Конкурсы для педагогов и детей

Развитие творческих способностей детей 5 - 7 лет через ручной труд

Статья на тему:"Развитие творчества детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста через ручной труд".
Автор: Филиппова Наталья Александровна, воспитатель ГКУ "Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"

История появления бумаги.
В древние времена из далекой восточной страны – Китая купцы привезли чудесные листы. Это была бумага. По качеству она была желтая, темная, плотная, шероховатая. Диковинкой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо.
Секрет огромной популярности работы с бумагой очень прост – несложные приемы работы с увлекательной, ни на что не похожий мир, в котором дружно сосуществуют волки и зайцы, коты и мыши…. На изготовление поделки, как правило, достаточно 15-20 минут.
Этот вид трудовой деятельности стал популярным, и любим педагогами и детьми. Исходя из специфики учебно-воспитательного процесса в центре и склонности самих воспитателей, занятия по ручному труду можно организовывать, как самостоятельные, входящие в основную сетку, как форму кружковой работы или как вид занятий дополнительного образования.
Основные задачи занятий:
• Воспитывать у детей трудолюбие, вызывать желание доводить дело до конца, развивать произвольную регуляцию деятельности.
• Развивать конструктивные и творческие способности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
• Развивать умение анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям, схемам, шаблонам формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога.
• Познакомить детей со способами преобразования геометрических фигур, развивать пространственную ориентировку.
• Развивать мелкую моторику рук.
• Совершенствовать объяснительную речь и коммуникативные способности.
• Приобщать детей к мировой культуре. Формировать эстетический вкус.
Организация занятий.
В реабилитационном центре занятия по изготовлению поделок по ручному труду проводятся 2раза в неделю. Их длительность не должна превышать 35-40 минут.
В зависимости от организации занятия воспитателю следует заранее запланировать проведение музыкальных, физкультурных или игровых пауз.
Для каждого ребенка необходимо подготовить:
• Цветную бумагу.
• Ножницы с тупыми концами.
• Клей или клееный карандаш.
• Кисточку, клеенку, салфетку.

При изготовлении поделок по работе с бумагой можно не использовать клей для того, чтобы фигурки имели большее сходство с реальными предметами, можно оформлять их в виде аппликации /приклеить лягушке глаза, бабочке – усики и т.п./.
Несколько первых занятий являются своего рода диагностическими. Их цель не только привлечь детей к новому виду деятельности, но и выявить умение распознавать геометрические фигуры.
Изготовление сложных композиций целесообразно осуществлять в процессе коллективной деятельности. Это позволяет не только быстро увидеть результат своего труда, но и учит взаимодействовать друг с другом: совместно ставить цель, добиваться ее достижения, согласовывая свои действия с действиями товарищей.
На одном из первых занятий можно познакомить детей со схемой по изготовлению поделок по ручному труду.
Схема показывает последовательность создания бумажной фигурки, какую геометрическую форму надо взять, с чего начать работу, что сделать потом и т.д. Испытывая трудности на каком-то определенном этапе, ребенок может развернуть заготовку на схеме и по сгибам сложить ее вновь.
В дальнейшем на занятиях можно использовать как схемы, так и шаблоны.
Создание условий для свободной, самостоятельной деятельности детей.
Идеальными можно считать условия, при которых в доступном для детей, хорошо освещенном месте находилось бы все необходимое для изготовления поделок: бумага разного цвета и размера, ножницы, клей, шаблоны, схемы и/они непременно должны быть привлекательны, аккуратно оформлены/, книги со схемами по изготовлению бумажных фигурок.
Созданий таких условий побуждает детей к активной продуктивной деятельности. Они с удовольствием мастерят фигурки, / причем с одинаковым интересом делают их из больших и маленьких квадратов, создают разнообразные композиции и т.п./.
Педагогу необходимо регулярно просматривать вместе с детьми все то, что им удалось сделать. При этом нужно демонстрировать искреннюю заинтересованность, положительно оценивать творческую инициативу каждого ребенка независимо от полученного результата.
Изготовленные поделки дети могут дарить малышам, забирать домой и т.д.
Коллективные работы найдут свое место в оформлении интерьера группы и всего учреждения.
Маленькие советы воспитателю:
*Основы для изготовления многих фигурок – лист бумаги квадратной формы. Чтобы прямоугольный лист сделать квадратным, необходимо аккуратно перегнуть любой его угол по диагонали и отрезать лишнюю полоску.
* Бумажный квадрат можно складывать несколькими способами. Получившиеся заготовки называются «базовыми формами».
* Складывать поделки, нужно не спеша, тщательно проглаживая сгибы. Тогда все фигурки получатся красивыми, аккуратными, да и работать будет легче.
* Поделки можно делать не только из цветной бумаги, но и из старых газет исписанных тетрадей, бумажных оберток от печенья, из фантиков одним словом, пригодится любая тонкая или прочная бумага.
* Важно понять, что главное – не изготовление количества фигурок, а привлечение детей к этой увлекательной деятельности, обучение их способам работы.

Рекомендуем посмотреть:

Арт-терапия в работе с детьми Исследовательская деятельность детей в ДОУ Через художественную литературу — к здоровью детей Презентация. Организация работы с дошкольниками по ручному труду
КВН для 1 класса на тему: Природа. Сценарий
Опубликовано: 621 день назад (30 марта 2015)
Просмотров: 1118
+1
Голосов: 1
Оксана Викторовна Козырева # 30 марта 2015 в 15:30 0
Наталья Александровна! На сайте существуют определенные требования по выставлению работы в Блоге. У вас пока позволяет время, отредактируйте материал в соответствии с требованиями. Цель напишите, выделите все заголовки жирным шрифтом. Также уберите пустые строки. Для работы с ножницами, опишите технику безопасности.
Сирина Раисовна Емельянова # 31 марта 2015 в 14:22 0
Работа с бумагой и ручной труд действительно способствуют творческим проявлениям детей, но также, способствуют развитию мелкой моторики рук. Игры ч бумагой очень нравятся детям. Спасибо за инструкции.