Конкурсы для педагогов и детей

Программа профильной смены

Программа профильной смены "Школа одаренных детей"
Информационная карта программы
Автор, год создания: Тишина Н.В., педагог-организатор МКОУ Центр ДОД
Цель программы: создание педагогических условий для развивающей деятельности, соответствующей интересам, потребностям детей и подростков
Направленность программы: Декоративно-прикладная направленность
Адресат проектной программы: Участники в возрасте от 11 до 16 лет
Краткое содержание программы: В основе сюжета программы заложено создание архитектурного проекта города Мастеров. Обучающиеся творческих объединений МКОУ Центр ДОД Барабинского района Новосибирской области на время профильной смены становятся архитекторами и дизайнерами, которые проектируют город Мастеров.
Цель проекта: создать макет города или одного отдельного района, облагородить улицы, фасады домов, применяя знания и умения, полученные на мастер-классах по декоративно-прикладному творчеству. На протяжении трёх дней деятельности профильной смены участники будут создавать из бумаги, картона и других материалов модели жилых зданий, учреждений культуры. На третий день участники смены совместно с педагогами МКОУ Центр ДОД завершают архитектурный проект города Мастеров, включая дизайнерское оформление интерьера зданий и улиц. Выходом из игры является создание творческого проекта и проведение параллели игровых ролей со значимыми современными социальными ролями.
Предполагаемый результат:
Подростки на смене познакомятся с новыми видами техники и приёмов плетения изделий из бисера, лент, бумаги, мыла, спецификой рисования восковыми мелками.
Обучающиеся получат социальный опыт в роли дизайнеров, декораторов, архитекторов. Приобретут опыт делового взаимодействия со сверстниками и взрослыми, приобщатся к системе культурных ценностей.
Таким образом, включение каждого воспитанника в деловую игру и программу смены позволит подросткам приобрести особые знания, умения и навыки, апробировать себя в определенной социальной роли на пути формирования активной позиции в гражданском самоопределении.
География участников программы: Обучающиеся МКОУ Центр ДОД
Количество участников: 25 человек
Тип учреждения: Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Центр дополнительного образования детей» Барабинского района Новосибирской области
Сроки проведения: 28 – 30 августа 2012 г.
Продолжительность: 3 дня
Место проведения: ДООЛ «Зернышко»
Руководитель программы Тишина Наталья Витальевна, педагог-организатор МКОУ Центр ДОД
1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность и обоснование программы.
В наше время проблемы культуры приобретают первостепенное значение, ибо культура выступает мощным фактором социального развития и стабильности общества. Культура пронизывает все аспекты человеческой жизнедеятельности - от основ материального производства и человеческих потребностей до величайших проявлений человеческого духа. Она воздействует на все сферы общественной и личной жизни: труд, быт, досуг, определяет сам образ жизни.
Важное направление в развитии личности - нравственно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.
Перед современным обществом стоит вопрос занятости детей, организации их досуга. Как помочь ребенку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы можно решить в ходе реализации программы профильной смены «Школа одарённых детей».
Участникам III районной профильной смены «Школа одаренных детей» предоставляется возможность самостоятельно открыть для себя потенциал листа бумаги, бисера, различных художественных материалов, неповторимость работы в различных техниках, постичь структуру, свойства, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.
У обучающихся появляется возможность создавать красивые и оригинальные изделия в процессе работы мастер-классов по декоративно–прикладному искусству, развивать свои креативные способности. Развитие творческих способностей - одна из актуальных задач современного образования. Творческие способности проявляются в умении адекватно реагировать на происходящие изменения в нашей жизни (научной, культурной, общественной); в готовности использовать новые возможности; в стремлении избежать очевидных, традиционные решений; в выдвижении нестандартных, неординарных идей; в удовлетворении одной из основных социальных потребностей - потребности в самореализации личности.
Новизна данной программы заключается:
- в использовании новых технологий,
- в тесном переплетении элементов народного прикладного искусства с новейшими тенденциями современного дизайна,
- в ознакомлении с новыми материалами, которые упрощают технологию изготовления изделий и выигрывают в декоративности.
Программа рассчитана на подростков в возрасте от 11 до 16 лет. Это дети, уже умеющие мыслить и жить в масштабах времени и культуры. В их мировоззрении время прошлое, настоящее и будущее должно сопрягаться с культурными достижениями эпох, стремлениями осваивать достигнутое, преобразовывать и применять в соответствии с требованиями современной эпохи, культурными ценностями и индивидуальными приоритетами. Иными словами - это стремление реализовывать себя в настоящем, как созидателей с опорой на определенный «культурный задел» в знаниях, опыте поведения, нравственных ценностях. Основным источником возрастания этой способности - быть «человеком культуры» - составляет особым образом организованное образование, в котором приоритеты современной культуры входят в особый ценностный синтез с культурами различных народов.
Таким образом, программа профильной смены «Школа одаренных детей» представляет собой социально-педагогическую модель деятельности, обеспечивающей нравственно-эстетическое воспитание, обучение основам новых технологий в декоративно-прикладном творчестве, готовность подростков к воплощению нестандартных идей, формирование чувства осознанного выбора позиции и ее отстаивания, развитие созидательной активности, самостоятельного познания и преобразования, то есть приобретение опыта ценностно-рационального личностного саморазвития и социальной адаптации в постоянно изменяющихся условиях жизни современного общества.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы: Развитие личностного и творческого потенциала ребенка посредством декоративно-прикладной и художественной деятельности, основанной на использовании различных технологий и материалов.
Достижению поставленной цели способствует выполнение ряда поставленных задач:
-выявление и содействие развитию творческих способностей и потенциала подростков через работу мастер-классов и другие направления образовательного процесса;
-формирование духовного мира ребёнка, его личностных ценностей;
-воспитание эстетического вкуса и бережного отношения к природе;
-формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого отношения к общечеловеческим ценностям;
-формирование эстетических знаний, художественно-пластических умений и навыков работы с бумагой, проволокой, бисером, а также разнообразными художественными материалами;
-развитие внимания, мышления, воображения, мелкой моторики рук, деловых качеств (самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д.);
-создание условий, способствующих успешности каждого ребёнка, в соответствии с его возможностями.
Такие дидактические принципы, как постепенность и последовательность, доступность и систематичность, наглядность и достоверность, активизация восприятия, образного мышления и творческой инициативы, комплексное освоение материала, результативность, индивидуальный подход в условиях коллективного обучения – находят свое полное подтверждение в работе по данной программе.

Для воспитания и развития навыков творческой работы программой предусмотрены следующие основные методы:
-объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации, работа по таблицам);
-репродуктивных (работа по образцам);
-частично-поисковых (выполнение вариативных заданий);
-творческие (творческие задания, эскизы, проекты);
-исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а так же других материалов для работы в объёме).
1.3. Ожидаемый результат.
В течение реализации программы будут созданы условия культурной среды развития обучающихся и оказана помощь в овладении основами творческой деятельности посредством реализации творческого проекта, отрядных программ, культурно-досуговых мероприятий смены. В соответствии с целью и задачами программы произойдут следующие результативные изменения:
1) личностные изменения воспитанников:
•приобретение знаний по приоритетным на¬правлениям молодежной политики на современном этапе;
•повышение образовательного уровня на основе полученных знаний;
•приобретение социального опыта на основе создания творческого архитектурного проекта;
•приобретение знаний, умений и навыков на мастер-классах;
•рост в организации культурно-досуговых мероприятий и спортивно-оздоровительной деятельности в течение смены;
•повышение активности в различных видах деятельности через влияние педагогических про¬грамм (отрядные дела, «огоньки»), реализации задач ролевой игры, позитивного психологического климата в коллективе;
•рост творческого потенциала на основе активного включения в творческую деятельность смены;
•приобретение коммуникативных навыков меж¬личностных отношений в течение смены посредством коммуникативных тренингов, сплочения команды, условий ролевой игры;
•повышение общего культурного уровня развития на основе программы смены в целом.
2)развитие коллектива:
В течение смены вожатыми и организаторами программы будут реализованы следующие педагогические задачи:
•создание условий для формирования интеллектуального, культурного, здорового и социально-активного потенциала подростков;
•внутреннее сплочение в коллективе и объединение отрядов с целью активизации, совершенствования, развития внутреннего потенциала каждого воспитанника;
•реализация отрядных дел в отряде;
•создание команды;
•укрепление здоровья, формирование общей культуры и здорового образа жизни подростков в условиях коллектива.
3)реализация социально-значимой деятельности:
В течение смены будут проведены мероприятия, способствующие реализации социально-значимой деятельности подростков и отвечающие приоритетным направлениям молодежной политики.
Подростки на смене познакомятся с новыми приемами работы с бисером, бумагой для квиллинга, атласными лентами, восковыми мелками.
Воспитанники программы получат социальный опыт в исполнении профессиональных обязанностей архитектора, дизайнера, декоратора. Обучающиеся обретут опыт делового взаимодействия со сверстниками и взрослыми, приобщатся к системе культурных ценностей.
Таким образом, включение каждого воспитанника в деловую игру и программу смены позволит подросткам приобрести особые знания, умения и навыки, апробировать себя в определенной социальной роли на пути формирования активной позиции в гражданском самоопределении.
1.4. Оценочная система результативности программы.
Анализ результатов программы осуществляется на основе утвержденных форм отчетности:
1)образовательного блока: выполнение плана работы профильной смены, контроль над реализацией программы, анализ участниками профильной смены полученных знаний и их применение;
2)программ дополнительного образования (мастер-классов):
фото-отчеты педагогов дополнительного образования по мастер-классам; отчетные выставки, оформление архитектурного проекта города Мастеров, документальные отчеты педагогов;
3)анализ работы вожатых в течение смены;
4)воспитанников программы: анкетирование.
1.5. Комплексно-методическое обеспечение программы
По информационному, дидактическому, методическому и техническому обеспечению программы используются следующие материалы:
1)информационное обеспечение:
•библиотека, фонотека, медиатека Центра;
•буклетная продукция с информацией о смене.
2)дидактическое обеспечение:
•видеоматериалы:
•аудиоматериалы:
-музыкальная фонотека по тематике смены,
-общая музыкальная фонотека;
•программа презентаций PowerPoint:
3) методическое обеспечение:
• основная образовательная литература (бисероплетение, поделки из атласных лент, квиллинг);
•сетевые ресурсы (Интернет, CD-программы);
4)техническое обеспечение: видеопроекторы, экраны, CD-диски, DVD-диски, магнитофоны, компьютерная техника, осветительные приборы, музыкальная аппаратура.
1.6.Кадровое обеспечение программы.
Кадровое обеспечение программы составляют:
-4 педагога дополнительного образования;
-педагог-организатор.
2. Основная часть
2.1. Основная идея программы.
В основе сюжета программы заложено создание архитектурного проекта города Мастеров. Обучающиеся творческих объединений МКОУ Центр ДОД Барабинского района Новосибирской области на время профильной смены становятся архитекторами, декораторами, дизайнерами, которые проектируют город Творцов. Цель проекта: создать макет города или одного отдельного района, облагородить улицы, фасады домов, применяя знания и умения, полученные на мастер-классах по декоративно-прикладному творчеству. На протяжении трёх дней деятельности профильной смены участники будут создавать из бумаги, картона и других материалов модели жилых зданий, учреждений культуры. На третий день участники смены совместно с педагогами МКОУ Центр ДОД завершают архитектурный проект города Мастеров, включая дизайнерское оформление интерьера зданий и улиц. Выходом из игры является создание творческого проекта (макета города) и проведение параллели игровых ролей со значимыми современными социальными ролями.
2.2. Логика развития смены.
Период смены Содержание
1. Организационный период
Открытие смены
Игры на знакомство
Первичное анкетирование
2. Основной период
Проведение мастер-классов
3. Итоговый период
Проведение основных итоговых мероприятий: завершение архитектурного проекта Города Мастеров, проведение финальных творческих мероприятий, выход из игры, итоговое награждение, закрытие смены
Итоговое анкетирование
2.3. Творческий и образовательный компоненты: культурно-досуговые мероприятия
В план-сетке смены отражены: режимные моменты, ежедневные и специальные мероприятия смены. Предусмотренные план-сеткой мероприятия способствуют развитию компетентностей, усвоению и применению участниками приобретенных знаний.
Мероприятия в режиме дня, развивающие компетентности:
1) Игра «Дети шпионов»:
а) групповые задания развивают:
Коммуникативные компетентности:
1. Оценка эмоционально-психологического состояния членов коллектива и выявление степени их готовности к вступлению во взаимодействие при решении поставленной задачи.
2.Владение речевой культурой, навыками эмпатичного общения и активного слушания для грамотного доведения своих предложений и принятия верного коллективного решения.
3.Оценка коммуникативной ситуации (благоприятная, неблагоприятная), учет интересов всех сторон для нахождения компромисса.
4.Формирование общего эмоционального фона группы, необходимого для создания рабочей обстановки, настроя на необходимый команде результат.
5.Внимательность, чуткость, отзывчивость в отношении друг друга. Преодоление личных эгоистических устремлений ради победы всей команды.
Учебно-познавательные компетентности:
1.Постановка задач исходя из заданий и выдвижение гипотез для их решения.
2.Выбор оптимального пути решения из имеющихся альтернативных предложений.
3.Оценка потенциальных способностей членов коллектива, возможных трудностей и благоприятных обстоятельств, способствующих решению задачи.
Социально-трудовые компетентности:
1.Формирование активной социальной позиции личности посредством участия в коллективной деятельности.
2.Использование своих способностей в соответствии с личной и общественной пользой.
3.Выполнение социальных функций, соответствующих определенной роли.
Индивидуальные задания развивают:
Учебно-познавательные компетентности:
1.Самостоятельный выбор оптимального пути решения задания.
2.Оценка возможных трудностей и благоприятных обстоятельств, способствующих решению за¬дачи.
Социально-трудовые компетентности:
1.Преодоление личных слабостей для достижения цели.
2.Проявление своих качеств в честной конку¬рентной борьбе, воля к победе.
Информационные компетентности:
1.Выбор оптимального способа поиска недостающей информации для выполнения задания.
2.Использование своего кругозора для достижения определенных результатов.
3.Творческое применение информации, использование знаний в нестандартных случаях.
2) Музыкально-интеллектуальная игра «Музыкальная ромашка»
а) развивает:
Социально-трудовые компетентности:
1.Преодоление личных слабостей для достижения цели.
2.Проявление своих качеств в честной конку¬рентной борьбе, воля к победе.
3.Личная ответственность за результат перед всем коллективом, доверившим отстаивать «честь команды».
Коммуникативные компетентности:
1.Нахождение коллективного решения в заданных условиях и в ограниченное время.
2.Формирование общего эмоционального
фона группы, необходимого для создания рабочей обстановки, настроя на необходимый команде результат.
3.Внимательность, чуткость, отзывчивость в отношении друг друга. Преодоление личных эгоистических устремлений ради победы всей команды.
б) Конкурс театрального мастерства «Киношок».
Конкурсы сценического творчества развивают:
Художественно-эстетические компетентности:
1.Представление на сцене художественных образов, соответствующих эстетическим нормам («чувство прекрасного»).
2.Знание основных стилей и направлений МХК, укладывание собственного «произведения» в определенные рамки.
Учебно-познавательные компетентности:
1.Генерирование идей под конкретную тематику выступления.
2.Составление сценария, интересная подача зрителям.
Коммуникативные компетентности:
1.Нахождение коллективного решения в заданных условиях и в ограниченное время.
2.Формирование общего эмоционального
фона группы, необходимого для создания рабочей обстановки, настроя на необходимый команде результат.
3.Внимательность, чуткость, отзывчивость в отношении друг друга. Преодоление личных эгоистических устремлений ради победы всей команды.
3) Дискотека с элементами конкурсно-игровой программы:
Участие в конкурсных программах развивает:
Художественно-эстетические компетентности:
1.Представление на сцене художественных образов, соответствующих эстетическим нормам («чувство прекрасного»).
2.Знание основных стилей и направлений МХК, укладывание «произведения» в определенные рамки.
Учебно-познавательные компетентности:
1.Генерирование идей под конкретную тематику выступления.
2.Составление сценария, интересная подача зрителям.
4) Отрядные задания.
Отрядные дела развивают:
Ценностно-смысловые компетентности:
1.Выбор целевых и смысловых установок для своих действий и поступков, принятия самостоятельных решений.
2.Самоопределение в отношении нравственных норм, построение индивидуальной траектории развития на этой основе.
3.Уважение к родной земле, достижениям своего народа, национальным ценностям, героико-историческому прошлому нашей страны.
Коммуникативные компетентности:
1.Восприятие партнеров по общению, взаимная оценка и взаимовлияние для ведения конструктивного диалога.
2.Постановка и решение коммуникативной задачи исходя из особенностей ситуации общения.
3.Эмоциональное сопровождение своего отношения к различным событиям.
4.Внимательность, доброжелательность и отзывчивость в отношении друг друга.
Компетентности личностного самосовершенствования:
1.Самовыражение при занятии личной позиции, формулировке и отстаивании собственного мнения (достаточная аргументированность).
2.Быстрая адаптация и ориентирование в меняющихся обстоятельствах.
3. Выработка и поддержание положительных черт характера (социально-приемлемых и одобряемых коллективом).
5) Огоньки (коллективная рефлексия)
Огоньки развивают:
Коммуникативные компетентности:
1.Эмоциональное сопровождение своего отношения к различным событиям.
2.Внимательность, доброжелательность и отзывчивость в отношении друг друга.
Компетентности личностного самосовершенствования:
1.Самовыражение при занятии личной позиции, формулировке и отстаивании собственного мнения (достаточная аргументированность).
2.Выработка и поддержание положительных черт характера (социально-приемлемых и одобряемых коллективом).
Ценностно-смысловые компетентности:
1.Понимание причинно-следственных связей, умение анализировать ситуацию в связи прошлого и настоящего, «извлекать уроки из ошибок».
2.Выбор целевых и смысловых установок для своих действий и поступков.
6) Акция «Красота и доброта своими руками», посвящённая 75-летию НСО:
Дарить подарки – это особое умение, а дарить такие подарки, которые оставляют приятные впечатления - это целое искусство. Ведь именно пережитые радостные эмоции остаются в памяти навсегда, и мы зачастую не задумываемся, какую важную роль они играют в нашем отношении к тем или иным вещам. Мы верим, что впечатления – это лучший подарок. Особенно тем, у кого этих впечатлений не так уж и много: детям-сиротам. Именно им мы дарим тепло своих сердец – сердечки, изготовленные своими руками и украшенные с использованием новых приемов работы с бисером, атласными лентами, пластилином.

7) Мастер-классы по профилю смены:
Мастер-классы по художественному и декоративно-прикладному искусству являются важной составляющей формирования эстетического восприятия мира, учат творческому отношению к труду. Обучающиеся получают представление о пропорциях, цветовой гамме и сюжетной композиции, развивают координацию движения рук со зрительно воспринимаемым объектом, учатся выражать собственное видение красоты посредством создания яркого образа или изделия, приобретают навыки художественного творчества.
Творческие мастерские художественно-эстетической направленности развивают:
Художественно-эстетические компетентности:
1. Оценка произведений искусства и культуры с позиции восприятия эстетических норм.
2.Определение собственного отношения к художественным образам на основе «чувства прекрасного».
3.Самовыражение посредством художествен¬но-изобразительного творчества.
3. Ожидаемые результаты:
- улучшение физического, психологического и нравственного здоровья;
- повышение уровня исполнительского мастерства;
- развитие уровня креативных способностей;
- повышение уровня творческой активности;
- освоение проектных форм и методов работы.
3. Механизм последействия.
По итогам проведения III районной профильной смены «Школа одаренных детей участники получают памятные сувениры и дипломы от организаторов программы.
Информация о проведении профильной смены и фотографии размещаются на сайте МКОУ Центр ДОД (http://cdod-bar2011.narod2.ru/)
Программа проведения районной профильной смены «Школа одарённых детей»
(для детей, занимающихся декоративно-прикладным творчеством)
28.08.2012г.
Время Наименование мероприятия
9.00 Отъезд из Барабинска
10.00-11.00 Заселение в комнаты, обустройство (директор ДООЛ)
11.00-11.40 Завтрак
11.40-12.10 Открытие смены Тишина Н.В.(педагог-организатор МКОУ Центр ДОД)
12.10-14.00 1 отряд: работа мастер-класса «Украшение для волос из лент»
2 отряд: работа мастер-класса «Гортензия» плетение из бисера
14.00-15.00 Обед
15.00-16.00 1 отряд: работа мастер-класса «Гортензия» плетение из бисера
2 отряд: работа мастер-класса «Украшение для волос из лент»
16.00-17.30 Игра «Дети шпионов!» Тишина Н.В.(педагог-организатор МКОУ Центр ДОД)
17.30-19.00 Подготовка к вечерней программе Работа пресс-центра Вожатые
19.00-19.40 Ужин
19.40-21.00 Конкурс театрального мастерства «Киношок» Тишина Н.В.(педагог-организатор МКОУ Центр ДОД)
21.00-22.40 Вечерняя программа Вожатые
22.40-23.00 Подготовка ко сну Вожатые
23.00 Отбой Вожатые
29.08.2012г.
Время Наименование мероприятия Ответственный
08.00-09.00 Подъём, утренние процедуры, зарядка Вожатые
9.00-9.40 Завтрак
10.00-12.15 1 отряд: работа мастер-класса «Рисунок восковыми мелками»
2 отряд: работа мастер-класса «Мыльная корзина»
12.00-12.15 Рефлексия. Подвижные игры Вожатые
12.15-13.30 1 отряд: работа мастер-класса «Мыльная корзина»
2 отряд: работа мастер-класса «Рисунок восковыми мелками»
13.30-14.30 Обед
14.30-16.00 1 отряд: работа мастер-класса «Пластилиновая фантазия»
2 отряд: работа мастер-класса «Квиллинг» «Игрушка»
16.00-17.30 Музыкально – интеллектуальная игра «Музыкальная ромашка» Тишина Н.В.
17.30-19.00 Конкурс эмблем, Работа пресс-центра, подготовка к вечерней программе Вожатые
19.00-19.40 Ужин
19.40-21.00 Акция «Красота и доброта своими руками», посвящённая 75-летию НСО Вожатые
21.00-22.40 Вечерняя программа Вожатые
22.40-23.00 Подготовка ко сну Вожатые
23.00 Отбой Вожатые

30.08.2012
Время Наименование мероприятия Ответственный
08.00-09.00 Подъём, утренние процедуры, зарядка Вожатые
09.00-09.40 Завтрак
10.00-12.00 Выставка работ Педагоги-инструкторы
12.00-12.30 Закрытие смены Тишина Н.В. (педагог-организатор МКОУ Центр ДОД)
12.30-13.00 Отъезд

Рекомендуем посмотреть:

Взаимосвязь развития профессионального мастерства педагога и успешности личности ребенка Интерактивная игра для школьников 12-15 лет Сценарная разработка финала военно-патриотического проекта «Аты-баты-2013» Посвящение в юннаты. Сценарий

Похожие статьи:

Сценарий «Посвящение в истоковцы»

Сценарий итогового отчётного концерта вокальной студии «Мы рождены в России»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Пешеходный туризм»

Конспект первого занятия по вокалу для детей 7-9 лет

Формирования мотивации к занятиям хореографией

Опубликовано: 1040 дней назад (5 февраля 2014)
Просмотров: 3887
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!