Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Сценарий универсального логопедического тренинга для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий универсального логопедического тренинга для старших дошкольников "Лягушка-путешественница" (по мотивам древнеиндийской притчи)
Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский.
Цель: развитие артикуляционного аппарата, мимики, общей и мелкой моторики, всех компанентов речи у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Формировать у детей правильные артикуляционные уклады.
2. Развивать подвижность языка.
3. Развивать подвижность лицевой мускулатуры и формировать невербальные навыки выражения чувств.
4. С помощью упражнений для кистей и пальцев рук способствовать развитию координации, амплитуды, силы, динамики, переключаемости, ритмичности движений.
5. Развивать связную речь детей и фантазию.
Описание: Уважаемые коллеги позвольте представить вашему вниманию универсальный логопедический тренинг для детей старшего дошкольного возраста составленный по мотивам древнеиндийской притчи "Лягушка-путешественница". В этот тренинг вошли упражнения для кистей и пальцев рук, артикуляционные и эмоционально-мимические упражнения, как основной набор видов деятельности. Так же в этом тренинге есть и меняемая часть, которая зависит от определенной задачи. Например, отработка звука, развитие лексико-грамматических категорий и т. д. Данный вид работы позволяет разнообразить логопедическую работу, сделать занятие интересным и увлекательным. Так же можно использовать только первую часть тренинга в качестве сюжетной артикуляционной гимнастики.
Описание артикуляционных упражнений (АУ) можно найти в работах, опубликованных мною ранее:
https://ped-kopilka.ru/blogs/marina-aleksevna-durneva/kartoteka-artikuljacionyh-uprazhnenii-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-chast-1.html
https://ped-kopilka.ru/blogs/marina-aleksevna-durneva/artikuljacionaja-gimnastika-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
https://ped-kopilka.ru/blogs/marina-aleksevna-durneva/kompleks-artikuljacionyh-uprazhnenii-dlja-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
https://ped-kopilka.ru/blogs/marina-aleksevna-durneva/metodicheskie-rekomendaci-dlja-vypolnenija-artikuljacionyh-uprazhnenii.html
Описание пальцевых упражнений (ПУ) можно посмотреть тут:
https://ped-kopilka.ru/blogs/marina-aleksevna-durneva/kartoteka-uprazhnenii-dlja-kistei-i-palcev-ruk.html
Данный материал будет полезен логопедам, педагогам дошкольного образования, родителям.
Содержание
В болоте на краю села
Лягушка толстая жила. (АУ "Улыбка")
Когда ей становилось грустно, (АУ "Обида")
Она поесть любила вкусно. (АУ "Вкусно")
Широким плоским языком
Ей комаров ловить легко. (АУ "Широкий язычок")
Когда лягушка мух хватала,
Язык, как ковшик, прогибала. (АУ "Чашечка")
Вот муха ... Вот комар звенит ...(АУ "Муха", "Сопение")
Всех съела. Ну и аппетит! (АУ "Надо же!")
Лягушка досыта поела,
От удовольствия запела.
Но не привычное "Ква-ква",
А современные слова: "Ла-ла-ла..." (АУ "Песенка")
Сверчок лягушке в рот попал,
Зацокал он, застрекотал. (АУ "Лошадка")
Лягушка есть сверчка не стала,
Язык свой к нёбу присосала, (АУ "Грибок")
Подула сильно на сверчка -
Упал бедняжка с языка. (АУ "Грибок" - вариант 3)
Сверчок перепугался очень
И прочь помчался что есть мочи. (АУ "Дрожание")
Со страху он не стрекотал,
А, словно майский жук, рычал. (АУ "Рычание")
Тут стая уток прилетела, (ПУ "Птица")
Средь камышей в болото села. (ПУ "Трава")
Кричали утки: "Кря-кря-кря! (ПУ "Утка")
Мы в Африку летим не зря! (ПУ "Нет")
Там солнце греет жарко-жарко, (ПУ "Солнце")
Цветы цветут там ярко-ярко. (ПУ "Цветок")
Там столько вкусных мотыльков, (ПУ "Бабочка")
Червей, жуков и пауков". (ПУ "Червяки", "Жук", "Паук")
Лягушка лапками махала
И в Африку попасть мечтала! (ПУ "Прощание")
Как ей подняться в высоту,
Осуществить свою мечту?
Лягушка ждет от нас ответ.
Какой дадим мы ей совет? (Формирование связной речи. Дать детям возможность порассуждать на данную тему.)
Прослушав ваши все советы
Лягушка прутик сорвала, (ПУ "Куст" - загнуть один палец - ветку)
Концы двум уточкам дала, (ПУ "Утки")
За прутик ртом схватилась смело,
На юг лягушка полетела. (ПУ "Прощание")
"Кто в теплые летит края?" - все удивлялись. (С помощью жестов и мимики лица изображаем удивление)
"Это я!" - лягушка громко закричала, (Изображаем гордость.)
Открыла рот свой и ... упала. (Сначала изображаем удивление, а затем страх.)
Ах, не ушиблась ли она?
Быть может помощь ей нужна? (Изображаем тревогу и сочувствие)
Нам добровольную бригаду
Спасателей отправить надо
в глухой непроходимый лес.
Лежит лягушка где-то здесь!

На этом этапе я предлагаю детям, чтобы пройти непроходимый лес, выполнить различные задания, которые зависят от цели занятия. Например,
- найти картинки и назвать их, придумать предложение с этим словом - отработка определенного звука в слове и предложении;
- составить рассказ по сюжетной картинке или серии картинок - развитие связной речи (так же можно брать и сюжетную картинку например, где много слов будет на определенный звук, тогда это позволит отработать и звукопроизношение в связной речи, и формировать саму связную речь);
- выполнение различных заданий, направленных на развитие лексико-грамматических категорий.
Т.е., провожу так называемый речевой квест.
В конце выполнения всех заданий дети находят лягушку - у меня это мягкая игрушка, можно взять и картинку.


Смотрите, не лесной опушке
Сидит та самая лягушка.
- Привет, подружка! Как дела?
- Здорова я и весела.

Обычно моя лягушка благодарит детей и танцует с ними - беру любую логоритмику. Или бывает так: вместо игрушки дети находят листы с контуром лягушки и мы выполняем разные варианты штриховки (отработка графомоторных навыков).

Таким образом, данный тренинг можно проводить много раз, меняя только начинку. И каждый раз будет новое увлекательное занятие!!!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект индивидуальной НОД с воспитанником 5-6 лет по коррекции звукопроизношения Конспект НОД в старшей логопедической группе Конспект занятия в старшей логопедической группе Конспект индивидуального коррекционно - развивающего логопедического занятия. Старшая группа

Похожие статьи:

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С - Ш»

Конспект подгрупповой НОД по устранению нарушений в звукопроизношении у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи

Конспект НОД в старшей логопедической группе на тему «Казаки и их традиции»

Логоритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: «Какой бывает транспорт?»

Артикуляционные упражнения для детей дошкольников 5-7 лет | Игры на автоматизацию звука Щ для дошкольников
Опубликовано: 39 дней назад (23 марта 2024)
Просмотров: 145
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!