Конкурсы для педагогов и детей

Экспериментирование в детском саду. Подготовительная группа

Проблемы организации детского экспериментирования в дошкольных учреждениях.
В настоящее время уже признано значение детской поисково-исследовательской деятельности в форме детского экспериментирования для развития дошкольников. Но и сейчас не в каждой группе, и не в каждом детском саду данная форма используется полноценно. Это связано со многими проблемами:
1.Оснащение развивающей предметно-пространственной среды в детском саду;
2.Использования детского экспериментирования как элемента непосредственной образовательной деятельности( как одной из частей) или как самостоятельного элемента в процессе развития детей;
3.Затруднение в организации опытно-поисковой деятельности детей у воспитателей из-за недостаточного опыта и недостаточного владения методикой.
В некоторых учреждениях уже созданы лаборатории для детского экспериментирования. Но следует признать, что далеко не всех детских садах имеется свободное помещение. Выходом из такой ситуации может быть оснащение уголка экспериментирования в группах. Это может быть специальное оборудование или же самостоятельное оснащение такого уголка воспитателями в соответствии с возрастными особенностями детей.


Да, действительно, для приобретения готового оборудования не всегда есть материальная возможность, но оснастить уголок экспериментирования в группе вполне можно с помощью родителей. В каждом доме есть бутылочки, ложечки, формочки, крупа и т.п. Чистый песок есть в каждом детском саду. Коллекции камней, различных материалов, фотографий и познавательный материал тоже могут быть собраны с помощью родителей.
Следующим этапом после организации специального уголка является подборка и систематизация примеров опытов для включения их в деятельность дошкольников, в процесс познавательного развития дошкольников. Здесь воспитатель должен учитывать возрастные особенности дошкольников. Если для младших дошкольников характерно познание в непосредственном манипулировании с песком, с водой, то для старшего дошкольного возраста уже стоит подобрать опыты, где ребенок получит возможность проследить причинно-следственные связи. Чтобы избежать хаотичности в планировании тем детского экспериментирования следует разработать примерные перспективные планы совместной деятельности воспитателя с детьми.
Существует несколько вариантов планирования.
Первый вариант - движение в течение года от простых практических опытов и коллекционирования-классификации к исследованиям-путешествиям в пространстве и времени.
Второй вариант - мозаичный выбор тем по принципу ассоциативных связей. Например, от опытов с движением воздуха к классификации видов транспорта, к путешествию во времени (история транспорта), к путешествию по карте (по водным пространствам Земли - океанам), далее к классификации живых обитателей водных пространств, снова к опытам - с движением воды (водными потоками) и состоянием вещества (вода-лед-пар).
Элементы экспериментирования можно включать в тематически запланированную НОД, можно использовать как развлечение, как деятельность, направленную на развитие мелкой моторики, развитие речи, формирование элементарных математических представлений т.д. в процессе индивидуальной работы с детьми, имеющими затруднения в развитии, в свободное время от организованной деятельности (например, пескотерапия). Данная работа обязательна для современного воспитателя и экспериментирование, несомненно, станет настоящим подспорьем для результативного психолого-педагогического сопровождения таких дошкольников.



Приведу пример планирования тематики детского экспериментирования в подготовительной группе. Здесь использовался принцип календарного планирования (сезонные изменения в природе, праздники), принцип усложения (расширение ранее полученных представлений), принцип цикличности, учитывание возрастных особенностей дошкольников.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ В ЛАБОРАТОРИИ ДЛЯ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
Сентябрь
Ознакомление со свойствами воздуха.В процессе экспериментальной деятельности выявить следующие свойства воздуха: упругость, состав; показать, что воздух занимает определенное место в окружающей среде, перемещение воздуха имеет влияние на жизнь человека; познакомить с тем, как человек использует свойства воздуха в повседневной жизни. Подборка экспериментов и познавательного материала: «Воздух занимает место», «Тяжелый воздух», «Вертушка», «Реактивный шарик», «Парашют», «Свечка в банке», «Перемещение слоев воздуха», «Невидимый силач».
Октябрь
Знакомство со свойствами камней, составом земной коры.
Фокусы с магнитом. Самый большой магнит. В процессе экспериментальной деятельности выявить свойства камней. Проанализировать, где на земле встречаются камни, дать представление о полезных ископаемых. Познакомить детей с составом земной коры ( продуктивная деятельность по созданию слоев Земли на мини-макете). Подборка экспериментов и познавательного материала: «Каменная книга», «О чем шептались камешки», «Живые камни», «Что такое горы?», «Дымящиеся горы?», «Пещеры», «Как человек использует камни», «Подземная кладовая», «Кладоискатели», «Вести из глубины веков».
В процессе экспериментальной деятельности расширить представление о магните и дать представление о магнитных свойствах земной коры. Подборка экспериментов и познавательного материала: «Сколько скрепок притягивает магнит?», «Действует ли магнит сквозь стекло?», «Как превратить в магнит обыкновенную иголку?», «Что быстрее упадет вниз?», «Что такое компас?», «Самый большой магнит», «Самодельный компас».
Ноябрь
Что такое звук.
В процессе экспериментальной деятельности выявить особенности передачи звука на расстоянии, причины низких и высоких звуков, возможности измерения расстояния с помощью звука. Подборка экспериментов и познавательного материала: «Как видят летучие мыши», «Испорченный телефон», «Аквариум», «Поющая расческа», «Волшебные струны», «Как мы слышим».
Электричество. В процессе экспериментальной деятельности познакомить с таким явлением как статическое электричество, расширить представление об электричестве, познакомить с природными явлениями, связанными с электричеством. Подборка экспериментов и познавательного материала: «Волшебная палочка», «Крутится, вертится», «Головокружительные пируэты», «Пляшущие человечки», «Рука приведения», «Что такое молния», «Полезное или опасное электричество».
Декабрь
Свойства воды. В процессе экспериментальной деятельности расширить представления о свойствах воды, об агрегатных состояниях воды, о круговороте воды в природе. Подборка экспериментов и познавательного материала: «Почему лед не тонет?», «Замерзшая вода двигает камни», «Измерения объема жидкости», «Свойства разных жидкостей»(тягучесть, способность принимать форму сосуда), «Что замерзнет?».
Январь
Свойства воды. В процессе экспериментальной деятельности продолжить знакомство с агрегатными состояниями воды, познакомить с занимательными фактами, связанными со свойствами воды и с местом ее нахождения в окружающей среде. Подборка экспериментов и познавательного материала: «Почему металлическая иголка не тонет в воде?», «Как быстрее вылить воду из бутылки?», «Как выживают верблюды?», «Кто сломал большую ложку?», «Стакан смеха или бесконечные пальцы».
Февраль
Вода на Земле. Бережное отношение к воде. В процессе экспериментальной деятельности дать представления о пресной воде, о способах очистки воды, дать представление о запасах воды на Земле. Подборка экспериментов и познавательного материала: «Чистая вода», «Водоемы на Земле», «Где самые большие запасы пресной воды?» «Вкусная вода», «Новый фильтр», «Правильно ли мы расходуем воду».
Март
Солнечная система. В процессе экспериментальной деятельности познакомить с Солнечной системой, дать представление о влиянии солнечного света на жизнь человека. Подборка экспериментов и познавательного материала: «Звезды светят постоянно», «Большая и маленькая луна», «День и ночь», «Где спряталось лето?», «Дорога в космос», «Далеко – близко», «Почему большое кажется маленьким», «Чем ближе, тем быстрее».
Апрель
Свойства различных материалов (дерево, ткань, металл, камень, пластмасса, стекло)
Бережное отношение к окружающей среде В процессе экспериментальной деятельности уточнить и расширить представления о свойствах уже знакомых дошкольникам материалов. Подборка экспериментов и познавательного материала: «Из чего построим корабль?», «Ящик ощущений», «Самое полезное», «Что внутри» (устройство технических приборов), «Такие разные металлы», «Силачи».
В процессе экспериментальной деятельности дать представление о вреде, наносимым человеческой деятельностью окружающей среде, познакомить с доступными для детей способами бережного отношения к природе. Подборка экспериментов и познавательного материала: «Птицы и нефть», «Свалка и дождь», «Защитники природы», «Как я спасу дерево», «Жители планеты».
Май
Последнее заседание «Клуба любознаек»(такое название получила лаборатория для детского экспериментирования в нашем ДОУ). Интеллектуальное соревнование для участников «Клуба любознаек». Вручение дипломов об «окончании» «Клуба любознаек», присуждение звания юного ученого и вручение памятных медалей.

Что касается методики проведения детского эксперимента, в настоящее время, для воспитателей есть множество публикаций на эту тему. Если воспитатель принял решение использовать такой вид детской деятельности в своей работе, то он сможет найти самый разнообразный материал по теме в процессе самообразования. Сейчас есть достаточная информация , где подробно описаны элементы и этапы эксперимента, правила безопасности при проведении детского экспериментирования и другие стороны методики организации деятельности в такой форме.
И в заключении, хочу еще раз отметить, значение детской поисково-исследовательской деятельности для развития ребенка. Такая деятельность развивает любознательность, инициативность, самостоятельность, развивает речь, позволяет получать различные представления в эмоционально-окрашенной форме. Ребенок чувствует себя первооткрывателем. Все это очень важно для воспитания успешного человека, стремящегося узнавать новое и стремящегося к самостоятельной деятельности.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в подготовительной группе. Свойства воздуха Методика проведения совместной деятельности в лаборатории для детского экспериментирования Беседа с опытно-эксперементальной деятельностью в подготовительной группе Беседа с опытно-экспериментальной деятельностью для детей старшей группы
Методика проведения совместной деятельности в лаборатории для детского экспериментирования | Мастер-класс для воспитателей ДОУ
Опубликовано: 726 дней назад (14 декабря 2014)
Просмотров: 19940
+2
Голосов: 2
Марина Константиновна Загарских # 15 декабря 2014 в 12:14 0
Добрый день! Экспериментирование в детском саду действительно должно иметь место.
Если мы вспомним о преемственности обучения в детском саду и школе, в которой уже не первый год действуют новые ФГОС, то такая работа может стать хорошей основой для формирования метапредметных результатов и исследовательской культуры в целом. На фотографиях видно, что материалы для уголка доступны каждому, а значит все в ваших руках, уважаемые воспитатели! Спасибо за статью!
Наталья Владимировна Беляева # 15 декабря 2014 в 18:30 0
Спасибо.
Шайдарова Ж.В. # 17 мая 2015 в 12:41 0
"Приятно" видеть свою фотографию с совершенно чужим автором...