Конкурсы для педагогов и детей

Синквейн – эффективный приём технологии развития критического мышления

СИНКВЕЙН – эффективный приём технологии развития критического мышления.
Автор: Бартенева Надежда Николаевна. МКОУ СОШ №1 г. Макарьев.
Я в своей практике в планы своих уроков включаю написание синквейнов.
Возникла эта форма в Америке в начале 20-го века. В России, её стали использовать в дидактических целях в качестве довольно результативного метода развития образной речи.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Виды синквейнов
Существует два вида синквейнов – традиционный и дидактический.
Я в своей работе использую дидактический синквейн.
Дидактический синквейн составляется главным образом по смыслу.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл - афоризм, при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с темой.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом), выражает личное отношение автора синквейна к теме.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Форма синквейна напоминает ёлочку

Примеры синквейнов
№1

№2

№3

№4

№5

В чём же его эффективность и значимость?
• Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
• Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
• Синквейн является игровым приемом.
• Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
• Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации

Список использованной и рекомендуемой литературы
Акименко В.М. Новые педагогические технологии: Учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.

Рекомендуем посмотреть:

Духовно-нравственное воспитание младших школьников Размышления одного учителя Педагогическая этика что это такое Ребенок и информация. Консультация для родителей
Работа над правилами орфографии в начальной школе в занимательной форме | Разработка урока по математике в 1 классе на тему: Задачи и загадки
Опубликовано: 310 дней назад (30 января 2016)
Просмотров: 1225
Рубрика: Мои статьи
+11
Голосов: 11
Анастасия Викторовна Богданова # 30 января 2016 в 08:05 +3
Надежда Николаевна! Впервые узнала о составлении синквейна. Интересно. Думаю что синквейн можно попробовать использовать для работы по развитию речи со старшими дошкольниками. Спасибо за интересную идею! Голос.
Надежда Николаевна Бартенева # 30 января 2016 в 10:57 +2
Анастасия Викторовна, здравствуйте! Благодарю Вас за комментарий.
Татьяна Александровна Толстикова # 30 января 2016 в 09:01 +3
Надежда Николаевна, здравствуйте! С интересом познакомилась с Вашей публикацией. С синквейнами и раньше была знакома, но вот в работе как-то не приходилось применять. А теперь захотелось, опираясь на образцы Ваших синквейнов, дать возможность ребятам попробовать свои силы. Я думаю, их увлечёт это занятие. Спасибо за идею. Надежда Николаевна, позволю себе небольшие рекомендации по оформлению материала. В начале публикации надо обязательно прописывать автора, описание, цель и задачи. Таковы требования сайта, и к ним необходимо прислушиваться. Я уверена, со временем у Вас всё получится. А за интересный и увлекательный материал примите мой голос. Удачи!
Надежда Николаевна Бартенева # 30 января 2016 в 11:04 +3
Татьяна Александровна, здравствуйте! Благодарю Вас за комментарий. Спасибо Вам за подсказку. Я приму Ваши сведения. Вы правы, я только учусь оформлять работы. Татьяна Николаевна, подскажите пожалуйста как оформлять заявку на свидетельство, с чего начать. Не получается.
Вера Валерьевна Ляпина # 30 января 2016 в 10:19 +2
Полезная информация всем, кто хочет использовать в работе новые технологии. Спасибо, беру ваш материал в свою копилочку. Вам желаю удачи!
Надежда Николаевна Бартенева # 30 января 2016 в 11:07 +2
Вера Валерьевна, благодарю за комментарий.
Наталья Яковлева # 30 января 2016 в 17:56 +1
Надежда Николаевна, очень полезный материал Вы опубликовали! Думаю, многим может пригодиться в педагогической деятельности. Составление синквейнов, на самом деле, сейчас очень эффективный и значимый приём технологии развития критического мышления. Голосую!
Надежда Николаевна Бартенева # 30 января 2016 в 18:04 +2
Благодарю Вас за комментарий.
Алия Таировна Абибуллаева # 31 января 2016 в 23:21 +1
Я использую данный прием при этапе урока "Рефлексия". Очень удобный прием. Спасибо за понятную и доступную подачу материала.
Надежда Николаевна Бартенева # 1 февраля 2016 в 16:18 +1
Алия Таировна, здравствуйте! Благодарю Вас за комментарий.
Елена Александровна Карпухина # 4 февраля 2016 в 22:32 +1
Восхищаюсь данным приемом! Ваш материал заслуживает внимания педагогов. Синквейн, как прием технологии развития критического мышления, играет весомую роль. Позволяет самовыражаться и развивать у ребенка способность анализировать и синтезировать информацию, развивать творческие способности.
Надежда Николаевна Бартенева # 5 февраля 2016 в 14:24 +1
Елена Александровна, здравствуйте! Благодарю Вас за комментарий.
Светлана Михайловна Радулова # 9 апреля 2016 в 00:27 +2
Здравствуйте, Надежда Николаевна! Синквейн использую в логопедической работе с детьми старшей подготовительной группы. У детей обогащается словарь, развивается мышление, творчество. В публикации описана технология синквейна и приведены замечательные красочные примеры. Примите голос!
Надежда Николаевна Бартенева # 9 апреля 2016 в 17:42 +1
Светлана Михайловна, добрый вечер! Спасибо за комментарий и голос.
Вера Олеговна Седова # 19 мая 2016 в 22:51 +1
Надежда Николаевна, здравствуйте ! Вами описан простой, а, значит, доступный метод развития мышления школьников. Хорош он в качестве рефлексии, а также при подведении итогов по каждому заданию, выполненному учащимся. Если ребёнок знаком с заданием, пробовал варианты его выполнения, он свободно проанализирует понятный материал. И наоборот, если есть "тёмные" пятна, ребёнок затруднится, что и явится сигналом учителю к проработке данного материала. Вами предложено использование метода, приведены примеры, которые проиллюстрированы крупными картинками.
Успехов Вам и творческих находок !
Надежда Николаевна Бартенева # 19 мая 2016 в 23:03 0
Вера Олеговна, здравствуйте! Спасибо за комментарий.
Марина Александровна Куди # 7 июня 2016 в 20:50 +1
Доброго времени суток,Надежда Николаевна солидарна с вами в значимости синквейна и применения его на уроках. Сама часто использую этот прием на своих уроках музыки. Ребятам очень нравится придумывать синквейны– это довольно увлекательное и творческое занятие, при этом оно не требует специальных знаний или литературных талантов. Главное – хорошо освоить форму и «почувствовать» ее.Спасибо за вашу публикацию и подробное и понятное описание.
Надежда Николаевна Бартенева # 9 июня 2016 в 20:22 0
Марина Александровна, здравствуйте! Благодарю Вас за поддержку.