Конкурсы для педагогов и детей

Сочинение как способ развития речи на уроках русского языка и специфика сочинений

Из опыта работы учителя русского языка и литературы
Сочинение как способ развития речи на уроках русского языка и специфика сочинений
Автор: Токмакова Оксана Анатольевна, учитель русского языка и литературы, МОБУ Усть-Ярульская СОШ.
Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию статью «Сочинение как способ развития речи на уроках русского языка и специфика сочинений». Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы, студентам филологических факультетов.
Содержание статьи.
В настоящее время сложилось несколько точек зрения на понятие "школьного сочинения". В частности в толковом словаре под редакцией Д.Н. Ушакова мы находим такое определение "сочинения": «Сочинение – один из видов обучения письменной речи, школьное упражнение в правильном изложении мыслей на заданную тему. Сочинение-повествование - это рассказ о событии, построенный по схеме: завязка-кульминация-развязка» Как видно из определения, автор подчеркивает здесь мысль о том, что сочинение является учебным упражнением по русскому языку.
В следующем определении, данном в учебном пособии Т.А. Ладыженской, И.П. Фроловича "Система обучения сочинениям в 4-8 классах" отражены несколько точек зрения ученых-методистов на понимание "сочинения". Методист А.Д. Алферов писал, что сочинение – это не только "упражнения в форме и стиле", что "упражнения, преследующие только задачи стиля, то же, что одни гаммы да экзерсисы для музыки… Для обучения языку нужна естественная и осмысленная работа над выражением собственной мысли, основанная на достаточных данных". В этом определении, методист подчеркивает тот факт, что сочинение это свободное выражение своих мыслей, но по заранее продуманному плану – "мысль, основанная на достаточных данных". Методист В.А. Никольский отмечает, что "школьное сочинение" есть процесс и результат работы над темой, предложенной преподавателем, ученика и самого преподавателя". Здесь подчеркивается мысль о том, что работа ученика зависит от руководства ею со стороны учителя.
Известный методист Львов говорит, что «школьное сочинение – учебная работа, упражнения в развитии речи, в построении текста; в тоже время оно является средством самовыражения личности, его жизненной позиции, его внутреннего мира. В этом смысле школьное сочинение – творческая работа и средство воспитания, формирования личности школьника Т.А. Ладыженская считает, что сочинение – это один из видов работы по развитию речи и одна из наиболее сложных форм деятельности ученика. Так же методист говорит о двух основных разновидностей сочинений, практикуемых в 5-8 классах:
-это сочинения, связанные с изучением литературы (сочинение на литературные темы.);
-сочинения, не связанные с литературными произведениями (сочинения на нелитературные темы).
«Нелитературные сочинения» называют свободными сочинениями, творческими. Им отводится большое место в программах по русскому языку. Например, в программе Баранова предусмотрено 210 часов на изучении русского языка, из них 41 час выделяется на работу по развитию речи. В шестом классе на изучении русского языка отводится 210 часов, из них 15 часов на сочинения. Это обуславливается тем, что в общеобразовательной школе основными задачами при обучении русского языка являются формирование коммуникативной, лингвистической, языковой и лингвокультурологической компетенции школьников, развитие орфографической и синтаксической грамотности, интенсификации устной и письменной культуры речи учащихся. Воспитание всесторонне развитой личности невозможно вне совершенствования такого инструмента познания и мышления, как речь. Поэтому задача развития речи учащихся является в настоящее время одной из главных задач школы, а в первую очередь уроков русского языка. К сожалению, дети, приходя в среднюю школу, по возможностям, по своей речевой подготовленности необычайно различны. Это объясняется и обстановкой в доме ученика, и его собственными психологическими особенностями, и уже сложившимся объемом его активного словарного запаса. Но это разнообразие не отменяет общих требований, которые трудны, но вполне выполнимы. Задача уроков родного языка в средней школе в том и состоит, чтобы повысить уровень речевого развития школьников, усовершенствовать их речевые умения и навыки во всех четырёх видах речевой деятельности. Успешно совершенствовать же речь учащихся можно лишь тогда, когда ученик начнёт относиться к ней сознательно. Развитая речь предполагает владение достаточно большим запасом слов, умение использовать весь арсенал фонологических, словообразовательных, морфологических и синтаксических средств языка в соответствии с нормами литературной речи, а также умение пользоваться этими средствами в различных ситуациях с учётом задачи точной передачи информации, задачи быть понятым собеседником и задачи воздействия на собеседника. Также школьное сочинение представляет собой результат продуктивной речевой деятельности и является, с одной стороны, предметом обучения, с другой – средством достижения конечной цели – формирования коммуникативно – речевых умений учащихся. Оно позволяет одновременно решать задачи обучения, развития и воспитания школьников.
Методист Львов считает, что «сочинение – творческая работа. Оно требует самостоятельности школьника, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст. Оно способствует становлению личности учащегося. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиции рассказа, отбор материала, установление логических связей, проверка орфографии – весь этот сложный комплекс действий требует от ребёнка высокого напряжения всех его творческих сил». Дети любят писать сочинение, любят именно за его творческий характер, за то, что в нём можно проявить свою самостоятельность, своё отношение. По тому, что и как пишут ученики, можно определить не только уровень развития их речи, но и отношение к жизни. Необходимо также отметить, что любое сочинение способствует развитию воображения, внимания, памяти, логического и образного мышления.
Вообще все уроки русского языка открывают возможности для развития креативных способностей. Стратегическим принципом развивающего обучения русскому языку является принцип развития творческих лингвистических способностей. Он вытекает из объективной закономерности усвоения родного языка, отмеченной ещё А.А. Потебней: «…язык есть средство не выражать готовую мысль, а создавать её» На уроках русского языка необходимо развивать творческую активность учащихся в рамках этого предмета (способствовать сознательному овладению богатством родного языка и развитию речи), а также стимулировать развитие личности ученика и неослабевающее стремление к творчеству.
Также особую роль в воспитании речевого развития составляет культуроведческий аспект. Поэтому наиболее эффективной формой работы для развития речи является сочинение по картине русских художников. Именно картина, подчеркивал А.Д. Алферов, учит детей видеть, «дает основу для всякой умственной работы учащихся и особенно для сочинений» В комплексе решения задач развития речи учащихся при работе над сочинениями по картинам, по нашему убеждению, отводится важное место нравственному воспитанию школьников, развитию их творческих способностей, формированию мировоззрения, воспитанию уважения к нашей русской культуре, в первую очередь, и знакомству с известными мировыми полотнами живописи. Это обуславливается тем, что живопись – часть культуры народа, и в этом плане использование в процессе обучения репродукций произведений живописи является мощным источником получения культуроведческой информации, духовного обогащения и эстетического воспитания. Живописное полотно, воздействуя на чувства учащихся яркими, запоминающимися образами, способствует развитию у них мышления и речи, причем духовно ориентированного мышления, обогащению словарного запаса. Это особенно актуально в наше время, когда происходит упрощение и опошление родной речи. Произведение живописи, являясь источником ярких впечатлений, воздействуя на эмоции детей, служит основой для осмысленного, связного высказывания школьников. Картина помогает сосредоточить внимание на определенной теме, уяснить цель высказывания, приучает к последовательности в изложении мыслей.
Наряду с этим живопись отображает и обобщает реальную действительность при помощи своих художественных средств, воспитывает любовь к родной природе, уважению к человеческому труду, учит видеть и понимать прекрасное в искусстве и жизни. Насколько богаче и красочнее становится мир, окружающий учеников, как внутренне и внешне меняются они сами, когда познают искусство. Язык живописи, как и всякая знаковая система, по- своему отображает окружающую действительность, передает информацию о людях или предметах, природе или событиях, изображенных на полотне. Картина специфически аккумулирует окружающий мир в контексте конкретной эпохи. Произведение живописи, используемое в качестве учебного средства, является достоверным источником информации о быте и культуре народа, поскольку художник отбирает из жизни самые существенные, типичные явления национальной культуры, особенности характера своего народа, его быта, традиций. Вот почему картина имеет огромный культуроведческий потенциал, позволяет соединить в учебном процессе изучение языка с изучением истории и культуры народа. Но в школах используются учебные картины. Они доступны учащимся, удобны для использования на уроке, но не всегда достаточно выразительны. Поэтому для развития речи следует использовать художественные картины (репродукции).
Работа по картине имеет образовательно-воспитательное значение: воздействуя на мышление и эмоции учеников, она вызывает у них определённое отношение к действующим лицам и даёт возможность сделать оценку их поступков. Также необходимость обучению сочинениям по картинам художников диктуется следующими причинами:
1. как говорилось выше развитие речевых умений, обеспечивающих восприятие и создание письменных высказываний о произведении живописи, способствуют эффективности формирования речевых умений, предусмотренной действующей программой по русскому языку.
2. Без сформированного умения передавать свои впечатления о произведении живописи нельзя говорить о наличии подлинной эстетической, мыслительной и речевой культуры, а следовательно, и об общей культуре подрастающего поколения.
В процессе работы над сочинением по картине у учащихся формируются коммуникативные умения строить речевые произведения разных жанров (описание, повествование, рассуждение), - выражать свои мысли точно, правильно с точки зрения литературных норм и по возможности ярко
Исходя из утверждения Ладыженской Т.А. о том, что система работы по картине опирается на жанровый принцип, следует рассматривать ее с учетом определенного жанра. Если мы хотим сформировать у учащихся умение строить сочинение-описание, где объектом речи являются признаки предмета или явления, его особенности, свойства, состояния, то эффективнее всего использовать натюрморт или пейзаж. Объектом высказывания в повествовательном типе речи может служить жанровая картина, поскольку работа по ней предполагает ответ на вопросы: кто? что? как? где? когда?, то есть сообщение о последовательных действиях изображенных лиц и предметов, их взаимоотношениях, о времени и месте действия. При обучении учащихся рассуждению, предполагающему обоснование основной мысли (выступающей в качестве тезиса) рядом аргументов для доказательства высказанного мнения о каком-либо факте, установление связи между предметами и явлениями, полезно использовать любой жанр живописи.
Методист Ходякова Л.А. выделила жанры живописи, наиболее приемлемые для написания сочинений. Она систематизирует сочинения по картине в зависимости от жанра. Целью подобной систематизации- показать различные формы обучения учащихся разным типам высказываний с использованием картин Она выделяет натюрмортный, анамалистический жанр и описание животного, пейзаж и сочинение-описание природы. Натюрмортный жанр представляет широкие возможности для работы над описанием предмета. Натюрморт – это отражение действительности в образах предметного мира. Художник в натюрморте изображает различные предметы труда, быта, питания, трофеи охоты, цветы, овощи, фрукты. Картина, посвященная миру вещей, рассказывает об основных свойствах, присущих предметам, окружающим человека, в натюрморте живописец передает форму и материальность предмета, его объем, вес, фактуру, цвет.
Натюрморт как жанр живописи специфичен. Он выявляет выразительность, которая таится в образах предметов. Уже сам факт изолированного от контекста быта изображения вещей заостряет и обновляет их образ, привлекает к ним внимание. Как правило, художники выбирают для натюрмортов старинные вещи, сохраняющие аромат эпохи, или, напротив, предметы современной жизни, привлекающие романтикой новизны. Художники, стремящиеся передать дух времени, запечатлевшийся в вещах, предельно точно передают "физиономию" вещи вплоть до мельчайших деталей, поэтому они легко узнаются и в этом плане доступны учащимся для восприятия и описания. Использование натюрмортов для создания речевых произведений учащихся на родном языке помогает развитию наблюдательности, эстетического восприятия окружающей жизни, воспитанию бережного отношению к миру вещей, среди которых мы живем, мастерство живописца открывает новое знание о предметах. которые могли казаться давно известными в силу своей привычности. Богатство форм и красок воздействует на эмоции детей и возбуждает у них желание облечь свои мысли и чувства в слова.
Таким образом, высказывания учащихся по натюрморту способствуют расширению их словарного запаса, активизируют уже имеющийся пассивный словарь, обогащают их речь изобразительно-выразительными средствами.
Анималистический жанр и описание животного. Программа по развитию связной речи предусматривает обучение учащихся V класса описанию животного. Для этой цели используются картины, которые, отвечая требованиям программы по развитию связной речи имеют познавательно-воспитательное значение. Наблюдения свидетельствуют о том, что учащиеся этого возраста проявляют большой интерес к произведениям художников-анималистов (от англ. – animal – животное), т.е. художникам, изображающим животных. Подготовку к сочинению-описанию животного желательно начать на уроке изобразительного искусства, где учащиеся могут познакомиться с творчеством художников анималистов.
Пейзаж и сочинение- описание природы. Пейзаж (от фр. paysage < pays – местность, страна) – это изображение природы, ее явлений. Пейзажная живопись показывает человеку ту естественную среду природы или города, в которой он живет, и поэтому она особенно близка и понятна ему, являясь художественным осознанием объективной красоты и выразительности природы, пейзажная живопись обогащает, таким образом, естественное чувство природы, заложенное в каждом человеке, выражая его переживания и чувства. Видя пейзаж и восхищаясь им, человек начинает еще острее ощущать красоту природы, еще больше понимать и любить ее. Это происходит потому, что художник изображает дорогое и близкое ему. Художник-пейзажист видит в природе то, что до него не замечалось.
В настоящий момент, в методике преподавания русского языка, как в кругах ученых-методистов, так и в кругах практикующих школьных учителей существует достаточно значительное количество методик сочинения по картине (методики подготовки к написанию сочинения по картине). Все эти методики, в том числе и рассмотренные нами выше, имеют одну общую особенность – в них содержится утверждение о том, что сочинение по картине – одно из наиболее значимых и продуктивных упражнений по развитию речи учащихся; выделяют сочинения по картине и среди других видов сочинений.
Работа, которая проводится после просмотра репродукций на уроках русского языка, подчинена задачам развития речи. Не отрицая важности этого направления работы, необходимо отметить, что самостоятельно школьник сможет составить содержательный рассказ по картине только при двух условиях: 1) если он будет понимать содержание картины; 2) если он будет обладать специфическими знаниями, необходимыми для разбора любого объекта изобразительного искусства. Поэтому рассматривание картин и анализ увиденного должны стать неотъемлемой частью каждого урока развития речи, чтобы в конечном итоге урок, полностью посвященный описанию картины, прошел продуктивно.
Также на успешное написание сочинений влияет тематика сочинения. Именно она определяет содержание сочинения, поэтому всякая новая тема – это новое содержание. Однако сегодня форма, а не содержание выступает системообразующим фактором, определяющим назначение сочинения. В результате все богатейшие возможности этого вида обучения ставятся в полную зависимость от правильности написания текста, что исключает всякую возможность самостоятельного раздумывания над поставленной темой. Ведь ясно, что в творческой работе трудно запланировать количество предложений. Поэтому и даются ученикам узкие скучные темы, которые не затрагивают их ум и эмоции. Это, в свою очередь, сказывается на общем развитии ребенка, на формировании его мировоззрения.
Выделяются две основные группы тем: репродуктивная и творческая. Темы первой группы предполагают раскрытие какого-либо отдельного факта, явления, связанного с опытом детей или отдельным учебным предметом. Вторая группа – темы творческие, написание которых требует от ребенка творческой переработки всего фонда полученных знаний. Разрабатывая такие темы, ученик вынужден совершать предметный перенос знаний, появляются эмоционально-оценочные суждения. Творческие темы формируют самое главное: потребность в самовыражении, в сопереживании, формируют умение переносить и связывать знания из разных областей, размышлять над известными фактами и явлениями. Тем самым создаются условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей. Особое значение имеет формулировка тем, их эмоциональное представление. Учитель должен стремиться вызвать у ребят интерес к работе. Этот аспект очень важен для мотивации речевого творчества, ведь именно то, как отреагирует ученик на задание, во многом определяет его выполнение. Формирование творческих тем должно отвечать ожидаемому результату: многоаспектному охвату действительности, проявлению эмоционально-оценочного суждения, т.е. затрагивать не только ум ребенка, но и его чувства.
Таким образом, сочинение по картине является основным средством развития лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенция. Именно при работе над сочинением развивается связанная речь учащихся, раскрываются творческие возможности детей. Главным средством развития культуроведческой компетенции является живопись. Потому что, она является не только основным видом искусства и часть культуры народа, но и мощным источником получения культуроведческой информации, духовного обогащения и эстетического воспитания. Живописное полотно, воздействуя на чувства учащихся яркими, запоминающимися образами, способствует развитию у них мышления и речи, причем духовно ориентированного мышления, обогащению словарного запаса.
Литература
1. Т.А. Ладыженская, И.П. Фролович "Система обучения сочинениям в 4-8 классах"
2. Алферов А.Д. Родной язык в средней школе. М., 1911.
3. Никольский В.А. Сочинение в средней школе. М., 1950
4. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М.: Просвещение, 1988 С. 195
5. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979.
6. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. – М., 1941.
7. Ходякова Л.А. Живопись на уроках русского языка.- Флинта, 2000

Рекомендуем посмотреть:

Как выполнить работу над ошибками по русскому языку Сочинения в начальной школе Сочинение «Вклад моей семьи в победу» Конспект урока по развитию речи в 6 классе

Похожие статьи:

Сравнительно-исторический метод в языкознании в работе с одаренными детьми

Тест 7 класс русский язык по теме «Причастие» | Методика обучения написанию сочинения
Опубликовано: 928 дней назад (26 мая 2014)
Просмотров: 7155
Рубрика: статьи
+3
Голосов: 3
Светлана Анатольевна Савостьянова # 26 мая 2014 в 19:55 +2
С интересом прочитала Вашу статью! Сколько понятий, оказывается, есть у «школьного сочинения». После недавних слов президента о возвращении сочинения как формы экзамена она актуальна как никогда! Сочинение способствует развитию логического и образного мышления, воображения, внимания – всё это правильно. Не все детки красноречивы от рождения, а научиться высказывать свои мысли на бумаге, давать описание – этому можно и нужно обучаться, а то потом мы имеем сочинения, скопированные с Интернета или из специальных книг.Спасибо за статью! Творческих Вам успехов!
Оксана Анатольевна Токмакова # 26 мая 2014 в 20:15 +1
Спасибо за большое за проявленный интерес к моей работе!
Анна Александровна Овсянникова # 4 июня 2014 в 14:29 +1
Прочитав Вашу работу, вспомнила, как я однажды оказалась на выступлении учительницы, которая рассказывала о виртуальных экскурсиях. Школьники дома выбирали любую картину и готовили рассказ о ней. Потом в кабинете на интерактивной доске полотно демонстрировалось одноклассникам, и проводилась такая виртуальная экскурсия. Ребята должны были рассказать историю создания картины и описать, что на ней изображено. Такая работа развивает творческий потенциал и учит ребят не бояться выступать в аудитории.
Анна Иванова # 20 июля 2014 в 14:48 +1
Сейчас все чаще звучит такое мнение, что сочинение вовсе нужно изъять из школьной программы. К чему оно детям? Не согласна в корне с этим мнением!Сочинение развивает фантазию, расширяет словарный запас, заставляет человека думать, размышлять и делать выводы.Все эти навыки очень необходимы в современной жизни.
Ваша работа очень актуальна и полезна, Оксана Анатольевна.
Надежда Михайловна Светлова # 26 июля 2014 в 22:16 +1
Хорошо, что возвращается повышенное внимание к развитию речи и к работе над сочинением в лучшем понимании этого слова. Об этом - статья Оксаны Анатольевны. Ведь в последние годы, готовя учеников к ЕГЭ и ГИА, мы вынуждены были просто натаскивать их на шаблонные работы, которые трудно и сочинением назвать. С удовольствием прочитала статью, убедительно доказывающую полезность работы над сочинениями разных типов и видов для развития не только речи, но и мышления, и эмоциональной сферы учеников. Спасибо!
Ольга Валентиновна Полежаева # 29 июля 2015 в 15:32 0
Спасибо за статью! Действительно, работа над сочинением необходима в современной школе как никогда! "Язык СМСок", который стал средством общения современной молодёжи, отнюдь не развивает речь, поэтому очень важно научить ребёнка правильно и красиво выражать свои мысли во время написания всевозможных сочинений.
Елена Александровна Сархадова # 6 сентября 2016 в 20:28 0
Сочинение способствует развитию логического и образного мышления, воображения, внимания – всё это правильно. Не все детки красноречивы от рождения, а научиться высказывать свои мысли на бумаге, давать описание – этому можно и нужно обучаться. Сочинение развивает фантазию, расширяет словарный запас, заставляет человека думать, размышлять и делать выводы.Все эти навыки очень необходимы в современной жизни. Спасибо за статью! Творческих Вам успехов!