Конкурсы для педагогов и детей

Картотека речевых игр и звуковых дорожек для автоматизации звука [л]

Картотека речевых игр и звуковых дорожек для автоматизации звука [л]
Автор: Головинцова Оксана Викторовна, учитель – логопед
Место работы: Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района – детский сад комбинированного вида «Жемчужинка»

Краткое описание. Материал данной статьи будет полезен учителям-логопедам, родителям, воспитателям, участвующим в коррекционном процессе с детьми с нарушениями речи. Возможно использование речевых игр в работе с детьми от 3 лет. Использование иллюстраций облегчает процессы автоматизации и дифференциации звуков. Задания корректируются в зависимости от этапа автоматизации звука в речи ребенка.
Цель использования пособия. Уточнение артикуляционного уклада [л]. Автоматизация поставленных звуков изолированно, в словах, слогах, предложениях. Совершенствование фонематического восприятия [л]. Дифференциация звуков [л] - [р] в слогах, словах.
Правила использования. Последовательность автоматизации возможно изменять в зависимости от этапа работы со звуком, от возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Речевой материал применяется в групповых и индивидуальных формах работы.
1.Игра «Вертолет учится летать»
Цель: автоматизация [л] изолированно.
Вертолет в небе летит,
И моторчик наш гудит: л-л-л-л-л...
Взрослый обращает внимание ребенка на положение артикуляционных органов во время выполнения задания.
Ребенок ставит указательный палец на первое облачко, делает вдох, затем непрерывно произносит: л-л-л-л-л..


2.Игра «Вертолет в небе»
Цель: автоматизация [л] изолированно или в слогах.
Вертолет в небе летит,
И моторчик наш гудит: л, л, л, л, л...
Взрослый обращает внимание ребенка на положение артикуляционных органов во время выполнения задания.
Ребенок ставит указательный палец на первое облачко, делает вдох, затем отрывисто произносит: л, л, л...


3.Игра «Клоун Тима»
Цель: автоматизация [л] в слогах (прямых и обратных).
Клоун с грустными глазами,
На арене выступал.
Веселил людей словами,
Тем что падал — развлекал.
Клоун был в душе поэтом,
Он стихи читать мечтал.
Только зал не знал об этом,
И весёлых шуток ждал.
(Марковцев Ю.)
Чтобы рассказывать стихи, нужно научиться их читать. Поможем клоуну?
Если ребенок начинает дорожку от клоуна, то произносит прямые слоги: ла, ло, лу. Если ребенок начинает проходить дорожку от гласных, то произносит: ал, ол, ул.
4.Игра «Кот Манул»
Цель: автоматизация [л] в слогах (прямых и обратных), словах.
Мышата весело живут
Ловко сало крадут.
Кот Манул зевнул, заснул –
Кота мышонок обманул.
Какие слова со звуком [л] встретились в этом стихотворении?
Поможем мышатам попробовать сало?
Ребенок начинает дорожку от кота: ла, ло, лу, лы. Можно предложить ребенку повторять слова со звуком [л] из стихотворения, при условии сохранности остальных звуков в слове. Заучивание стихотворения стимулирует автоматизацию звука [л].


5.Игра «Мила - помощница»
Цель: автоматизация [л] в слогах, словах, чистоговорках, стихах.
Мила маме помогала,
Хоть мала, а помогала.
Песни пела, песни пела.
Ала, ола, ула, эла.
1)Взрослый предлагает спеть песенку Милы, одновременно ребенок двигает указательным пальцем по дорожке. Если ребенок находится на этапе автоматизации [л] в предложениях, то можно заучить стихотворение.
2)Поиграем с Милой в мяч? Мила ловко ловит мяч. Ребенок произносит предложение и двигает указательный палец по дорожке к мячу.
3)Поиграем с Милой в пирамидку? В пирамидку поиграла - ала, ола, ула, ала. Ребенок произносит предложение и двигает указательный палец по дорожке к пирамидке.


6.Игра «Лёва и Бараш»
Цель: дифференциация [р] - [л] в слогах, словах.
Весело, весело, весело гулять
На полянке, на полянке благодать!
Заигралась, закружилась детвора
А ведь домой идти уже пора.
Будем Леве и Барашу помогать,
Нужно им дорожку показать.
(Головинцова О.)
Взрослый предлагает ребенку помочь Леве и Барашу вернуться домой, но с одним условием: нужно четко и правильно произносить слоги (слова).
1) Ра-ла...., ро-ло... , ру-лу... , ры-лы... , ал-ар..., ол –ор.., ул-ур..., ил-ир...
2) Рак-лак, лучи-ручьи, столы-топоры, получать –выручать.


Рекомендуем посмотреть:

Логопедическая игра для детского сада про животных Стихи с логопедическими упражнениями Материал для родителей по закреплению знаний детей по лексической теме «Овощи Зимние скороговорки и стихи для автоматизации и дифференциации звуков
Интегрированное коррекционно-развивающее занятие в подготовительной группе «Как еж зимует в лесу?» с использованием презентации | Как помочь детям в становлении речи при перинатальном поражении нервной системы
Опубликовано: 249 дней назад (30 марта 2016)
Просмотров: 1668
+11
Голосов: 11
Ирина Александровна Зуева # 30 марта 2016 в 18:43 +3
Здравствуйте, Оксана Викторовна!Вы предоставили нам очень полезный дидактический материал!!!!Игры изложены в доступной и интересной форме.Сразу видно, что Вы грамотный специалист. Я работаю в ДОУ, материальная база которого оставляет желать лучшего, и нам приходится почти весь дидактический материал делать самим, поэтому Ваш труд мне очень пригодится.Буду ждать Ваших новых работ! Голосую!!!!
Любовь Алексеевна Пильщикова # 30 марта 2016 в 19:10 +3
Интересное занятие, подобранный материал доступен, доходчив, и красочно оформлен. Взяла некоторый материал себе в копилку. Спасибо за работу. Примите голос.
Валентина Николаевна Мельникова # 30 марта 2016 в 20:55 +3
Оксана Викторовна, здравствуйте!!!
Ваша публикация как нельзя кстати,
как много сейчас детей с проблемами звукопроизношения!!!
Я думаю, ваш материал коллеги воспримут на УРА!!!
Спасибо вам за картотеку речевых игр и звуковых
дорожек для автоматизации звука [л].
Вечно что-то выдумываешь,а здесь бери, и работай!!!
Готовый дидактический материал!!
Спасибо! ВАМ мой голос!!+1!!!
Светлана Михайловна Радулова # 30 марта 2016 в 21:06 +2
Оксана Викторовна, здравствуйте! Замечательные игры и дорожки на автоматизацию звука [л] изолированно, в слогах, словах, чистоговорках. Дорожки красочные, яркие. Дети с удовольствием и интересом работают с наглядными пособиями по автоматизации и дифференциации звуков. Материал грамотный, нужный, востребованный. Голосую!
Ольга Васильевна Яковлева # 30 марта 2016 в 21:45 +4
Здравствуйте, Оксана Викторовна. Отличный материал! Нужный, полезный, прекрасно оформленный! Большое спасибо! Дальнейших творческих успехов! голос
Татьяна Алексеевна Максутова # 31 марта 2016 в 00:06 +3
Использовали ваши упражнения дома. Малыша привлекли яркие, красочные картинки-дорожки, с удовольствием выполнял упражнения, повторял стишки. Спасибо! Успехов!
Валентина Николаевна Разумова # 31 марта 2016 в 16:39 +1
Оксана Дмитриевна, вы представили очень нужный материал. А насколько здорово он оформлен. С удовольствием голосую и беру материал в закладки. Обязательно применю в работе. Большое спасибо, что поделились.
Светлана Анатольевна Номоконова # 1 апреля 2016 в 16:18 0
Материал очень интересный и необходимый, особенно для тех кто работает на логопедической группе. Спасибо!
Ферюза Кабулжановна Валимухаметова # 2 апреля 2016 в 14:12 0
Спасибо за интересную речевую подборку материала на звук. Примите мой ГОЛОС)))
Светлана Викторовна Рыбина # 2 апреля 2016 в 22:13 0
Замечательные игры и дорожки на автоматизацию звука [л] изолированно, в слогах, словах, чистоговорках. Дорожки красочные, яркие. Дети с удовольствием и интересом работают с наглядными пособиями по автоматизации и дифференциации звуков. Материал грамотный, нужный, востребованный.
Снежана Анатольевна Колесникова # 14 апреля 2016 в 16:09 0
Очень полезное пособие! Доступно, красочно оформлено. Детям очень понравится. Намного интереснее нажимать на облака и произносить такой "нелюбимый" звук [Л].Примите голос +
Дарья Анатольевна Пахомова # 24 июня 2016 в 09:05 0
Здравствуйте, Оксана Викторовна!Замечательное занятие,яркие карточки. У нас почему то сейчас наблюдается "взрыв" детей с плохой дикцией,то "л", то "р", то "ш"...Ваш материал актуален и необходим. Обязательно возьму вашу идею в свою копилку. Спасибо Вам за работу.