Конкурсы для педагогов и детей

Влияние художественного слова на развитие дошкольников

Влияние художественного слова на развитие дошкольников. Консультация для воспитателей
Автор: Башкирова Оксана Евгеньевна
Должность и место работы: воспитатель МБДОУ г. Мценска "Детский сад № 10".

Описание: материал будет интересен воспитателям, педагогам дополнительного образования.
"Влияние художественного слова на развитие дошкольников." (Консультация для воспитателей).
Воспитание средствами художественной литературы процесс сложный. Его нельзя свести лишь к развитию внешних чувств ребёнка, хотя и это важно. Литература прежде всего включает детей в ту ситуацию, которая вызывает у них определённые эмоциональные переживания, заставляет трепетно относиться к красоте и ощущать потребность в глубоких художественных впечатлениях.
Давно известно, что в детские годы почти все дети лепят, рисуют, поют, танцуют, любят стихи, рассказы и сказки, у них наблюдается заметная потребность во впечатлениях эстетического характера. Так от чего же позже у многих ребят эти способности воспринимать прекрасное исчезают и вместо них развивается эстетическая глухота и слепота? Социологические исследования наглядно показывают, что уже в школьном возрасте значительная часть читателей интересуется книгой с одной-единственной целью - получить информацию. Подростки нередко теряют художественную восприимчивость, читая исключительно научно-популярную, научно-фантастическую и детективную литературу. Их не интересует поэзия, психологическая проза, они потеряли интерес к нравственному смыслу поступков героев, к эстетической ценности литературных образов.
В чём же причина подобной эстетической незрелости? Психологи склонны объяснить её возрастными особенностями отрочества, когда человек во всём стремится к рационализму и динамике. Но только ли в этом дело? Не расплачивается ли отрочество за детство, которое прошло без глубоких впечатлений эстетического характера и не оставило в душе ребёнка стремления к красоте? И виноваты в этом часто мы, взрослые. Так, с книгой дети сталкиваются очень рано, с первых дней жизни, но не все книги, прочитанные в детские годы, способствуют эстетическому развитию личности. Происходит это потому, что в погоне за количеством усвоенных ребёнком писательских имён и книжных названий взрослые порой забывают об эстетической значимости произведения. А ведь можно с помощью даже самой маленькой библиотеки избранных книг воспитать в детях чувство прекрасного.
Планировать работу необходимо с учётом возрастных особенностей детей, подбирать произведения, соответствующие программе воспитания, доступные по содержанию и исполнению. Наши дети - слушатели, а не читатели. Поэтому эстетическое воздействие на них художественного произведения во многом зависит от того, как доносит его педагог. И тут важно уяснить идейное содержание произведения, правильно понять авторский замысел, выразительно прочитать текст. Необходимо работать над овладением техническими приёмами выразительного чтения, включающими дыхание, дикцию, правильность ударения. Выразительность чтения способствует полноценному восприятию произведения.
Чтобы углубить понимание, усилить активность восприятия детьми прочитанного, следует широко использовать беседы по тексту произведений. Такими беседами направляется внимание детей на осмысление содержания, поэтичности, красоты литературного языка. Затем дети сами характеризуют образы, мотивированно оценивают их, настраиваются на сопереживание с героями произведений.
В развитии эстетических чувств и представлений особенно велика роль сказки. Она источник мудрости, выражение жизненного опыта многих поколений. Язык сказок отличается большой образностью, выразительностью, простотой и эмоциональностью.
Художественная литература о природе имеет первостепенное значение для эстетического воспитания. Природа и книги о ней доставляют детям чувство радости, воспитывают понимание прекрасного, обостряют восприятие и пробуждают творческие способности.
Современные детские писатели каждый по своему учат юных читателей видеть всё многообразие красок и форм жизни, слышать всю полифонию звуков, чувствовать всю красоту живой природы. В их книгах дети встречают приход весны, проживают лето, любуются разноцветьем осеннего леса, по-новому, более зорко вглядываются в глушь зимнего леса в сказочном серебряном убранстве, глубже понимают эстетику природы.
В детской литературе книг о природе особенно много. Читая их, ребята проходят своеобразную школу эстетического вкуса, учатся по-новому видеть разнообразные сочетания цветов в природе и различать многочисленные оттенки одного цвета. Они заметят, что волк на мартовском снегу зелёный, утки на закате алые, что снег может быть и голубым, и серым, и розовым, а птица, летящая со скоростью семьдесят километров в час,- чёрной...
Только научившись понимать и любить природу, ребёнок сможет постигнуть высоко - нравственное чувство любви к Родине. До боли знакомая тропинка в лесу, родная деревня, маленькая речушка, в которой научился плавать, - это с годами прорастает в душе человека крепкими ростками любви к родной стране. В воспитании этого чувства важное место отводится произведениям современной психологической прозы. «Вот Моя деревня», «Чиж Королевич» Владимира Арро, «Откуда идут тучи?» Радия Погодина, рассказы Б. Заходера, С. Баруздина, как и многие другие произведения современных прозаиков. Решают по-своему задачи эстетического воспитания дошкольников: учат видеть и замечать красоту человеческих отношений в обществе, помогают постигнуть смысл высоких нравственных понятий. Главное из которых - «Родина».
Вводя ребят в мир прекрасного, авторы многих детских книг понимают серьёзные эстетические проблемы, используют философские размышления о соотношении красоты и пользы, красоты и добра, красоты и счастья.
Первыми показателями эстетического развития детей являются образность речи, умение выразительно рассказывать сказки, читать стихотворения. Всему этому необходимо уделять большое внимание, как на занятиях, так и в свободное время. Детям надо давать задания, способствующие активизации поэтического слуха, т.е. способности выделять выразительные средства и соотносить их с содержанием. Это отгадывание и загадывание загадок. Чтение наизусть пословиц, поговорок, потешек.
Особое, действенное начало таит в себе эстетика поэзии. Красота стиха, его ритм и музыкальность овладевают всеми чувствами, сознанием и волей дошкольника. Поддаваясь силе эстетического воздействия поэзии, ребёнок чувствует желание самому участвовать в творчестве и создавать прекрасное.
Основоположники детской поэзии, не только заботились о глубине мыслей, содержания стихотворения и полезной информации, но и ревностно следили за красотой звучащего слова, оттачивали мастерство стихосложения, размышляли о гармонии содержания и формы стиха. Их творческие усилия, вдохновенный труд и смелое новаторство были направлены на духовное развитие маленького гражданина нашей страны, подчинены задаче интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания детей.
В стихах лучших современных детских поэтов - Сергея Михалкова, Агнии Барто, Ирины Токмаковой, Эдуарда Успенского, Александра Крестинского и др. эстетическое воздействие на ребёнка оказывают поэтический образ, ритм, рифма и всё интонационное богатство стихотворной речи.
Эстетическая оценка социальных явлений - важная часть мировоззрения человека, и по мере роста его духовных запросов роль верных эстетических критериев будет вырастать.
Об эстетическом воздействии литературы можно говорить только тогда, когда её герои вызывают к себе определённое отношение детей, волнуют их, когда возникают яркие эмоциональные образы. Для достижения этого необходимо проводить рассматривание и сравнение иллюстраций. Чтобы иллюстрации усиливали эстетическое воздействие текста, строить работу следует по определённому плану. На одних занятиях дети рассматривают картинки, сравнение которых поможет им увидеть различные позы, движения, жесты. Другие занятия направляют на восприятие детьми художественных средств, передающих настроение героев через мимику. На следующих занятиях сравнивают иллюстрации, контрастные по цвету.
Таким образом, целенаправленная работа над иллюстрациями развивает способность понимать художественный образ через восприятие выразительных средств, повышает интерес к книге, глубже раскрывает её идею.
Большое значение в эстетическом воспитании детей имеют звукозаписи произведений, исполняемых мастерами искусств. При пересказе дети стараются подражать голосам героев сказки. Такое прослушивание развивает и обогащает речь детей, так же способствует лучшему эстетическому восприятию произведения.
Роль детской литературы в эстетическом воспитании дошкольников неизмеримо велика. Детская литература развивает художественный вкус ребёнка, эстетическое восприятие действительности, учит находить подлинную красоту в повседневной жизни человека.

Рекомендуем посмотреть:

Логопедическое пособие для дошкольников Особенности развития детей дошкольного возраста Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста Общение детей дошкольного возраста со сверстниками

Похожие статьи:

Психологические особенности развития ребёнка от 5 до 7 лет

Развитие мелкой моторики у детей

Как научить ребёнка считать

Современные подходы к дошкольному образованию

Формирование представлений о времени и пространстве у старших дошкольников

Игра как средство развития дошкольников в условиях реализации ФГОС | Организация чтения художественной литературы в детском саду
Опубликовано: 331 день назад (14 января 2016)
Просмотров: 558
0
Голосов: 0
Надежда Владимировна Швецова # 17 января 2016 в 18:12 0
Оксана Евгеньевна!Спасибо за статью, оцениваю ее высоко, я учитель, не воспитатель.Как филолога меня очень беспокоит отсутствие интереса к книге у детей разного возраста, поэтому ваша статья очень актуальна. Никакой самый замечательный компьютер не должен вытеснить художественное слово из воспитания и обучения подрастающего поколения.Читать собственным детям нужно уже с 1 - 1,5-годовалого возраста, это очень педагогично. Голос!
Оксана Евгеньевна Башкирова # 27 января 2016 в 21:15 0
Спасибо!