Конкурсы для педагогов и детей

Внеклассное занятие в начальной школе. Образ животного в народном декоративном творчестве

Беседа на тему: «Изображение животных в произведениях народного декоративного искусства»
с младшими школьниками.
Автор: Горбова Надежда Юрьевна, преподаватель МБОУ ДОД "Детская школа искусств" Яранского района Кировской области, город Яранск.
Описание: в данном конспекте урока рассказывается на примере русской росписи, глиняной и деревянной игрушки как образ животных воплотился в русском народном творчестве.
Назначение: предназначен для учителей ИЗО, педагогов дополнительного образования, родителей.
Цель: продолжение знакомства детей с анималистической темой на примере народного декоративного искусства, воспитание любви к Родине и ее культурному наследию.
Задачи:
-знакомство с образами животных и птиц в городецкой, жостовской росписях;
-знакомство с образами животных на примере дымковской, филимоновской, богородской игрушек, а также в русской народной вышивке;
-знакомство с таким понятием как стилизация образа;
-развитие эстетического вкуса у детей.
Материалы и оборудование: образцы народной игрушки, вышивки, росписи; фотоальбомы о народных промыслах.
Ход урока:
Организационный момент, подготовка рабочих мест.
Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы поговорим об образе животных в произведениях народного декоративного искусства.

Велика Россия наша
И талантлив наш народ
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Русская игрушка
Ей не налюбуешься
И в Париже и в Нью-Йорке
Наш медведь красуется.
Я куплю себе свистульку
Буду трели выводить,
Мастеров из славной “Дымки”
Никогда нам не забыть.
В Твери делают игрушки
Сколько радости для глаз
Подрастают мастерицы
Может быть и среди нас.
Любовались гости чудом
Громко восхищалися –
Расписною красотой
Сражены осталися.
Наша русская игрушка,
Не стареет сотни лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
Ты играй моя гармошка
Ты подруга подпевай
Мастеров Руси великой
Во весь голос прославляй!

Всегда художника вдохновляла природа! Образы животных нашли своё воплощение в разных видах декоративно-прикладного творчества.

В Дымкове, над Вяткою-рекою,
Драгоценный продолжая труд,
Не ища на старости покоя,
Мастерицы славные живут.

Красная за окнами калина,
Пароходный движется дымок.
На столе еще сырая глина,
Грубый, неоформленный комок.

За своей работою старушка
На скамейке низенькой сидит.
Глиняную вятскую игрушку
Лепит… нет, не лепит, а творит!

Хороша игрушка расписная!
Вся поет, бесхитростно светла,
И видна в ней радость молодая
Ставшего искусством ремесла.

(Леонид Хаустов)

История дымковской игрушки насчитывает более четырехсот лет. Впервые этот народный промысел появился близ города Кирова (в те времена он назывался Вяткой), в небольшой слободе Дымково. Яркие фигурки из глины, расписанной красками сочных солнечных цветов местные крестьяне лепили к празднику Вятской Свистуньи, который традиционно отмечался весной.
По форме и виду дымковские игрушки довольно разнообразны. Как правило, это вылепленные из глины, полые внутри фигурки кавалеров и барышень, медведей, лошадей,

пышнохвостых индюков, петухов, коров и козлов.

Посмотрите внимательно на эти таблицы. Здесь наглядно показаны этапы лепки игрушки из глины.


Основной элемент росписи – геометрические узоры, зигзаги, круги, полоски, волнистые линии, круглые пятна, точки и клетка. В оформлении готовой игрушки используются самые яркие, даже контрастные цвета – красный, зеленый, желтый, синий, малиновый, голубой и другие, а также позолота.

Есть под Тулой деревенька,
Филимоново зовут.
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут.
И добро там не простое,
И не злато, серебро.
Филимоновской игрушкой
Называется оно.
Сильно вытянуты шеи
И корова, как жираф,
И медведь, что Змей Горыныч,
Только это просто так.
Чтобы звери, птицы, кони,
Барышни, солдаты,
И коровы, и медведи
Нравились ребятам.
Чтоб добром и красотою сердце согревало
И чтоб сказка никогда нас не покидала.

Основной тип изделий - свистульки традиционных форм (конь, медведь и др.). Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины "синики". При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись с характерными ритмичными полосками. По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины.
Учитель: Ребята, какие цвета характерны для филимоновской игрушки?
Ученики: Использовали три главные цвета — малиново-красный, желтый и зеленый.
Учитель: Правильно! Иногда применяли синий или фиолетовый цвета. Какая еще особенность филимоновской игрушки?
Ученики: Для филимоновской игрушки характерны удлиненные формы и мажорная, необычайно яркая роспись сплошной окраски, с чередующимися цветными полосами.
Также используются для украшения точки, круги, овалы, звездочки, треугольники.
Учитель: Детали росписи можно расшифровать. Круг — это солнце, треугольник — земля, елочки и ростки — символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают нам о связях человека и природы.
В деревне Филимоново изготовлением игрушек занимались в основном женщины.

Ой, свистулечка какая,
Утка полосатая!
Необычная, смешная
И чуть-чуть пузатая!
-Подожди минуточку,
Ты откуда, уточка?
Уточка свистит моя:
-Филимоновская я!

Богатые залежи жирной, словно масло, глины - синики как нельзя лучше под-ходили для лепки игрушек. Именно особенности глины придали столь необычный вид фигуркам: у них вытянутые шеи, удлиненные пропорции. Дело в том, что жирная глина при сушке оседает и трескается, и мастеру приходится несколько раз ее поправлять, пока фигурка окончательно не просохнет. А поправляя, он ее невольно вытягивает — так и родился филимоновский стиль, который не спутаешь с другими.


В отличие от дымковских все филимоновские игрушки — свистульки, даже барыни и кавалеры. Но свисток никогда не делали в фигурке, а только в хвосте зверей или птиц, которых давали в руки персонажу. Обожженная игрушка приобретает белый или чуть розоватый цвет. Роспись выполняется анилиновыми красителями, растертыми на яичном желтке или белке, куриным пером.
Ребята, а эта игрушка из какого материала сделана?
Ученики: Из дерева.
Учитель: Правильно!

В Богородске-городке
Все гуляют налегке
На широких улицах
Никогда не хмурятся.
Там из липовой доски
Есть лекарство от тоски:
Потому что стар и млад
Всем игрушки мастерят.
Даже старые старушки
Делают себе игрушки.

Богородская игрушка» обязана своим рождением селу Богородское, расположенному ныне в Сергиево-Посадском районе Московской области. В XV веке селом владел известный московский боярин М.Б. Плещеев.
Богородские игрушки по традиции делают из мягких пород дерева – липы, осины, ольхи, так как с мягким деревом легче работать. Заготовленные бревна липы по специальной технологии просушиваются не менее 4 лет, поэтому заготовка липы представляет собой непрерывный процесс. Просушенные бревна пилят и отправляют на зарубку. Полученные заготовки мастер размечает по лекалу и затем вырезает игрушку специальным богородским ножом. В работе резчика используется и стамеска. Готовые детали игрушки отправляются в цех сборки, а на заключительном этапе их раскрашивают. Игрушки, не подлежащие раскраске, покрывают бесцветным лаком.
Своеобразным символом «богородского стиля» является игрушка на движущейся планке «Кузнецы», которой уже более 300 лет.

Искусно вырезанные деревянные фигурки мужика и медведя по очереди колотят молотами по наковальне, стоит только подвигать планку, на которой закреплены забавные фигурки.
«Долгожителем» считается и игрушка «Курочки», которой забавлялись ребятишки еще во времена Александра Сергеевича Пушкина.

Отличительной особенностью богородской игрушки являются планка, кнопка или баланс, с помощью которых игрушка начинает двигаться, выполняя незамысловатые движения. Как в случае с курочками, которые по очереди клюют зернышки.
Сюжеты первых богородских игрушек резчики брали из крестьянской жизни и народных сказок, основными героями которых были работящий мужик, да простоватый доверчивый медведь, домашние животные и птицы.


Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славиться по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!


Посмотрите, ребята, какой расписной сундучок, прялки….
Городецкая роспись - это один из традиционных декоративных промыслов и стоит в ряду самых высоких достижений народного искусства России.
Никогда ни с чем не спутаешь радостных красок городецкой росписи, ее вороных коней с поджатой крючком ногой и лебединой шеей, ее птиц с диковинными хвостами в виде крыла бабочки. Кони всегда изображаются в профиль, а люди — только анфас. И все это - в окружении роскошных цветочных гирлянд.

Городецкая роспись символична. Конь в ней - символ богатства, птица - символ счастья, а цветы - здоровья и процветания в делах.

Но каждый из этих образов по-своему притягателен и имеет свою особую историю. Наиболее любимым персонажем, можно сказать, символом городецкого искусства еще в старину стал конь. Это были кони офицеров и казаков, кони в манеже и кони, запряженные в кареты и тарантасы. Традиции написания коня восходят еще к первым произведениям легендарных братьев Мельниковых. Постепенно образ коня становился все более сказочным, именно таким он и дошел до наших дней. Написать настоящего городецкого коня непросто, но еще сложнее изобразить парную упряжку или тройку. Городецкие мастера делают это поистине виртуозно.
Не менее традиционными персонажами городецкой росписи являются коты и кошки.

Из повседневной жизни Городца перешли в роспись и маленькие собачки с острыми ушками и лихо загнутыми хвостами. Когда-то, еще в эпоху резных донец, они непременно бежали за каретами или, встав на задние лапки, лаяли на птиц в сценах охоты.
Если кони, коты и собачки связаны с повседневным бытом, то никогда не обитавшие в Поволжье львы, несомненно, заимствованы мастерами росписи из искусства резчиков по дереву. Будучи на протяжении XIX века одним из самых распространенных персонажей домовой резьбы, львы лишь благодаря мастерам росписи не остались в далеком прошлом. Сегодня львы - непременные герои многих сказочных композиций, удивительные персонажи - воплощение доброты народного искусства России, в котором даже заморский свирепый зверь не вызывает никаких других чувств, кроме удивления и симпатии.

А посмотрите на этот поднос, какой здесь красивый павлин изображен.
До чего же эта птица
Красотой своей гордится!
Хвост — как веер золотой
У чудесной птицы той!

Это жостовский кованый металлический поднос. Такие подносы делают и расписывают в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.
Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет.
В искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщённостью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Встречается и образ птицы. Это и павлины и глухари…..

и красочные огненные петухи.

Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному).
Художник должен научиться видеть в природе то, что не подвластно глазу спешащего человека, необходимо останавливаться , присматриваться, вглядываться и вслушиваться в звуки и образы природы.
Чтобы реалистичное изображение преобразовать в стилизованную форму, художнику необходима фантазия, творческое мышление, способность импровизировать.

Стилизация означает декоративное обобщение и подчеркивание особенностей формы предметов с помощью упрощения или усложнения формы.
Нужно постараться увидеть в объекте самые характерные черты и сохранить их, чтобы петушок остался петушком, а павлин - павлином. Главное в работе - образность.
Давайте посмотрим, какой образ животного выглядит в вышивке.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к IX-Xвеков. Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.
Так, крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое к свадьбе (куда входило большое количество рубах, передников, сарафанов, полотенец, подзоров и столешников) и украсить их яркой, многоцветной или белоснежной вышивкой.
Красочными и разнообразными были полотенца, которые не только применялись в быту, но были также традиционным русским подарком: на свадьбе - жениху, всей его родне, свахе, дружкам и почетным гостям, на крестинах - крестному, попу, дьякону и т. д.
Перед свадьбой на выставке приданого по количеству холста, по совершенству вышитого узора односельчане оценивали трудолюбие невесты, ее способность к домашнему ремеслу. По вещам, выполненным руками невесты, определялось, какая хозяйка входит в дом.
Одним из первых животных, судя по многочисленным следам, оставленным в фольклоре, обрядах, в вышивке был олень.
Культ оленя был распространен очень широко. Олень – знак удачного брака, знак обильной жизни. Два оленя, сведенные головами, – сюжет женского кокошника. Он был не только знаком неба, но и знаком – матери и дочери, рожающих все живое на земле.
Частым сюжетом русской вышивки является конь.

Конь был наделён божественной силой и считался знаком солнца и неба. Конь, конник, колесо – равнозначные знаки солнца и тепла.
Птица – один из самых распространенных образов русского народного искусства.


На вышивках она чаще всего включается в общую композицию с женской фигурой или деревом. Это знак воскресения природы, пробуждения земли, рассвета – петух поет на рассвете, когда восходит солнце. Две птицы голова к голове – символ счастливого брака, поэтому этот сюжет столь част в ритуальной женской одежде. Птицы на полотенце – знак памяти об усопших, символ души, вестница иного мира. Они же знак хорошего урожая.

Таким образом, в вышивках отражались верования древних славян, поклонение Божествам, просьбы о счастье, добре, изобилии, урожае, помощи в трудной жизни.
Сто дорог, сто разных судеб,
А мечта у всех одна,
Ищут птицу Счастья люди,
Что из пепла рождена.

Только, где же птица Счастья?!
Кто увидит? Кто найдет?
Ходят,бродят где-то люди,
Истоптавши сто дорог.

Только некоторые знают,
Что ее им не найти.
Эта птица, с ними рядом,
Невидимкою в пути.

Люди те, мудрее многих,
И живут они -любя....
Чтобы птица была рядом,
Начинать надо с себя!

Полюбите! Птица Счастья,
К Вам в окошко постучит...
Потому что, к тем, кто любит,
Та мечта сама летит...

И ее искать не надо,
Исходивши сто дорог,
Вы с любовью подружитесь,
Ну, а птица Вас найдет!

И в наши дни русское народное творчество является неисчерпаемым источником вдохновения. Молодые художники сначала копируют работы опытных мастеров, изучая их опыт, зачем начинают импровизировать и создавать свои творческие работы.
В конце урока рефлексия.
Вопросы:
1. Что узнали нового на уроке?
2. С каким видом росписи вы познакомились?
3. С какими русскими народными игрушками познакомились?
4. Из каких материалов они были сделаны?
5. Образ какого животного чаще всего использовался в народном творчестве?

Рекомендуем посмотреть:

Мастер-класс с пошаговым фото. Изготовление и роспись дымковской барышни Декоративно-прикладное творчество в школе Внеклассное мероприятие для школьников. Декоративно-прикладное творчество Формирование эстетической культуры обучающихся средствами декоративно-прикладного творчества
Участник №136 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 августа по 15 ноября 2015 года
Как нарисовать осенний пейзаж поэтапно гуашью для детей | Как нарисовать уток – мандаринок поэтапно с фото
Опубликовано: 408 дней назад (24 октября 2015)
Просмотров: 2806
+8
Голосов: 8
Марина Александровна Миронова # 24 октября 2015 в 20:04 +2
Интересное знакомство для развития эстетического вкуса у детей. Спасибо очень понравилось.
Анна Александровна Пожидаева # 24 октября 2015 в 20:49 +2
Спасибо Вам, Надежда Юрьевна, за полезную информацию. Сейчас как раз обновляю уголок народного творчества и из Вашего материала почерпнула парочку идей. Особенно порадовала подборка стихотворений.
Не знаю, уместно ли для младших школьников такое разнообразие пошаговых инструкций по лепке игрушек из глины. Мне кажется, что это сложно для восприятия за одно занятие. Однако, не могу знать, как воспринимают материал именно Ваши ученики.
Надежда Юрьевна Горбова # 25 октября 2015 в 08:43 +1
Анна Александровна, спасибо за содержательный комментарий. Да, урок получается насыщенный. Педагог по-своему усмотрению может какие-то материалы убрать из урока. Пошаговые инструкции по лепке идут только для ознакомления.
Светлана Олеговна Часовских # 25 октября 2015 в 07:09 +2
Очень нужный, отлично скомпонованный материал! Замечательные иллюстрации. Можно использовать и по отдельности каждый промысел и полностью занятие. Спасибо. Голосую. Успехов.
Татьяна Александровна Толстикова # 29 октября 2015 в 15:24 +1
Надежда Юрьевна, здравствуйте! Очень понравилась Ваша публикация. Подобрана интересная информация о разных видах декоративно-прикладного искусства, в которых используются изображения животных. Подобраны прекрасные иллюстрации и стихи. Материал может быть полезен для внеклассных мероприятий, уроков ИЗО и оформления уголков. Спасибо. Примите мой голос.
Ольга Станиславовна Средина # 5 ноября 2015 в 21:54 0
Хорошая работа. Материал подобран яркий, запоминающийся. Голос.
Я для своих воспитанников сделала презентации о разных народных промыслах и тоже с загадками.
Надежда Юрьевна Горбова # 6 ноября 2015 в 08:00 0
Да, презентация вещь хорошая, но у нас в школе нет специального оборудования.
Елена Александровна Молчанова # 16 декабря 2015 в 16:29 +1
Интересная работа. Спасибо!