Конкурсы для педагогов и детей

Методика проведения совместной деятельности в лаборатории для детского экспериментирования

Из опыта работы воспитателя детского сада
Опыт организации совместной деятельности в лаборатории для детского экспериментирования. Методика организации.
Автор: Беляева Наталья Владимировна
Место работы: МДОУ"ЦРР - д/с № 188 "Радость" г.Саратов.
Методика организации совместной деятельности в лаборатории для детского экспериментирования.

Наработанный мною практический материал позволил мне описать методику проведения занятий с использованием детского экспериментирования.
Первый этап - это разработка хода совместной деятельности. Поисково-исследовательская деятельность с детским экспериментированием интегрирует в себя многие области воспитания и образования дошкольников. Помимо проведения непосредственного опыта для знакомства с каким-либо свойством в процессе такой деятельности, дети расширяют свои представления по истории, географии, у них формируются элементарные математические представления, развивается речь и моторика. Приведу пример на основании совместной деятельности воспитателя с детьми средней группы "Поможем маме постирать платочки".
Задачи деятельности:
1. Развитие речи (упражнять в составлении описательного рассказа (описывают трудовое действие), употреблении прилагательных (горячая, холодная, теплая), упражнять в произношении звука "р");
2. Формирование элементарных математических представлений (навыки счета, знакомство с геометрическими фигурами, ориентировка в пространстве (вверх-вниз, вправо-влево, назад-вперед);
3. Сенсорное развитие (определение по осязанию и сравнение по контрастности температуры воды);
4. Развитие мелкой моторики руки, формирование сенсорно-моторной координации;
5. Формирование элементарных трудовых навыков;
6. Воспитательные задачи:
-формировать чувство удовлетворения и радости в ходе выполнения трудового процесса и в конце работы;
-воспитывать стремление доводить дело до конца.
Одним из следующих шагов при подготовке к совместной деятельности - это подготовка демонстрационных пособий, оснащение рабочих мест в соответствии с количеством детей, обеспечение достаточными материалами для индивидуальных экспериментов.
Прежде всего следует организовать общее пространство для работы: большой рабочий стол (или несколько столов) с необходимыми материалами. За рабочим столом должны быть предусмотрены места для всех потенциальных участников, в том числе и для воспитателя. Во время проведения эксперимента воспитатель не отделяет себя от детей, а располагается рядом с ними.
Места не закреплены за детьми жестко. Каждый может устроиться, где захочет, выбирая себе соседей. Дети могут свободно перемещаться по комнате, если им требуется взять какой-либо инструмент или материал (при соблюдении техники безопасности). При этом следует учитывать необходимость нахождения воспитателя рядом с детьми, испытывающими затруднения или требующими особого внимания педагога.
Организованное таким образом общее рабочее пространство обеспечивало возможность каждому участнику видеть работу других, непринужденно обсуждать цели, ход деятельности и полученные результаты. Во время экспериментирования дети часто обмениваются мнениями и открытиями ("Смотри как у меня!", "Я понял как это сделать!", "У меня получилось!").
В процессе опытной работы была разработана примерная схема совместной деятельности в лаборатории для детского экспериментирования:
1. Повторение правил техники безопасности для детей при проведении опыта.
2. Постановка проблемы.
3. Поиск пути решения проблемы. Обсуждение идей и предположений детей.
4. Проведение наблюдения, опытная проверка (непосредственный эксперимент).
5. Обсуждение итогов и формулировка выводов.
6. Домашние задание (предложение выяснить дома какое-либо новое свойство или познакомить с проведенным опытом и выводами родителей, познакомиться с познавательным материалом по теме).
7. Уборка рабочих мест.
В начале экспериментальной деятельности важно заинтересовать детей, ввести в деятельность без принуждения. Этого можно достичь предлагая рассмотреть подготовленный для эксперимента материал, предлагая интересные цели. Например, тема "Воздух", дети должны были определить, что находится в пустой банке. После детских ответов, что в банке ничего нет, начинаем манипулировать с пакетами. Набираем в них воздух - стали выпуклыми, значит в них что-то есть.Дальнейшим обсуждением выясняем, что воздух занимает место и далее знакомимся с остальными свойствами воздуха.
На этом примере показано, что отправным моментом может стать специально "смоделированная" воспитателем проблемная ситуация (пустая банка, но в ней что-то есть), привлечение внимания детей к предметам им незнакомым, показ коллекции и другое.
Помимо проблемной ситуации отправной точкой могут выступать реальные события, происходящие в данный период (яркие природные явления, результаты человеческой деятельности, события, происходящие в художественном произведении).
Во время совместной деятельности важно, чтобы воспитатель занимал демократическую-партнерскую, а не авторитарную позицию. Воспитатель включается в непосредственную деятельность, обсуждает замыслы, анализирует вместе с детьми образцы, комментирует шаги работы, так как, помимо всех образовательных целей, такая совместная деятельность должна способствовать формированию познавательной активности и самостоятельности у дошкольников.
В процессе своей деятельности дети должны стремиться к высказыванию собственного мнения к формулированию своих выводов. Воспитатель лишь наводящими вопросами и действиями подталкивает детей к правильным решениями. В старших группах важно избегать излишней научности (воспитатель в процессе деятельности должен дать детям только те представления, которые им доступны).
Помимо основных моментов, описанных выше, в ход совместной деятельности часто включаются игровые моменты ("рыбалка" при знакомстве со свойствами магнита).
В конце деятельности дается "домашнее" задание. Например, после ознакомления с круговоротом воды в природе, можно попросить детей рассказать родителям сказку о приключениях капельки и сделать совместные зарисовки.
Совместная деятельность в лаборатории для детского экспериментирования по времени рассчитывается согласно возрастной группе дошкольников. Но опыт показал, что необходимо иметь некоторый резерв времени, чтобы каждый ребенок, действуя в собственном темпе смог справиться с работой, достичь желаемого результата.
В заключении хочу привести пример правил техники безопасности, разработанный для проведения детского экспериментирования в лаборатории для воспитателя и детей.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ:
1.Воспитатель готовит необходимый инвентарь, оборудование в день проведения совместной деятельности.
2.Столы (рабочие места для детей) подбираются по высоте в соответствии с задачами деятельности и ростом детей.
3.При работе с водой, мытье рук воспитатель обязан проверить ее температуру.
4.Не использовать в экспериментах опасные и вредные для здоровья предметы.
5.Колющие и режущие инструменты даются детям непосредственно перед работой и с напоминанием об их правильном использовании.
6.При уборке рабочего места детьми строго соблюдать гигиенические правила.
7.Перед началом деятельности в лаборатории повторить с дошкольниками правила безопасности для детей.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ:
1.Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому.
2.Нельзя ничего брать без разрешения воспитателя.
3.Каждую вещь клади на место.
4.Не разбрызгивай воду, все делай аккуратно.
5.Делать все нужно дружно!

Рекомендуем посмотреть:

Педагогический проект в ДОУ. Формирование познавательных способностей у старших дошкольников Детско-взрослый проект в ДОУ Опыты на тему: «Электричество» для детского сада Эксперименты с водой в средней группе ДО
Сценарий развлечения по сказкам для детей средней группы | Экспериментирование в детском саду. Подготовительная группа
Опубликовано: 735 дней назад (30 ноября 2014)
Просмотров: 3537
+10
Голосов: 10
Воробьёва Алла Абдулмеджидовна # 30 ноября 2014 в 19:47 +1
Уважаемая Наталья Владимировна, вы начинаете самую интересную и актуальную работу на сегодняшний день - экспериментирование. Начало положено - безопасность вы соблюдаете. Желаю процветания вашей лаборатории.
Наталья Владимировна Беляева # 30 ноября 2014 в 20:03 +1
Спасибо)
Ольга Третьякова # 30 ноября 2014 в 20:02 +2
Здравствуйте. Постигать неизвестное дети очень любят, не зря дошкольников называют маленькими экспериментаторами. Опыты вы подбираете интересные, не забываете про возраст (что очень важно), так что все у вас обязательно получиться)))
Наталья Владимировна Беляева # 30 ноября 2014 в 20:04 +1
Спасибо smile
Светлана Анатольевна Скачедуб # 30 ноября 2014 в 21:06 +3
Добрый вечер, Наталья Владимировна! Познакомилась с методикой организации совместной деятельности в лаборатории для детского экспериментирования. Поисково- исследовательская деятельность позволяет детям расширять свои представления об окружающем мире, о свойствах материалов, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения . И конечно нужно обратить внимание на организацию развивающей среды, т.к правильно организованная среда способствует всестороннему развитию ребенка. Материал изложен доступно и понятно . Успехов в работе. С уважением Светлана. Голосую.
Наталья Владимировна Беляева # 30 ноября 2014 в 21:16 +1
Спасибо)
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 30 ноября 2014 в 21:54 +4
Добрый вечер, Наталья Владимировна! Спасибо за приглашение. Познакомилась с методикой организации совместной деятельности в лаборатории для детского экспериментирования. Нет сомнений, что поисково- исследовательская деятельность позволяет детям расширять свои представления об окружающем мире, о свойствах материалов, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения. Во время таких занятий у детей развивается мелкая моторика рук, речь, внимание, мышление, а также происходит формирование сенсорно-моторной координации. По оформлению публикации хочу вам подсказать на будущее в материале я не нашла Цели, которая должна отвечать на вопрос Что? Задачи нашла с трудом. Поэтому не бойтесь пользоваться редакторами. Выделяйте необходимые слова. Честно очень трудно читать текст, когда он сплошной. Желаю вам дальнейших творческих успехов. С уважением Г.Е.
Наталья Владимировна Беляева # 3 декабря 2014 в 20:08 0
Спасибо.
Галина Ивановна Нилова # 1 декабря 2014 в 04:37 +1
Наталья Владимировна, спасибо за приглашение. Очень интересно было познакомиться с вашей методикой организации совместной деятельности в лаборатории для детского экспериментирования. Поисково-исследовательская деятельность для детей интересна, поучительна, познавательна. Тем самым ребёнок расширяет и пополняет свои знания, развивается речь и моторика рук. Вам голос.
Наталья Владимировна Беляева # 3 декабря 2014 в 20:07 0
Спасибо.
Наталья Анатольевна Ельцова # 1 декабря 2014 в 19:14 +1
Наталья Владимировна, спасибо за приглашение! Интереснейший опыт работы воспитателя, а именно организация совместной деятельности в лаборатории для детского экспериментирования. Узнала для себя много нового и занимательного. Экспериментирование - один из основных видов детской деятельности. Ещё Н.Н. Поддъяков в 90-ые годы в ходе исследовательской работы пришёл к выводу, что ведущим видом деятельности дошкольников является экспериментирование, поскольку у детей дошкольного возраста очень сильно выражена реакция на новизну. Спасибо за чудесный материал! Мой голос!
Наталья Владимировна Беляева # 3 декабря 2014 в 20:08 0
Спасибо.
Наталья Суслова # 3 декабря 2014 в 14:18 +1
Наталья Владимировна, здравствуйте! Спасибо за приглашение! Очень интересный проект! Желаю продолжения работы в экспериментальном направлении.
Наталья Владимировна Беляева # 3 декабря 2014 в 20:08 0
Спасибо.
Вера Александровна Орехова # 4 декабря 2014 в 06:57 0
Наталья Владимировна, спасибо за приглашение. Интересная и познавательная публикация. Дети очень любят разные опыты, любят экспериментировать. В ходе такой работы развивается любознательность, мелкая моторика, идет формирование сенсорно-моторной координации.
На мой взгляд не хватает иллюстраций. Примите мой голос +1. Желаю удачи!!!
Наталья Владимировна Беляева # 4 декабря 2014 в 20:57 0
Спасибо.
Сидорова Зоя Григорьевна # 6 декабря 2014 в 00:50 0
Наталья Владимировна! Замечательно, что Вы в своей педагогической деятельности используете экспериментирование. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции , стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, и т.п. Я думаю, что Вашим детям было очень интересно. Спасибо за публикацию, обязательно пригодится в работе, удачи вам!
Зоя.
Наталья Владимировна Беляева # 6 декабря 2014 в 16:59 0
Спасибо.
Галина Александровна Мандрыкина # 26 января 2016 в 21:18 0
Добрый вечер,Наталья Владимировна! Спасибо за познавательный материал!Поисково-исследовательская деятельность всегда интересна детям любого возраста,поскольку можно не только провести опыт, но и увидеть результат.Возьму на вооружение Ваш опыт работы! Примите и мой голос!