Конкурсы для педагогов и детей

Сценарий экологической игры викторины для младших школьников

Игра-викторина с ответами для учащихся начальной школы «ЛЕСНЫЕ РОБИНЗОНЫ».
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ: вызвать у ребят заинтересованность к явлениям природы и расширить их кругозор; познакомить с книгами о природе.
СЦЕНАРИЙ ИГРЫ-ВИКТОРИНЫ.
Ведущий 1:
25 апреля 1719г. в Англии вышла книга, которой суждено было пережить века и стать одной из самых популярных и читаемых. Это – книга Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». Герой ее стал любим многим поколениям ребят, которые видят в нем человека, нашедшего в себе силы не пасть духом в трудных обстоятельствах. Сегодня к нам пришло письмо:
«Вот уже около 300 лет я живу на свете! Кто бы мог подумать, что судьба сыграет со мной такую шутку! Выбросив, меня на берег, и едва не лишив жизни, она, впоследствии, сделала меня долгожителем. Видно, не суждено было погибнуть в морской пучине! 28 долгих лет пробыл я на необитаемом острове почти в полном одиночестве. Правда, с самого начала мне здорово повезло. Остров, на который меня выбросило, был поистине райским уголком, где круглый год лето. С корабля мне удалось взять все, что смогли унести мои крепкие руки: оружие, одежду, инструменты…
Единственная беда – я не знал окружающих меня дикорастущих растений. Мне очень хотелось бы постигнуть их свойства. Но, увы! Я так и не сумел открыть их секретов. На мое счастье, на острове росли хорошо мне знакомые виноград и апельсиновые деревья.
А если б судьба забросила меня в тайгу или, к примеру, в леса средней полосы России? Ох, и плохо бы мне пришлось. Так что, друзья мои, будьте любознательны, изучайте окружающий мир, чтобы во всеоружии знаний встретить удары судьбы, если они выпадут на вашу долю! Искренне ваш – Робинзон Крузо!»

Ведущий 2:
Имя Робинзона Крузо стало для нас нарицательным. Так называют людей, оказавшихся один на один с природой.
Так уж устроен человек, что стремится проверить себя в самых сложных испытаниях. И по сей день совершаются труднейшие переходы через пустыни; смельчаки в одиночку на шлюпке пересекают океаны; высаживаются на необитаемые острова, пытаясь найти там средства к существованию; идут в тайгу, не имея продовольствия и питаясь, в полном смысле, подножным кормом. Выйти победителями из всех этих ситуаций людям помогает сила духа, хорошая физическая подготовка и, конечно же, знание родной природы.
А сегодня такими Робинзонами станем мы с вами, учась распознавать растения, проявлять сноровку и ловкость, а также умение ориентироваться на местности.
И так начали! Первый конкурс «Разминочный». Ваша задача: ответить на как можно большее число вопросов.
1. Название какого растения связано со звоном? Колокольчика.
2. Соком какого растения выводятся бородавки? Чистотела.
3. Самая маленькая птица? Колибри.
4. Косой ли заяц? Нет.
5. Какой страшный зверь падок на малину? Медведь.
6. Какая нить в природе самая тонкая? Паутина.
7. Где раки зимуют? В норах по берегам рек.
8. Глаза на рогах, а дом на спине? Улитка.
9. Какая рыба напоминает собой шахматную фигуру? Морской конек.
10. Кит – рыба или зверь? Зверь.
11. Какой снег быстрее тает: чистый или грязный? Грязный.
12. Что бывает вороне через три года? 4 года.
13. Самая большая змея? Анаконда.
14. Какое животное выползает «из кожи вон»? Змея.
15. Назовите хищное растение. Росянка.
16. Что за трава, которую знают слепые? Крапива.
Ведущий 1:
И так, разминку провели. Следующий конкурс – «живая аптека».
Каждой команде выдается карточка с названиями растений и грибов. Необходимо ответить, где применяются следующие растения:
а)черноплодная рябина; б)тыква; в)сосна обыкновенная; г)мох сфагнум; д)подорожник; е)черемуха; ж)шиповник; з)чага; и)мухомор.
Также выдаются карточки с вопросами:
1. Какое из предложенных растений можно использовать в качестве ваты? (г)
2. Какое растение используют при расстройстве желудка? (е)
3. Какое растение используют при зобной болезни? (а)
4. Что является лучшим лекарством для лосей? (и)
5. Какое растение используют при воспалениях и ожогах кожи? (д)
6. Что является лучшим противоглистным средством? (б)
7. Какое растение является богатейшим источником витамина С? (ж)
8. Что с древности используют в борьбе против рака? (з)
9. Из какого растения получают скипидар, используемый при радикулите? (в)
( Ответы оцениваются по 9-балльной системе.)
Пока команды работают с карточками, я предлагаю болельщикам отгадать загадки:
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами.
(Петух)
Зимой спит,
А летом ульи воротит.
(Медведь)

Быстрый маленький зверек
По деревьям скок-поскок.
(Белка)
На шесте дворец,
Во дворце – певец.
(Скворец)
Кто зимой холодной
В лесу ходит злой и голодный?
(Волк)
В воде купался –
Сухой остался.
(Гусь)
С хозяином дружит,
Дом сторожит.
Живет под крылечком,
А хвост колечком.
(Собака)
Какая сова охотится днем?
(Полярная)
Какая птица поет ночью?
(Соловей)
Ведущий 2:
Следующий конкурс нашей викторины – «ЛЕСНОЙ БАРОМЕТР»
В этом конкурсе нужно, используя народные приметы, предугадать погоду на завтра.
Дым столбом - (к морозу)
Утром на траве роса - (дождя не будет)
Ночью был иней – (снега не будет)
Кукушка издает звуки, похожие на кваканье, - (будет дождь)
Грачи рано прилетели – (к теплой весне)
Рыбы выскакивают из воды – (к дожю).
За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов.

Ведущий 1:
А сейчас будет конкурс «КАПИТАНОВ».
(Капитанам поочередно задают вопросы, на которые они должны ответить - «ВЕРЮ» или «НЕ ВЕРЮ». Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.)

1. Верите ли вы, что пчелы и муравьи ведут общественный образ жизни? (Верю)
2. Верите ли вы, что в Англии полностью отказались от автомобилей и перешли на велосипедный транспорт? (Не верю)
3. Верите ли вы, что клещ может находиться без пищи до 7 лет? (Верю)
4. Верите ли вы, что яйца самой большой бабочки агриппины снабжены парой крылышек и способны при опасности перелетать в более укрытые места? (Не верю)
5. Верите ли вы, что белые медведи не питаются в природе пингвинами, потому что те живут колониями и нападать на них опасно? ( Не верю)
6. Верите ли вы, что комнатная муха быстрее, чем человек, приспосабливается к изменяющимся условиям внешней среды, потому что имеет многочисленное потомство? (Верю)
Ведущий 2:
А вот и четвертое препятствие на пути наших Робинзонов – «ПОСЛОВИЦЫ». Отдельные части фраз необходимо так подобрать, чтобы можно было прочесть десять народных примет о птицах. Максимальное количество баллов – 10.

1. Кукушки стали куковать - …(е). А)…весна на дворе.
2. Низко ласточки летают -…(в) Б)…зима на дворе.
3. Синица к избе -…(б) В)…дождь предвещают.
4. Кулик не велик, а…(ж). Г)…свое болото хвалит.
5. Соловей запел - …(д). Д)…скоро гром загремит.
6. Прилетел кулик из заморья -…(з). Е)…морозам больше не бывать.
7. Ласточка прилетела - …(к) Ж)…все-таки птица.
8. Гусь летит - …(и) З)…вывел весну из затворья.
9. Грач на горе - … (а). И)…зимушку на хвосте тянет.
10. Всяк кулик … (г) К)…вода пошла на убыль.
Ведущий 1:
Ну, а теперь мы посмотрим, как наши Робинзоны умеют отгадывать загадки о животных и растениях. Следующий конкурс викторины – «Загадай-ка».
Черен да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног без копыт,
Летит – воет,
Сядет – землю роет. (Жук)
Ягоды не сладость,
Зато глазу радость,
И садам украшенье,
И дроздам угощенье.
(Рябина)
На шесте – дворец,
Во дворце – певец.
(Скворец)
Рыболову, вот так штука,
На крючок попалась…
( щука)
Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык.
(Заяц)
ь Рыжая птичница
В курятник пришла,
Всех кур перечла,
С собой унесла. (Лиса)
Про кого говорят:
Пятится назад?
(про рака)
От зубастых щук таясь,
Стороной проплыл…
(карась)
В лесу под березкой – крошка,
Только голова да ножка.
(гриб)
Пестрая крякушка
Ловит лягушек.
(Утка)
Крылатый, горластый,
Красные ласты.
(гусь)
Растут на дне,
Дают приют и пищу всем.
(водоросли)
В золотой клубочек
Спрятался дубочек.
(Желудь)
Все жуки, букашки, мушки –
Вкусный завтрак для …
(лягушки)
Ведущий 2:
Лесным Робинзонам кроме знаний, необходимо уметь преодолевать по кочкам топкое болото, пролезать через лесные завалы, проникать в пещеры и т.д.Поэтому следующий этап нашей игры-викторины – это «ВЕСЕЛАЯ ЭСТАФЕТА»
1. «Каждое зернышко в свой мешочек». Робинзоны должны уметь сне только искать, но и собирать растительную пищу.(Переноска кубиков из обруча в обруч).

2. «Меткий стрелок».Чтобы добыть пропитание с древних времен убивали животных. А для этого нужно быть метким. Перед вами дартс. Каждый участник выполняет один бросок. Побеждает команда, которая набирает больше баллов.

3. «Маскировка». Чтобы охота была удачная, нужно уметь маскироваться чтобы «враг» не заметил.Каждая команда начинает двигаться по залу в разные стороны. Когда дается сигнал «Кочки» - все должны присесть и наклонить голову вперед. Сигнал «Копна» - команда должна быстро собраться, встать в круг, взяться за руки и поднять руки вверх. «Дорожка» - встать друг за другом, положить руки на плечи соседу.

4. «Перетягивание». Робинзоны должны не только добыть продукты, но и вынести их к своему жилищу. Вот сейчас и посмотрим, чья команда сильнее. Команды становятся друг напротив друга, в ряд. Кладут руки на пояс соседу, а направляющие команд берутся за руки и по команде пытаются перетянуть соперников.

5. На необитаемом острове Робинзон должен сам подоить дикую козу или корову. Из каждой команды к нам должен выйти самый сильный представитель (выдается ведро и перчатка с водой). Он будешь буренкой. Остальные будут выступать в роли хозяюшек. На старте вы одеваете платок, передник и бежите доить корову. И так, по очереди, пока не выдоите все молоко.
Ведущий 1:
Вот и закончилась наша игра-викторина. Теперь мы знаем как выжить в трудных условиях, но нужно помнить и о природе. Сейчас жюри подведет итоги и объявит победителей.(Слово жюри).Награждение.
Ведущий 2:
И хотелось бы закончить нашу встречу словами Вл. Шефнера:
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей,
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а Она одна!

Рекомендуем посмотреть:

Викторина о птицах для школьников начальных классов с ответами Экологическая игра путешествие для школьников 9-11 классов Экологическая игра для 4 класса Экологическая викторина с презентацией на тему: Осень для учащихся 5 класса
Экскурсия в весенний парк с детьми 8-9 лет. Конспект
Опубликовано: 696 дней назад (14 января 2015)
Просмотров: 6514
+2
Голосов: 2
Татьяна Евгеньевна Сухарева # 14 января 2015 в 14:26 +1
Добрый день, Наталья Николаевна. Познакомилась с сценарием Вашего праздника. Вы объединили попробовали выполнить сразу три задачи: вызвать интерес к новой для детей книги, активизировать их знания о природе и повысить двигательную активность. Вам это прекрасно удалось. Думаю это мероприятие дети запомнят на долго, а кто -то захочет прочитать книгу Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». Тем более, в прошлом году ей исполнилось 295 лет. Вы не указали возраст участников. И я бы добавила задания по ориентированию на местности на различной местности и любое время суток. scratch Примите мой голос и новых творческих идей.
Наталья Борисовна Щипцова # 14 января 2015 в 19:42 0
Добрый вечер, Наталья Николаевна. С интересом познакомилась с Вашей работой. Интересные конкурсы и задания, веселая эстафета. Очень хорошее вступление, наверняка дети захотят прочесть эту книгу. Но в оформлении работы есть недочеты: Вы не указали автора, описание материала, цель должна отвечать на вопрос что?, используйте для названия работы шрифт H3, автор, цель, задачи выделите жирным шрифтом, так же лучше отделить в тексте ведущий будет лучше читается и можно добавит картинки или фото. Спасибо за Ваш труд, желаю успехов, примите мой первый голос.