Конкурсы для педагогов и детей

Как помочь детям в становлении речи при перинатальном поражении нервной системы

Не упустите время! Помощь детям при перинатальном поражении нервной системы.
Помощь детям в становлении речи при перинатальном поражении нервной системы
Автор: Головинцова Оксана Викторовна, учитель - логопед
Место работы: Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района – детский сад комбинированного вида «Жемчужинка»
Краткое описание. Материал данной статьи будет полезен учителям-логопедам, родителям, воспитателям, участвующим в коррекционном процессе с детьми с нарушениями речи.

В последнее время резко возросло число детей дошкольного и младшего школьного возраста с дефектами речи, недостатками внимания, памяти, повышенной отвлекаемостью и умственной утомляемостью. Функциональные нарушения в психоневрологической сфере у ребенка проявляются в виде раздражительности, нарушения сна и поведения, двигательной расторможенности, нарушений процессов приобретения навыков письма и чтения (дизлексия, дизграфия, дизартрия, легастения (нарушение психического созревания у детей с нормальным развитием интеллекта, проявляющееся затрудненным приобретением навыков чтения и письма и др.)).


Часто, функциональные нарушения нервной системы, которые и являются причиной вышеперечисленных проблем, родители пускают на самотек, полагая, что со временем «само пройдет». Острое состояние (критическое) отсутствует, это, безусловно, победа врачей. Но последствия отдаленные, а осознание проблемы родителями вообще приходится на возраст ребенка 7 лет (когда ребенок сталкивается с серьезными трудностями в освоении школьной программы). Если проблеме не уделить должного внимания, ситуация будет постепенно усугубляться, а с началом занятий ребенка в школе процесс дезадаптации с проявлениями нарушений высших функций головного мозга, соматических и вегетативных симптомов будет нарастать лавинообразно.

К тому же проблема отягощается постоянным повышением уровня нагрузки в образовательных учреждениях: дополнительные занятия, кружки, секции и т.д.

Однако сегодня достоверно известно, что при своевременной диагностике в раннем детском возрасте имеющиеся нарушения в подавляющем большинстве случаев могут быть практически полностью устранены лечебными и коррекционными мероприятиями, а дети в дальнейшем — жить полноценной жизнью. Успех зависит и от усердия самого ребенка (на сколько он мотивирован), благоприятного психосоциального фона, поддержки родителей и близких, своевременной и систематической медицинской и коррекционно - педагогической помощи.


Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - собирательный диагноз, подразумевающий нарушение функции или структуры головного мозга различного происхождения, возникающее в перинатальный период. К перинатальному периоду относятся антенатальный, интранатальный и ранний неонатальный периоды.

Антенатальный период - период внутриутробного развития плода от момента образования зиготы до начала родов (40 недель).

Интранатальный период включает в себя непосредственно сам акт родов от начала родовой деятельности до рождения ребенка.

Ранний неонатальный период соответствует первой неделе жизни ребенка и характеризуется процессами адаптации новорожденного к условиям внешней среды. В связи с имеющимися трудностями в ранней и точной диагностике характера перинатальных поражений головного мозга, в нашей стране установлена традиция: этот "диагноз" применяется у детей в возрасте до 1 года жизни с различными нарушениями двигательной, речевой и психической функций.
Причины, влияющие на возникновение перинатальных поражений центральной нервной системы.

Интранатальный период
1. Соматические заболевания матери с явлениями хронической интоксикации. Возбудители таких инфекционных заболеваний, как токсоплазмоз. хламидиоз, листереллез, сифилис, сывороточный гепатит, цитомегалия и др., проникнув через незрелую плаценту из организма матери, глубоко повреждают внутренние органы плода, и в том числе формирующуюся нервную систему ребенка. Эти повреждения плода на данной стадии его развития генерализованные, но в первую очередь страдает центральная нервная система. В последующем, когда плацента уже сформировалась и достаточно эффективен плацентарный барьер, воздействия неблагоприятных факторов уже не приводят к формированию пороков развития плода, но могут вызвать преждевременное рождение, функциональную незрелость ребенка и внутриутробную гипотрофию.
2. Острые инфекционные заболевания или обострение хронических очагов инфекции в организме матери в период беременности.
3. Нарушение питания и общая незрелость беременной женщины.
4. Наследственные заболевания и нарушения обмена веществ.
5. Патологическое течение беременности (ранние и поздние токсикозы, угроза прерывания беременности и пр.).
6. Вредные воздействия окружающей среды, неблагоприятная экологическая обстановка (ионизирующее излучение, токсические воздействия, в том числе при применении различных лекарственных веществ, загрязнение окружающей среды солями тяжелых металлов и промышленными отходами и пр.). Курение, алкоголь, наркомания.
7. Патологическое течение родов (стремительные роды, слабость родовой деятельности и пр.) и травмы при применении родового пособия.
8. Недоношенность и незрелость плода с различными нарушениями его жизнедеятельности в первые дни жизни. Имеет большое значение и невынашивание беременности, когда ребенок рождается недоношенным или биологически незрелым вследствие нарушения внутриутробного развития. Незрелый же ребенок в большинстве случаев еше не готов к процессу родов и при родовых нагрузках получает значительные повреждения.
9. Длительный безводный период.
10. Отсутствие или слабая выраженность схваток и неизбежная в этих случаях стимуляция родовой деятельности.
11. Недостаточное раскрытие родовых путей.
12. Стремительные роды.
13. Применение ручных родовспомогательных приемов.
14. Кесарево сечение.
15. Обвитие плода пуповиной.
16. Большая масса тела и размеры плода.
Постнатальный период
Рассматривая постнатальный период, можно отметить, что здесь в генезе повреждений центральной нервной системы наибольшую роль играют нейроинфекции и травмы.

У ребенка с диагнозом перинатального поражения головного мозга после 1 месяца жизни врач в состоянии определить прогноз дальнейшего развития ребенка, который может характеризоваться как полным выздоровлением или развитием минимальных нарушений центральной нервной системы, так и тяжелыми заболеваниями, требующими обязательного лечения и наблюдения у невропатолога.


В основе механизмов развития перинатального поражения ЦНС лежат гипоксические и травматические повреждения, возникающие в результате действия неблагоприятных факторов перинатального периода. Это не только травмы непосредственно самой ЦНС, но и различные виды повреждений шейного отдела позвоночника. Это приводит к хронической травме позвоночных артерий и дефициту кровоснабжения головного мозга, в частности, способствуют развитию гипоксии в стволовых структурах, где располагаются сосудистые центры. Возникновение дизрегуляторных процессов способствует усугублению церебральной гемодинамики, что приводит к задержке созревания мозговых структур и формированию связей между различными отделами ЦНС.

Учитывая недостаточно высокую медицинскую грамотность населения и дефицит детских неврологов в течение особенно первого года жизни такие дети не получают полноценной реабилитации. ППНС требует лечебно-педагогического комплексного воздействия. Медикаментозное лечение должно сочетаться с массажем, лечебной физкультурой, физиотерапевтическими процедурами и коррекционно-педагогическим воздействием.

Медикаментозное лечение предполагает назначение таких препаратов, как ноотропы. Они оказывают специфическое влияние на высшие функции мозга, улучшают память и умственную деятельность, облегчают процесс обучения, стимулируют познавательные функции и интеллектуальную деятельность ребёнка

Электроимпульсная терапия обладает широким диапазоном терапевтического действия (обезболивающим, трофикостимулирующим, спазмолитическим и др.)

Логопеды, занимаясь с детьми с ППНС, обращают внимание на общее развитие всех сторон детской речи: словаря, фонетического слуха, грамматического строя. Для этого создаются специальные логопедические группы в детских садах и коррекционные речевые школы. Специалисты используют преимущественно игровые методы коррекции, применяя компьютерные тренажёры и программы, которые позволяют быстро справиться с обнаруженными проблемами.

Широко применяют нетрадиционные формы воздействия – дельфинотерапию, иппотерапию. В последнее время стала популярна у нас в России канистерапия — вид лечения и реабилитации человека при помощи специально отобранных и обученных собак.



Важно помнить, что в лечении ППНС должны принимать участие не только ребенок и врач, но и родители, а также преподаватели в школе или детском саду. Большое значение для детей с ППНС имеет распорядок дня: время приема пищи, прогулок, сна, выполнения домашних заданий должно четко соответствовать этому распорядку. Желательно постараться оградить ребенка от любых мероприятий, которые могут подействовать на него возбуждающе (прием гостей, шумные вечеринки, длительный просмотр телевизора, игра на компьютере и т.д.). Разговаривать с ребенком надо сдержанно, спокойным голосом, устные инструкции подкреплять зрительной стимуляцией, давать конкретные задания на определенный промежуток времени и обязательно контролировать их выполнение. Не забывайте поощрять ребенка, особенно все виды его деятельности, требующие концентрации внимания (чтение, раскрашивание картинок и др).
Только в тесном контакте со специалистами, возможно преодолеть детские проблемы. Даже, если проблемы, как вам кажется, педагогического плана, помните о том, что их «природа» в сбое нервной системы ребенка. НЕ УПУСТИТЕ ВРЕМЯ!

Рекомендуем посмотреть:

Ранняя диагностика речевого развития детей Консультация для родителей ДОУ. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе на тему: Осень в лесу Коррекция звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Похожие статьи:

Пословицы и поговорки о речи, о слове, о языке

Пословицы и поговорки про родную речь

Разработка классного часа для 8, 9 класса. Тема: Речь, общение

Картотека речевых игр и звуковых дорожек для автоматизации звука [л] | Эссе учителя - логопеда детского сада
Опубликовано: 210 дней назад (8 мая 2016)
Просмотров: 356
Рубрика: Статьи
+1
Голосов: 1
Анжелика Эдуардовна Вальц # 9 мая 2016 в 22:36 0
Хорошая познавательная статья. А мы то все время ищем причины в воспитании. С нетерпением жду следующих публикаций.