Конкурсы для педагогов и детей

Семейное воспитание

Консультация для родителей. Семейное воспитание
Семейная жизнь, понимаемая в ее полном смысле, есть та школа, в которой настоящим образом научишься жизни. В.А.Жуковский (1783-1852), русский поэт. Среди факторов воспитания немаловажное значение имеет семья. Ее особая роль в системе воспитательных институтов обусловлена тем, что среди них она первой берется за это трудное дело и продолжает его в течение всей жизни человека.
Но что же такое семья?
Социальная природа семьи
Семья - особая группа лиц, связанных духовными, материальными, кровно-родственными отношениями, а также социальная ячейка общества, выполняющая определенные социально-экономические функции. Среди основных функций семьи выделяются следующие:Репродуктивная, детородная, обеспечивающая продолжение семьи, общества;
Социализаторская, воспитательная, обеспечивающая передачу социального опыта;Хозяйственная, обеспечивающая материальные условия жизни семьи;Эмоционально-эротическая, обеспечивающая потребность во всех формах человеческого общения, в любви.Все эти функции семьи тесно связаны друг с другом, а их различные соотношения определяют конкретно-исторические, национальные особенности семьи. Так, традиционная русская крестьянская семья, в которой хозяйственная функция была преобладающей, имела сложную структуру, была многочисленной, включала в себя несколько поколений родственников.Однако на всех этапах исторического развития семьи главной функцией была и остается детородная, репродуктивная функция. Без нее семья в значительной мере теряет свое предназначение и в качестве узкой группы лиц, которую скрепляют, цементируют дети, и в качестве социальной ячейки, предназначенной для сохранения и развития общества.Указанные особенности семьи обусловливают некоторую двойственность ее социальной природы.С одной стороны семья представляет собой интимное, уникальное объединение группы лиц, обладающее известной автономностью от общества. Английская пословица «Мой дом - моя крепость» выражает именно эту характеристику семьи;С другой стороны, ряд социальных функций, присущих семье, прежде всего социализаторская, воспитательная, делают ее зависимой от общества, тесно связанной с ним. «Семья – это кристалл общества», - говорил французский писатель В.Гюго.Именно этой дуальной природой семьи объясняются как ее исключительные воспитательные возможности, так и границы этих возможностей, которые ставятся общественными условиями.В силу этой двойственности взаимоотношения в семье, хотя и отличаются большим своеобразием, тем не менее, регулируются семейным правом.Поскольку семья является составной частью общества, при всей ее индивидуальности в ней все же отражаются особенности тех социальных групп, к которым принадлежат ее члены. Поэтому те проблемы, с которыми, так или иначе, сталкивается каждая семья, являются не только ее собственными, но также и проблемами всех семей данной социальной группы (семей безработных, семей беженцев), проблемами всех семей данного общества (например, российского) и, наконец, проблемами всех семей данной цивилизации, например современной.Общими проблемами всех современных семей, которые влияют на выполнение свойственных им функций, в том числе и воспитательных, стали следующие:Демократизация семейных отношений, которая в значительной степени способствует повышению эффективности семейного воспитания;
Участие в профессиональной деятельности, общественном труде обоих супругов;Эмансипация женщин, утверждение равенства полов;Новая половая мораль, утверждающая большую свободу, как мужчин, так и женщин в выборе партнеров.В весьма своеобразных условиях осуществляется сегодня и семейное воспитание в современной России.
Жизнь семей в современной России
Под воздействием проводимых в стране реформ значительно изменились условия экономической и социальной жизни, что существенно повлияло на жизнь семей и выполнение ими своих основных функций.Изменения в положении семьи выразились в следующих социальных явлениях:резкое социальное расслоение семей по уровню материального благополучия: как показывают проведенные социальные исследования, уровень доходов 10%-го слоя самых богатых семей почти в 15 раз превышает уровень такого же слоя самых бедных, что вдвое превосходит соответствующий показатель в развитых странах;ухудшение материального положения большей части семей, что проявилось в резком сокращении рождаемости, падении нравственного уровня семейных отношений, наиболее тревожным выражением чего стали участившиеся случаотказаодетей;неразработанность законодательной базы по защите интересов матери и ребенка и их практическая беззащитность.Тяжелое положение семьи в современной России усугубляется отрицательным воздействием общих для всей нашей цивилизации проблем.К числу таких «общих» бед, потрясающих основы семьи во всем мире, относятся следующие:рост доли малодетных и бездетных семей, семьи с тремя и более детьми становятся все большей редкостью;нестабильность семьи, все большая их часть распадается в результате разводов;растете число неполных семей, где дети воспитываются только одним из родителей, чаще всего – матерью; безотцовщина – все чаще становится уделом детей, затрудняющим их семейное воспитание;
все более значительная часть мужчин и женщин детородного возраста вообще отказывается от создания семьи, живут в так называемом «гражданском браке» или и вовсе довольствуются случайными связями.
Тем не менее и сегодня, несмотря на ряд кризисных явлений, семья продолжает выполнять свои основные социальные функции. Весьма высокой остается и ее воспитательная роль. В кризисных условиях особую роль приобретает укрепление основ семьи, сохранение традиций семейного воспитания, которое не может быть заменено никакими другими формами воспитательного воздействия. Какова же роль семьи воспитании?
Особенности семейного воспитания.
Семья – первая из социальных ячеек, которая дает человеку представление о смысле жизни, о том, что нужно знать и что следует делать. Пример родителей является для детей критерием оценки добра и зла, вырабатывает привычки поведения.Как считал Ян Каменский, «обязанность родителей – сообща следить за воспитанием, цель которого в том, чтобы подрастающие дети научились быть полезными Богу, ближним и себе: прежде всего себе, но больше людям и всего больше Богу».Многогранность семейных отношений дает ребенку возможность через семейную жизнь включаться во все проявления социальной жизни. Семейное воспитание отличается рядом особенностей, которые и делают его уникальным:органическая связь со всей жизнедеятельностью ребенка;
непрерывность и длительность воздействия;интимность, непосредственность воспитательного процесса, общение на основе чувства родства, любви, доверия, взаимной ответственности;общение людей разного возраста и профессий;относительная замкнутость, изолированность от внешних факторов;значительная вероятность противоречивых воздействий.Исключительную роль играет семья на раннем этапе развития личности, выступая в качестве единственного инструмента воспитания ребенка. Именно в общении с родителями ребенок приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта. В игре он моделирует жизнь взрослых с ее правилами и нормами.Уникальной характеристикой внутрисемейных отношений является родственная близость, представляющая исключительную воспитательную ценность.«Где как не в браке, - говорил французский философ-просветитель Д.Дидро (1713-1784), - можно наблюдать примеры чистой привязанности, подлинной любви, глубокого доверия, постоянной поддержки, взаимного удовлетворения, разделенной печали, понятных вздохов, пролитых вместе слез».Вклад семьи в эмоционально-нравственное развитие личности становится особенно ощутимым в нашу эпоху, когда чрезмерная рационализация человеческих взаимоотношений оборачивается угрозой одностороннего развития индивида, его «эмоциональной недостаточностью».
Составными частями содержания семейного воспитания являются известные общие направления воспитательной деятельности: физическое, нравственное, умственное и др.
Физическое воспитание в семье основывается на поддержании здорового образа жизни, включает в себя четкий распорядок дня, регулярные физические упражнения и занятия спортом, систематическое закаливание организма и т.п.Умственное воспитание предполагает постоянный интерес всех членов семьи, прежде всего родителей, к знаниям, стимулирование потребности ребенка в приобретении и обновлении. Развитие интеллектуальных способностей является центральной задачей семейного воспитания. Усилению роли родителей в умственном воспитании детей, по мнению современного американского педагога Г.Драйдена, должно стать одним из главных направлений в развитии современного образования. Большинство исследователей убеждены, что 50% способностей человека к обучению развиваются в течение первых четырех лет жизни. И еще 30% - до восьми лет. Поэтому именно семья, а не школа является наиболее важным образовательным учреждением, и самые важные наставники – родители, а не учителя.
Нравственное воспитание в семье – закладывает фундамент духовного мира личности, ее поведения. В русском созерцании нравственность человека начинается с почитания отца, родителей, любви к ним, с выполнения сыновнего долга и продолжается путем поддержания братских отношений между людьми.
Если ребенок живет в атмосфере любви, он учится любить.
Если вокруг ребенка все делятся друг с другом, он учится щедрости.
Если ребенок живет среди честных и справедливых людей, он поймет, что такое правда и справедливость.
Если ребенок живет в атмосфере терпимости, он учится быть терпимым.
И наоборот:
Если ребенок живет в атмосфере критики, он учится порицать.
Если ребенок живет в атмосфере враждебности, он учится воевать.
Если ребенок живет в атмосфере страха, он учится бояться.
Эстетическое воспитание призвано формировать понимание прекрасного в окружающей жизни, ценить его, а также уже с детских лет развивать художественные таланты и способности. Это особенно важно теперь, когда появилось множество дешевых подделок подлинного искусства во всех его сферах.
Трудовое воспитание создает одну из самых надежных гарантий успешного преодоления трудностей, ожидающих каждого человека на его жизненном пути. Важно, чтобы ребенок осознал, что только в труде можно правильно познать себя и окружающие нас предметы, укрепить свои физические и моральные силы.
Весьма положительное влияние на семейное воспитание оказывает существующая в ряде фирм, особенно западных, практика периодического проведения для всех членов семей их работников так называемых «дней открытых дверей», в ходе которых дети сотрудников имеют возможность, увидев воочию реальные условия труда своих родителей, более тесно приобщиться к их делам и заботам. Наибольших успехов в объединении воспитательных усилий семьи и трудового коллектива достигли японские корпорации, где взаимодействие семьи и производственного коллектива осуществляется на протяжении всей жизни человека с момента его рождения.Несомненно, что семейное воспитание во всех его формах – это нелегкий упорный, повседневный труд, а успех этого дела во многом зависит от ясного понимания его целей и содержания, а также от сознания ничем незаменимых его возможностей.При этом важно правильно выбрать тот или иной стиль воспитания, соответствующий конкретной ситуации, сложившейся в семье.
Стили семейного воспитания
Семейное воспитание – более или менее осознаваемые усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша.Содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят от ряда хаарктеристик семьи, в первую очередь от тех личностных ресурсов, которые в ней имеются.
Личностные ресурсы, с одной стороны, определяются составом семьи ( наличие обоих родителей или одного из них, сиблингов – братьев и (или) сестер, близких родственников, включенных в семейную жизнь, - бабушек, дедушек, теток, дядей и пр.), а с другой ( и главным образом) – такими характеристиками старших членов семьи, как состояние здоровья, характер, уровень и иВД образования, индивидуальные увлечения, вкусы, ценностные ориентации, социальные установки, уровень притязаний и пр.Одна из важнейших характеристик – отношение старших к младшим и к их воспитанию как к своим безусловным жизненным ценностям, от чего зависит мера их участия в воспитании. Имеющиеся в семье личностные ресурсы могут дополняться в определенные периоды привлечением к воспитанию няни, репетиторов и домашних учителей, гувернеров.Личностные ресурсы, в частности уровень образования старших членов семьи, их социальный статус, ценностные ориентации, уровень притязаний и т.п., влияют на цели и стиль семейного воспитания.Цели воспитания в семье могут быть весьма различными по спектру, содержанию и по характеру.Так, спектр целей семейного воспитания включает в себя привитие младшим гигиенических навыков, бытовых умений, культуры общения, физическое, интеллектуальное, экспрессивное, личностное развитие; культивирование отдельных способностей ( в каких-либо видах спорта, искусства, отрасли знания); подготовку к определенной профессии или сфере деятельности.
По содержанию цели могут быть сугубо инструментальными, направленными на достижение конкретных результатов, или дополняться определенными духовно-ценностными составляющими. Характер целей семейного воспитания не обязательно соответствует общественно одобряемым установкам ( в семье, например, могут сознательно культивировать индивидуализм, жесткость, нетерпимость и т.п.).
Важнейшей характеристикой семейного воспитания является егос стиль, т.е. типичные для старших система приемов и характер взаимодействия с младшими. В зависимости от меры его «жесткости – мягкости» стиль может быть определен как авторитарный или демократический с веером промежуточных вариантов. (А.В.Мудрик «Соц.пед» , М АКАДЕМИЯ 2000) Характер семейного воспитания может быть различен.
Обычно выделяются следующие три типа семейного воспитания:
демократический;
авторитарный;
либеральный.
Демократический стиль характеризуется стремлением родителей мотивировать свои поступки и требования, прислушиваться к мнению детей, учитывать их позицию, развивать способность к самостоятельным суждениям. (Мудрик)Старшие, устанавливая правила и твердо проводя их в жизнь, не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими; в младших ценится как послушание, так и независимость. Доверие к младшим в принципе отличает тип контроля за ними по сравнению с авторитарным стилем воспитания, делает основными средствами воспитания одобрение и поощрение. Содержание взаимодействия определяется не только старшими, но и в связи с интересами и проблемами младших, которые охотно выступают его инициаторами. Коммуникация имеет двухсторонний характер: и от старших к младшим, и наоборот. Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости. ( Мудрик).
В результате, как показывает опыт, дети лучше понимают родителей, растут послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Они видят в родителях образец трудолюбия, честности, гражданственности.
Исследованиями установлено, что в семьях, где родители придерживаются этого стиля, дети показывают лучшую успеваемость в школе, более дисциплинированны, трудолюбивы, скромны, самокритичны. Дети из таких семей оказываются лучше подготовлены к роли будущего семьянина.Авторитарный стиль характеризуется строгостью, жесткой требовательностью родителей к детям. Принуждения, угрозы рассматриваются здесь в качестве главных методов воспитания. Для обеспечения повиновения детей используется главным образом мотив страха. Опыт показывает, что подобный стиль ведет к появлению таких качеств как лживость, грубость, лицемерие. У детей формируется или агрессивность в поведении, или же, наоборот, крайняя апатия, пассивность. Результатом такого воспитания является растущая у детей с годами чувство отчуждения и протеста, иногда перерастающее в антиобщественные формы поведения. Известный советский педагог А.С.Макаренко давал такую оценку этому стилю, который он называл «стилем подавления»: «если отец дома всегда рычит, всегда сердится, за каждый пустяк разражается громом…, на каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребенка отмечает наказанием, то это и есть авторитет подавления…».В ряде семе это проявляется в навязчивом стремлении полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей, что может вести к острым конфликтам. Немало отцов и матерей, которые фактически рассматривают своих детей как воск или глину, из которых они стремлятся «лепить личность» Если же ребенок сопротивляется, его наказывают, беспощадно бьют, выколачивая своеволие.При таком стиле воспитания взаимодействие между старшими и младшими происходит по инициативе старших, младшие проявляют инициативу лишь в случае необходимости получить санкцию на какие-либо действия. Коммуникации янаправлена преимущественно или исключительно от старших к младшим. Такой стиль, с одной стороны, дисциплинирует младших и формирует у них желательные для старших установки и навыки поведения, с другой – может вызвать у них отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию зачастую вместе с апатией и пассивностью.(Мудрик)Не нужно доказывать, как вреден этот авторитет. Он ничего не воспитывает, он только приучает детей подальше держаться от страшного папаши, он вызывает детскую ложь и человеческую трусость и в то же время он воспитывает в ребенке жестокость».Либеральный стиль отличается стремлением предоставить детям возможно большую свободу, терпимостью ко всем их поступкам, всепрощением.Продуктом этого стиля, который часто диктуется чрезмерной родительской любовью, является недисциплинированность, безответственность в характере детей. В своем стремлении завоевать любовь ребенка такие родители порой не замечают, что формируют в нем эгоиста и лицемера. В этом состоит серьезная опасность применения такого стиля.
(Мудрик) В реальности авторитарный и демократический стили воспитания в чистом виде встречаются не так уж часто. Обычно в семьях практикуются компромиссные варианты, которые ближе к одному или другому полюсу. Кроме того, старшие члены семьи могут реализовывать неидентичные друг другу стили (например, отец – более авторитарен, мать – демократична)
Так, есть семьи, в которых мать стремится не столько «формировать» личность ребенка, дисциплинировать его, сколько помогать его индивидуальному развитию, добиваясь эмоциональной близости, понимания, сочуствия. В то же время целью отца является подготовка ребенка к жизни через тренировку его воли, обучение нужным и полезным умениям (разумеется, согласно его представлениям). (Мудрик)
Однако результаты семейного воспитания зависят не только от его стиля. Независимо от применяемого стиля на эффективность семейного воспитания влияет в большой мере и такой фактор, как степень организованности супружеских отношений.
Неблагоприятная с этой точки зрения семья, где нет согласия между родителями, оказывает негативное воздействие на интеллектуальное, речевое и нравственное развитие ребенка. Установлено, что дети, выросшие в конфликтной семье, оказываются плохо подготовленными к семейной жизни, их семьи чаще распадаются.
Именно с конфликтностью семей связан известный парадокс семейного воспитания, когда в семьях у родителей с высшим образованием и достатком растут «трудные дети», а в малообеспеченных семьях, у родителей без высшего образования вырастают хорошие дети. Таким образом, обнаруживается, что стрессовые условия в семье не могут быть компенсированы ни семейным достатком, ни уровнем образования родителей.
Конечно, аномалии в развитии ребенка могут возникать не только под влиянием семейных условий. Как отмечалось выше, сами эти условия являются результатом, не только внутренних, но и многих внешних по отношению к семье, побочных факторов.
Тем не менее установлено, что в семьях с ненормальными отношениями супругов вдвое чаще встречаются дети с аномалиями психики.
Роль семьи в формирований навыков семейной жизни.
Незаменима роль семьи в формировании знаний, навыков, привычек семейной жизни. Учитывая кризисное состояние семьи, это направление воспитания приобретает исключительно важное значение. В этом деле именно семья остается главным источником воспитания.
Только в семье рождаются супружеские чувства, отцовские и материнские, сыновние и дочерние привязанности.
В семье на примере матери девочка получает первые уроки женственности, а мальчик на примере отца – мужественности.
Родители, дополняя друг друга, обеспечивают решение разнообразных воспитательных задач.
Отец формирует такие качества, как энергичность, сила, смелость, ответственность.
Мать воспитывает в детях другие, но не менее важные для жизни качества – сердечность, доброту, снисходительность т.п.
И те и другие группы качеств являются духовной основой семейной жизни.
«Только муж и жена вместе, - говорил немецкий философ Л.Фейербах (1804-1872), - образуют действительность человека;
муж и жена вместе есть бытие рода, ибо их союз есть источник множества, источник других людей».
Гармоничное развитие детей связано не только с активной своеобразной воспитательной деятельностью каждого из родителей, но, как отмечалось, и с согласованностью их действий. Противоречия в воспитательных действиях родителей – одна из причин детский психических расстройств.
Формирование личности ребенка происходит как под влиянием объективных условий его жизни в семье, так и под воздействием целенаправленной воспитательной деятельности взрослых. Успех этой деятельности зависит от ряда условий:
связи воспитательной деятельности с реальной жизнью родителей;
уровня общей культуры родителей, их жизненного опыта;
специальной педагогической подготовки родителей.
Особенно сильное, безраздельное влияние семья оказывает на ребенка в ранние годы его жизни. Но оно продолжается и после поступление его в образовательные учебные заведения. Воздействие родителей на ребенка продолжается и в его школьные годы. Более того, семья представляет собой единственный воспитательный институт, который влияет на человека на протяжении всей его жизни.
Другое дело, что вместе со взрослением ребенка такое влияние перестает быть монопольным, семья начинает все в большей степени разделять свое влияние с другими социальными институтами: школой, трудовым коллективом и т.д.
Соответствие друг другу, согласованность, взаимодействие разных институтов воспитания – семьи, школы, общества – важнейшее условие эффективности всей системы воспитания в целом.
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПОД РЕДАКЦИЕЙ ПРОФЕССОРА Э.В.ОСТРОВСКОГО, М ВУЗОВСКИЙ УЧЕБНИК 2007. Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.
Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений. Онам являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:
Демографический – структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало – или многодетная).

Социально – культурный – образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.

Социально – экономический – имущественные характеристики и занятость родителей на работе.

Технико – гигиенический – условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Современная семья весьма существенно отличается от семьи пролшлых времен не только иной экономической функцией, но и – что для нас еще важнее – коренным изменением своих эмоционально – психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально – психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как на парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои причины. Назовем лишь некоторые из них.
Во-первых, большое количество семей однодетны и состоят из двух поколений – родителей и детей; бабушки и дедушки, другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична. Таким образом, исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми, сиблингами (братьями – сестрами), тетками, дядьями и др.
Во-вторых, при сохранении традиционного разделения «мужского» и «женского» труда первый в массе семей (кроме деревень и малых городов) сведен к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье (в домашнем хозяйстве) и внедомашней занятостью.
В-третьих, поскольку отношения супругов все более определяются мерой и глубиной их привязанности друг к другу, постольку резко повышается их уровень ожиданий по отношению друг к другу, реализовать которые многие не могут в силу традиций культуры и своих индивидуальных особенностей.
В-четвертых, сложнее и проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети ранот приобретают высокий статус в семье. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает – на смену ему должен приходить авторитет личности родителей.
Социализирующие функций семьи.
Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Поэтому ограничимся несколькими аспектами.
Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается.
Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола ребенка. В первые три года жизни это влияние определяющее, ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы, связанные с мускулинностью (мужскими свойствами) или фемининностью (женскими свойствами). Существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на последующих возрастных этапах, помогая или мешая формированию психологического пола подростка, юноши.
В-третьих, грает ведущую роль в умственном развитии ребенка ( американский исследователь Блум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и в неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов), а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее члено сказываются на интеллектуальном развитие человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.
В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. В частности, исследования показывают, что выбор супруга и характер общения в семье детерменированы атмосферой и взаимоотношениями в семье. Родители, которые сами пережили в детстве недостаток внимания или которым не удалось успешно решить в семье свои детские конфликты или проблемы, связанные с половым созреванием, как праваило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.
В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.
В-шестых, семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты и способы того и другого.
Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит то, каким содержанием наполняется вних социализация, каковы ее результаты. Так, социализация в большоц группе семей имеет явно антисоциальные характер и результаты. По некоторым данным, до 25% семей в нашей стране вообще не в состоянии позитивно социализировать детей, а до 15% - формируют правонарушителей.
Часть таких семей обладает наследственной дегенерацией, которая проявляется не только в психических забалеваниях или дебильности, но и в полной эмоциональной выхолощенности, иначе в эмоциональной тупости, приводящей к социальной дезадаптации. Так, в 18 веке в Северной Америке от брака пьяницы рыбака и проститутки образовалась семья Джюков. К 30-м гг. 20 века среди более чем двух тысяч их потомков насчитывалось 55% бродяг, воров, проституток и слабоумных. Статистика подобных семей в России отсутствует, но их наличие и рост их числа – эмпирический факт. И наконец, сегодня распостранилось стремление сбывать детей с рук. В редких случаях – родственникам, чаще – на попечение государства, порой детей просто выгоняют из дому, много случаев убийства нежелательного младенства. Все это проявления дезорганизации семьи, отражающей негативные процессы в обществе и государстве.
Итак, в любой семье человек проходит стихийную социализацию, характер и результаты которой определяются ее объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.
Что же касается воспитания в семье как относительно социально контролируемой социализации, то его в состоянии осуществлять относительно небольшой процент российских семей ( по различным данным разброс очень велик – от 20 до 60%).

Рекомендуем посмотреть:

Роль родителей в воспитании детей дошкольного возраста Причины плохого поведения детей Воспитание гиперактивных детей дошкольного возраста Труд как основа духовно-нравственного человека на материале русской и зарубежной литературы

Похожие статьи:

Почему ребёнок вредничает?

Ответственность родителя и педагога в жизни ребёнка

Развитие речи от 1 года до 2 лет
Опубликовано: 958 дней назад (28 апреля 2014)
Просмотров: 9781
+3
Голосов: 3
Марина Владимировна Демченко # 28 апреля 2014 в 20:49 0
Надежда Леонидовна, очень нужный материал для современных родителей! В консультациях очень хорошо рассказывается о ценностях семьи и успехах в воспитании! Конечно же охранение традиций семейного воспитания не может быть заменено никакими другими формами воспитательного воздействия. Голос актуальной теме!
Ираида Юрьевна Ляпунова # 28 апреля 2014 в 23:07 0
Надежда Леонидовна, представленный материал актуальный и полезный, объёмный и доступный.В понятие "Семья", "семейные традиции"входит понятие "образ жизни". Многие "болезни" и проблемы коренятся в образе жизни взрослых.На мой взгляд, следует повышать компетентность родителей в вопросах семейного воспитания, через различные формы. Обучать их "родительству". Родительство - это уникальный труд. От других видов его отличает обязательная самоотдача. Родительство дает особый смысл жизни, даже если изначально ребенок не входил в планы супругов. Статус родителей - особый, и большинством людей он воспринимается как счастье.
Светлана Николаевна Крючкова # 29 апреля 2014 в 12:36 +1
Очень подробно, интересно подобран материал по теме СЕМЬЯ. Раскрыты важные моменты ее назначения, особенности. Воспитание начинается с семьи. Считаю, эту тему обязательно надо затрагивать на первых собраниях в детском саду.Этой теме можно посвятить несколько собраний. Спасибо за информацию!