Конкурсы для педагогов и детей

Агрессивное поведение взрослых по отношению к детям

Статья «Агрессивное поведение взрослых по отношению к детям»
Статья может быть интересна родителям и педагогам. Информацию можно использовать на родительском собрании или на педагогическом совете, поскольку она служит профилактикой агрессивного поведения у взрослых по отношению к детям.
Цель: Профилактика агрессивного поведения у взрослых по отношению к детям.
Задачи: Выявить теоретические аспекты агрессии, факторы её возникновения, наиболее вероятные последствия, описать профилактические меры.
Актуальность моей статьи определяется опытом моей жизни и жизни тех, кого знаю. Большинство из нас проходили родительский дом, садик, школу, училище или вуз. И почти всегда, за исключением глубокой старости, были те, кто старше, главнее и авторитетней чем мы. Сейчас я пишу эту статью с высоты родителя и педагога, и, посмотрев назад, попробую наиболее ясно изложить всю суть вопроса.
В очередной раз, когда одна из родительниц забирала своего ребенка, я увидела, как она вспыльчиво его отряхивает и отчитывает за неряшливый вид и совсем не консервативное поведение, мне стало любопытно, откуда такая агрессия? Тут я начала расставлять всё по местам.
Согласно самому большому психологическому словарю Зинченко и Мещерякова, Агрессивноевное поведение, Агрессия (от лат. aggressio — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Иными словами, наша мамочка каждый раз отдергивая руку ребенка, наносит ему некий вред в виде психологического дискомфорта? Правда! Она его не любит? Нет, не правда. Любит! Тогда, как и почему?
К слову, мотивированное поведение – движущая сила с определяющими её факторами. И так, какие факторы толкают на агрессию:
- Биологические факторы (характер, воспитание)
- влияние нервной системы (активация/дезактивация структур мозга на внешние раздражители)
- генетические факторы (наследственность)
- биохимиечские (состав крови, интоксикация алкоголем, высокий сахар)
- влияние внешней среды (боль, жара, атакующее поведение, скученность)

Получается, что толкает на такое поведение что-то из выше перечисленного.
Теперь, давайте вспомним, каждый из вас когда-либо проявлял агрессивное поведение по отношению к детям? Что с вами было на тот момент, помните? Вы могли жить в маленькой комнате с тремя своими детьми и вечно работающим мужем? Может, у вас мигрень ли остеохондроз, развившийся в связи с определенным образом жизни? А может, ваши родители вели себя точно так же по отношению к вам? Или вы не можете закончить какое-то из своих любимых дел и те, на кого вы срываетесь выводят вас из зоны комфорта? Или вы страстный приверженец социальных норм и ярый идеалист, который не потерпит огласки со стороны прохожих тёть и дядь на ваше любимое чадо, радостно прыгающее в луже? Да, в конце концов вы просто устали от каждодневной рутины и много лет не видели моря! Попробуйте задуматься, какой фактор мог мотивировать вашу агрессию?
Но не стоит углубляться в «самокритику», «самообвинение» и «себязакапывание» если вдруг обнаружили изъян в себе. Лучше попробуйте в следующий раз убедить ребенка, сказать о своих ожиданиях и дать ему выбор самому проанализировать свое поведение. Иначе, какие последствия могут нанести постоянные негативные всплески со стороны взрослого?

Поспорить с тем, что ребенок спокойно воспринимает агрессию сложно, любому взрослому человеку будет как минимум неприятна агрессия со стороны того, кому он доверяет. А ведь дети доверяют нам и более того, подражают. Этому факту отводится важнейшая роль в развитии различных поведенческих форм. Об этом говорит теория социального научения А. Бандуры и Р.Уолтерса, где социальное поведение человека формируется при помощи предыдущего опыта, подкрепленного вознаграждением или наказанием. Можно обратить внимание, что мы сами не замечаем, как иногда начинаем делать замечание своим детям тоном своих родителей, а иногда и такими же фразами. Так же, как отчитывали нас в детстве.
Необходимо понимать, когда дети находятся под влиянием внешней агрессии, они погружаются в чувство тревоги и страха, куда будет направляться основной поток энергии. Если ребенок боится – он не развивается!!! Последуют нарушения коммуникативной и интеллектуальной сферы. Любая война, следствие нарушения коммуникации. Дети хорошо развиваются там, где спокойно, там, где они нам доверяют. Берегите себя и детей, за ними будущее.

Несколько простых советов:
- когда ругаетесь, постарайтесь увидеть свое отражение в зеркалах, или представить его, на сколько Вы красивы в такие моменты? Обратите внимание на морщины на лбу, на осанку.
- попробуйте взять верх над событиями и отправить их в нужном направлении;
- если всё же это не выполнимая задача, то попробуйте прийти к балансу, подавив или вытеснив ситуацию, отвлекаясь на решение других жизненных задач. Но важно понимать, что данный метод носит временный характер, и всплеск агрессии выстрелит рано или поздно.
Всё же попробуйте «спустить пары» в зоне комфорта, расслабьтесь любыми доступными способами.
- ругая детей помните, бурная эмоциональная реакция мешает понимать детям, в чем их ошибка. Мальчикам, в отличие от девочек нужно объяснять кратко и точно, чем вы недовольны, так как они не могут долго держать эмоциональное напряжение и чисто физиологически потеряют логическую связь ваших доводов.
-не уличайте детей в неумении, помогайте найти пути решения, это полезнее ворчания и недовольств.
- чаще хвалите ребенка и давайте им правильную установку, мысли материальны.
Если случилось так, что дети стали проявлять агрессию (а это у них происходит с трех месяцев от роду), то ни в коем случае не тираньте и не требуйте от них покоя. Так же не наказывайте их за такое поведение, дети могут начать скрывать агрессию и выплескивать её за пределами вашего внимания, что чревато плохими последствиями и цепной реакции со стороны сверстников. Но не надейтесь, что сию секунду они должны делать так, как вы говорите, где-то была упущена нить доверия, которую необходимо восстанавливать постепенно. И не забывайте интересоваться самочувствием каждого ребенка.

Игра на распознавание и контроль агрессивного поведения:
«Мир глазами агрессивного человека»
Один из участников выполняет любое неагрессивное действие (встает, закидывает ногу на ногу, улыбается). Второй комментирует это с позиции агрессивного человека («Ты закинул ногу, потому что специально показываешь мне что не уважаешь меня», «Ты улыбаешься, потому что думаешь обо мне какую-то гадость», «Ты встал, потому что хочешь толкнуть»).
После игры провести рефлексию:
- Может человек в состоянии агрессии правильно оценивать ситуацию?
- Какие могут возникнуть последствия?
- Какие чувства испытывали?

Рекомендуем посмотреть:

Консультация для родителей для родителей ДОУ. Физкультура в семье Кризис трёх лет у ребёнка. Советы для родителей Приемы массажа и самомассажа для детей Консультация для родителей младшей группы. О пользе зарядки для детей
Участник №238 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 апреля по 15 июля 2015 года
Конспект НОД в младшей группе. Украшение тарелочки
Опубликовано: 513 дня назад (14 июля 2015)
Просмотров: 2351
Рубрика: статьи
+7
Голосов: 7
Наталья Ивановна Архипова # 14 июля 2015 в 08:10 +1
Прочитав Вашу консультацию, была ошеломлена тем, что в строках текста нашла и свое порой агрессивное поведение. Спасибо, Вам за советы! постараюсь себя ими контролировать. Консультация написана простым, доходчивым текстом, +1
Любовь Сергеевна Новоселова # 14 июля 2015 в 16:49 +2
Добрый вечер, спасибо за приглашение. Познакомилась с Вашей статьёй про агрессивное поведение, понравились советы и игра. Мой голос №2. Успехов!
Адилова Алина # 14 июля 2015 в 17:17 +1
Отличная статья, очень приходилась в работе с родителями. Все очень доступно и понятно. Ждём от Вас ещё статей
Мария Юрьевна Жиличкина # 14 июля 2015 в 17:19 +1
Здравствуйте, Марина! Вы затронули очень важную тему агрессивного поведения взрослых по отношению к детям. Такое поведение постоянно встречается в жизни и особенно оно заметно внимательным, заинтересованным работникам детского сада. И Вы своим материалом заставляете задуматься о своем поведении и помогаете подобрать нужные слова, чтобы снизить уровень агрессивности взрослых по отношению к детям. Очень полезен Ваш разбор причин агрессивного поведения, который показывает, что оно происходит от объективных факторов, а не от того, что человек плохой, а также простые советы преодоления агрессивности. С удовольствием отдаю Вам голос и желаю успехов!
Лилия Данировна Зиннурова # 14 июля 2015 в 21:39 +1
Добрый вечер Марина! Спасибо за приглашение. Ваша статья «Агрессивное поведение взрослых по отношению к детям» мне понравилась. Интересная работа. Она оформлена методически грамотно, в соответствии с требованиями портала. Вашу статью можно использовать в школе на родительском собрании, что я и сделаю. Беру, с Вашего позволения, к себе в закладки. Примите мой голос № 4. Желаю Вам творческих успехов.
Наталья Константиновна Клочкова # 15 июля 2015 в 08:35 +1
Марина, здравствуйте! Спасибо за Вашу статью. Порой мы сами не задумываемся над своим поведением. Обязательно, с Вашего позволения, возьму ее на заметку. Удачи Вам!.
Елена Григорьевна Полякова # 18 июля 2015 в 18:23 +1
Уважаемая Марина, примите голос!
Представленная Вами статья чрезвычайно актуальна и полезна
всем без исключения взрослым. Очень полезно проанализировать
истоки своего поведения, а, значит, не допускать крайностей.
Информирован, значит, вооружён. Именно это даёт Ваш материал.
Спасибо! Желаю новых удачных статей! С уважением, Е.Г.
Елена Григорьевна Полякова # 18 июля 2015 в 18:23 +1
Уважаемая Марина, примите голос!
Представленная Вами статья чрезвычайно актуальна и полезна
всем без исключения взрослым. Очень полезно проанализировать
истоки своего поведения, а, значит, не допускать крайностей.
Информирован, значит, вооружён. Именно это даёт Ваш материал.
Спасибо! Желаю новых удачных статей! С уважением, Е.Г.
Татьяна Александровна Дергилёва # 24 июля 2015 в 13:49 +1
Здравствуйте!Согласна,актуальная статья,Агрессии много,дети,если их оторвать от компьютера или телевизора часто бывают агрессивны.Родители раздражаются по пустякам.И бывают семьи ,где дети вообще нормально не общаются с родителями,только на повышенных тонах.Разрушается семейная целостность.Голосую за вашу статью.