Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе по лексической теме "Зима"

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим и формирование лексико-грамматических категорий по теме «Зима»

Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад №17, г. Каменск-Шахтинский.
Описание: Данное занятие проводилось в подготовительной логопедической группе. При составлении занятия упор делался на лексическую тему "Зима". Данное занятие будет полезно логопедам и воспитателям ДОУ.
Цель: обобщение и систематизация знаний детей по теме «Зима».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• совершенствовать навыки словообразования;
• совершенствовать грамматический строй речи – согласование числительных с существительными в косвенных падежах;
• совершенствовать фонематические представления – составление звуковой схемы слова;
• совершенствовать навыки чтения и умения составлять слова из букв;
• совершенствовать связную речь детей.
Коррекционно-развивающие:
• развивать общие речевые навыки, просодическую сторону речи, силу голоса;
• автоматизировать правильное произношение поставленных звуков;
• упражнять детей в образовании глаголов в форме прошедшего времени;
• формировать умение слушать, развивать слуховое внимание;
• развивать внимание, память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные:
• воспитывать у детей умение внимательно вслушиваться в речь педагога и других детей.
Содержание
Логопед: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте со всеми поздороваемся.
Логоритмическое упражнение «Зашагали ножки».
На доске появляется слайд № 1 «Лесная школа».
Логопед: Посмотрите к нам в гости пришли лесные жители и приглашают нас с вами к ним в гости. Да не просто в гости, а куда? Прочитайте.
Дети читают «Лесная школа».
Логопед: Ну что пойдем учиться в лесную школу?
Дети: Да.

Появляется слайд № 2.

Логопед: Тетушка Сова принесла на занятие буквы. Помогите зверятам назвать их.

Дети называют буквы на слайде.

Логопед: А какое слово можно составить из этих букв?
Дети: Зима.
Логопед: Какая 1-я буква?
Дети: З (слайд № 3)
Логопед: Какая 2-я буква?
Дети: И (слайд № 4)
Логопед: Какая 3-я буква?
Дети: М (слайд № 5)
Логопед: Какая 4-я буква?
Дети: А (слайд №6)
Логопед: Прочитайте, что у нас получилось.

Дети читают «Зима»

Логопед: Отгадайте-ка, ребятки, Тетушки Совы загадку!

Слайд № 7.

Что за нелепый человек?
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла? (снеговик)

Слайд № 8.

Логопед показывает набор пособия «Снеговички-звуковички».

Логопед: Вот мои друзья Снеговички,
В разноцветных шапках и шарфах они.
Ребята эти не простые,
Они волшебные – звуковые.
Попробуйте отгадать – этот снеговик какой звук обозначает?

Дети поясняют, что снеговик в красном обозначает гласный звук, в синем – согласный твердый звук, в зеленом – согласный мягкий звук.

Логопед: Молодцы, ребята! А давайте составим из наших Снеговичков-звуковичков слово «ЗИМА».

Детьми проводится звуковой анализ слова, дается характеристика каждому звуку в слове, выставляется соответствующий снеговичок.

Логопед: Ребята, а что зима нам принесла? (холод, морозы, снега, лёд)
- Что зимою лежит на земле? (На земле лежит снег).
- Что вы можете сказать о снеге, лежащем на земле? Какой он? Начните со слова «снег» (снег белый, пушистый, холодный, блестящий).

Слайд № 9.

Логопед: Посмотрите, у тетушки Совы есть для нас новое задание. Давайте его прочитаем.

Дети читают «Составь рассказ о зиме».

Логопед: Давайте поможем зверятам.

Слайд № 10.

Дети по мнемотаблице составляют рассказ:

Наступила зима. На небе темные тучи и падает на землю пушистый снег. Все вокруг засыпало белым снегом. Девочки и мальчики гуляют на улице. Они кормят птиц зимой зерном, семечками и хлебом.

Слайд № 11.

Дети по мнемотаблице составляют рассказ:

Наступила зима. Падает пушистый снег. Много птиц улетели в теплые края. Но с нами остались зимовать синички, воробьи, вороны, снегири, клесты, голуби. Все вокруг занесло белым снегом. Поэтому птицами зимой нечего есть. И люди им в кормушки насыпают семечки, зерно и крошки хлеба.

Слайд № 12.

Дети по мнемотаблице составляют рассказ:

Наступила зима. Все вокруг засыпало белым снегом. Мороз на окнах рисует узоры. Девочки и мальчики одевают зимой теплые вещи. Скоро мы будем наряжать ёлку и Дед Мороз со снегурочкой принесут нам на праздник подарки.

Логопед: Молодцы, много вы рассказали зверятам о зиме. А чтобы узнать о ней еще больше, давайте-ка с вами отправимся в гости к Зимушке-зиме.

Массаж спины «Паровоз»

Дети встают друг за другом «паровозиком».

Паровоз кричит : «Ду-ду!
Я иду, иду, иду!» (поколачивание кулачками)
А вагоны стучат, а вагоны говорят:
«Так-так-так! Так-так-так!
Так-так-так! Так-так-так!» (похлопывание ладошками)

Логопед: Едет, едет паровоз,
Две трубы и сто колес.

Слайд № 13.

Логоритмическое упражнение «Веселый паровозик».

Слайд № 14.

Логопед: Вот мы и приехали. Давайте прочитаем как называется наша первая станция.
Дети: Станция «Снежная».

Игра «Семейка слов»

Логопед: Давайте образуем семейку слов от слова «снег».

- Когда идет сильный снег, как мы это называем? (снегопад).
- Как можно назвать снег ласково? (снежок).
- Кого мы лепим из снега? (Снеговика).
- Каким станет парк, если его занесет снегом? (заснеженным).
- Ком из снега какой? (снежный).

Игра «Есть – нет»

Логопед кладет на ковер картинками вниз стопку карточек с изображением разного количества снежинок.

Логопед: Возьмите 1 карточку, рассмотрите ее и скажите, сколько снежинок на ней нарисовано. Ваш сосед говорит, что у него нет такого количества снежинок, но зато есть другое количество и так далее.
1 ребенок: У меня есть 2 снежинки.
2 ребенок: У меня нет двух снежинок, но есть пять снежинок.
3 ребенок: У меня нет пяти снежинок, но есть три снежинки.
4 ребенок: У меня нет трех снежинок, но зато есть шесть снежинок. И т. д.

Слайд № 15.

Логопед: Едет, едет паровоз,
Две трубы и сто колес.

Логоритмическое упражнение «Веселый паровозик».

Слайд № 16.

Логопед: Вот мы и приехали. Давайте прочитаем как называется наша вторая станция.
Дети: Станция «Вьюжная»

Кто в трубе печной завыл?
Кто ворота отворил?
Кто там воет, завывает,
Все дорожки заметает?
Кто бросает снег в лицо,
Наметает на крыльцо? (вьюга)

Слайд № 17.

Логопед: Эта картина называется «Вьюга». Как можно назвать вьюгу по-другому? Что такое вьюга?
Дети: метель, буран, сильный ветер со снегом.
Логопед: Давайте поиграем в игру «Вьюга». Вы будете петь звук «У» то тихо. То громко в зависимости от того, буду я поднимать или опускать руку. Чем выше моя рука, тем громче вы должны петь, и наоборот.

Игра «Вьюга»

Логопед: Давайте поиграем с вами во вьюгу. Вы будете говорить как вьюга - "У" - то громко, то тихо, в зависимости от того как я буду поднимать руку. Если я поднимаю руку вверх, то вы говорите громко, а если вниз, то - тихо.

Логопед: Намела вьюга много-много снега.

Игра «А что вчера?»

- Ребята, я очень много знаю о снеге и о том, что с ним может происходить. Я буду рассказывать, что происходит со снегом сейчас, а вы мне должны ответить так, как будто это происходило вчера.

- Сегодня снег блестит, а вчера снег блестел.
- Сегодня снег падает, а вчера падал.
- Сегодня снег сверкает, а вчера сверкал.
- Сегодня снег тает, а вчера таял.
- Сегодня снег хрустит, а вчера хрустел.
- сегодня снег идёт, а вчера шёл.

Логопед: Едет, едет паровоз,
Две трубы и сто колес.

Слайд № 18.

Логоритмическое упражнение «Веселый паровозик».

Слайд № 19.

Логопед: Вот мы и приехали. Давайте прочитаем как называется наша третья станция.
Дети: Станция «Зимняя»

Игра «Зимние слова»

Логопед: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Зимние слова». Я буду называть слова, вы хлопайте в ладоши, если услышите слово, связанное с зимой.

- Снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, персики, загорать, снегопад, лыжи.

Молодцы! Вы были очень внимательными.

Слайд № 20.

Игра «Исправь ошибку»

Сегодня зверята составляли с Тетушкой Совой Рассказы о зиме, только они все перепутали. Помогите Тетушке Сове исправить ошибки.

- Первый зимний месяц называется сентябрь. Как наступает зима, так начинаются холода, и люди сразу одевают теплую одежду: шубы, сапоги, варежки, шапки, шортики, шарфы.

- Зимой дети катаются на санках, лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, купаются в море, скользят по льду, загорают, строят снежную крепость и готовятся к празднику – Маминому дню.

- Есть такие спортсмены, которые занимаются зимними видами спорта: хоккеисты клюшками забивают шайбу в ворота; фигуристы танцуют на лыжах; лыжники съезжают с горки на санках; конькобежцы бегают на лыжах.

- Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке.

Молодцы, вы исправили все ошибки.

Логопед: Едет, едет паровоз,
Две трубы и сто колес.

Слайд № 21.

Логоритмическое упражнение «Веселый паровозик».

Слайд № 22.

Логопед: Вот мы и приехали. Давайте прочитаем как называется наша четвертая станция.
Дети: Станция «Новогодняя»

Огадайте-ка, ребятки, вы еще одну загадку.
На дворе снежок идёт,
Значит, праздник … (Новый год)

Слайд № 23.

Игра «Подбери признак»

Логопед: Давайте поиграем с вами в игру «Подбери признак». Вам необходимо как можно больше подобрать признаков к слову «праздник».

Праздник (Какой?) – веселый, семейный, зимний, радостный и т. д.

Молодцы! Вот вам еще одна загадка.

Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная! (елка)

Слайд № 24.

Игра «Семейка слов»

Логопед: Давайте попробуем вспомнить слова из одной семейки с этим словом.

Как вы назовете маленькую елку? (елочка)
Как называется лес, в котором растут елки? (ельник)
Какие шишки у елки? (еловые)
Как называют большую елку? (ель)

Молодцы!

Игра «Наряди елку»

Предлагаю вам нарядить ёлку. (Выставляется искусственная ёлочка). Чтобы нарядить елку вам нужно выиграть елочную игрушку. А выиграет тот, кто назовет мне зимнюю примету или расскажет пословицу или поговорку о зиме.

Дети говорят примету, пословицу, поговорку о зиме, берут елочное украшение и вешают его на елку.

Логопед: Вот и елка у нас наряжена. А что принято делать вокруг елки?
Дети: Водить хоровод, играть в разные игры.
Логопед: Давайте и мы с вами поиграем в игру «Елочки-пенечки».

Слайд № 25.

Музыкальная игра вокруг елки «Елочки-пенечки».

Слайд № 26.

Логопед: Ребята, пока мы с вами играли, нам кто-то прислал письмо. Прочитайте от кого оно.
Дети: Письмо от Деда Мороза.
Логопед: Давайте я помогу вам его прочитать.

Ну, ребята, удивили,
Не напрасно вас учили!
Проявили вы усидчивость,
Терпение, старание,
А так же прилежание
И хорошее воспитание.
Приготовил вам подарки,
Отыщите их под елкой вашей яркой!
Дети вместе с логопедом ищут под елкой подарки.
Презентация на тему: Зима

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с общим недоразвитием речи третьего уро Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Рыбы Конспект НОД по развитию речи на тему: Зима в подготовительной логопедической группе

Похожие статьи:

Конспект занятия – путешествия на тему «Школа» в подготовительной группе

Конспект занятия «Берегите природу» в подготовительной группе

Сценарий логопедического мероприятия с родителями в нетрадиционной форме в подготовительной группе детского сада

Сценарий логопедической игры в подготовительной группе детского сада

Прогулки в подготовительной группе. Картотека с целями на Декабрь

Участник №25 творческого конкурса для детей и педагогов «Чудесная зима» с 1 декабря 2016 года по 28 февраля 2017 года
Новогодний утренник для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в детском саду | Чистоговорки на звук Р для дошкольников
Опубликовано: 2687 дней назад (17 декабря 2016)
Просмотров: 9629
+12
Голосов: 12
Мария Анатольевна Блинова # 18 декабря 2016 в 06:38 +1
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим и формирование лексико-грамматических категорий по теме «Зима»
необычное,развивающее занятие для детей голос.Различные игры, логоритмические упражнения «Веселый паровозик», «Зашагали ножки»,использование слайдов.Спасибо.Голос.
Надежда Валентиновна Пунегова # 18 декабря 2016 в 14:50 +1
Добрый день, Марина! Спасибо за занятие! Взяла для логопеда! Голос!
Лариса Борисовна Бугакова # 28 декабря 2016 в 19:20 0
Спасибо за приглашение.Очень хорошее занятие.В каждом этапе занятия четко прослеживаются и реализуются поставленные задачи.Замечательно подобраны игры на данную тему.Презентация красочная,оформлена по возрасту ребят.Голос!
Мария Александровна Дискантова # 28 декабря 2016 в 22:14 +1
Здравствуйте, Марина Алексеевна. Спасибо за приглашение. С удовольствием ознакомилась с Вашей работой. Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим и формирование лексико-грамматических категорий по теме «Зима».
Соглашусь с коллегами. Занятие очень интересное получилось, логоритмические упражнения обязательно возьму на заметку и передам логопеду нашему.
Голосую "ЗА"+1
Любовь Ивановна Старик # 6 января 2017 в 23:28 +1
Здравствуйте, Марина Алексеевна.С удовольствием ознакомилась с содержанием Вашего занятия.Оно получилось очень содержательным, интегрированным. Мне понравились Ваши методы, которые были использованы на занятии.Желаю дальнейших творческих успехов в работе! Голосую.
Оксана Анатольевна Данильченко # 11 января 2017 в 11:59 +2
Спасибо за приглашение! Публикация интересная, правильно оформленная. Презентация хорошо дополняет материал. Успехов в конкурсе! Голос!
Ольга Ивановна Кабанова # 11 января 2017 в 18:39 +1
Здравствуйте, Марина Алексеевна! С интересом ознакомилась с Вашим конспектом фронтального логопедического занятия в подготовительной группе по лексической теме "Зима". Проведена большая подготовительная работа и представлен подробный конспект с разнообразными играми и заданиями, который методически правильно оформлен. Примите мой голос +1! Желаю вдохновения и творческих успехов.
Лариса Владимировна Валитова # 13 января 2017 в 16:51 0
Здравствуйте Марина Алексеевна. Очень интересное занятие. Много разнообразных увлекательных заданий, которые сопровождаются просто замечательными новогодними слайдами. мне очень понравилось настроение праздника, чудес. Думаю, детям было очень интересно. И, соответственно, дети многое узнали и запомнили. Спасибо. Голос.
Ирина Анатольевна Князева # 13 января 2017 в 17:06 0
Марина Алексеевна! Спасибо за приглашение. Ваша работа познавательна, интересна, позволяет в увлекательной форме закрепить знания детей по теме "Зима".Замечательный игровой контекст материала, вся работа протекает в форме игры, что является необходимым условием проживания малышами дошкольного детства. Данный материал будет полезен широкому кругу педагогов. Спасибо! Удачи!Голос!
Татьяна Владимировна Михайлова # 14 января 2017 в 22:04 0
Мне очень интересна работа по развитию речи с дошкольниками. Ваше занятие вызвало у меня много положительных эмоций. Спасибо, Марина Алексеевна, за поучительный и познавательный материал!
Любовь Сергеевна Новоселова # 22 января 2017 в 11:09 +1
Добрый день, Марина Алексеевна. Спасибо за приглашение. Мне очень понравилась Ваша публикация. Вы проделали большую работу. С удовольствием ставлю голос № 9. Желаю творческих успехов и удачи в дальнейшей работе.
Снежана Анатольевна Колесникова # 22 января 2017 в 20:17 0
Очень интересное и насыщенное получилось занятие. Отличная подборка игр - "Зимние слова", "Семейка слов", "Исправь ошибку".У детей была возможность выполнить много разнообразных заданий на развитие психических функций - внимания, мышления.
Презентация - очень красочная.
Хорошая методика - использование мнемотаблиц при составлении рассказов.
Вам голос, мне - Ваша работа в закладки!
Светлана Михайловна Радулова # 26 февраля 2017 в 03:12 0
Здравствуйте, Марина Алексеевна! Интегрированное логопедическое занятие очень понравилось! Игры и задания интересные, взаимосвязанные. Использованы современные эффективные методы и приемы. Конспект и презентация будут полезны логопедам и воспитателям. Удачи! Голосую!