Конкурсы для педагогов и детей

Мастер-класс для воспитателей ДОУ

Мастер-класс для воспитателей ДОУ "Ознакомление дошкольников со свойствами воды в форме детского экспериментирования"
Предлагаю вашему вниманию мастер-класс для воспитателей по организации детского экспериментирования для ознакомления со свойствами воды.

Прежде чем начать подборку опытов, воспитатель должен ясно себе представлять с чем именно он хочет ознакомить детей каждой возрастной группы.Это в первую очередь связано с психологическими особенностями дошкольников разных возрастных групп. Младшие дошкольники познают окружающий мир непосредственным манипулированием с предметами, сложные выводы и анализ им еще недоступны. Что ощущаем, то и познаем. Детям среднего дошкольного возраста доступно уже сделать некоторые умозаключения после проведения опыта. Дошкольники, посещающие подготовительные и старшие группы уже способны на ступенчатый анализ, на самостоятельное формулирование выводов и самостоятельный поиск ответов на заданную тему.
Опыты с водой для детей младшего дошкольного возраста
Ознакомление со свойствами воды(цвет, запах, температура)
Материал, оборудование: тазики(емкости)с водой разной температуры,стаканы прозрачные, лейки, краски, питьевая вода комнатной температуры, сахар, вода, подогретая непосредственно перед опытом, лимон.
Предложите вашим детям определить, что находится в каждом стаканчике. Затем попросите определить цвет воды. Подсказываем, как обозначить цвет воды - она прозрачная, цвета не имеет сама по себе. Затем приступаем к окрашиванию. Теперь вода приобрела разные цвета. Дети отвечают на вопрос - почему вода стала цветная. Затем определяем запах воды. Она также запаха не имеет. Предлагаем детям выдавить сок лимона питьевую воду. Теперь вода стала пахнут "лимоном" Следующий этап - это вкус воды. Лимонная вода кислая. Задаем вопрос, а как же сделать воду сладкой? Дети добавляют сахар и пробуют. Теперь вкус воды изменился. Определяем температуру воды в тазиках (емкостях). Дети рассказывают, что в одной емкости вода прохладная, в другой теплая. В конце предлагаем детям сделать волшебный напиток для помощи какому-либо сказочному герою ( дети по своему желанию добавляют в свои стаканчики краски и тп).
Опыты с водой для детей среднего дошкольного возраста
Ознакомление со свойствами воды ( растворимость в ней различных веществ, дать понятие о силе воды, дать первоначальные представления об агрегатных состояниях воды)
Материал, оборудование: тазики (емкости с водой) разной температуры, детский стиральный порошок, кусочек льда, снег (проводится в зимний период, набирается в ведерко вместе с детьми на прогулке), формочки для льда, предметы из различных материалов, иллюстрации с изображением кораблей, палочки для размешивания.
Опыт 1.
Просим детей помочь Золушке постирать платочки. Рассказываем, что она не знает в какой воде ей лучше постирать - в холодной или теплой. Знакомим со стиральным порошком, рассказываем о правилах безопасного обращения с такими веществами-"помощниками" в домашнем хозяйстве. Воспитатель предлагает детям размешать порошок сначала в емкостях с холодной водой, затем в теплой воде. Дошкольники определяют, где быстрее растворился порошок. Делаем вывод и решаем, что Золушке лучше стирать в теплой воде, там порошок растворился быстрее, значит будет больше пены и стирать будет легче.
Опыт 2.
Помочь Незнайке построить корабль. Незнайка хочет отправится в путешествие, но не знает из чего лучше построить корабль. Предлагаем детям опускать в тазики с водой предметы из различных материалов. Дошкольники определяют, что на поверхности остаются предметы из дерева, пластмассы, значит Незнайке лучше строить корабль из этих материалов.
Опыт 3.
Куда пропал снег? Пытаемся переложить снег или лед в другую емкость. Видим, что там уже больше воды. Задаем вопрос детям, откуда здесь появилась вода. Знакомим с твердым агрегатным состоянием воды - лед (снег), объясняем, что на морозе она замерзает. Дети самостоятельно пытаются объяснить, почему же лед или снег в помещении превратился в воду (здесь тепло). Предлагаем детям сделать льдинки-украшения для деревьев на участке. Наливаем воду в формочке, растворяем краски, затем воспитатель выносит формочки на улицу. На следующий день льдинки развешиваем на участке.
Опыты с водой для детей старшего дошкольного возраста
Опыт 1.
Материал, оборудование: зеркало, иллюстрация с чайником, демонстрационное пособие "Круговорот воды в природе". Цель: познакомить с агрегатными состояниями воды, с круговоротом воды в природе.
Воспитатель предлагает детям подышать на зеркало. Алгоритм формулировки выводов в ходе анализа проведенных манипуляций. Видим, что образовалась "влажная пленка". Откуда же появилась вода? Из нашего организма в виде пара. Когда еще бывает пар? Тогда, когда кипит чайник. Вспомнить, что вода может замерзнуть, может течь. Как же воду превратить в пар? Нужно ее разогреть. А куда же улетает пар? Вверх. У нас мало воды, и мало пара. Но вода же испаряется из больших водоемов? Она поднимается на небо. А как же она попадает на землю обратно ( в виде осадков). В конце просим дошкольников зарисовать (тучка, капля, озеро, пар)
Опыт 2
Сила воды. Материал, оборудование: галька, емкости с водой. Цель: познакомить с силой воды. Предлагаем детям опустить камешки в тазики. Они опустились на дно. Затем руками создаем подводные волны. Камни стали двигаться. Знакомим детей с поговоркой :"Вода камень точит". Разглядываем гальку. Обнаруживаем, что она гладкая. Делаем вывод, почему камни приняли такую форму. Вспомнить, где дети могли видеть в жизни такие камешки( в водоемах)
Опыт 3
Как пьет верблюд? Оборудование: зеркало, иллюстрации с верблюдом. Предлагаем детям подышать на зеркало. Вспоминаем, что образуется влажная пленка. Мы воду из своего организма выпустили, мы ее "потеряли". Рассказываем детям, что у верблюда есть специальная "занавесочка", которая не позволяет воде выходить наружу.
Опыт 4
Невидимая пленка. Оборудование: вода, растительное масло, стаканчики, пипетки, емкость с водой.
Цель: дать первоначальное представление о различных жидкостях, о разной плотности жидкостей. Предлагаем детям капнуть маслом в стакан с водой. Образуется пятнышко, оно не растворяется. Дети пытаются ответить на вопрос- почему? Воспитатель дает понятие о густоте (плотности). Каждый ребенок наливает в свой стакан воду, чтобы он был совершенно полный. Затем набираем в пипетку еще по капельке и начинаем добавлять в стакан до тех пор, пока вода "не поднимется" над краем стакана (если посмотреть на стакан сбоку, то будет видно, что вода поднялась выше стакана). Это чудо объясняется тем, что существует сила натяжения и у воды, что "пленочка" поверхности воды не дает ей вытечь из стакана.

Рекомендуем посмотреть:

Методика проведения совместной деятельности в лаборатории для детского экспериментирования Экспериментирование в детском саду. Подготовительная группа Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментирование Экспериментальная деятельность в старшей группе. Свойства воды
Экспериментирование в детском саду. Подготовительная группа | Организация психолого-педагогического сопровождения детей в дошкольном образовательном учреждении
Опубликовано: 722 дня назад (16 декабря 2014)
Просмотров: 2993
+6
Голосов: 6
Елена Петровна Шабанова # 30 сентября 2015 в 10:38 +1
Поисково-исследовательская деятельность играет важную роль в развитие познавательного интереса, мышления, социально-коммуникативных навыков. Такие опыты можно использовать и на НОД по познавательному развитию, по формированию элементарных математических представлений(например объем, сравнение, форма и др.. Младшим дошкольникам экспериментирование, игры с веществами и предметами дают возможность развивать мелкую моторику и речь. Старшие дошкольника в процессе эксперимента учатся делать выводы, анализировать и выстраивать свои высказывания.
Татьяна Николаевна Бурцева # 5 ноября 2015 в 19:28 +1
Здорово!Беру себе на заметку.Спасибо!Голосую!
Наталья Владимировна Беляева # 5 ноября 2015 в 20:15 0
Спасибо.
Вера Анатольевна Варенцова # 14 ноября 2015 в 18:10 +1
Наталья Владимировна! Спасибо за приглашение. Замечательный мастер-класс! Интересные опыты, связанные с практической деятельностью, которая пригодится в повседневной жизни. Всё выстроено в соответствии с возрастом ребятишек. Молодцы! Спасибо за прекрасную полезную публикацию. Заслуженный голос.
Наталья Владимировна Беляева # 14 ноября 2015 в 18:17 0
Спасибо.