоопасные места в данных предложениях.
- Теперь давайте запишем отдельные фразеологизмы и определим их лексическое значение:
остаться на бобах, витать в облаках, на полном ходу, с глазу на глаз, держать язык за зубами, покраснеть до корней волос, стреляный воробей, заткнуть за пояс, почивать на лаврах.
- Устно приведите примеры из жизни с этими фразеологизмами, запишите в тетрадь.
- Запишите предложение, объясните графически постановку знаков препинания в предложении, объясните ошибкоопасные места.
Петя заткнул многих своих одноклассников по математике, а Катя на этом уроке почивала на лаврах и получила три.
- Как же можно найти фразеологизм в словаре? (фразеологизмы в словаре отмечены ромбом).
Y. Рефлексия.
- Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке? С каким явлением русского языка познакомились? (с фразеологизмами).
- Какие отличительные черты фразеологизмов мы теперь знаем?
- Для чего нужны фразеологизмы в речи? (чтобы украшать речь, делать ее более выразительной, меткой).
YI. Домашнее задание.
1. Найдите в словарях 5 фразеологизмов, составьте с ними сложные предложения.
2. Подготовьте небольшое сообщение о том, как возникли данные фразеологизмы: прокрустово ложе, манна небесная, тришкин кафтан.

Рекомендуем посмотреть:

Сказка на основе фразеологизмов для младших школьников Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Фразеологизмы Сказка с использованием фразеологизмов для 2-3 класса Язык, Зубы и Нос Литературная викторина с ответами для учащихся 2 - 3 классов. Фразеологизмы

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку 6 класс

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее

Конспект урока обучающего выборочного изложения в 6 классе

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: Неологизмы

Конспект урока литературы в 5 классе. Короленко "В дурном обществе" | Конспект урока русского языка для 6 класса. Буквы Е и И в корнях с чередованием
Опубликовано: 690 дней назад (18 января 2015)
Просмотров: 5083
0
Голосов: 0
Лайсан Мударисовна Яруллина # 18 января 2015 в 21:02 0
Умничка, очень интересный конспект урока.