Конкурсы для педагогов и детей

Педагогический совет в дополнительном образовании

Методическая разработка педагогического совета для учреждений дополнительного образования
Тематический педагогический совет: «Системно-деятельностный подход в дополнительном образовании».
Автор: Дулина Наталья Александровна, заместитель директора, методист МКУ ДО – ДДТ «Мастер», Новосибирская область, Новосибирский район, р.п.Краснообск.
Описание: предлагаю Вашему вниманию разработку педагогического совета для учреждений дополнительного образования.

Цель: Развитие профессиональной компетентности педагогов.
Задачи:
• развивать творческий потенциал педагогического коллектива Дома детского творчества;
• активизировать личностные профессиональные ресурсы педагогов;
• повышать мотивацию специалистов ДДТ «Мастер» к методической деятельности.

Форма организации работы педсовета – коллективно-групповая
Методы организации педсовета: метод обмена информацией, дискуссионный метод, метод исследовательско-аналитической деятельности, творческо-игровой метод.
Столы, за которыми сидят педагоги по 7-9 человек, обозначены разными цветами (синий, красный, желтый и тому подобное)
Ведущий педсовета при проверке заданий обращается к группам, называя цвет стола.

Выступление и задания для педагогов сопровождаются мультимедиа презентацией.

Ведущий 1
Принципиальным отличием современного подхода в образовании является разработка и внедрение Федеральных образовательных стандартов нового поколения. Одним из способов реализации ФГОС является интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность детей в рамках дополнительного образования – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ.
Основное предназначение дополнительного образования - удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей.
В истории российского образования было выделено три подхода к разработке стандартов. Первый - личностно-ориентированный - направлен на передачу ЗУН каждому воспитаннику. Второй подход называется компетентностным – осуществляет развитие компетенций: коммуникативных, информационных и других.
Чтобы подвести Вас к теме сегодняшнего педсовета, мы приготовили задание.

Задание 1. Вставьте пропущенные слова в высказывания известных людей.
Раздаточный материал для педагогов.
Выделенные слова пропущены, педагоги сами вставляют их
Время выполнения 5 мин.

Китайская пословица гласит:
«Расскажи - и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
Китайская пословица
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Л.Н. Толстой
Не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать.
Г. А. Цукерман
Недостаточно знания, необходимо также применение; недостаточно хотеть, надо и делать.
И.В.Гете
Человек создан для действия. Не действовать и не существовать для человека одно и то же.
Ф. Вольтер
Мысли и дела должны идти рука в руку. Что пользы от идей,если вы не воплощаете их в деле.
Д. Мадзини
Мысль — цветок, слово — завязь, деяние — плод.
Р.Эмерсон
Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность.
Б.Шоу
Проверка по группам.

Ведущий 1:
Исходя из слов, которые оказались КЛЮЧЕВЫМИ в этих высказываниях, мы можем выйти на тему нашего педагогического совета. (Ответы педагогов).
Тема нашего педсовета «Системно-деятельностный подход в дополнительном образовании».

Работа с понятиями.
Система (от др.-греч. целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.
Деятельность — специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

«Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее, если им дают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала».
Питер Клайн
Системно-деятельностный подход является попыткой объединения личностно-ориентированного и компетентностного подходов и подразумевает развитие компетенций каждого учащегося на основе учебной деятельности.

Ведущий 2:
Работа с таблицей
Перед нами два подхода в построении занятия. В чем их различие?
ТРАДИЦИОННЫЙ/ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ
Цель обучения:
Получение знаний, умений, навыков/ Развитие каждого ребёнка
Методы:
Репродуктивные/ Активное усвоение знаний
(делай как я)/ (делайте, я с вами)
Способы усвоения материала:
Заучивание, запоминание/ Самостоятельное получение знаний
Позиция педагога:
Главная позиция/ Консультант, тьютер
Позиция ученика:
Послушный исполнитель/ Активный деятель

Системно-деятельностный подход предполагает:
-признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
-учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;
-обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования, дополнительного образования;
-разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
-гарантированность достижения планируемых результатов освоения дополнительной образовательной программы, что формирует готовность детей к осмыслению, интерпретации, преобразованию информации в знания о способах деятельности и их практическом применении.

Главное в деятельностном подходе – это сама деятельность, деятельность самих обучаемых. Попадая в проблемную ситуацию, учащиеся сами ищут из нее выход. Функция педагога носит лишь направляющий и корректирующий характер.
Каким образом включить ребенка в образовательный процесс?
Как помочь его самоопределению?
Только с помощью действия.
Реализация технологии деятельностного подхода обеспечивается системой дидактических принципов, которые мы сейчас вспомним.

Задание в группах: соотнести ПРИНЦИП с его формулировкой. Название принципов и их формулировки распечатаны на разных листах.
Проверка по группам.

1. Принцип деятельности заключается в том, что воспитанник, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебно-познавательной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному спешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей.
2. Принцип целостности предполагает формирование воспитанниками обобщенного системного представления о мире.
3. Принцип вариативности предполагает формирование у обучающихся способностей к системному перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуации выбора.
4. Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создания на занятии доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развития диалоговых форм общения.
5. Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало, приобретение воспитанниками собственного опыта творческой деятельности.
6. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных особенностей развития детей.
7. Принцип минимакса заключается в следующем: педагог должен предложить обучающемуся возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Содержание дополнительного образования детей базируется на теории детства и предполагает:
-выявление и обоснование эффективных способов гуманизации пространства детства за счет реализации педагогами «посреднической» функции при вхождении ребенка в мир взрослых;
-создание условий, благоприятных для использования временного ресурса детства (с 6 до 18 лет) в интересах личности, общества и государства.
Здесь находят место идеи Платона: ребенок не ученик, «сидящий около» учителя (педагога). Он сам избирает тот путь, который должен пройти, изменяя себя в стремлении к идеалу духовного и физического совершенства. Педагог при этом выполняет функции наставника, наделенного правом «образовывать» вступающего в жизнь ребенка. В связи с этим, дополнительное образование представляется как организованный, устойчивый, длительный процесс коммуникации, порождающий формирование мотивации к познанию и творчеству, стимулирующий проявление активности в достижении избранного уровня образования.
Свобода выбора – основная типологическая характеристика дополнительного образования детей, обеспечивающая создание условий, благоприятных для самоопределения и самореализации личности ребенка.

Ведущий 1:
Основные этапы реализации системно-деятельностного подхода
в образовательном процессе:
1. Развитие учебно-познавательных мотивов. Как объясняют психологи, в соответствии с деятельностным подходом процесс усвоения нового знания начинается не с предъявления ребенку образца, готовых сведений, а с создания педагогом такой учебной ситуации, которая вызвала бы у детей потребность, желание узнать эти сведения и научиться ими пользоваться, одним словом активизировать мотивацию к учению.
Задание:
Какие способы мотивации деятельности обучающихся Вы используете? Ответы педагогов
2.Обязательной частью процесса обучения является контролирующая, оценочная деятельность и рефлексия.
Выполняя это условие, педагог должен научить каждого ребенка видеть свои результаты и объективно давать им оценку. Наблюдая за динамикой и отслеживая успех в обучении, каждый из участников образовательного процесса испытывает эмоциональный комфорт, стимулирующий ребенка на решение более важных задач.
Задание:
Назовите, пожалуйста, какие формы и методы оценивания и рефлексии Вы используете на занятиях.
Ответы педагогов
3.Введение системно-деятельностного подхода ведет к корректировке методов и приемов в образовательной программе.
Педагогам необходимо адаптировать свои программы к новому подходу в образовании.
1. Включить в дополнительную образовательную программу следующие задачи:
- Формирование социально-необходимых знаний и способов действия обучающихся: развитие умений самостоятельно строить свою жизнь, адаптироваться к социальным условиям, быть активной личностью;
-Развитие познавательного интереса у детей, творческих способностей, самостоятельности воспитанников.
2. Формы и методы реализации программы дополнить следующими (указать их в программе): метод проблемного обучения, проектная и исследовательская деятельность, работа с информационными источниками.
Планируя работу с обучающимися, необходимо помнить, что успешность выпускника зависит от умения добывать информацию, работать с ней, от регулирования отношений с социумом.
Предлагаю Вам творческое задание.
Задание: Составить синквейн на слово ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Синквейн может быть представлен один от группы или индивидуальный.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Пример синквейна
Деятельность
активная, созидательная
мыслить, анализировать, искать
отношение к миру
жизнь
Ведущий 1:
Сделаем выводы: деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:
- от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, способов действия к определению этой цели как формирования умения учиться;
- от стихийности деятельности обучающегося к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;
- от изолированного изучения воспитанником системы научных понятий, составляющих содержание учебного материала, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;
- от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей образования.
- от изолированного изучения воспитанниками системы научных понятий, составляющих содержание учебного материала, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;
- от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли образовательного сотрудничества в достижении целей образования.

Рефлексия
Перед Вами листочки красного и зеленого цвета. На зеленом Вы должны написать, что Вам интересно узнать, о чем поговорить на следующем педсовете. На красном Вы можете задать вопрос или высказать предложение по содержанию сегодняшнего педсовета.

Литература
1. Системный подход в деятельности учреждения дополнительного образования детей: Методическое пособие. – Новосибирск: изд-во ГЦРО, 2006.

Рекомендуем посмотреть:

Мастер-класс с педагогами школы: Сотрудничество - путь к успеху Дифференцированный подход в работе с родителями учащихся.
Конспект занятия валеологической направленности для дошкольников 5-6 лет | Конспект занятия с презентацией для детей старшей группы на тему "Космос"
Опубликовано: 247 дней назад (5 апреля 2016)
Просмотров: 1868
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Никитина М.П. # 6 декабря 2016 в 22:34 0
Очень актуальная тема в связи с введением ФГОС для обсуждения на заседании педагогического совета. Эффективна форма проведения заседания. Ваш опыт мне пригодится в своей практике.