Конкурсы для педагогов и детей

Конспект занятия в старшей группе. Дикие животные осенью

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Дикие животные осенью»
Автор: Хохлова Наталья Евгеньевна, учитель-дефектолог МКДОУ детский сад компенсирующего вида №22 г. Миасс, Челябинская область

Цель: Уточнять и закреплять знания детей о внешнем виде диких животных, их повадках, пище, жилищах;
Упражнять в узнавании и назывании диких животных (волк, лиса, медведь, заяц, белка, еж, лось);
Учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать их с существительными.
Демонстрационный материал: Игрушки (белка, заяц), иллюстрации с изображением волка, берлоги медведя, лисы, изображения животных без хвостов (заяц, белка, волк, лиса, медведь, лось).
Раздаточный материал: иллюстрации с изображением леса поздней осенью, заснеженного поля, изображения (белки рыжей и серой, зайца серого и белого), изображения хвостов животных (белки, лисы, зайца, медведя, волка, лося).
Ход занятия
Организационный момент
Педагог: - Дети, давайте вспомним, какое сейчас время года? (Осень)
Педагог: - А вы, наверное, слышали, что дикие животные осенью готовятся к зиме? (Да)
Педагог: - Предлагаю вам отправится в лес и посмотреть, как они это делают. Но животным необходима тишина. И если мы пойдем в настоящий лес, то вряд ли увидим кого-то. Звери пугливы. Поэтому давайте превратимся на время в невидимок и понаблюдаем за обитателями леса.
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
- Итак, мы отправляемся по лесной тропинке в путешествие! А пока мы будем идти, давайте вспомним, каких животных можно встретить в лесу.
Динамическое упражнение
По лосиному красиво Ходьба с высоким подъемом колена,скрес-
Ходит лось в лесу густом. тив руки над головой, пальцы раздвинуты.
По мышиному пугливо Бег на носочках.
Семенит мышонок в дом.
И по-заячьи зайчишка Прыжки на двух ногах вправо-влево.
Все спешит запутать след.
По - медвежьи ходит мишка, Ходьба на внешнем своде стопы.
Косолап он с детских лет.
По завалам, по оврагам
Шел медведь хозяйским шагом:
- Отвечайте, звери, мне –
Вы готовы ли к зиме?
(В. Степанов)
Основная часть
Педагог: - Вот мы и в лесу. Ой, смотрите, кто это? Я кого-то уже вижу.
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
Кто это? (Белка)
Педагог: - Правильно, белочка. (Показывает игрушку белочки)
Белка: - Здравствуйте, ребята. Вы пришли ко мне в гости? Посмотрите, какая я красивая. Какая у меня шубка? (Рыжая, пушистая, мягкая)
Белка: - Но скоро наступит зима и мне придется поменять шубку. А зимой какого цвета у меня шубка? (Серая)
Белка: - Почему? (Деревья зимой голые, серые, и серая шубка белки незаметна на фоне деревьев, когда она прячется от врагов)
(Если дети затрудняются ответить, объяснение дает педагог)
Педагог: - Давайте проверим. У меня есть картинки с изображением белки в серой и рыжей шубках и осеннего леса. Поместим белочек на деревья и посмотрим, какая из них заметнее? (Рыжая)
Педагог: - Вот поэтому белка и меняет шубку, чтобы ей было легче прятаться зимой, когда все деревья стоят голые.
Белка: - Ребята, а чем же я буду питаться зимой? Какие запасы мне сделать на зиму? (Грибов насушить, орехов насобирать)
Белка: - Ой, и правда, я именно такие запасы и сделала. А кто мне подскажет, как называется мой дом? (Дупло)
Белка: - Спасибо вам, ребята, а мне пора. Мне еще дупло нужно застелить травой и листьями, чтобы зимой не замерзнуть. А вам желаю счастливого пути. До свидания.
Педагог: - Смотрите, ребята, что это? (Подводит детей к картине с изображением берлоги). Чей это дом? (Это дом медведя)
Педагог: - А как он называется? (Берлога)
Педагог: - А вы знаете, что медведь не делает запасов на зиму, как вы думаете, почему? (Он всю зиму спит)
Педагог: - Правильно. Нашел медведь упавшее дерево, натаскал к нему хвороста, молодых елочек, мха и получился медвежий дом – берлога. А зимой укроет берлогу снежное одеяло и станет в ней тепло медведю.
Педагог: - Пойдемте скорее дальше, пока мы не разбудили медведя.
- Ой, а это кто?
Он зимой холодной
Ходит злой, голодный. (Волк)
Педагог: - Он тоже к зиме готовится. (показывает иллюстрацию). Шерсть его за лето отрастает и становится густой и теплой. Почему? (Волк спит прямо на снегу)
Педагог: - Волки зимой живут семьями. Кто входит в волчью семью? (Волк, волчица, волчата)
Педагог: - Пойдемте скорее дальше, пока они нас не заметили.
(Педагог показывает игрушку зайца).
Заяц: - Здравствуйте, ребята! Я так рад, что вы пришли ко мне в гости. Посмотрите, какой я стал красивый. Какого цвета у меня шубка? (Белая)
Заяц: - А зачем мне зимой шубку менять? (Чтобы лиса его не заметила на белом снегу)
Заяц: - Правильно, на белом снегу меня очень трудно заметить. А еще я умею запутывать следы. А чем же я питаюсь зимой? (Корой деревьев)
Заяц: - Да, я нахожу опавшие ветки и обгладываю с них кору, а иногда забираюсь к кому-нибудь в сад и лакомлюсь корой с яблонь. Ой, что-то я заболтался тут с вами, слышу сюда лиса бежит. (Убегает)
Педагог: - Ребята, я снова вам предлагаю проверить, действительно ли зайца в белой шубке трудно заметить на снегу. (Педагог раздает детям иллюстрацию с изображением заснеженного поля и изображения двух зайцев: белого и серого. Дети прикладывают изображения зайцев к иллюстрации и определяют, какой заяц менее заметен на снегу).
Педагог: (Показывает иллюстрацию с изображением лисы). А вот и рыжая плутовка-лиса. Как вы думаете, ребята, чем питается лиса зимой? (Мышей под снегом ищет)
Педагог: - Все верно, животных в лесу очень много, но нам уже пора возвращаться в детский сад.
Итог занятия
Педагог: - Ребята, вам понравилось путешествие? (Да)
Педагог: - А давайте вспомним, кого мы встретили в лесу? (Белку, медведя, волка, лису, зайца)
Педагог: - А как их всех можно назвать, одним словом? (Животные)
Педагог: - Верно, это дикие животные. А почему их называют дикими? (Потому что они живут в лесу и сами себе добывают пищу)
Педагог: - А как дикие животные готовятся к зиме? (Белка делает запасы и меняет шубку, медведь ложится спать, заяц меняет шубку, волк и лиса покрываются густой теплой шерстью)
Педагог: - Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Чей хвост?»
Игра «Чей хвост?»
Педагог раздает детям картинки с изображением хвоста какого-нибудь животного. А на доске выставляются картинки диких животных без хвостов. Детям предлагается поочередно подойти к доске и прикрепить хвост к соответствующему животному. При этом педагог задает вопросы чей это хвост, а ребенок отвечает.

Используемая литература:
М.Ю. Картушина Логоритмические занятия в детском саду: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192с.
И.А. Морозова, М.А. Пушкарева Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 176с.
И.Н. Павленко, Н.Г. Родюшкина Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия / под ред. К.Ю. Белой. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 176с.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром по теме: Зима Конспект совместной деятельности в старшей группе «Волшебные камешки» Конспект НОД по формированию здорового образа жизни в старшей группе Конспект НОД по познавательно-речевому развитию с элементами музейной педагогики в старшей группе

Похожие статьи:

Конспект НОД для старших дошкольников на тему «У кошки новоселье»

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Опубликовано: 763 дня назад (1 ноября 2014)
Просмотров: 8751
+7
Голосов: 7
Галина Петровна Аношкина # 1 ноября 2014 в 16:38 0
-Добрый вечер, Наталья Евгеньевна! Познакомилась со сценарием Вашего мероприятия. Ход занятия соответствует поставленной цели, достаточно демонстрационного и раздаточного материала. Материал соответствует возрастной категории. Здесь сочетается проза и стихи, что легче ложится на память ребёнка старшего дошкольного возраста. Только, по современным стандартам следует отмечать результаты того или иного вида деятельности. В данном случае занятия. Спасибо Вам!
Наталья Евгеньевна Хохлова # 1 ноября 2014 в 16:42 0
Спасибо Галина Петровна за проявленный интерес. Учту в будущем ваши советы, они ценны. Спасибо!
Раиса Владимировна Коломыцева # 1 ноября 2014 в 17:14 0
Добрый день, Наталья Евгеньевна! Большое спасибо за приглашение, материал подобран согласно возрастным особенностям, игра " Чей хвост?" развивает сообразительность и хорошо бы вставить фото, было бы интересней и можно взять себе на заметку. Занятие хорошо скоординировано и дети с удовольствием прогулялись по зимнему лесу, мой голос вам, желаю удачи!
Наталья Евгеньевна Хохлова # 1 ноября 2014 в 18:14 0
Раиса Владимировна, спасибо за ваш отзыв. Подборку игр с фотографиями подготовлю в отдельном материале в самое ближайшее время.
Наталья Алексеевна Коршунова # 1 ноября 2014 в 18:10 0
-Добрый вечер, Наталья Евгеньевна! Познакомилась со сценарием Вашего мероприятия. Мой голос вам, желаю удачи!
Наталья Евгеньевна Хохлова # 1 ноября 2014 в 18:15 0
Спасибо, Наталья Алексеевна.
Татьяна Алексеевна Глоба # 1 ноября 2014 в 18:18 0
Добрый вечер, Наталья Евгеньевна!Я согласна с коллегами, что данный сценарий составлен грамотно. Но ,мне кажется ,вы забили превратится назад из невидимок в уже видимых детей.И по возвращении провести свои замечательные игры, а потом подвести итог !Спасибо за интересный материал!
Наталья Евгеньевна Хохлова # 1 ноября 2014 в 18:22 0
Татьяна Алексеевна, спасибо за ваш отзыв. Действительно, я это упустила. Ваше замечание принимаю и учту. Спасибо!
Алла Павловна Вихляева # 1 ноября 2014 в 21:31 +1
Добрый вечер, прочитала Ваше занятие. Очень хорошее динамическое упражнение, которое сочетается с темой занятия. Хорошо показано, зачем животные меняют окраску на зиму. На занятие очень много наглядного материала. Желаю дальнейшего профессионального роста!
Наталья Евгеньевна Хохлова # 1 ноября 2014 в 21:50 0
Спасибо, Алла Павловна за добрые слова.
Ирина Александровна Халько # 2 ноября 2014 в 09:25 0
Доброе утро, Наталья Евгеньевна! Познакомилась с конспектом занятия. Занятие достаточно динамичное, с большим количеством наглядного материала, а это немаловажно для того, чтобы заинтересовать детей. Занятие познавательное, способствует развитию мышления и речи детей. Очень понравилось подобранное Вами динамическое упражнение для детей. Спасибо!
Инна Викторовна Шишина # 4 ноября 2014 в 23:02 0
нНАТАЛЬЯ,здравствуйте.С большим удовольствием посетила вашу чудесную экскурсию в осенний лес.Очень интересно и познавательно.Много стихов и наверное интересные иллюстрации были подобраны.Взяла ваше занятие к себе в копилку.Только вот по оформлению конспекта мне самой как то были сделаны замечания ,что цель должна быть одна,а задач несколько. smile Примите мой голос.
Наталья Евгеньевна Хохлова # 5 ноября 2014 в 15:39 0
Ирина Александровна и Инна Викторовна! Спасибо за ваши положительные отзывы. Инна Викторовна, ваше замечание учту, считаю что оно справедливо, все верно, цель должна быть одна, а задач несколько. Спасибо!
Ольга Жановна Лянгузова # 5 ноября 2014 в 15:39 0
Наталья Евгеньевна, вы несомненно творческий педагог. Содержательное занятие. Удачно подобранное стихотворное сопровождение. Использую ваш материал с удовольствием. Правда последнюю игру - я бы провела перед итогом). Удачи в вашей работе!
Наталья Евгеньевна Хохлова # 5 ноября 2014 в 15:49 0
Ольга Жановна, спасибо за оценку занятия. Согласна с вами, что последняя игра лучше впишется перед итогом. Спасибо!!!
Анна Николаевна Жукова # 5 мая 2015 в 15:32 0
Здравствуйте! Материал насыщенный, познавательный и занимательный. Использование игр в учебном процессе помогает развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление. Игры эстетичные, яркие, долговечные.